«Мы перешли в эпоху, когда здания строятся не на века, а на время»

Издатель Tatlin и художник Эдуард Кубенский про архитектуру прошлого и современных застройщиков

4 июня, 18:22, 2025г.    Автор: IMC

В последний выпуск подкаста «Надо больше хорошего», который It’s My City записывает вместе со студией «Послушайте», мы позвали художника, архитектора и руководителя издательства Tatlin Эдуарда Кубенского. Вместе с ним мы попытались разобрать городскую мифологию — от спорного памятника Борису Рыжему в Екатеринбурге до конструктивизма, который он считает «голой архитектурой».

Почему хрущевки проектировали с расчетом на похороны, как «кладбище домов» превратилось в арт-проект и зачем девелоперам стоило бы строить квартиры, «в которых не стыдно встретить Бога» — откровенный разговор о том, как вера, ирония и бетон формируют облик Екатеринбурга.  

Выпуск получился одновременно философским и дерзким, как и все, что делает Кубенский, так что его вполне можно растащить на цитаты. Самые яркие из них мы собрали в этом тексте.

Фото: It's My City

Про памятники и улицы

— Я категорически против всех памятников. Когда я делал «Трибуну поэта», кому-то в интервью сказал: «Я против памятников политикам, даже если они хорошие. Я за памятники поэтам, даже если они плохие». Но в целом я против памятников, все равно мы создаем себе кумира, как ни крути.

Я против того, чтобы называли улицы чьими-то именами, просто назовите «улица 1», «улица 2», «улица 3». Меньше будет споров.

Почему Эдуард не любит конструктивизм

— Как-то в Ельцин Центре я читал лекцию на Днях конструктивизма. Пытался с аудиторией наладить контакт и начал прямо: «Я не люблю конструктивизм». И там даже была картинка, где я вылезаю из окна Белой башни и произношу облачком эту фразу.

Потом я пытался объяснить, чем конструктивизм отличается от сталинской и классической ордерной архитектуры. Люди с юмором поняли мой стеб, но в конце лекции ко мне подошла женщина и сказала: «Таких, как вы, убивать надо!» Причем она художник.

Конструктивизм, если подходить формально, это «голая архитектура». Если например, с библиотеки Белинского убрать все «цветы», получится конструктивизм. У вас останется чистая, пустая коробка. А в этих «цветах» жил бог. Конструктивизм XX века заменил бога на человека.

Про кладбище уничтоженных домов

— «Кладбище домов» — такой проект, который людей сильно торкает. Они говорят: «Кто это сделал? Уберите срочно». А когда начинают вникать в суть, говорят: «Ну и правильно, что сделали».

Сити-менеджера Александра Эдмундовича Якоба спросили в 2012 году журналисты, мол, зачем вы хотите убрать, ведь многим уже нравится, люди готовы приходить туда в День памятников, подкрашивать. Якоб сказал гениальную фразу: «Художник высказался, за ним надо убрать». И я понял, что он тоже художник, дадаист настоящий .

Арт-объект в виде кладбища разрушенных в Екатеринбурге исторических зданий, созданный Эдуардом Кубенским в 2012 году у Библиотеки имени Белинского. Фото: Tatlin

Про квартиры, в которых не стыдно встретить бога

— Как-то я оказался на закрытом клубе девелоперов в «Тихвине» и наш разговор зашел о рекламе квартир. Я сказал: «Вот вы на рекламных щитах вешаете фразу „трешка по цене двушки“ или „двушка всего за полтора ляма“». Они возмутились: «А что такого?» Я ответил: «Я не такой богатый, как вы, и чтобы купить квартиру, мне нужно лет до 30–40 копить на первый взнос, а вторую половину жизни я должен выплачивать ипотеку. Однозначно, я в ней умру. Гипотетически я встречусь с богом в этой „двушке“».

Мне кажется, нужно проектировать квартиры так, чтобы они были копией мироздания, как храм. Если вы напишете на щитах «двухкомнатная квартира, в которой не стыдно встретить бога», будет другой эффект. В какой-то момент я заметил, что слова «однушка», «двушка», «трешка» на щитах пропали.

Про хрущевки

— Вы знаете, почему в хрущевках такие подъезды? Не такие парадные, как были в домах до революции. Это чисто строительные нормы и правила — лестничная клетка рассчитана не для того, чтобы мы там удобно ходили и что-то носили. Она рассчитана для того, чтобы можно было развернуть гроб и спустить его с пятого на первый этаж. Даже люди, которые проектировали здание, думали о смерти. Понимали, что человек в этой хрущевке или «брежневке» умрет.

Фото: It's My City

Про временность новой архитектуры

— Мы перешли в эпоху, когда здания строятся не на века, а на время. Зачем нам оставлять дом детям, если они могут сами его построить и там уже будет технология умного дома?

Вот у вас чайник сломается от итальянской компании Alessi, что вы с ним сделаете? Выбросите и купите новый, китайский. А самовар ваших бабушки и дедушки будет жалко выбросить. Во-первых, это какая-то странная фигня, если можно воду кипятить кипятильником, как в хрущевке. Во-вторых, потому что это было искусство, самовар — это тот самый «цветок».

Что на самом деле осталось от исторической архитектуры

— Даже если мы смотрим на старый дом, мы видим новый мир. Мы не видим как астрономы «прошлое вселенной». Вы когда гуляете по городу, можете найти фрагмент, про который можно сказать: «Вот Екатеринбург XIX века»? Вот возьмем консерваторию, горное училище. Окна там пластиковые стоят? Наверняка. Штукатурка там с XIX века? Кровельное покрытие тоже досками XIX века закрыто? На тротуаре рядом там плитка же какая-то лежит? И даже вывеска на этом доме сделана совсем недавно.

Мы видим современный мир, даже если это московский Кремль.

Фото: It's My City

В каком архитектурном стиле мы живем

— Ребята, которые изобрели слово «капром», для зданий сегодняшних придумали новое слово «капут» — капиталистический утилитаризм. Капром — это когда государственная собственность перешла в частную, у частного владельца появилось много денег и он решил построить дворец коммунизма, только на своем приусадебном участке, о чем мечтал, пока жил в хрущевке.

Прошло время, выросло новое поколение — это дети создателей капрома. Они отучились в зарубежных вузах. Они поняли, что не надо тратить деньги на всю эту «красоту», надо фигачить быстрее, чтобы люди больше брали ипотеки. Архитектура утилизировалась. Я смотрю на архитектуру Екатеринбурга и не могу понять, кто что спроектировал. Как будто искусственный интеллект все фигачит. Я думаю, этим все и кончится следующим летом.

Штаб-квартира РМК — это чистой воды капут. Если бы я был сэром Норманом Фостером и меня попросили такое построить в Екатеринбурге, я бы в первую очередь спросил: «А это где?» Я бы сказал, что, конечно, туда не поеду. Если бы меня попросили сделать что-то красивое и не за много денег, на месте Нормана Фостера я бы придумал модуль на два этажа и растиражировал бы его на «шишку».

🎧 Полностью выпуск можно послушать по ссылке.

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: