«Туда, где забыли, туда, где любили»

Такси, которое увезет от травм прошлого: почему стоит посмотреть терапевтическое роуд-муви «Туда»

28 мая, 18:30, 2025г.    Автор: Егор Бобыкин

В российских кинотеатрах уже две недели показывают фильм «Туда» режиссера Ивана Петухова. Это романтическое роуд-муви, которое позволит вам вместе с героями проехать всю Центральную Россию от Владимира до Казани. По сюжету главная героиня садится в такси, чтобы отправиться на малую родину певца Андрея Губина — в Уфу. 

В дороге между импульсивной пассажиркой и угрюмым таксистом складывается особенная химия, а еще мы узнаем об их болезненном прошлом. Каждый из них по-своему пытается преодолеть его, и спонтанное путешествие становится своеобразной терапией для обоих героев.

Чем интересен этот фильм, почему его стоит увидеть, даже несмотря на возможное ощущение дежавю от предыдущих роуд-муви, рассказывает кинокритик Егор Бобыкин. Для любителей уральской музыки в нем заготовлен сюрприз — одним из саундтреков кино стала песня екатеринбургской группы «внимание брусника!»

В жанре роуд-муви есть волшебный элемент, который можно сравнить с ключами зажигания — это движение. Именно оно зажигает и заводит сердце зрителя.

Движение по раскаленному или мокрому, ровному или раздолбанному асфальту. «Движение» деревьев, гор и лугов: кажется, что двигатель внутреннего сгорания приводит в действие не только автомобиль, но и бескрайний ландшафт вокруг. Луна сменяет солнце, дождь — песчаные бури, города уступают места селам, а леса —  горам. Перемена локаций — безотказный способ удержать внимание зрителя. Особенно, если снимают красоты операторы калибра Робби Мюллера («Алиса в городах» Вима Вендерса) или Михаила Кричмана («Овсянки» Алексея Федорченко).

Но для сценариста важен другой тип движения: когда в унисон с движением шестеренок, поршней, колес, стеклоочистителей движутся и развиваются характеры героев. 

А что еще остается им, замкнутым в стальной коробке на колесах, как не раскрывать свою душу? Приходится пробивать коммуникативный барьер, социализироваться, делиться байками, смеяться, рыдать, изливать душу, спасаться от бандитов, а в особых случаях даже менять жизненные ориентиры. А еще роуд-муви — это всегда про следы. Те, что оставляют шины на дороге. И те, что отпечатывает в душе героя само путешествие.

Как раз таким движением и увлекает зрителя новый фильм Ивана Петухова «Туда». Его отправная точка — спальный микрорайон Москвы. Именно там посреди новостроек под ночным небом ожидает своего клиента Вадим, водитель «Яндекс. Такси» (Петр Федоров). На первых кадрах фильма камера фокусируется на обоях смартфона, на которых мы видим Вадима с его женой. Это важная деталь, которых в фильме будет целая россыпь.

Чуть задержавшись, из подъезда выходит девушка с сумкой — она и есть долгожданный клиент Вадима. Это Вера (Ирина Старшенбаум), девушка крайне общительная и, если говорить прямо, назойливая. Вадим помогает Вере уложить сумку в багажник и неожиданно узнает, что ей нужно ехать в Уфу. Не куда-нибудь в ночной клуб, а именно в столицу Башкортостана за тысячи километров по средней полосе. Вадим изумлен — он-то думал, что клиентка просто ошиблась с адресом.

Вадим (Петр Федоров)

Поездка предстоит долгая — 1400 км, несколько дней пути. Не самая приятная ситуация для таксиста Вадима. Да и пассажирка никак не облегчает его долю: болтливая, надоедливая, странная. То засверлит водителя уговорами открыть люк на крыше: ей вздумается высунуть туда руку, будто она пятилетний ребенок. То попросит остановить машину, чтобы выбежать в чистое поле и от души поорать. Выплеск стресса, совет психотерапевта, все дела, утверждает Вера. Угрюмый Вадим, стиснув зубы, исполняет желания клиентки.

Зачем же Вере, собственно, посреди ночи понадобилось ехать в Уфу? Ни за что не догадаетесь с первого раза. Это малая родина культового певца девяностых-нулевых Андрея Губина! А Вера его фанатка, ей хочется пройтись по местам, куда любил захаживать певец. По крайней мере, так объясняет она сама. Вадим ей, конечно же, не верит. Интуиция его не обманывает: клиентка кое-что недоговаривает. Да и угрюмость Вадима объясняется не только назойливостью пассажирки, но и, как станет ясно позже, его одиночеством. 

Немного отъедем в сторону, чтобы разглядеть в свете фар неоспоримые достоинства фильма — актерскую игру. Федоров убедительно играет хмурость и неподатливость таксиста, которые сменяются на ранимость и печаль. Эта смена чувств станет отчетливой, когда герои доберутся до дома родителей Вадима (его отца играет Алексей Серебряков). В семейном разговоре вскроются занозы любовного прошлого героя — занозы почти в буквальном смысле.

Перед Старшенбаум не менее сложная актерская задача. В характере Веры заложены парадоксальные черты: детская открытость и наивность перемежаются с таинственной страстью к притворству. Ее взбалмошность и импульсивность проистекают из того же омута, что и угрюмость и замкнутость Вадима — тяжелого романтического прошлого. Что конкретно произошло с Верой и как она выдернет свои занозы прошлого, зритель узнает в кульминации. 

Вера (Ирина Старшенбаум)

А пока такси довезет до развязки, вы успеете проникнуться химией героев за счет легкости, с которой Федоров и Старшенбаум растворяются в своих контрастирующих амплуа. И за счет удачного юмора, который достигается на этом контрасте. Один из самых смешных эпизодов фильма: Вера просит своего водителя сфотографировать ее на фоне роскошных видов Владимира, а в объектив в итоге попадет не позирующая Вера, а снимавший сам себя на фронталку Вадим.

Мелкие детали — упомянутые выше обои с влюбленной парой на телефоне, не упомянутые еще бабушки у трассы, у которых покупает яблоки героиня — обретут смыслы за счет сюжетных поворотов. Чеховские ружья выстрелят, мотивы зарифмуются. Моментами, однако, стремление режиссера все умно закольцевать оборачивается против самого фильма.

Например, прозрачность авторского замысла не лучшим образом проявляется в сцене, где Вадим как бы невзначай тянет свою ладонь к Вериной. Жест, выдающий с поличным сознательное и подсознательное желание одинокого Вадима наладить контакт со своей странной собеседницей, высказаться о своей зудящей, как кровоточащая рана, внутренней боли. Однако происходит это слишком рано по сюжету — когда таксист еще на дух не переваривает свою нежеланную спутницу, затаскавшую его по паркам и смотровым площадкам. 

Помимо местами слишком уж прямолинейной подачи посыла зрителя может отпугнуть навязчивый продакт-плейсмент: герои путешествуют на автомобиле «Яндекс.Такси» и мелькает реклама «Уралсиббанка».

Делают ли эти недостатки фильм плохим? Да вовсе нет. «Туда» — это бодрое, атмосферное и местами веселое роуд-муви, способное доставить положительные эмоции при просмотре благодаря отличной актерской игре. Но если вы смотрели много роуд-муви до этого, будьте готовы, что фильм может оставить на протяжении всего просмотра стойкое ощущение дежавю.

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: