До недавнего времени «Сити-центр» на пересечении Ленина и Луначарского горожане обходили стороной, ведь в сознании многих торговый центр уже давно закрепился как огромное несовременное здание, со всех сторон обклеенное рекламой, а изнутри заполненное бутиками с одеждой наподобие торговых рядов из нулевых.
Все начало меняться, когда владельцы «Сити-центра» решили перезапустить теряющее популярность торговое пространство и пригласили креативные проекты, чтобы развивать его. Общими усилиями они задумали возродить историческую ценность здания и сделать из него молодежное пространство.
It’s My City встретился с новыми резидентами торгового центра и рассказывает, как малозаметный, но значимый памятник конструктивизма в самом центре города пытаются перезапустить.
Что было на месте «Сити-центра» раньше и как менялось здание
Здание, которое сегодня известно нам как «Сити-центр», прошло долгий и удивительный путь преобразований от советского конструктивизма до торгового центра и креативного кластера. Его история начинается в 1933 году, когда по проекту архитектора Якова Корнфельда здесь возвели Клуб строителей. Это было культурно-досуговое учреждение для концертов, собраний и отдыха строителей. Здание — типичный представитель конструктивизма: строгие линии, геометрия и большие окна.
Во время войны, в 1943 году, сюда переехала Свердловская киностудия, ставшая домом для эвакуированных кинематографистов. В этих стенах создавались хроники, учебные фильмы и даже художественные картины. Например, здесь работал режиссер Ярополк Лапшин, снявший фильмы «Демидовы», «Угрюм-река», «Перед рассветом». В память о нем на фасаде до сих пор висит мемориальная доска. Киностудия оставалась в здании до 1990-х годов, после чего начались перемены.
В конце 1990-х здание и его концепцию решили переосмыслить: в 1998 году киностудию начали перестраивать в современный торгово-деловой центр. В 2003 году обновленное здание открылось как «Сити-центр» — один из первых крупных торговых комплексов в Екатеринбурге. Новый облик здания сочетал в себе элементы прошлого и настоящего — старый фундамент конструктивизма остался, но был обрамлен стеклом и металлом, а внутри появились торговые бутики и эскалаторы. Таким здание оставалось последние 20 лет.
Как выглядит «Сити-центр» сейчас
Хотя здание довольно внушительных размеров и необычных архитектурных форм, часто горожане попросту его не замечают, говорят представители инициатив, существующих в «Сити-центре». Может, это связано с тем, что за годы реконструкций «Сити-центр» превратился в огромный лабиринт с непонятной системой навигации. А может, к нему слишком прочно прицепилась репутация «большого рынка» с бесконечными бутиками, застрявшими где-то в нулевых.
Зайдя в первый, второй или даже в третий раз в «Сити-центр», вы рискуете легко потеряться. У здания несколько крыльев, карта которых долгое время была никак не обозначена внутри, а полупустые бутики только добавляют лиминальности этому историческому месту.
Большая часть «Сити-центра» заполнена торговыми площадями и эскалаторами, которые практически полностью стирают его первозданный вид. Но большие панорамные окна, широкие лестницы, в том числе круглая лестница в самой глубине здания, и высокие потолки все же напоминают посетителям о том, что они находятся в памятнике конструктивизма.
Если сейчас подняться по эскалатору на второй и третий этажи, открываются необычные для этого места декорации — огромный фантазийный дракон, висящие банты, работа «Гастроном» художника Алексея Грабилина и скульптуры мухоморов. Все это старания уже нынешних резидентов. В 2023 году «Сити-центр» начал процесс трансформации, чтобы привлекать больше молодой и креативной аудитории. Первыми здесь поселились Фонд городских инициатив и мультибрендовое пространство «Маркет Арка».
Фонд городских инициатив: «Здание зданием, памятник памятником, но тут живут люди»
Саша Мельникова — координатор Фонда городских инициатив, независимой команды, которая налаживает контакты между горожанами, бизнесом и администрацией города, а также делает социокультурные проекты и коллаборации между бизнесом и социальными инициативами.
Раньше фонд обитал в «Доме Маклецкого» на Тургенева, он же занимался его перезапуском в партнерстве с Музеем истории Екатеринбурга, но в конце 2022 года проект свернули — туда переехали фонды музея, а сейчас в «Маклецком» временно находится экспозиция «Дома Метенкова».
Для фонда это было очень травмирующее событие, но опускать руки они не планировали. На девять месяцев их новым домом стал торговый центр «Сила Воли» (сейчас «Уют Холл») в соседнем квартале, но он тоже решил изменить формат и попросил команду съехать. Тогда Саша стала ходить по городу и думать, куда можно было бы заехать так, чтобы и они были нужны месту и там можно было развиваться.
Выбор пал на «Сити-центр». Пока команда искала место, администрация торгового центра сама осознала свою неактуальность и поняла, что в здании можно и нужно что-то менять. Так «Сити-центр» и Фонд городских инициатив поняли, что нужны друг другу. Они сразу договорились, что резких движений по переработке торгового центра совершать не будут. Решили довольно медленно и бережно давать понять уже существующим резидентам, что изменения готовятся, но насильно никто никого выселять не собирается.
— Здание зданием, памятник памятником, но тут живут люди. Тут есть достаточно много резидентов, которые уже более 20 лет работают, и конечно, не хотелось наносить травму, мы и так довольно креативные и не всем понятные. Мы стараемся в своей работе учитывать потребности других резидентов около нас. Допустим, когда проводим большие события музыкальные и звук мешает, мы его приглушаем. Местные жильцы чувствуют, что что-то происходит. Кому-то это не подходит, и он съезжает, и у нас органично меняется состав, — рассказывает Саша.
За год, что ФГИ существует в «Сити-центре», его команда успела «заселить» множество ярких резидентов, каждый из которых настроен менять к лучшему свое новое место обитания. Среди них, например, Уральский филиал Пушкинского музея, независимый книжный «Буквально», центр поддержки и развития современного искусства «ЗА АРТ», архитектурное бюро ulab.
Хотя со стороны может показаться, что давние резиденты центра не настроены на перемены, многие поддерживают фонд и идут на контакт. Далеко не всем из них нравится то, в каком виде сейчас существует это место. Это помогает фонду подружиться с некоторыми местными обитателями, в основном с магазинами женской и мужской одежды.
— С соседями на третьем этаже мы очень дружим, мы снимаем их в своих роликах. Кто бы из них ни приходил, дают хорошие отзывы, что мы такие хорошие и такие креативные. На третьем этаже у нас полная идиллия со всеми. С остальными есть небольшой разрыв в территории, поэтому им не так понятно, что мы делаем и зачем, но скоро они это ощутят. Скоро мы с «Дизайн-кодом Екатеринбурга» будем оформлять входные группы, очистим всю эту визуальную рекламу, сделаем лаконичную и понятную навигацию. Наверное, для первого этажа это станет первым таким осязаемым результатом. Надеюсь, что им понравится, — рассказывает Саша Мельникова.
После записи этого интервью в «Сити-центре» действительно начали происходить первые визуальные изменения: яркие баннеры с внешней части здания стали постепенно пропадать, внутри начали делать удобную навигацию, а на первом этаже разрабатывают рекреационную зону.
Как видит будущее здания администрация «Сити-центра»
Руководитель креативного отдела «Сити-центра» Владимир Флеганов задумался о смене концепции, когда присоединился к команде весной 2023 года. В первый же месяц он понял, что смысла заниматься продвижением «Сити-центра» в его архаичном виде попросту нет. Тогда он решил, что надо полностью переформатировать состав арендаторов, задать концепцию и привлекать новую аудиторию, проводя мероприятия.
— Стал анализировать, какие есть варианты реновации или ревитализации устаревших объектов, наткнулся на кейс команды «Флакон», как они целый завод приспособили под современные реалии и сделали из него тусовочное, живое место. После этого начал изучать другие подобные кейсы, все они так или иначе были связаны с креативными индустриями. Этот тренд еще на начальном этапе в России и по прогнозам будет расти и развиваться, — рассказывает Владимир.
Хотя за год в «Сити-центре» произошли не такие масштабные перемены, он все же начал меняться — стало больше мероприятий, появились более молодые посетители и креативные резиденты, а торговый центр стал более оживленным.
— «Сити-центр» будет местом притяжения молодежи, креативного и среднего класса, в нем будут проводить интересные мероприятия на разных площадках. Будет как минимум одно-два популярных кафе или ресторана, в нем будут обитать интересные и популярные у горожан резиденты, а снаружи будут общественные места: скамейки, качели, возможно, какой-то интересный знаковый объект для фотографий, — делится планами Владимир.
Уральский филиал Пушкинского музея: когда прошлое перетекает в настоящее
Уральский филиал Пушкинского музея (до 2020 года Уральский филиал ГЦСИ) работает с региональной художественной сценой, организует выставки современных художников, фестивали и профессиональные форумы. Он появился в 1999 году и до начала 2025 года располагался в здании бывшей земской школы на Добролюбова, 19а.
За это время на площадке музея провели более 1200 выставочных проектов, программ и специальных событий. Два года назад здание выкупили частные инвесторы, которые, по данным СМИ, планируют отреставрировать его и открыть там ресторан, поэтому музею пришлось искать новое место.
Команда филиала давно искала новое пространство и знала о бывшем Клубе строителей благодаря тому, что одна из кураторов музея Лариса Пискунова профессионально интересуется авангардной архитектурой города.
— Уникальность этого конструктивистского здания в том, что оно очень легко меняет свои функции. Это принцип ранней модернистской архитектуры: неважно, что здесь будет находиться, важно, что здание будет очень гибко под это подстраиваться. Сначала это клуб и создание нового человека, потом мы говорим о киностудии как такой «фабрике грез», потом торговый центр как символ общества потребления в девяностые годы, а сейчас мы уже видим, что крен смещается и нам интересна креативная индустрия, — рассказывает Лариса.
Музей расположился в крыле вдоль проспекта Ленина, поэтому у него будет отдельный вход, который позволит гостям не проходить через весь «Сити-центр», а сразу попадать в Уральский филиал Пушкинского музея. На новом месте он будет по-прежнему проводить выставки и работать в формате клубов — новых и действующих, что созвучно с историей здания, которое тоже когда-то было клубом.
— У нас есть «Арт-клуб старшего поколения», детские и подростковые клубы, также мы собираемся создавать клубы без возраста, — рассказывает Елена.
— Если все пойдет хорошо, то это будет для нашего города уникальным примером, когда мы показываем, что конструктивистское здание может жить. Допустим, гостиницу «Исеть», гостиницу «Большой Урал», гостиницу «Мадрид» трудно приспособить и ревитализировать под гостиничный бизнес, потому что уровень комфорта гостиничных номеров уже поменялся. Клуб в этом смысле оказывается в уникальнейшей ситуации — как сто лет назад нужны были клубы, так и сейчас они нужны. Здесь не нужно какую-то концепцию придумывать, она уже есть, осталось только насытить ее современным материалом, — объясняет Лариса.
И Лариса, и Елена очень рады соседству с другими креативным инициативами. По их мнению, это плодотворно повлияет не только на их работу, но и на аудиторию музея и остальных новых резидентов «Сити-центра».
— Когда собирается много интересных молодых людей, всегда возникает эффект «взрывного» творчества. Я надеюсь, что те аудитории, которые приходят в другие креативные пространства «Сити-центра», придут и к нам, и мы будем интересны для них. И наоборот, наша аудитория пройдет по коридору и выйдет туда, и у нас будет «перетекание аудитории». Это полезно для всех, кто здесь находится. Если грубо говорить, почему появляются улицы, где продают свадебные платья? Потому что они друг друга поддерживают, они не конкурируют. И мы не конкуренты, — рассказывает Лариса Пискунова.
Совсем недавно Уральский филиал анонсировал первый проект на новой площадке — выставку под названием «Клуб строителей: от деталей к вечности». На ней попробуют осмыслить историю здания и его новую роль в городской среде. Экспозицию построят на соединении трех сюжетов: первый расскажет о культурном контексте Свердловска XX века, второй будет посвящен феномену советского клуба и зданию Клуба строителей, третий сюжет — пространство высказываний современных художников. Выставка пройдет с 17 мая по 20 июля 2025 года.
ulab: «Мы архитекторы из Екатеринбурга, а значит, у нас конструктивизм в крови»
ulab — архитектурная команда, выросшая в отдельный бренд из отдела концепции проектного бюро R1. Их заказчики живут в разных уголках России и мира, но штаб-квартира находится в родном Екатеринбурге. ulab создают проекты самого разного масштаба — от мастер-плана огромного участка города до маленького сквера. Работы занимают призовые места на всероссийских премиях, а команда архитектурного бюро насчитывает уже более 45 человек.
В «Сити-центр» ulab тоже переехали вынужденно — в предыдущем офисе стало тесно, так что пришлось искать альтернативу. Команда не хотела работать в привычных офисных центрах, так что когда поступило предложение переехать в пространство в конструктивистском здании, ulab сразу же решили воспользоваться возможностью.
— Это была любовь с первого взгляда. Если не уходить в эмоции, больше всего понравилась уникальная планировочная структура. Нам досталось вытянутое помещение с большими окнами с двух сторон. Кто еще может похвастаться таким количеством естественного света в рабочем пространстве? А стометровой террасой? Пока у нас нет на нее доступа, но надеемся, что летом удастся сделать серию ярких мероприятий с видом на гостиницу «Исеть».
Притягательно еще и то, что нам дали возможность создать пространство для себя. Мы сами проектировали планировку офиса. Так появилась большая светлая кухня, библиотека, комната отдыха, переговорная с проектором, которая в свободное время превращается в корт для настольного тенниса. Мы реально устраиваем турниры по пинг-понгу! — рассказывает ведущий архитектор ulab Анна Субботина.
Хоть у команды и были сомнения перед переездом в «Сити-центр», это старое здание, требующее вложений, сложности с проветриванием, гидроизоляцией, в итоге все компенсировалось атмосферой и тем, что само пространство дает энергию, чтобы менять «Сити-центр».
— Мы общаемся, обсуждаем идеи по преобразованию «Сити-центра» с активистами и резидентами, кому небезразлична судьба здания. Есть уже пара инициатив, которые могут вырасти во что-то большее — мы хотим сделать летнюю школу для студентов архитектурных вузов и на ее базе разработать проект по реновации «Сити-центра». Хотим привлечь компетентных экспертов и попытаться со студентами сделать проект-исследование, который можно будет воплотить в жизнь, — рассказывает Анна.
Чтобы все эти планы стали реальностью, ulab планирует укорениться здесь надолго и стать частью будущего этого здания. Они хотят, чтобы площадку торгового центра населяли не только креативные коммерческие инициативы, но и бизнес.
— Мы бы не хотели превращать локацию в очередной «как бы креативный кластер». Такие формулировки часто звучат модно, но за ними редко стоит устойчивая модель. Нам ближе идея пространства, где бизнес, культура, архитектура и среда сосуществуют органично. Это должно быть место, где хочется работать, расти, делиться идеями и в то же время зарабатывать, чтобы у проекта была опора в реальности, — делится Анна.
Как и для многих других резидентов, богатая история здания стала одной из причин, почему команда решила сюда переехать. Архитекторы планируют использовать конструктивизм в своей работе.
— Мы не столько используем его как стиль, сколько живем в его логике. В первую очередь конструктивизм — это про функциональность, структуру, подчиненную задаче, отказ от излишеств. Это очень близко нам. Мы ведь в основном архитекторы из Екатеринбурга, а значит, у нас, можно сказать, конструктивизм в крови.
Книжный «Буквально»: «Прийти к нам — не какое-то специальное событие, а небольшой праздник»
Анна Санина — владелица книжного магазина «Буквально», слоган которого «Мы буквально продаем книги». А еще магазин устраивает разнообразные мероприятия — от кинопоказов до мастер-классов и свопов ненужных новогодних подарков. Все они проводятся внутри довольно небольшого книжного, объединяя участников мероприятий и покупателей в маленькое сообщество.
Придумывая магазин, Анна изначально даже не рассматривала торговый центр для аренды. Но когда в декабре 2023 года увидела новость, что сюда переезжает ФГИ, тут же связалась с ними, и уже в январе 2024 года «Буквально» открылся официально. У книжного в архаичном торговом центре, конечно, есть свои плюсы и минусы. Главный плюс — удобное расположение.
— Большая часть нашей аудитории находится в центре, много кто работает и учится рядом. Всем по пути через нас пройти, и мы становимся таким «книжным у дома», а прийти к нам — не какое-то специальное событие, а небольшой праздник. Мне очень это нравится, хотя это не было изначальной идеей, — рассказывает Анна.
Несмотря на постоянную аудиторию, новую публику магазину находить все же тяжелее, особенно среди обычных гостей «Сити-центра». По словам Анны, в этом торговом центре исторически никогда не было книжных.
— В «Сити-центре» практически нет своего потока людей, и нас заранее предупреждала администрация об этом. Одна из наших главных трудностей — приводить сюда людей. Нам приходится с этим много работать, и наши мероприятия — это одна из частей этого пазла, — делится Анна.
Мероприятия в книжном, особенно в таком камерном, довольно необычная и непривычная концепция для Екатеринбурга. Но именно благодаря им «Буквально» расширяет свое книжное сообщество. За год с небольшим на их телеграм-канал подписались почти 2800 человек, а на «Инстаграм»* — 1400.
— Когда мы проводим мероприятие, стараемся придерживаться позиции, что у нас должны быть об этом какие-то книги, хотя бы несколько. Условно, у нас была лекция про женское здоровье. Во-первых, она была 8 марта, а во-вторых, у нас есть книжки про женское здоровье, поэтому в моей голове это звучит суперлогично. Много кто приходит в первый раз именно на мероприятия, а не за книжками, поэтому нам важно, чтобы они видели, что под их интересы есть книги и они могут здесь остаться.
Сейчас пространство книжного довольно маленькое, поэтому во время мероприятий оно практически полностью парализуется для тех, кто приходит просто купить книгу. Такой расклад не сильно огорчает команду, но желание расширяться в будущем у книжного все же есть.
— Я бы очень хотела второй зал для мероприятий. И в целом, когда я думала про книжный, я думала про книжный с кофейней. Когда мы только открывались, эта идея быстро отпала, потому что я никогда не занималась книжными и никогда не занималась кофейней. Открывать два бизнеса, в которых я ничего не делала, было бы слишком страшно, поэтому мы откинули эту идею. И вот сейчас у нас открыт сбор на кофемашину для нашего постоянного комьюнити, которое готово нас поддержать и которое знает, для чего нам эта кофемашина здесь нужна, — заключает Анна.
«ЗА АРТ»: в центре должно быть больше креативных офисных пространств
Центр поддержки и развития современного искусства «ЗА АРТ» — это некоммерческая организация, которая существует с 2012 года. «ЗА АРТ» занимается социокультурными инициативами и делает Уральскую индустриальную биеннале, фестиваль «Ночь заводов» и другие проекты, связанные с искусством.
В какой-то момент команде понадобился офис, поэтому они решили смотреть разные варианты.
— Нам хотелось, чтобы это так или иначе был центр города, и тогда мы пришли посмотреть «Сити-центр». Историю этого здания мы знаем очень хорошо, мы его давно любим, гостиница «Исеть» напротив в 2015 году была одной из площадок биеннале, поэтому тут все звезды сошлись. Мы сразу увидели себя в том пространстве, которое нам показали, — рассказывает директор центра Анна Пьянкова.
Здесь команде удобно работать и проводить переговоры. Локация тоже максимально универсальна и подходит как для них, так и для партнеров, а архитектура здания завершает эту удачно сложившуюся картину.
— Для нас быть и работать в конструктивистском здании — это отдельное удовольствие. В свое время Уральская индустриальная биеннале современного искусства переоткрыла бренд уральского конструктивизма. Благодаря нашим проектам горожане в том числе увидели архитектуру этих зданий изнутри.
«Сити-центр», его архитектура и история прямо располагают к развитию креативного кластера. Здесь может быть место магазинам и шоурумам, самым разным творческим событиям, офисам креативных индустрий. И конечно, здесь может быть площадка для искусства, выставок и художественных интервенций, — делится Анна.
У команды «ЗА АРТ» есть свое видение будущего «Сити-центра»: они хотят, чтобы в образовавшемся кластере работали не только креативные инициативы, но и бизнес, который продолжит выполнять функции торгового центра.
— Полностью заселить это место креативными площадками, наверное, не получится. Площадка должна жить и живет она за счет аренды в том числе, но постепенно хотелось бы заселить место креативными проектами. И кажется, что у этого есть все возможности, чтобы здесь было такое культурное место, но при этом связанное с экономикой, и чтобы оно само себя содержало.
Хочется, чтобы здесь были и какие-то модные бизнесы, которые выполняют функцию торгового центра, который что-то продает. Возможно, будет больше потребностей в офисных пространствах, потому что креативной индустрии не везде нужна «витрина шоурума». Возможно, офисных пространств, которые работают в нашем режиме, в процентном соотношении должно стать больше, — рассуждает Анна.
«Маркет Арка»: магниты для креативной молодежи
«Маркет Арка» — мультибрендовое пространство с локальными дизайнерами, предметами искусства и винтажными вещами. Переезд в «Сити-центр» был вынужденным, так как «Маркет Арка» всегда существовали вместе с ФГИ и вместе искали себе новый дом, рассказывает его руководительница Алия Арсаева.
«Маркет Арка» соединяет в одном пространстве огромное количество брендов. Изначально они планировали поддерживать уральские магазины, но теперь к ним присоединяются бренды со всей России. В отличие от других магазинов и бутиков «Сити-центра», здесь можно найти много яркой одежды, необычные ювелирные украшения, керамическую посуду и апсайкл-одежду, которую сделали креаторы.
— Мы стараемся всем объяснить нашу концепцию, рассказываем про нас. Людям часто сложно принять, что кто-то продает ношеную одежду и кому-то это нужно. Поэтому мы стараемся донести это как экологичный проект, привлечь внимание к проблеме перепотребления в мире и к тому, что надо использовать те вещи, которые уже существуют. Очень многие проникаются, — рассказывает участница «Маркет Арки» Ева Фаустова.
Работать в памятнике архитектуры команде не в новинку, до этого вместе с Фондом городских инициатив они жили в «Доме Маклецкого». Команде всегда нравилось продвигать бренды именно в исторических зданиях и быть частью этой самой истории. Кроме того, участники «Маркет Арки» любят взаимодействовать и с историческими резидентами «Сити-центра» — бутиками, которые населяли его изначально.
— У нас есть женщина, ее зовут Галина, у нее магазин «Фаберлик». Она с нами очень тесно дружит, она к нам приходит, спрашивает, как у нас дела, приносит нам подарки. Она очень открыта к общению и понимает, чего мы хотим. Понимает, что мы не несем какой-то враждебности для исторических резидентов «Сити-центра», и привлекает остальных так же к нам относиться. Но не все так благосклонны к нам и могут относиться к переменам с опаской, — говорит Ева.
Ребята подчеркивают, что «Маркет Арка» больше, чем магазин. Например, команда проекта создает комьюнити творческих людей, благодаря которому появляется больше новых авторских брендов.
— Мы не только поддерживаем местных дизайнеров и мастеров на постоянной основе, но и устраиваем ежесезонные ярмарки «Маркет Приколов». Там мы даем людям возможность познакомиться с большим количеством авторов, которые зачастую остаются с нами, — говорит Иван Сидоров.
Куда сейчас движется «Сити-центр» и его резиденты
За год с небольшим в меняющемся торговом центре обосновались более 15 разных команд, а также анонсируются заезды новых резидентов, которые тоже хотят поучаствовать в реновации здания.
1 апреля резиденты торгового центра встретились в кластере «Домна», чтобы обсудить, как сформировать концепцию здания, которая объединит историческое наследие, современных креативных резидентов и комфорт с развлечением для горожан.
Это была первая встреча, где собрались практически все резиденты «Сити-центра»: многие даже не знали друг про друга, а теперь познакомились и поработали вместе. Они разрабатывали мини-проекты по наследию, искусству, событиям и продвижению, которые затем включат в полноценную концепцию развития креативной площадки.
С тех пор «Центру города» удалось обновить входные группы здания, убрать хаотичные постеры с дверей и заменить их наклейками с навигацией по этажам. Также сейчас команда занимается рекреацией на первом этаже торгового центра и готовится к заселению новых резидентов. Например, Фонд городских инициатив ищет нового арендатора, который запустит коммерческий или креативный проект. Взамен ему обещают три месяца бесплатной аренды (без учета коммунальных услуг).
Команда ФГИ хочет, чтобы это был бизнес в сфере креативных индустрий, который заинтересован в долгосрочной аренде и взаимодействии с художниками. Чтобы подать заявку, нужно заполнить форму до 15 июня, а затем Фонд городских инициатив выберет наиболее подходящего им кандидата.
Перемены в «Сити-центре» заметны уже сейчас. Постепенно меняется и целевая аудитория — уже сейчас здесь можно увидеть молодых людей, внешне сильно отличающихся от обычных посетителей. И хоть их все еще не так много, по ним можно сразу определить, в какие именно магазины «Сити-центра» они направляются.
— Лицо целевой аудитории «Сити-центра» сильно изменилось. Заехали «Маркет Арка» (мультибрендовое пространство), у них своя аудитория, и это молодежь креативная, которые здесь никогда не были. При этом у магазинов, которые здесь давно, есть своя аудитория, и они к нам тоже заходят и, конечно, удивляются.
Такое перемешивание происходит. Новые офисы подтягивают свою аудиторию, например, к нам стали чаще заходить экскурсоводы, потому что теперь они не просто показывают, что здесь была киностудия, зал, а прямо проводят людей в нашу зону и мы об этом рассказываем, — заключает Саша Мельникова.
*Принадлежит Meta, признанной экстремистской и запрещенной в России
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.