Когда-то екатеринбуржцы Наталья и Илья Мурсеевы сыграли с друзьями в настольную игру «Манчкин», и та случайная партия перевернула их жизни. За пятнадцать с лишним лет пара успела освоить сотни настолок, поработать в специализированных магазинах и издательствах, побыть блогерами и посетить десятки тематических фестивалей и мероприятий. А теперь ребята активно развивают и поддерживают интерес к своему увлечению на Урале.
Наталья Мурсеева рассказала It`s My City о двух проектах — Уральском игровом кэмпе и Уральском игровом клубе, а еще объяснила, кто готов уезжать на несколько дней за город, чтобы бросать кубики, и к чему нужно быть готовым, если запускаешь свое дело в такой необычной сфере.
Игры за городом
С настольными играми Наталья была знакома с детства. Тогда игры были еще совсем простые и не вызывали у нее сильного интереса. Увлечение началось позже, в институте. После веселых схваток с монстрами и сражений за уровни Мурсеевы сначала приобрели все доступные на тот момент версии «Манчкина», а потом стали осваивать и другие игры.
— Поначалу, когда ты еще почти ни во что не играл, почти ничего не видел, тебе нравится все. Каждая игра кажется интересной уже потому, что она для тебя новая. Ты заходишь в магазин и хочешь купить все, — рассказывает Наталья.
В какой-то момент в их семейной коллекции было больше трехсот коробок, порой казалось, что они вот-вот выселят владельцев.
Чтобы рассказывать о полюбившихся настолках не только друзьям и найти больше единомышленников, ребята завели видеоблог OMGames. Тогда основным двигателем был муж Натальи Илья, а девушка работала на стандартной работе и участвовала в блоге «пятьдесят на пятьдесят», но представить свою жизнь без игр и связанных с ними активностями уже не могла. Так что со временем стала бессменной ведущей канала OMGames Kids, где проводит обзоры и розыгрыши настольных игр для детей до 8 лет.
А после того как Наталья и Илья несколько раз присоединились к игровым кэмпам (выездам за город на несколько дней, полностью посвященным настолкам), у них появилась мысль организовать похожие встречи на Урале.
— В Москве и вообще в центральной части России кэмпы распространены давно. Большой кэмп проводят ребята в Новосибирске. У нас же ничего такого не было. Мы подумали: регулярно куда-то ездить далеко и дорого. Почему бы не сделать что-то подобное самим? Тем более мы находимся как бы посередине страны, — вспоминает Наталья.
Изначально ребята планировали просто собраться в выходные своим кругом. По словам девушки, тех, кто давно и активно играет, не так много даже в Екатеринбурге, все друг друга знают. Но когда Наталья начала искать подходящие коттеджи недалеко от города, выяснилось, что такой выезд обойдется недешево.
Как альтернативу решили рассмотреть базы отдыха, и тут все сложилось: ценник был почти вдвое ниже, а пространство и для игр, и для жилья больше. Новые условия «настолочным» соратникам Мурсеевых подошли больше. Многие не только согласились поехать сами, но и рассказали о проекте друзьям. В результате к первому кэмпу присоединились 70 человек. Его провели в 2021 году на базе отдыха «Хрустальная» в 20 км от Екатеринбурга, именно здесь теперь проходят практически все выезды Уральского игрового кэмпа.
Сейчас в кэмпах участвует около 140 настольщиков, а в прошлом году удалось провести трехдневную встречу сразу для 230 желающих. Правда, замахиваться снова на такой масштаб организаторы пока не планируют: нынешняя площадка просто не сможет принять столько людей за один раз. Зато она отвечает другим важным требованиям для кэмпа — здесь много света и подходящего размера столы.
Также база отдыха позволяет предлагать людям разные условия для участия в кэмпе. Например, можно выбрать категорию номера (эконом или люкс), заказать питание или отказаться от него и взять еду с собой. Ночевать все три дня за городом вовсе не обязательно — если удобнее ночевать дома, можно приезжать на кэмп, как на обычную игротеку. В зависимости от условий рассчитывается и стоимость выезда, например, за новогодний кэмп без проживания нужно было заплатить от 1500 до 3000 рублей в зависимости от количества выбранных дней. Варианты с жильем распределялись от 6300 до 17 000 рублей.
Чтобы сделать выезды интереснее, организаторы стали добавлять и дополнительные активности, например, тематические квизы, где участники состязаются в знании игр: на ощупь определяют компоненты, угадывают настолки по описаниям, вслушиваются в музыкальные вопросы. Также на кэмпах нередко проходят турниры и презентации новых проектов от издательств.
Когда-то Наталья пробовала вести статистику по географии. Получалось, что примерно половина участников приезжает из Екатеринбурга, остальные — из других городов и регионов. Например, были ребята из Челябинска, Ижевска, Тюмени, Казани, Москвы, Омска.
— Попасть на кэмп удается не всем, у нас даже есть очередь, — отмечают организаторы.
Чтобы исправить эту проблему, в 2025 году Наталья и Илья решили проводить «настолочные» выезды чаще. Если раньше они проходили в майские и ноябрьские праздники, то в этом году один из кэмпов впервые приурочили к новогодним каникулам. Еще один, возможно, устроят летом.
Самый долгий за всю историю Уральского игрового кэмпа выезд ждет участников весной, он продлится целых пять дней. Но тем, кто настроен серьезно, может и этого времени оказаться мало. Например, на одном из последних выездов партия в стратегию «Сумерки империи» продлилась 25 часов, все это время азартные игроки не отдыхали, прерываясь только на перекус.
— Стандартная проблема настольщика: купил игру, и она красиво лежит на полочке нераспакованная. А на наших мероприятиях встречается много людей с разными вкусами, и на каждую игру найдется любитель. Даже если человек приедет впервые, он не будет одиноко грустить в углу. Все хотят пообщаться, поиграть. И в целом на кэмпах царит дружелюбная атмосфера.
Конфликты, конечно, бывают — все-таки настольные игры почти всегда предполагают какое-то соревнование, и кто-то может бурно расстроиться, обидеться. Но потом все успокаиваются. Каких-то жутких скандалов у нас не было ни разу, — рассказывает Наталья.
Игровой клуб: от идеи до воплощения
— Нас не раз спрашивали, почему мы не открываем магазин или клуб с играми. Но ведь такие истории скорее про душу и интерес, а не про бизнес и деньги. К сожалению, у нас нет супербогатых родственников или достаточного пассивного дохода, чтобы можно было заниматься чем-то просто для удовольствия, поэтому долгое время мы говорили, что ничего такого открывать не будем, — объясняет Наталья.
Все начало меняться осенью 2023 года. Тогда Наталья ушла с работы в найме, чтобы все силы уделять кэмпу (он на тот момент существовал уже третий год) и блогу про настольные игры. Появилось время и на то, чтобы подробно обдумать давно созревшую идею создать в Екатеринбурге место, где можно регулярно проводить различные настольные мероприятия — игротеки, турниры, встречи.
Для эксперимента попробовали провести несколько игротек под своим брендом Уральский игровой клуб. Название выбрали из-за емкой аббревиатуры, по задумке отсылающей к персонажу Джону Уику из одноименной кинофраншизы.
— Правда, позже я подумала, что УИК намного чаще расшифровывается как участковая избирательная комиссия, но менять что-то уже не хотелось, — смеется Наталья.
Игротеки на выезде прошли успешно, и ребята решились пробовать дальше. В первую очередь Наталья составила бизнес-план — это важнейший этап для любого, кто планирует начать свое дело, подчеркивает она.
— Вы должны понимать, к чему вообще идете, если хотите делать правильно и адекватно, а не просто развлекаться и тонуть, — считают основатели клуба.
Затем нашли подходящее помещение напротив театра балета «Щелкунчик» на 8 Марта, 95 и запустили краудфандинговый проект на сбор средств для открытия клуба. Получилось собрать около 600 тыс. рублей.
— В хобби мы были долго и нас много кто знал. Поэтому люди готовы были нас поддержать, в том числе и рублем. А уж сколько человек помогли в экстренном порядке за две недели сделать ремонт! Лет десять назад, наверное, ничего не получилось бы: у нас просто не было столько знакомых, связей и веса, — говорит Наталья.
С начальным капиталом помогли и родственники, а еще Мурсеевы взяли кредит на бизнес. Здесь, по словам Натальи, главным принципом было «оставаться в примерном поле адекватных денег», то есть рассчитывать силы и понимать, что все удастся выплатить, даже если свое дело не заладится. И это не будет настолько критично, чтобы пришлось продавать машину или квартиру.
— В уме всегда надо докидывать какое-то количество денег, особенно если раньше вы никогда не содержали помещение. В этой сфере много подводных камней, поэтому намного лучше и спокойнее, если у вас на счете лежит финансовый запас на несколько месяцев аренды и непредвиденные ситуации, — советует Наталья.
«Приходится постоянно что-то объяснять»
Уральский игровой клуб открылся 30 марта 2024 года и стал единственным в своем роде местом в Екатеринбурге: в отличие от сетевых магазинов с четким расписанием игротек, сюда можно прийти в любое время, и даже одному. Компанию посетителю всегда готов составить администратор, который знает большинство игр и изучает новинки. При этом владельцы клуба просят не путать их с торговой точкой:
— Мы игры не продаем, а только показываем, как в меме про рыбов.
Формат клуба схож с форматами антикафе: оплата здесь тоже поминутная. Есть и стоп-чек: в будни стоимость посещения останавливается на 500 рублях, в выходные и праздники — на 600.
— Запустить работу клуба настольных игр — совсем не то же самое, что открыть условную кофейню. Понятно, что и там есть свои тонкости, но в случае с кофе люди хотя бы понимают, зачем он нужен.
А нам приходится постоянно что-то объяснять. «Нет, это не только для детей», «Нет, это не только на большие компании», «Нет, это не только „Монополия“, шахматы и „Уно“». Сложный продукт, как говорят продажники. А нам ведь нужно не только увлечь людей играми, но и убедить возвращаться сюда почаще, — говорит Наталья.
Сейчас у клуба много постоянных гостей. По наблюдениям Натальи, мужчины приходят чаще женщин, а средний возраст посетителя 25–30 лет. На удивление мало студентов, в клубе предполагают, что им может с головой хватать вузовских мероприятий, зато активны представители умственного труда.
— Это логично, потому что настольные игры все-таки про подумать и, соответственно, притягивают людей, которым это интересно, — считает Наталья.
Есть у екатеринбуржцев и любимые игры. Большой популярностью пользуется игра со скрытыми ролями «Кровь на часовой башне». Несколько раз в неделю участники собираются в отдельном помещении, чтобы раскрывать кровавые убийства, и дают волю своей эмоциональности. Еще часто обращаются к настолочной классике — «Колонизаторам», «Каркассону», «Билету на поезд».
Многим нравятся так называемые пати-геймы — простые игры на большую компанию. Например, в последнее время в фаворе «Призрачные чернила», где нужно необычными способами угадывать слова. Но в целом эта мода на игры, по словам Натальи, довольно условна: часто спустя пару месяцев одно увлечение сменяется другим. Особенный интерес всегда вызывают новинки — посетители хотят познакомиться с игрой поближе, чтобы решить, стоит ли приобретать ее для себя.
Всего в клубе около 600 коробок: что-то Мурсеевы принесли из личной коллекции, чем-то поделились другие игроки, многое присылают издательства. Владельцы клуба еще ни разу не отказывались от игр, но со временем, возможно, введут более строгий отбор. По их словам, в клубе больше места, чем дома, но все же оно ограничено, поэтому в конце концов нужно будет привозить то, во что будут чаще играть посетители.
— Меня не раз спрашивали: не боитесь, что украдут или заберут что-нибудь? К сожалению, это неизбежно. Даже если человек ничего плохого не хочет, он может случайно уронить жетон или фигурку, те куда-нибудь закатятся, исчезнут. Но пока мы таких критичных потерь не обнаруживали. Другой частый вопрос — не жалко ли давать игры незнакомцам? Тут дело в подходе. Есть ребята, которые относятся к своей коллекции как к сокровищу, а у меня более спокойная позиция, — объясняет Наталья.
Клуб спустя год
В клубе уверены: настольные игры привлекают людей по разным причинам. Кому-то нравится запускать поток мыслей в непривычном направлении. Кто-то стремится развивать реакцию, мелкую моторику, память. Кого-то подкупает азарт и желание победить, проверить собственные силы. Кто-то просто любит открывать новые миры, механики и тематики.
Найти игру под любую задачу и любой вкус несложно: на одном только российском рынке в год выходит порядка 200 новых самобытных проектов. Среди них как оригинальные разработки отечественного гейм-дизайна, так и переводы и локализации игр зарубежных. Хотя количество последних после февраля 2022 года сократилось.
— Поначалу было довольно жестко, как и во всех сферах. Отменилось много крупных проектов, а некоторые издательства в принципе отказались работать с Россией. Но я бы не сказала, что количество игр сильно уменьшилось. Кто хочет, все равно привозит игры из-за границы, хотя сейчас из-за роста доллара это стало значительно дороже, — отмечает Наталья.
В коллекции клуба есть несколько зарубежных игр, но для владельцев погоня за подобными эксклюзивами не в приоритете: многих могут попросту отпугнуть объемные правила на английском языке. А к мнению своих посетителей Наталья и Илья прислушиваются.
В преддверии первой большой годовщины клуба ребята признаются, что вначале было очень тяжело, но сейчас многие процессы встали на свои рельсы. А Наталья подчеркивает, что и кэмпы, и клуб, несмотря на все сложности, доставляют ей больше удовольствия и радости, чем проблем. И теперь настает момент, когда можно задумываться о масштабировании проектов и следующих этапах.
— По счастью, отношение к настольщикам в обществе постепенно меняется, люди уже понимают, что игры бывают разные, что это просто хобби, точно такое же, как и любое другое. Способ приятно провести время, расслабиться и отключиться от забот. Так что хочется придумывать больше интересных вещей и проектов, привлекать людей «с улицы», чтобы они не боялись и не думали, что Уральский игровой клуб — это только для отдельных странных личностей, которые стоят где-то в стороне со своими коробками, — заключает Наталья Мурсеева.
Уральский игровой кэмп планируется провести в мае и ноябре, даты летнего кэмпа уточняются. За анонсами можно следить в соцсетях проекта.