Госдума приняла во втором чтении пакет поправок в КоАП, который вводит ответственность за поиск экстремистских материалов в интернете и штрафы за создание и рекламу VPN-сервисов. Поправки должны вступить в силу уже с 1 сентября.
Законопроект изначально должен был упорядочить работу экспедиторов. Но ко второму чтению в него добавили пункты, сильно ограничивающие свободу пользователей интернета. Возможно, так законодатели пытались отвести внимание от заведомо непопулярной инициативы и сбавить общественный резонанс, но журналисты все равно ее заметили и последние два дня поправки обсуждают как прогосударственные, так и оппозиционные медиа и эксперты.
Как именно будет работать новый закон, возможно ли технически отследить поиск экстремистских материалов, почему против поправок неожиданно выступили Екатерина Мизулина и Маргарита Симоньян, разбираемся в этом материале.
В чем суть
Все самые важные поправки помещены в середину текста законопроекта, который начинается с ограничений и предписаний для экспедиторов — они теперь должны передавали силовикам подробные данные о перевозках. Предположительно, это реакция законодателей на атаку на военные аэродромы 1 июня, которую спецслужбы Украины совершили при помощи дронов, вылетавших из фур дальнобойщиков.
Депутаты предлагают добавить в Кодекс административных правонарушений новую статью 13.53 «Умышленный поиск заведомо экстремистских материалов и получение доступа к ним, в том числе с использованием программно-аппаратных средств доступа к информационным ресурсам <…>, доступ к которым ограничен».
Она устанавливает ответственность за поиск и получение доступа к запрещенным материалам. Если раньше наказывали только за публичное распространение таких материалов, то теперь их нельзя будет искать, просматривать и читать. За это оштрафуют на сумму от 3 до 5 тысяч рублей.
Вместе с тем в России предлагают ввести штрафы для владельцев и администраторов локальных VPN-сервисов. Для этого вводится статья 13.52 «Нарушение порядка использования программно-аппаратных средств доступа к информационным ресурсам, доступ к которым ограничен».
Если вы создали небольшой VPN-сервер для своих близких, друзей, коллег по офису или однокурсников и вы можете посещать заблокированные в России ресурсы, так что этого не видят провайдеры и силовики, вам грозят штрафы: от 50 до 80 тысяч рублей для граждан, от 80 до 150 для должностных лиц, от 200 до 500 тысяч рублей для юрлиц.
Те же самые штрафы ждут тех, кто рекламирует VPN-сервисы (часть 18 статьи 14.3), что формально запрещено и блокируется с марта 2024 года, но никак не преследовалось все это время.
Адвокат «Первого отдела» Евгений Смирнов обращает внимание, что законопроект направлен в первую очередь против операторов связи, которые обязаны закупать оборудование для слежки в интернете и телефонных сетях, а также поддерживать его в рабочем состоянии. И только в последнюю очередь поправки отдельных касаются пользователей.
— На моей памяти это первая попытка ввести ответственность именно за поиск запрещенных материалов. К сожалению, ресурсы по отслеживанию такого поиска у силовиков имеются — это и система СОРМ, и отечественные IT-компании, которые готовы беспрекословно следить за своими пользователями и передавать о них любую информацию, — рассказал Смирнов It’s My City.
Госдума приняла поправки во втором чтении 17 июля. Во время обсуждения поправок в Госдуме докладчик Александр Тетердинко заявил, что новые штрафы вводят специально для тех, кто целенаправленно ищет экстремистские материалы в сети, в том числе используя VPN.
— Невозможно случайно наткнуться на экстремистский материал в сети и невозможно случайно его прочитать. Это можно сделать, только если вы целенаправленно его ищете в тех сегментах интернета, на которые юрисдикция органов власти РФ не распространяется. Если вы это целенаправленно делаете, вы будете нести ответственность. Если вы захотите найти эти материалы в российском сегменте интернета, вы их не найдете, так как они надежно заблокированы, — эмоционально заявил Тетердинко.
О новых поправках журналисты сегодня также спросили пресс-секретаря Владимира Путина Дмитрия Пескова. Он ответил, что не будет комментировать, так как не знаком с инициативой депутатов.
«Черные ящики». Как это будет исполняться технически
Главный вопрос — как силовые органы узнают, на какие сайты пытался зайти пользователь. В России давно действует система СОРМ — комплекс средств оперативно-розыскных мероприятий, которые устанавливают все отечественные операторы связи, поисковики и цифровые платформы. Так, «Яндекс» передает силовикам всю историю вашего поиска, операторы связи — данные о том, на какие сайты вы заходите, к каким сервисам подключаетесь. К примеру, если вы искали в «Яндексе» расследования Алексея Навального, силовики это смогут увидеть.
— СОРМ — это черные ящики, которые фиксируют все наши разговоры, и все, что мы делаем в сети. Они стоят у сотовых операторов и интернет-провайдеров, но сами компании не знают, что происходит внутри них: черные ящики ведут на пульты управления ФСБ, — объясняет журналист-расследователь Андрей Захаров.
Однако здесь есть свои оговорки. Сотрудники спецслужб видят через эти ящики весь незашифрованный трафик, который идет по старому протоколу http. Но большинство современных сайтов, в том числе YouTube, используют современный https. Это значит, что в СОРМ видно, что человек зашел на сайт (Google, YouTube), но не видно, что он там делает, добавляет журналист.
Кроме того, если вы используете VPN, ваш трафик защищен и силовики вообще не могут узнать, какие сайты вы посещаете. В СОРМ видно лишь, что ваш трафик идет на какой-то зарубежный сервер. Дают защиту и браузеры-анонимайзеры, например, Tor.
«Сайты, зашифрованные протоколом HTTPS, децентрализованные сети (TOR) не позволяют СОРМ получать информацию о действиях пользователей в сети», — приводит Захаров цитату из исследования МВД.
Из всего этого журналист делает вывод, что отслеживать поиск экстремистской информации в интернете силовики будут не столько онлайн, сколько офлайн. К примеру, к вам пришли с обыском, остановили на улице или на границе и потребовали разблокировать телефон. Если вы подчинитесь, сотрудники органов смогут без препятствий посмотреть ваши подписки и историю поиска — на какие сайты вы заходили.
С такими досмотрами с 2020 года сталкиваются жители Беларуси, где подписка на экстремистские каналы и чаты в Telegram может считаться участием в экстремистском сообществе, которое карается сначала штрафом или арестом, а после и лишением свободы до семи лет.
В том, что касается VPN-сервисов, исполнение закона выглядит еще более затруднительным, обращает внимание Михаил Климарев, создатель «Общества защиты интернета» и проекта VPN-генератор, который позволяет россиянам создавать свои бесплатные точки доступа.
— Штрафы там в первую очередь для создателей VPN. Обычных граждан это не касается. Но формулировка про «неисполнение владельцем программно-аппаратных средств» может трактоваться как угодно. Я не очень понимаю, как это будет применяться. Ладно, меня в шестьсот шестьдесят шестой раз оштрафуют за то, что генератор не подключается к реестру РКН. Но как граждан-то ловить? — задается вопросом Климарев.
Депутат Госдумы Антон Горелкин, который входит в комитет Госдумы по информационной политике, успокаивает, что россиян не будут наказывать за использование VPN в законных целях. Однако в каких именно, не уточнил.
«Граждане смогут свободно использовать VPN в любых законных целях. Но если при помощи таких сервисов кто-то захочет совершить преступление, это будет считаться отягчающим обстоятельством», — пишет Горелкин.
Накажут ли меня за рилсы в «Инстаграме»? Что вообще считается экстремистскими материалами
Официальный список таких материалов ведет Минюст. Всего в нем 5437 материалов, значительная часть которых связана с радикальными исламскими течениями. Часто они описаны так, что сложно понять, о чем именно идет речь. Как вам, например, «стихотворение „Чуда-Юда“ за подписью „Николай Федоров“» (решение Южно-Сахалинского городского суда от 25.10.2007)? После новостей о принятии законопроекта во втором чтении сайт Минюста резко перестал открываться в России по неизвестным причинам.
К экстремистским материалам также относят «документы либо информацию на иных носителях», которые призывают к экстремистской деятельности или оправдывают ее необходимость. Например, труды руководителей национал-социалистической рабочей партии Германии, выступления или изображения руководителей организаций, которые осуждены Нюрнбергским трибуналом, отмечает Центр защиты прав СМИ.
«Наказать смогут в том случае, если человек решит поискать в интернете какую-нибудь песню или текст, зная, что они включены в реестр экстремистских материалов. Или если поисковик в ответ на какой-то запрос выдал ссылку на экстремистский материал, а человек ее открыл», — пишут специалисты Центра.
Если какую-то организацию в России признали экстремистской, это не делает все ее материалы экстремистскими. По каждому материалу должно быть отдельное решение суда, поэтому ссылки на публикации в Facebook* и Instagram* запрещенными пока не считаются. Примерно то же самое заявил докладчик в Госдуме.
— «Инстаграм» у нас в перечень экстремистских материалов не включен, могут быть отдельные посты, но не весь «Инстаграм» в целом, — сказал депутат Госдумы Александр Тетердинко.
Проект «Сетевые свободы» отмечает, что с 2023 года к экстремистским материалам могут также относить те, что содержат:
❌ символику запрещенных организаций (радужный флаг или значок Н с восклицательным знаком посередине);
❌ публичные высказывания, оправдывающие терроризм;
❌ возбуждение социальной розни;
❌ воспрепятствование деятельности госорганов и осуществлению гражданами их избирательных прав;
❌ призывы к насильственному изменению основ конституционного строя или нарушению территориальной целостности РФ.
Неожиданная реакция пропаганды
Новости о законопроекте вызвали осуждение не только в среде оппозиционных медиа. Неожиданно с критикой инициативы высказались глава «Лиги безопасного интернета» Екатерина Мизулина и главред RT Маргарита Симоньян — обе возмутились, что не смогут писать доносы на экстремистов, ведь даже искать и читать их материалы теперь запретят.
«Получается, что „Лига безопасного интернета“ по новому закону не сможет передавать МВД данные об экстремистских сообществах. Это примерно 30% нашей деятельности. Мы действительно целенаправленно мониторим такой контент и передаем сведения в правоохранительные органы в рамках уставной деятельности», — написала Мизулина, имея в виду в том числе сообщества АУЕ*, тематику колумбайна* и ЛГБТ*.
«Запретят нам мониторить экстремизм, ну и слава Богу. Только вот дело отнюдь не в нас. Новый закон многим россиянам может создать проблемы, которые они не ожидали. Я вижу риски. Я не боюсь об этом говорить прямо. Нравится это кому-то или нет», — добавила Мизулина.
По ее словам, например, непонятно, как из запроса в поиске будут определять, что человек искал экстремистский материал, а не что-то безопасное. Например, она напомнила, что в списке экстремистских есть, например, газета под названием «Я русский».
«Уважаемое государство, подскажите, пжл, а как нам впредь расследовать деятельность и клеймить позором разных там экстремистских фбк*, если нам будет запрещено их даже читать? Надеюсь, будут поправки», — присоединяется к недоумению Мизулиной Маргарита Симоньян.
Что делать, чтобы защитить себя от случайных штрафов. Отвечает адвокат Георгий Краснов
— Скорость принятия законопроекта во втором чтении и отсутствие какого-либо критического обсуждения указывает на то, что основная цель — снижение использования VPN-сервисов и активности граждан в сети «Интернет». Большинство людей, прочитав новостные заголовки и обменявшись слухами, испугаются и сочтут, что теперь нельзя посещать заблокированные сайты и использовать VPN.
Но это не так. По-прежнему можно использовать VPN-сервисы и посещать заблокированные сайты (YouTube, Instagram и так далее). Законопроектом вводится административная ответственность за рекламу VPN-сервисов, но не за их использование.
Для привлечения к административной ответственности за поиск экстремистских материалов необходимо получить историю поисковых запросов и установить факт получения доступа к экстремистским материалам. Если человек не использует российский браузер и при этом пользуется VPN, то дистанционно получить такую информацию правоохранительным органам будет крайне затруднительно. Однако если человек добровольно дал свой телефон на осмотр и назвал код-пароль, то история браузера может стать предметом тщательной проверки с негативными последствиями.
Важно понимать, что не все заблокированные сайты являются экстремистскими, это не одно и то же. Подавляющее большинство заблокированных на территории РФ ресурсов ограничены по другим причинам и не признаны судом экстремистскими. Посещение заблокированных сайтов, не включенных в федеральный список экстремистских материалов, по-прежнему законно и не является нарушением.
Ключевые выводы, чтобы минимизировать риски:
❗️Не используйте российские браузеры и поисковики.
❗️При возможности используйте проверенные VPN-сервисы.
❗️Не отдавайте свой телефон на осмотр и никогда не называйте код-пароль (обязанность делать это ничем не предусмотрена).
❗️ Уделяйте должное внимание информационной гигиене: периодически очищайте историю браузера, удаляйте временные файлы и неактуальные переписки в мессенджерах.
*Признаны экстремистскими и запрещены в России
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.