В России готовятся поправки в федеральный закон о работе с объектами культурного наследия (ОКН), которые могут кардинально изменить подход к охране исторической застройки. Одну из них уже приняли, она вступает в силу с 1 марта 2026 года и позволяет собственникам и волонтерам проводить на памятниках архитектуры некоторые работы без согласования с органами охраны.
Вторая поправка предлагает передать регионам право снимать с здания охранный статус, в том числе из-за утраты историко-культурного значения. До принятия изменений лишать ОКН гордого названия в силах только федеральный орган. Это изменение в законах Госдума еще рассматривает.
Оба документа подаются как меры по упрощению работы с ОКН. Но градозащитники, юристы и исследователи видят в них реальную угрозу для культурного наследия, особенно в регионах, где историческая застройка уже десятилетиями сталкивается с интересами застройщиков.
Первая поправка, призванная упростить порядок содержания памятников
Госдума одобрила поправку в третьем чтении 22 мая этого года. Следующим шагом будет ее рассмотрение в Совфеде, а после ее передадут на подпись Владимиру Путину.
Поправка должна вступить в силу с 1 марта 2026 года. Она разрешает выполнять определенные работы на объектах культурного наследия без предварительного согласования. Достаточно будет направить уведомление в орган охраны, и можно приступать. В списке работ ремонт инженерных систем, замена окон, локальная отделка, перепланировка помещений, установка кондиционеров (если они закрыты декоративными экранами), благоустройство и работы в ландшафтных парках. Также закон закрепляет возможность участия волонтеров и добровольцев в содержании памятников, в том числе бесхозных.
На первый взгляд, удобное и логичное решение. Но есть нюанс: все это разрешено при условии, что работы не затрагивают предмет охраны. Однако на практике это становится расплывчатой и трудно проверяемой формулировкой.
Получается, что упрощение процедур ремонта без понятных границ и четкого надзора может привести к тому, что здания будут разрушаться не экскаватором, а медленно — «по кусочкам», через кажущиеся безобидными изменения, отмечают эксперты.
Вторая поправка: регионы смогут сами снимать памятники с охраны
Следующая поправка федерального закона предлагает отдать регионам полномочия по исключению памятников из реестра объектов ОКН. Сейчас этим занимается либо федеральный центр (если памятник федерального значения), либо процедура включает обязательную государственную экспертизу. В новой редакции власти субъектов РФ смогут принимать решение по памятникам регионального и местного уровня на основе собственных выводов и заключения региональной экспертизы.
— Объекты культурного наследия, которые находятся в центре города, для застройщиков не более чем квадратные метры земли, на которых можно построить дорогую многоэтажную недвижимость, — поделилась с It’s My City председатель Свердловского регионального отделения ВООПИиК Марина Сахарова.
Исключить памятник можно будет не только при полной физической утрате, но и в случае, если он утратил историко-культурное значение, без четких критериев, что именно под этим понимается. Также предлагается снимать памятники с охраны, если появились документы, ставящие под сомнение основания для их охраны, особенно если их приняли в советское время.
— Если все мы хотим сохранять наследие и давать ему новую жизнь, нам следует внимательнее отнестись к законотворчеству. Бюрократизация процедуры в части включения федерального надзора позволяет нам сохранять наше наследие и делать это в меру объективно, — считает градозащитница, координатор «Том Сойер Феста», выступающая за сохранение дома Топоркова, Любовь Дегтева.
Примеры Екатеринбурга
К сожалению, сложно перечислить все исторические здания и объекты, которые попали под ковш в Екатеринбурге за последние годы. За некоторые из них активисты борются годами — ходят на суды, пишут иски, принимают участие в общественных обсуждениях, собирают деньги на независимые экспертизы. Но даже это не всегда может спасти от ковша экскаватора, который в ночи будет ломать крышу и стены исторического здания, например, как это было с домом Топоркова в январе 2024 года.
— Историческая среда Екатеринбурга уже сжата как шагреневая кожа, ее практически нет. Надо сказать, что практика снятия с охраны в Екатеринбурге опробована уже неоднократно, в том числе и для ОКН, ценность которых признавали специалисты.
Больница в Зеленой роще, главное здание всего комплекса с уникальными планировкой и декоратвными элементам, усадьба Беленькова, церковь Троицкая общества старообрядцев, дом Туржанских, каменные службы в усадьбе Жолобова, Гоголя, 7, дом жилой на ул. Розы Люксембург 8–10 — все эти объекты уже сняты с охраны по заказу застройщиков и с согласия региональных властей. И все они значимы на историко-культурной карте Екатеринбурга, — рассказала Марина Сахарова.
«Местные власти и бизнес часто работают в тандеме. Это прямая угроза исторической среде»
Историческая застройка — это не только красивые фасады и архитектурные детали. Это память о людях, событиях, культуре. Когда мы теряем такие здания, мы теряем связь с прошлым, а вместе с ней — возможность формировать полноценную, многослойную городскую среду.
— Если будет принято решение об упрощении снятия с охраны, то определение того, на каких объектах это сильнее всего скажется, зависит, скорее всего, не от каких-то историко-культурных или юридических характеристик объектов, а от того, насколько интересны бизнесу и властям участки, на которых они стоят, насколько их стесняют существующие сегодня ограничения. Вообще-то и сегодня достаточная настойчивость бизнеса может привести к снятию с охраны, уж способы для такого снятия найдутся, — считает юрист Александр Латыев, который сотрудничает с «Том Сойер Фестом».
Без независимого контроля передача решений по снятию охраны с памятников на региональный уровень означает, что судьбу исторического здания смогут решать те, кто заинтересован в его сносе. Это потенциальный конфликт интересов, в котором история проигрывает деньгам.
Исключение федеральных экспертов из процесса и передача решений на региональный уровень представляют собой прямую угрозу для исторической среды. Градозащитники утверждают, что власти и бизнес часто действуют сообща. И если на федеральном уровне еще возможен отказ, то на местах, особенно когда речь идет о ценной земле, скорее всего, дадут разрешение.
Передача решений на региональный уровень неизбежно усилит коррупционные риски, ведь чиновники часто рассматривают историческую застройку не как ценность, а как препятствие для «развития территории».
Что можно сделать
Градозащитники и юристы уверены: даже если законы примут, остановить разрушение системы охраны еще можно. Главное, не молчать и не оставаться в стороне. Любая помощь будет важной: задонатить несколько рублей на работу градозащитных проектов, сфотографировать разрушение или прибежать ночью спасать здание от сноса.
— Если все мы хотим сохранять наследие и давать ему новую жизнь, нам следует внимательнее отнестись к законотворчеству. Бюрократизация процедуры в части включения федерального надзора позволяет нам сохранять наше наследие и делать это в меру объективно, — подчеркнула Дегтева.
Также можно следить за социальными сетями градозащитных объединений, например, «Том Сойер Фестом» и Свердловским региональным отделением ВООПИиК. Общество уже не раз показывало, что может повлиять на ситуацию.
— Для гражданского общества, на мой взгляд, самым важным является участие профессионалов, прежде всего, практикующих архитекторов и градостроителей. Так мы отстояли Московский цирк и здание СЭВ, — вспоминает Марина Сахарова.
По ее словам, многое зависит от того, насколько активно общество будет реагировать на опасные инициативы.
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.