В конце июня в Екатеринбурге задержали как минимум восемь человек — уроженцев Азербайджана. Их называют причастными к заказным убийствам, которые произошли 15–25 лет назад. Как утверждают задержанные и их адвокаты, многих из них избивали и пытали, а два человека в итоге погибли. В итоге разгорелся международный скандал, и теперь отношения Москвы и Баку переживают новый острый кризис.
It’s My City разбирался, что предшествовало жестким задержаниям, в чем именно обвиняют представителей азербайджанской диаспоры и насколько сильно пострадали задержанные. Кроме того, вместе с экспертами мы проанализировали реакции Азербайджана и попытались ответить на вопрос, станет ли ситуация в Екатеринбурге поводом для длительного охлаждения в отношениях двух стран.
Что стало поводом для задержаний
27 июня сотрудники свердловского УФСБ провели в Екатеринбурге массовые задержания. По данным Е1, силовики доставили в полицию около 50 человек, однако адвокаты утверждают, что задержанных было 15, большинство из них — граждане России, но имеют азербайджанское происхождение.
Среди задержанных сотрудники спецслужб искали свидетелей и подозреваемых в совершении заказных убийств в 2001, 2010 и 2011 году. Речь идет об убийстве предпринимателя Юниса Пашаева, владельца овощебазы в Екатеринбурге Икрама Гаджиева, а также о заказном покушении на Фехруза Ширинова.
Юнис Пашаев был владельцем прилавка с одеждой на «Таганском ряду», он платил дань бандитам, крышевавшим торговцев. В 2001 году Пашаев отказался платить, и бандиты зарезали его кухонными ножами возле кафе «Металлон», рассказал источник Е1.
Товарищ Пашаева Фехруз Ширинов, который был с ним в момент убийства и увез раненого в больницу, позже стал жертвой покушения. В мае 2011 года на Ширинова напал киллер: он выстрелил в мужчину, но случилась осечка. Ширинов задержал киллера, но тот так и не рассказал следователям, кто был заказчиком, сообщает Е1.
Второй убитый, Икрам Гаджиев, владел овощебазой в Екатеринбурге. В 2011 году в его голову в упор выстрелил киллер, когда Гаджиев вышел из машины. После выстрела он смог побежать за убийцей, но потерял сознание и позже умер в больнице, рассказывает Е1.
Предположительно, преступления происходили из-за конфликтов и раскола в диаспоре, рассказывает источник 66.Ru. Однако эпизоды могли остаться в архиве, если бы сын убитого Икрама Гаджиева не рассказал следователям ранее неизвестную информацию об убийствах. Какую именно, не уточняется.
Сейчас следователи уверены, что к заказным убийствам и покушению были причастны члены семьи Сафаровых. По их мнению, к убийству Пашаева причастны Гусейн, Зияддин и Мазахир Сафаровы: первые двое погибли после задержания 27 июня, а третий находится под стражей по решению суда.
Травмы, переломы ребер, посттравматический шок
Погибшие при задержании братья 55-летний Зияддин и 60-летний Гусейн Сафаровы были совладельцами кафе «Каспий». В пресс-службе Следственного комитета РФ заявили, что смерть одного фигуранта (его имя ведомство не уточнило) наступила из-за сердечной недостаточности, а причина смерти второго еще устанавливается.
Тела Сафаровых российские силовики передали властям Азербайджана, после чего местные эксперты провели собственную экспертизу (как минимум один из погибших, Гусейн Сафаров, был гражданином Азербайджана). В Генпрокуратуре Азербайджана позже заявили, что смерть обоих мужчин наступила в результате пыток.
«Сафаров Гусейн Мехти оглы скончался в результате посттравматического и постгеморрагического шока, вызванного множественными травмами, в том числе множественными переломами ребер, а его брат Сафаров Зияддин Мехти оглы скончался в результате посттравматического шока, вызванного множественными травмами», — сказано в телеграм-канале ведомства.
Гусейн Сафаров умер около 15:00 в ОВД в Екатеринбурге, а Зияддин — утром от полученных травм в автомобиле, утверждает азербайджанская Генпрокуратура. 1 июля братьев похоронили в Азербайджане.
«Били головой об пол, били стульями по голове»
29 июня, 1 и 2 июля Ленинский суд в Екатеринбурге избрал меру пресечения восьмерым оставшимся в живых фигурантам уголовного дела — Мазахиру, Акифу, Аязу, Бакину, Камалу Сафаровым, Алихману Гянджиеву, Азизу Аббасову и Шахину Лалаеву. Всех их отправили в СИЗО до 19 июля.
Перед арестом 29 июня Мазахир Сафаров рассказал адвокату и журналистам, что силовики избили его и сломали ему ребро. Аяз Сафаров, которому избирали меру пресечения в этот же день, также выглядел избитым: на его лице были довольно свежие ссадины и синяки. Однако журналистам он сказал, что «упал» за несколько дней до задержания. Остальные четверо задержанных, меру пресечения которым избирали 29 июня, не имели видимых признаков избиения и не жаловались на насилие силовиков.
Адвокат Сафаровых и Гянджиева Илкин Амиров рассказал, что к Мазахиру Сафарову следователи применяли пытки, например, использовали электрошокер и «другие тяжелые предметы». Из-за побоев мужчина попал в больницу, но затем его снова увезли в ИВС, откуда доставили в суд, добавил адвокат.
— Сейчас он даже не может ходить. Все судебное заседание он провел стоя, потому что не мог сидеть. Что будет с ним твориться эти двое суток, для меня страшно. Я постараюсь провести с ним максимальное количество времени в ИВС, чтобы хотя бы в тот период времени, пока я там нахожусь, в отношении него не проводились насильственные действия, — сказал журналистам Илкин Амиров.
О том, как сотрудники ФСБ пришли домой к Мазахиру Сафарову, рассказал и его сын Вугар Сафаров. По его словам, силовики буквально вломились к нему в квартиру в пять утра 27 июня.
— Сначала я не открывал дверь. Но когда увидел, что они выламывают ее, я сам открыл. Все были в масках. Это были сотрудники Федеральной службы безопасности России. В доме также находились маленькие дети. Нас избили, ничего не спрашивая. Они перевернули весь дом и в течение часа нас били. Били головой об пол, били стульями по голове, — рассказал Вугар Сафаров российскому бюро издания Report.
По его словам, его вместе с отцом увезли в «изолятор», где продолжали избивать. Мазахира Сафарова били 10 часов, после чего он начал кричать «Умираю», силовики вызвали ему скорую. Перед отъездом в больницу он успел сказать сыну, что следователи «хотят все свалить на него» и что ему сломали ребра. Также, рассказывает Вугар, сотрудники ФСБ склоняли его к подписанию контракта с Минобороны: «Подошли и сказали, что я должен подписать контракт и отправиться на войну». Позже Вугара отпустили из изолятора.
Адвокат Илкин Амиров утверждает, что у следствия не было «ни единого» доказательства о причастности его подзащитных к уголовному делу. Силовики получили лишь показания двух свидетелей, но ни в одном из них не было фамилий подзащитных Амирова. Также адвокат сообщил, что всего силовики задержали 15 человек, двое из них находятся в больнице в тяжелом состоянии, против одного из них применили пытки. Речь о Камале Сафарове и Азизе Аббасове.
Вечером 2 июля мужчин все же привезли в суд и отправили в СИЗО. На заседании журналисты заметили следы побоев на лице Азиза Аббасова. Его адвокат Злата Кирсанова заявила, что у него диагностировано сотрясение мозга и сломаны ребра.
— Даже если представим, что кто-то из этих людей виновен, [применение пыток] недопустимо. Мы находимся в правовом государстве и надо использовать правовые методы расследования, а не доводить людей до изнеможения, убивать брата перед глазами другого брата, чтобы после этого он тоже признался, — сказал журналистам Илкин Амиров.
Никто из арестованных не признал вину. По словам адвоката, его подзащитный Мазахир Сафаров не дал признательных показаний даже после пыток.
«Почему у нас так задерживают свидетелей?»
Вечером 1 июля задержали главу азербайджанской диаспоры в Екатеринбурге (руководителя организации «Азербайджан-Урал») Шахина Шыхлински у ТЦ «Баку Плаза» в Пионерском микрорайоне.
Как рассказал It’s My City его сын Мутвалы Шыхлински, который был с отцом в момент задержания, они припарковались на своем «Гелинтвагене» возле торгового центра. После этого к зданию подъехали автозаки, из них выбежали несколько человек. Как потом узнал Мутвалы, это были сотрудники силовых структур.
— Они начали ломать окна автомобиля ломом, один из них направил на нас пистолет. Мы, естественно, были ошарашены происходящим. [Силовики] открыли двери, положили нас на пол, — говорит Мутвалы Шыхлински.
Как пишет Baza, когда машину окружили силовики, Мутвалы сдал назад и сбил с ног одного из оперативников, тот получил ушиб головы. Позже сын Шахина Шыхлински объяснил изданию «Вечерние ведомости», что растерялся и сначала подумал, что на автомобиль напали бандиты. В итоге силовики посадили Мутвалы и его отца в свою машину и «увезли в неизвестном направлении», не объясняя, почему их задержали и куда их везут.
Чуть позже молодого человека отпустили, а его отца увезли в областное управление Следственного комитета на улице Щорса. Мутвалы не допрашивали, потому что он еще был ребенком, когда происходили убийства. Отца Мутвалы отпустили из СК ночью 2 июля, через несколько часов после задержания, он в статусе свидетеля.
— Что это вообще такое было? Почему были предприняты такие незаконные действия в отношении нас? Почему у нас так задерживают свидетелей? — возмущается Мутвалы Шыхлински.
Глава азербайджанской диаспоры Шахин Шыхлински общаться с It’s My City отказался. От комментариев отказались и другие представители диаспоры.
«Вмешательство во внутренние дела России»
После жестких задержаний в Екатеринбурге в отношениях России и Азербайджана наметился серьезный кризис. Хотя погибшие и пострадавшие в ходе допросов — российские граждане, азербайджанские власти начали расследовать случившееся и требовать объяснений от представителей России.
28 июня МИД Азербайджана официально призвал Россию провести расследование гибели азербайджанцев и наказать тех, кто к этому причастен. Азербайджанские власти также вызвали временного поверенного в делах посольства России в Азербайджане Петра Волоковых и вручили ему ноту протеста. Нота касалась не только происшествий в Екатеринбурге, но и расследования крушения самолета Azerbaijan Airlines, которое произошло в конце декабря 2024 года.
Азербайджанский самолет пролетал над Чечней, в то время как военные отражали атаку дронов на республику. Следователи пришли к выводу, что самолет «получил сквозные повреждения» из-за «проникновения внешних объектов».
Азербайджанские медиа сообщали, что на подлете к Грозному самолет был атакован ракетой ПВО. В подтверждение этому уже после екатеринбургских событий азербайджанские СМИ опубликовали запись переговоров российских военных и объяснительную записку капитана российской ПВО.
В сообщении азербайджанского МИДа говорится, что эта катастрофа и ее последствия негативно влияют на отношения двух стран с конца прошлого года. За крушение самолета в конце прошлого года перед президентом Азербайджана извинялся лично Владимир Путин. Азербайджанские власти также требовали от Москвы наказать виновных, но публично об итогах расследования российские власти пока не сообщали.
Позже Минкульт Азербайджана отменил все мероприятия с российским участием. Например, в Баку не состоятся концерты Басты, Леонида Агутина и Анжелики Варум, Клавы Коки, а также несколько гастрольных спектаклей.
30 июня азербайджанские следователи пришли с обыском в офис агентства «Sputnik-Азербайджан», который входит в медиагруппу «Россия сегодня». Силовики задержали двух сотрудников редакции — исполнительного директора Игоря Картавых и главного редактора Евгения Белоусова. Азербайджанские СМИ писали, что оба являются сотрудниками ФСБ, которые работали в стране под прикрытием. 3 июля руководитель «России сегодня» Дмитрий Киселев заявил об уходе Sputnik из Азербайджана.
Позже задержали еще нескольких россиян, которые, как заявили азербайджанские силовые ведомства, входили в преступную группировку, перевозившую и продававшую наркотики из Ирана. Как выяснили «Важные истории», «Агентство» и «Медиазона», среди задержанных оказались IT-специалисты Антон Драчев и Дмитрий Безуглый, бывший сотрудник «Газпромнефти» и «Роснефти» Валерий Дулов, психолог Алексей Васильченко, а также турист из Екатеринбурга Александр Вайсеро. Все молодые люди, судя по фотографиям с заседания суда, были сильно избиты. Сейчас они в СИЗО.
Силовые ведомства также стали проверять и тех россиян, которые приехали в Азербайджан с 2022 года. Силовики, одетые в гражданскую одежду, ходят по адресам, где проживают россияне с азербайджанским ВНЖ, и проверяют документы, рассказали представители проекта «Ковчег» в телеграм-канале. Также проверкам подверглись и российские туристы, на границе у них спрашивают цель приезда. Есть сообщения о том, что к некоторым приехавшим из России людям проверяющие применили силу, эту информацию уже подтвердило посольство России в Азербайджане.
1 июля МИД РФ вызвал посла Азербайджанской Республики Рахмана Мустафаева и заявил ему протест «в связи с последними недружественными действиями Баку». В министерстве заявили, что это были сознательные шаги по ухудшению отношений между Азербайджаном и Россией. В то же время заявления Азербайджана о том, что российские силовики превысили полномочия, назвали вмешательством во внутренние дела России.
Непропорциональная реакция
По мнению политолога Ильи Гращенкова, с внутрироссийской точки зрения произошедшее в Екатеринбурге стоит рассматривать как попытку передела собственности, который теперь затрагивает и национальные диаспоры. Они получили разные сферы бизнеса в 1990-е, но в последние три года начали терять контроль над ситуацией. На это влияет охлаждение экономики и ужесточение мигрантской политики.
— Национальный бизнес отодвинул западные компании, ушедшие из РФ, а теперь поглядывает и на бизнес соседей. Как и в случае с реприватизацией, многие активы, принадлежащие диаспорам, были приобретены в «лихие девяностые» и, возможно, не совсем честным путем. Какие-то сферы и вовсе продолжают контролироваться полузаконно. Таким образом, наведение порядка может совпасть и с пересмотром границ дозволенного.
Говоря проще, заработал свое — дай заработать другому. «Темы», как было принято говорить раньше в бизнесе, нужно уметь передавать другим. Особенно в годы, когда кормовая база сужается и тут своим не хватает, — считает Гращенков.
С точки зрения внешней политики задержания в Екатеринбурге добавили дополнительное напряжение в отношениях Москвы и Баку, которые и так находятся в затяжном кризисе, начавшемся еще до истории с авиалайнером, уверен ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО Сергей Маркедонов.
«Остроту нынешнего кризиса ни в коем случае нельзя недооценивать. Но думается, что корни этого разлада уходят намного глубже. И трагическая история со сбитым лайнером, и история с задержаниями в Екатеринбурге лишь усугубили системные проблемы, которые годами предпочитали не замечать, повторяя, как мантры, слова о партнерстве и союзничестве, не видя (или не желая видеть) принципиальные разночтения и расхождения», — пишет в своем телеграм-канале Маркедонов.
По его словам, отношения между Россией и Азербайджаном не были ровными и безоблачными. Несмотря на партнерство, Азербайджанская Республика поддерживала территориальную целостность Украины, а также выстраивает крепкие отношения с Турцией, что не нравится российским властям.
Москва не заинтересована в ухудшении межгосударственных отношений с Азербайджаном, так как он является для нее важным политическим партнером на Южном Кавказе, хотя и не входит в объединения вроде ОДКБ или Таможенного союза. Поэтому органы власти стараются не подливать масла в огонь и еще есть шанс урегулировать конфликт, считает доцент кафедры политических наук УрФУ Руслан Мухаметов.
— Представители органов исполнительной власти, МИД (как в России, так и Азербайджана) характеризуют ситуацию достаточно сдержанно. Без эмоций, без каких-то крайностей, в отличие от проправительственных журналистов. Поэтому я думаю, эта информационная кампания с каждой стороны в конце концов сойдет на нет, если не сегодня, то завтра, — рассказал It’s My City Мухаметов.
Об этом уже свидетельствует утихшая шумиха в России: с конца прошлой недели задержания представителей азербайджанской диаспоры в Екатеринбурге почти перестали мелькать в новостной повестке. По мнению Мухаметова, обе стороны постепенно урегулируют конфликт дипломатическим путем.
Примерно то же самое произошло в декабре прошлого года, когда в казахстанском Актау упал борт авиакомпании Azerbaijan Airlines. Сейчас азербайджанские издания пытаются припомнить России ту трагедию, но с формальной стороны у первых лиц Азербайджана больше не возникает вопросов к России. Хотя, конечно, извинения Владимира Путина могло быть недостаточно для Баку, предполагает Руслан Мухаметов.
— Декабрьское событие все же могло оставить осадок у азербайджанской стороны, а июньские события могли напомнить об этом. Отсюда и такая эмоциональная реакция: азербайджанские СМИ делали достаточно резкие заявления в сторону России. Почему же реакция была столь непропорциональной, довольно сложный вопрос.
Крепкие отношения с Баку особенно важны для России в условиях санкционного давления: Азербайджан, скорее всего, играет важную роль в параллельном импорте. Именно поэтому Москва сдержанно реагирует на выпады в свою сторону, — заключает Мухаметов.
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.