Последние несколько лет наступление весны в крупных российских городах омрачается дискуссиями об арендных электросамокатах. СМИ тиражируют новости об авариях с участием самокатчиков, а в соцсетях расходятся видео, где самокатами управляют дети или подростки, которые сбивают пешеходов. Каждый год власти анонсируют все новые и новые зоны ограничения скорости и запретов передвижения для средств индивидуальной мобильности (СИМ).
В этом году напряжение возросло настолько, что уже сами кикшеринги проявили инициативу и понизили скорость электросамокатов до 20 км/ч во всех городах присутствия, а также обратились в Минцифры с предложением ввести авторизацию самокатчиков через Госуслуги. В Екатеринбурге власти и вовсе пригрозили запретить кикшеринги в городе, а на время празднования Дня Победы значительную часть центра города для самокатов закроют.
Как сотрудники самих кикшеринговых сервисов относятся к истерии вокруг арендных электросамокатов, что они на своем уровне уже делают для того, чтобы успокоить ситуацию, и какие идеи готовы предложить — в авторской колонке для It’s My City рассказывает сотрудник службы безопасности одного из кикшерингов, работающих в Екатеринбурге, Евгений Б.
— Я уже несколько лет работаю в одной из компаний «большой тройки» кикшерингов (Whoosh, «Яндекс», «Юрент»). Начинал простым чарджером или энерджайзером (сотрудником — который меняет аккумуляторы в самокатах — ред.), просто попав по объявлению. Сейчас занимаюсь организационной работой, связанной с поиском утерянных самокатов.
Городские инстанции регулярно взаимодействуют с компаниями — происходят совещания в ГИБДД и прокуратуре, совместные рейды на нарушителей. Мы обязаны подчиняться всем изменениям, даже если они кажутся порой абсурдными, иначе это грозит прекращением работы в городе.
Например, уже второй год закрыт для поездок кусок Олимпийской набережной рядом с Макаровским мостом, что ничем не отличается от всех остальных кусков набережной. Хотя не стоит забывать, что ограничение фактически повлияло только на кикшеринги. Электровелосипеды, моноколеса, частные электросамокаты и многое другое продолжают ездить там без препятствий и попыток их остановить.
Также есть пара офисных комплексов, где охрана по собственному желанию передвигает самокаты кикшерингов на свою закрытую территорию или даже выбрасывает их в мусорные баки. Да, с городской свалки мы их тоже уже забирали.
Некоторые ограничения мы приветствуем и сами, например, ввод проверки возраста через Госуслуги или уже действующее тотальное ограничение скорости до 20 км/ч. Однако, это возможно только путем договора между сервисами или административной санкцией.
Никто не будет делать что-то себе в ущерб, если этот ущерб не понесут и все остальные. Хочется верить, что головные офисы смогут найти общий язык и остановить попытки тотального запрета кикшеринга по всей стране, которым угрожают уже не первый год.
На городском уровне все три сервиса кооперируются между собой: мы делимся фотографиями нарушителей, правим друг за другом какие-то мелкие ошибки, такие как незакрытые крышки батарейного отсека или упавшие на парковке самокаты, вывозим из лесов самокаты других компаний. Хоть фактически мы и конкуренты, но все понимают что общее впечатление у горожан от кикшерингов делится сразу на всех, вне зависимости от логотипа на руле. Все знакомы между собой, все стараются сделать город более приятным местом.
Я внимательно слежу за повесткой о СИМ (средствах индивидуальной мобильности), и это почти всегда сплошной негатив: сбили на дороге, сбили ребенка, сам убился. А когда, например, «Яндекс» публикует свой отчет о безопасности за год или по городу массово появились сотрудники в форменной одежде, что заняты выписыванием штрафов, упоминаний об этом несоизмеримо меньше.
Я думаю, в Екатеринбурге из-за проблем с городским транспортом самокаты еще долго будут пользоваться популярностью как удобное средство передвижения. Зачем ехать час на автобусе, когда этот же маршрут можно преодолеть за полчаса на самокате? Да, это будет дороже, зато в два раза быстрее. Если сложить примерное число передвижений, в хорошую погоду в день совершается примерно 30-40 тысяч поездок у всех трех компаний вместе взятых.
В нашем городе ситуация с самокатами осложняется отсутствием вменяемой велосипедной инфраструктуры и отсутствием у людей понимания, как эта инфраструктура работает. За пределами Академического района, где уже почти везде стерлась разметка и велодорожки превратились в часть общего тротуара, обустроенные велодорожки можно пересчитать по пальцам.
А по ним еще регулярно передвигаются семьи с колясками и пешеходы, в то время как сами самокатчики летят по центру тротуара, разгоняя звонком всех на своем пути.
В идеальном мире решать эту проблему нужно разъяснительной работой для школьников и студентов, разделением дорог и тротуаров, модификацией законодательства. Но уже сегодня можно начертить разметку, поставить знаки, проводить в городе уроки по правильной езде, дать ДПС задачу штрафовать самокатчиков не просто так, а с передачей данных в соответствующий сервис.
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.