Леонид Лагунов работает в айти на удаленке и занимается благоустройством своего дома с 2012 года. За это время ему удалось полностью убрать рекламу внутри и снаружи подъездов, создать Совет дома и даже обновить облик подъездов. А еще Леонид убирает снег зимой, добивается смены управляющей компании, пишет письма депутатам и в администрацию.
It’s My City поговорил с Леонидом и выяснил, как начать облагораживать пространство вокруг себя, с какими проблемами можно столкнуться и как объединить соседей.
«Однажды обнаружил, что на моем этаже не горит лампочка». Как все начиналось
Леониду Лагунову 38 лет. Мы встречаем его сразу за делом — он красит стены подъезда своего дома на Пионерке. Вокруг него все необходимое: краски, кисть и стремянка. Сам Леонид выглядит очень сосредоточенным и старается не пропустить ни одного участка стены подъезда.
Мы поднимаемся в квартиру Леонида и в подъезде сразу замечаем плоды его работы. На лестничной клетке висит небольшая доска с общедомовыми объявлениями, к стене прикручены ящики для бумаги, а на почтовых ящиках стоит контейнер для сдачи батареек на утилизацию.
— Года с 2012 я начал интересоваться тем, как устроен порядок в доме. Однажды я обнаружил, что на моем этаже не горит лампочка. Я решил выяснить, что нужно сделать, чтобы лампочки на этаже поменяли. Подавал заявки, писал в управляющую компанию, чтобы что-нибудь где-нибудь поправить. Обходил все этажи, записывал, на каких этажах не горят, звонил, сообщал. Так делал в своем подъезде. Потом через какое-то время в другие подъезды пошел. Потому что почему бы и нет. Если в своем сделано, то у других можно сделать.
Потом я менял ящики для рекламы. Просто один раз увидел их в продаже, когда почтовые ящики смотрел. В другом доме почтовые ящики поставил, потому что там были старые. А потом достаточно быстро появилась идея, что между этими ящиками можно доску повесить с информацией.
А информация там в основном нужна какая? Контакты управляющей компании, домофонная компания, запрет о курении — все, что касается дома или отдельно взятого подъезда. Ну и все такое потихоньку нарастало. То есть у нас сейчас есть доска, есть ящики для бумаги. Светильники потом над почтовым ящиком решил поставить также.
Легко решить эту проблему, если взять и самостоятельно делать. Жители типа меня находятся рядом, они сразу все видят, могут реагировать. Управляющая компания далеко, они проблем не видят. Если им сообщить, то они быстро не среагируют. Такие вещи проще самому решать.
Я трачу относительно малые суммы на свои задачи. Если работы мелкие, то проще сделать их самостоятельно. Если работы крупные, то я обращаюсь к УК с предложением выполнить их. Но иногда требуется потратить слишком много времени и сил, чтобы заставить УК сделать задачу. Тогда проще сделать самому: будет быстрее и лучше. В конце концов надо смотреть на ситуацию как хозяин квартиры: если мне надо поменять лампочку в квартире, буду я вызывать электрика или сделаю это сам?
«Я просто закрашиваю все, что на стенах дома рисуется». Как получилось полностью убрать рекламу у подъездов
— Сложности возникли, когда я решил убрать рекламную доску около подъездов. Сначала я решил покрасить двери домофонные. Просто в какой-то момент понял, что что-то они у нас очень ржавые, грязные. Вышел, начал красить. Ну, а раз двери красим, значит, надо вокруг них тоже стильно покрасить.
Единственное место, которое осталось грязным, это доска объявлений около подъезда. Они очень большого размера, на них регулярно клеят рекламу. Обычно в управляющей компании говорят, что эта доска нужна, чтобы не клеили в других местах. Но фактически только на доске и клеят. Подумал, что пришло время ее постепенно убирать — поставить доску поменьше, потом еще меньше. Я это сделал, но управляющая компания заставила меня ее обратно повесить.
Я законы все изучил, почитал, узнал, что требуется, чтобы в подъезде была информация об управляющей компании. Все распечатал, повесил около почтовых ящиков. После этого полгода я все пытался писать управляющей компании о том, что все уже выполнено и доски у подъездов можно убирать. Они этому сопротивлялись очень сильно, — рассказывает Леонид.
Леонид предоставил It’s My City их переписку с УК по поводу демонтажа рекламных досок. Изначально представители УК ссылались на параграф «Правил предоставления коммунальных услуг», согласно которому доски должны быть установлены рядом с подъездными дверями для размещения уведомлений о срочных работах.
Затем Леонид обратился в ГЖИ (государственную жилищную инспекцию) с вопросом о том, обязательно ли выполнять это требование. В ГЖИ не дали прямого ответа, но и не выступали против снятия досок. В последнем письме УК ее представители указали, что установку и демонтаж рекламных стендов можно произвести только через общее собрание собственников, а решение должно быть принято большинством — не менее двух третей голосов от общего числа собственников. Так Леонид и поступил.
— Провел собрание, на котором люди проголосовали, что они не против убрать доски. Были единицы, которые боялись, что будут клеить рекламу прямо на стену, но основная часть людей была не против. Остальные жильцы вообще обычно не против того, что я делаю. В общем, доски я убрал.
Вообще у нас в городе есть рекламная сеть, которая этим пользуется. У всех управляющих компаний во всем Екатеринбурге они висят, абсолютно одинакового размера, одинаковой формы. У них даже сайт есть, его можно почитать в интернете. Там прямо написано: «Да, это мы делаем». Они не скрываются. У них сайт сразу первой ссылкой вылезает. Там фотографии этих досок, что вот мы размещаем, вот наши расценки и все такое прочее. Управляющие компании ставят их с расчетом на то, что это доски не для рекламы: «А кто вешает рекламу, мы знать не знаем».
Кого на них натравить, не ясно. Потому что официально они ни при чем. Видать, пока жители сами не начнут бороться, никто с этим ничего делать не будет, — разводит руками Леонид.
Речь идет о рекламной группе «Экспонат». У них действительно есть сайт, где представлены мокапы (макеты) рекламных досок на подъездах домов.
— Рекламу было так важно убрать, потому что это элемент красоты в первую очередь. А во вторую очередь, с них никто все равно денег больших заработать не может — ни рекламная компания, ни дом. Рекламная компания получает с каждой доски максимум 1000 рублей в месяц. Деньги идут им, деньги идут на тех, кто клеит объявления, то есть дом максимум с одной доски может 500 рублей получить после вычета всех расходов. Это мелочь вообще. 500 рублей на 40 квартир — это по 11–12 рублей на квартиру, а это очень мало. У нас бюджет дома почти 200 тысяч в месяц на содержание жилья.
Надо просто спросить себя: если я на своей входной двери рекламу размещу, сколько я хочу, чтобы мне платили за это. Наверное, люди меньше чем 1000 рублей в месяц не попросят. И все это дело умножается на количество квартир, все эти маленькие рекламки собираются в одну большую доску. За нее просить надо тысяч 20, но никто за это столько не даст, — рассуждает Леонид.
Наркорекламы на доме Леонида тоже нет, он закрашивает любые теги, которые появляются на стенах
— Закрашиваю все, что на стенах дома рисуют. Для меня нет разницы, наркореклама это или надпись «Вася дурак». Мне одинаково это все. Просто этого не должно быть на доме и все. В принципе, это не такая проблема. Раз в неделю обойти дом, увидеть надпись и закрасить.
А так, наверное, чтобы не появлялась наркореклама, освещения больше делать надо. Когда в освещенной территории кто-то что-то делает, он больше боится, чем в темной территории. У нас вообще в доме участковый пункт полиции.
Если говорить про граффити, то все зависит от вида рисунка. Обычно красивые рисунки не рисуют на стенах домов тайно. Если человек хочет нарисовать что-то значимое, то он делает это открыто, — заключает Леонид.
«В управляющих компаниях нет рыночных условий». Надежды на смену УК и попытки объединить жителей дома
— У нашей управляющей компании («Урал СТ» — прим. ред.) не очень хорошая организация. Но у них, в отличие от других УК, хотя бы заявки можно оставлять. Я заметил, что когда народ начинает массово что-то просить, жаловаться, тогда они реагируют. А если один человек что-то просит, почему-то не реагируют.
С управляющей компанией диалоги вести тяжело, потому что они иногда нервные бывают. Один раз почтовые ящики нам зачем-то вскрыли все. Тогда мы поставили вопрос о том, не сменить ли управляющую компанию, пришлось даже в полицию обращаться из-за вскрытых ящиков, чтобы они не наглели. У нас камер нет, но заявление надо было написать, чтобы они знали, что мы терпеть не будем.
Я уже два раза проводил общее собрание насчет смены управляющей компании. Первый раз 30% «за» проголосовали, второй раз — 42%.
Главная проблема большинства УК в том, что у них нет конкуренции. Если я, допустим, пользуюсь интернет-провайдером и он мне не нравится, я ему говорю о проблемах, и если он их не решает, то я просто меняю его. Чтобы поменять управляющую компанию, надо, чтобы весь дом принял решение. Большому количеству людей нужно провести собрание, а это сложная процедура. Людям нужно договориться.
Плюс у нас в управляющих компаниях нет рыночных условий. Государство четко говорит, какие тарифы на содержание жилья устанавливает и какой объем работ нужно сделать, а управляющие компании на это влиять не могут. У них нет возможности маленький кусочек работ сделать за определенную сумму, поэтому нет конкуренции между собой. Кроме того, бизнес управляющих компаний заключается в том, чтобы как можно меньше денег потратить, как можно больше денег оставить себе. У всех так.
Я думаю, надо ТСЖ (товарищества собственников жилья — прим. ред.) людям постепенно создавать. ТСЖ, которые нанимают те же управляющие компании. И они, по крайней мере, будут видеть, сколько стоят те или иные работы.
У нас пока народ не решил делать ТСЖ, до тех пор мы будем действовать другими способами. Писать в ГЖИ, обращаться к депутатам. Но ГЖИ особо не помогает, потому что только в экстренных ситуациях работает. Например, на чердаке у нас мусор лежит. Я осенью 2022 года написал управляющей компании, что мусор надо бы убрать. Мне написали, что уберут в 2023 году. До сих пор не убрали, даже не пытались. Я писал в ГЖИ, мне ответили: «Мы проверили, мусора нет». Недавно делали весенний осмотр — мусор лежит. То есть ГЖИ не проверяли, — рассказывает Леонид.
Чтобы эффективнее управлять домом, пока у него нет своего ТСЖ, Леонид создал специальный совет, в который пока входят шесть человек.
— Я сделал совет дома два года назад, но он у нас скорее номинальный. Я в него включил всех, кто не был против изменений, таких человек пять нашлось. Абсолютно все люди, которые были не против, попали в совет дома. Но делать они, конечно, ничего не делают.
Совет дома нужен для того, чтобы он просто был. Но у нас есть председатель совета, который уже что-то делает. Он, конечно, тоже не так чтобы уж особо активен, но по крайней мере весенний и осенний осмотр дома делает с управляющей компанией. Тыкает пальцем: «Вот там вот проблема, тут проблема».
Если с УК и дальше будут проблемы, будет новое голосование за смену управляющей компании этой осенью. Думаю, оно соберет около 50% голосов «за», это будет уже хороший повод надавить на управляющую компанию. В принципе, мы и сейчас давим. Если проблемы решаются путем переговоров с УК, то можно с ними жить дальше. Если проблемы не решаются, надо от такой управляющей компании отказываться.
К созданию ТСЖ дома тоже все потихоньку идет. Для создания ТСЖ люди должны сами решать проблемы дома. Но я не уверен, что жители уже готовы к этому, — подытоживает Леонид.
Как совмещать основную работу и благоустройство дома
— Я программист на C, Perl, Python, Javascript и других языках программирования. Я работаю на удаленке, мне несложно совмещать. У меня официально полдня работы, четыре часа в сутки. То есть я свободный человек. Мне легко: у меня нет детей, у меня нет никаких забот. Навожу порядок как могу.
В конце концов, красить стены легко. По сравнению с моей основной работой покраска стен дает гарантированный результат. Пошел, покрасил, и результат сразу виден. На работе такого нет, точнее, результат малозаметен. Решил одну задачу — приступаешь к другой. Иногда требуется неделю или две искать проблему без результата. Если нет результата, наступает перегруз.
Если вы хотите заняться проблемами дома, надо просто брать и делать. Начинать надо с обращения в управляющую компанию, конечно. Написать письмо, фотографии приложить, написать, что надо и хочется сделать. При этом надо понимать, что они могут просто не захотеть делать то, что вы попросили. Например, убрать рекламу из подъездов, надписи со стен. Такое проще самому сделать. Когда сам делаешь, понимаешь, сколько нужно примерно времени, насколько можно хорошо сделать, получится ли.
Нужно смотреть за поведением и реакцией УК: если адекватно реагируют и решают проблему, пускай не быстро, то можно с ними дальше взаимодействовать. А если не решают, обращаться в ГЖИ, к депутатам. Вполне можно в чаты писать, чтобы люди видели, адекватна или нет реакция управляющей компании.
Не надеяться, что кто-то другой это сделает. Постепенно, маленькими шагами что-то делать. По чуть-чуть. Сначала подъезд приводить в порядок, потом около подъезда, потом около дома. Постепенно расширяться. Постоянно следить, чтобы не разрушалось то, что уже сделано.
Сейчас я выполняю те задачи, на которые у меня есть силы и желание. Я делаю это для себя, а не для других. Прежде чем выполнить задачу, я полностью планирую процесс от начала до конца. Например, у меня было желание улучшить эстетику внутри кабины лифта: хотел изнутри на стены лифта прикрепить листы полистирол-пластика. Изучил этот вопрос, посмотрел цены на материалы, представил в голове, как этим будут пользоваться люди, и решил, что не смогу сделать лучше. Потому что люди будут тереться о стены и на пластике будут оставаться следы. Поэтому отказался от этой идеи. Нужен более стойкий материал к истиранию.
Чтобы что-то поменять в своем доме, не требуется много денег и сил. Поэтому каждый человек может понемногу что-то делать, и будет лучше. Но этот подход не будет работать, когда задачи слишком дорогие. Возможности одного человека ограничены.
Кроме того, крупные задачи следует согласовывать с другими людьми. Чем крупнее задача, тем большее число людей она затрагивает и тем больше согласований. Я же выполняю относительно мелкие дела, ни с кем не согласовывая. В моем случае согласование займет больше времени, чем выполнение самой задачи. Жители видят, что я что-то делаю, и постепенно начинают голосовать за отказ от управляющей компании. Это повышает шансы на диалог с УК.
Если люди хотят управлять домом, надо самим это пытаться делать, воспринимать дом как свой собственный. Спросите себя: если бы этот дом был мой личный, что бы я делал? Как бы я это решил? В общем, надо начинать воспринимать себя хозяином дома.
Еще один текст про то, как начать заниматься благоустройством собственного дома и двора, мы рассказывали в тексте про программиста из Екатеринбурга Юрия Калеми.