На стыке коммерции и искусства

Как запустить фотоателье без фотографа с филиалом за границей. История успеха екатеринбургского проекта UU

14 мая, 18:00, 2025г.    Автор: IMC

Пара из Екатеринбурга (Наташа Локшина и Павел Конищев) открыла фотоателье UU в 2021 году. В зале для съемки нет фотографа — человек снимает себя сам через фотоаппарат, спрятанный за зеркалом. Чтобы сделать фото, нужно лишь нажать на кнопку. А после съемки гость получает неограниченное количество снимков в черно-белой обработке.

Из семейного проекта ателье без фотографа с минималистичными черно-белыми снимками переросло в бизнес с прибылью в несколько десятков миллионов рублей. Концепция настолько понравилась гостям, что за четыре года такие же ателье открылись в Москве, Санкт-Петербурге и Тель-Авиве, а соосновательница UU Наташа Локшина попала в лонг-лист Forbes «30 до 30».

It’s My City встретился с предпринимателями и поговорил о жизни в Екатеринбурге, важности конкуренции для развития и о том, как им удалось масштабировать бизнес в сложных условиях.

Фото: It's My City

Съемки для «аватарок» друзей и работа в медиа. Как Наташа пришла к фотографии

Наташа родилась в Екатеринбурге. Все ее близкие жили во Втузгородке и учились в школе № 88 на проспекте Ленина. Еще школьницей девушка начала пробовать себя в фотографии. Сначала была «ответственной за аватарки» друзей, а в 15 лет стала штатным фотографом одного из городских медиа.

— Это началось в лагере, когда мне было 13. Моей сестре на поступление в университет подарили цифровой фотоаппарат. У камеры был переворачивающийся экранчик для селфи. Периодически я брала его попользоваться и сразу же стала «ответственной за аватарки» друзей во «ВКонтакте». Также у сестры был пленочный «Зенит», когда цифровой был занят, приходилось брать этот.

А потом, когда мне было 15, меня начали звать фотографировать какие-то мероприятия. Тогда в городе был портал «Культур-мультур». Так я стала работать с медиа. У нас была рубрика «Один день с известным человеком». Так я познакомилась с Колей Ротовым [бывшим басистом] из «Курары» и драматургом Николаем Колядой, — вспоминает Наташа.

Фото: It's My City

С Израилем и еврейскими традициями ее жизнь пересекалась с самого детства. Родители водили маленькую Наташу и ее братьев и сестер в синагогу на воскресные занятия, а также отправляли в еврейские лагеря. После окончания школы она решила не поступать в университет и уехала с подругой в Израиль на курсы предпринимательства и фотографии. Девушка признается, что тогда, более 10 лет назад, многие не поняли ее решения и ждали, что она поступит в вуз.

— Я саботировала высшее образование, у меня нет диплома, я об этом не жалею, но никому не навязываю похожий путь. После окончания школы мама на всякий случай подала мои документы на поступление в Уральский государственный горный университет, но я так и не училась там. Подруга Инна собиралась ехать в Израиль на год и после окончания школы позвала меня с собой. Мы поехали на программу курсов проекта MASA, я училась по направлению предпринимательства и фотографии, — вспоминает Наташа.

Окончив учебу, девушки вернулись в Екатеринбург. Наташа неожиданно для себя стала работать театральным художником в театре «Урал Опера Балет» и прошла курсы повышения квалификации от УрФУ по современному искусству и кураторству.

— В Оперном работает моя тетя. Тогда меня взяли как «юного падавана», я разукрашивала костюмы артистов. Я даже прошла курсы переквалификации на театрального художника в УрФУ. Впечатлило, что в многие из сотрудников всю жизнь работают в Оперном театре. Я работала вместе с женщиной, которой было почти 90, она с молодости отвечала за окраску тканей в театре. Если бы не зарплата, я бы и осталась работать там навсегда, — признается Наташа.

Фото: It's My City

От своей кейтеринговой компании до благотворительного фонда. Чем занимался Павел Конищев

Муж Наташи Павел родился в Каменске-Уральском, окончил там колледж, а в 19 лет переехал в Екатеринбург, поступив в УПИ в 2008 году. До фотоателье Павел развивал несколько бизнес-проектов с нуля начиная с кофеен и глемпингов заканчивая работой с брендом одежды Shu и благотворительным фондом «Помощь», запущенным в 2020 году актером «Гоголь-центра» Никитой Кукушкиным.

— Пока я еще учился в университете, начал работать менеджером в отеле Hyatt. Это можно назвать моей первой нормальной работой. Потом мы с друзьями организовали кейтеринговую фирму, обслуживали разные мероприятия не только в Екатеринбурге, но и во Владивостоке и даже за Полярным кругом.

Фото: It's My City

После мы с партнером открыли кофейни в Екатеринбурге: Ghetto Coffee и Most Coffee. Просуществовали они примерно три года, а потом мы их продали. В 2018 мы с Наташей переехали в Москву, полгода я работал управляющим магазина бренда одежды Shu, потом оказался в благотворительном фонде «Помощь» актера Никиты Кукушкина, был продакт-менеджером, — рассказывает Павел.

Павел признается, что сам никогда не увлекался фотографией. За всю творческую составляющую UU отвечает Наташа, он же следит за финансами проекта.

В Москве Наташа училась в британской школе дизайна на курсе современного искусства и кураторства. Сначала она хотела поступить на курс по фотографии, который длился пять лет, но потом выбрала другой — двухгодичный.

— Не могу сказать, что тогда у меня были планы стать куратором, работать в галерее и организовывать выставки. Но теперь в нашем проекте я выполняю обязанности арт-директора. Я уверена, что являюсь современным художником и куратором в одном лице, но приходится обществу это доказывать. 

Фото: It's My City

У людей почему-то есть четкое разделение коммерции и искусства, хотя они неразрывно связаны. Я считаю, что любое искусство должно быть коммерциализировано. 

Мы «хакнули» эту систему: мы создаем пространство для искусства, которое человек делает самостоятельно. В обществе есть мнение, что если ты зарабатываешь деньги на творчестве и попадаешь в списки Forbes, то ты уже предприниматель и за искусство это уже не считается. Я так не считаю, — признается Наташа.

В 2020 году Павел вместе с Наташей вернулись в Екатеринбург. Тогда он помогал запускать глэмпинг-проект «Берег» в Сысерти и проект туров по России «Небосклон». Кроме того, Наташа была беременна, это время ей хотелось провести вместе с семьей на даче.

Как Паша и Наташа открыли первое фотоателье в Екатеринбурге, а спустя год — в Израиле

В Екатеринбурге Паша и Наташа узнали о студии «Self Портрет», которая уже работала в формате «без фотографа» — гости снимали себя сами через спрятанную за зеркалом камеру с помощью пульта. Проект основали екатеринбургские фотографы Марат Габдрахманов и Евгений Литвинов. 

«Self Портрет» долгое время работал как временный pop-up в Ельцин Центре, во время Уральской индустриальной биеннале и других мероприятий. Наташе и Павлу понравилась идея, они взяли механику за основу, но изменили концепцию. Студию назвали UU, что расшифровывается как «you — you». Это символизирует гостя и его отражение в зеркале.

— Если ребята из «Self Портрет» делали акцент на изучении собственного тела, то мы старались сфокусироваться на художественности снимков. 

Основатели «Self Портрет» очень лично восприняли историю с нашим проектом. Они закрылись довольно быстро после того, как мы открыли наше ателье, и мне кажется, с тех пор не существуют. Да, мы заимствовали механику, с которой люди фотографируются, но концепции у нас были изначально очень разные.

Сейчас мы оказались в похожей ситуации: уже с нас копируют не только механику и концепцию, но даже фотографии и тексты в соцсетях. Для нас это не повод выяснять отношения, а мотивация идти дальше и развиваться, — рассказывает Наташа.

Первое фото-ателье в Екатеринбурге. Фото: соцсети UU

Первое фотоателье пара открыла в 2021 году. Для него выбрали помещение в здании Института промышленной экологии по адресу Луначарского, 137 напротив Харитоновского сада. Спустя два года екатеринбургское фотоателье переехало в Ельцин Центр.

Открывая студию, они вложили в проект 300 тысяч рублей. Сумма начала окупаться уже после двух месяцев работы. Основной проблемой было то, что люди не понимали, как делаются фото.

— Первый год мы старались объяснить гостям, как работает формат. У нас было офисное помещение, арендодатель сделал свежий ремонт: отремонтировал лампы, постелил новый линолеум. А мы убрали все: нашли старый паркет и восстановили его, покрасили стены, сделали другое освещение. Были две комнаты: в одной непосредственно проходила съемка, в другой был общий холл. Классно, что там сохранились панорамные окна — очень красивый вид на город, — рассказывает Павел.

В феврале 2022 года все резко поменялось, и это отразилось на спросе людей. После начала «спецоперации» и мобилизации люди ожидаемо стали реже приходить на фотосессии, говорят основатели UU.

— Эту ситуацию можно сравнить с фондовым рынком. После плохих новостей люди, как правило, замирают и отказываются от удовольствий. Но после все продолжают жить: ходят в кафе или на фотосессии, — рассказывает Павел.

Фотоателье UU в Ельцин Центре, открывшееся в 2023 году. Фото: соцсети фотоателье

В том же 2022 году пара переехала в Израиль. Закрывать фотоателье они не стали, решили управлять им из-за границы. А еще одновременно открыли студию и в Тель-Авиве.

— Мы ехали тогда в состоянии аффекта. Ни к чему не готовились и не знали, на сколько мы едем. Мы сразу решили открыть там студию. Все просто: тогда мы не могли себе обеспечить жизнь в Израиле, опираясь только на доход от ателье в Екатеринбурге. Да и в целом было интересно попробовать себя в другой локации, с другим рынком.

Это оказалось гораздо сложнее, чем открыть бизнес в Екатеринбурге. Как это бы ни звучало, нет более расположенной к малому бизнесу страны по налогам и отчетностям, чем Россия. В Израиле с этим очень тяжело: налоги могут доходить до 47%, — утверждает Павел.

Поначалу проект фокусировался на работе с русскоговорящими репатриантами. За три года формат фотосессий полюбился и израильтянам. В октябре 2023 года военные действия начались в Израиле. От постоянных обстрелов в стране пострадали сотни компаний.

— Мы изначально смотрели на жизнь в Израиле без розовых очков. Сколько существует эта страна, она всегда была на грани войны. Наш проект не пострадал физически, но экономически страна погрузилась в большие проблемы. Спрос людей на услуги упал, — рассказывает Наташа.

Вскоре пара вернулась в Россию, так как хотела сфокусироваться на открытии новых точек в России, а открываться из-за рубежа было затруднительно. За 2022, 2023 и 2024 год, помимо фотоателье в Екатеринбурге и Тель-Авиве, Павел и Наташа открыли еще две точки в Москве и Санкт-Петербурге. Сейчас пара живет в столице — так удобнее координировать работу сотрудников, большая часть из которых находится в Москве.

Фото: студия в Москве. Фото: соцсети UU

— Честно говоря, жизнь в Москве — это не совсем наше желание. С двумя детьми, конечно, гораздо удобнее жить рядом с семьей в Екатеринбурге. Но в управлении на данном этапе нашего развития самое очевидное решение — это жить в Москве, где живет большая часть ключевых сотрудников. Нам важно каждый день быть с ними в контакте и вместе работать над проектом, — говорит Наташа.

При этом у истоков фотоателье стояла преимущественно уральская команда. Даже кликеры, с которых делаются фото во всех ателье UU, спроектированы инженерами из Екатеринбурга.

— Перед запуском проекта в Екатеринбурге нам много помогал фотограф Влад Жуков. Пульты для фотографий делали по проектам инженеров из Екатеринбурга, потому что все существующие модели быстро ломались. Нам до сих пор гораздо легче найти подрядчиков здесь, чем в Москве. Даже чашки в наших ателье сделаны художницей проекта из Екатеринбурга Zero Project и керамистами «Антихрупкости» из Сысерти, — рассказывает Наташа.

«К нам психологически легче прийти, чем на съемки с фотографом»

Кажется, что такой бизнес не требует больших вложений: деньги нужны лишь на один фотоаппарат, ремонт, оплату аренды и труда администратора. Однако за этим скрываются неочевидные вещи начиная с собственного приложения для сохранения фото и заканчивая складом с запасной техникой.

— Мне нравится, что мы много внимания уделяем сервису и комфорту, что сильно отличает нас от наших конкурентов. Мы можем продумать большинство мелочей, которые возникают у гостя: как нам записаться и забронировать слот, как мы встречаем гостей в ателье и наливаем им чай, — рассказывает Павел.

Певица Монеточка и актриса Ирина Горбачева в студии UU. Фото: соцсети UU

Пара признается, что многие гости UU отличаются интроверсией, ведь большая часть общения с ними происходит онлайн. Да и психологически решиться на съемку без фотографа легче, чем с ним.

— Часто к нам психологически легче прийти, чем на съемки с фотографом. Мы понимаем, что это гораздо более комфортная среда для такого интимного процесса. Да и бронирование идет онлайн, не нужно общаться с администратором напрямую.

Это тяжело, но мы выбираем для аренды только те места, где люди могут удобно припарковаться и поесть неподалеку. Также для нас непозволительно, когда съемка отменяется из-за поломки техники. У нас всегда есть несколько запасных камер, объективов или приборов освещения в каждом ателье. Стараемся, чтобы при поломке съемка продолжилась через пять минут, а не переносилась на пять дней вперед.

Чтобы фото автоматически загружались на диск и отправлялись гостю без участия администратора, мы написали собственное программное обеспечение, на которое потратили 500 тысяч рублей. Все это сводит риски к минимуму, — рассказывает Павел.

Фото: соцсети UU

«Бизнесу очень важно работать с художниками». Планы на будущее

Сейчас в планах команды UU продать фотоателье в Тель-Авиве. Павел и Наташа утверждают, что по израильским законам они не могут управлять точкой из России.

— Для нас достижение даже то, что в таких условиях мы работаем в плюс. Основная мотивация продать бизнес не в том, что мы не удовлетворены его работой, а в том, что просто будучи предпринимателем в Израиле, ты должен находиться там, быть резидентом страны или иметь представителя-резидента на месте. Если в России ты в такой ситуации просто платишь больше налогов, то в Израиле у тебя просто нет прав вести бизнес из-за границы, — признается Павел.

Команда UU планирует продолжить коллабы с художниками. С 2024 года раз в сезон фотоателье выпускает подарочные сертификаты с дизайном от современных художников. Половина средств с их продаж идут на благотворительность.

— Мы работаем совместно на популяризацию искусства в России. Это, возможно, звучит амбициозно, но я считаю, что это действительно имеет свой вклад. Искусство в России, мне кажется, ценится недостаточно. Я понимаю, что у нас есть другие проблемы. Бизнесу очень важно работать вместе с художниками. Мы уже объединялись с Никитой Лукьяновым, Машей Егоровой и Екатериной Любавской. Совсем недавно выпустили коллаборацию с Анастасией Литвиновой, — говорит Наташа.

Художница создала 30 керамических арт-объектов, на каждом из которых изображен первый в истории автопортрет, сделанный химиком и пионером фотографии Робертом Корнелиусом в 1839 году. 50% от стоимости арт-объектов отправляют в женский кризисный центр «‎Китеж».

Коллаба с художницей Анастасией Литвиновой

Кроме того, в 2025 году пара планирует открыть дочерний проект в Москве. Механика останется той же: люди без фотографа смогут делать снимки перед зеркалом через пульт, правда, на этот раз кадры станут цветными.

— Хотим попробовать цветные фото. Это будет не новое ателье UU, ведь оно всегда ассоциируется с черно-белыми снимками. Это будет отдельный проект, с новым названием и концепцией, — заключает Наташа.

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: