«Музыка — идеальное пространство, где можно экспериментировать по максимуму»

Как превратить хобби в дело жизни. Интервью с Аней Матвеевой, которая делает клипы для «Совы» и «Сироткина»

12 марта, 20:08, 2025г.    Автор: IMC

Екатеринбурженка Аня Матвеева занимается фотографией с 14 лет. В школе она планировала связать будущее с живописью и параллельно публиковала экспериментальные снимки для друзей в группе во «ВКонтакте». А в 18 лет ее работы заметили редакторы проектов «Фонд Ройзмана», «Такие дела», «Русский репортер» и пригласили снимать документальные кадры.

В 2020 году Аня начала активно работать с уральскими музыкантами и за пару лет сделала обложки, клипы и проморолики для групп «внимание брусника!», «Сироткин», «Перемотка», «Элли на маковом поле» и многих других. 

Сейчас Аня вместе с творческой командой из Екатеринбурга заканчивает работу над клипом для группы «Сова» на песню «Гроза». It’s My City встретился с Аней и расспросил ее о творческом пути, работе с музыкантами, съемках и любви к городу.

«Ань, у тебя же есть фотик, поснимаешь для портфолио, а мы тебя покормим»

Творческий путь Ани начался еще в раннем детстве с рисунков на обоях после занятий в детском садике с художественным уклоном. Затем она училась в лицее имени Дягилева, углубленно осваивала «блок искусств» и мечтала стать художником. 

— В «дягилевке» была совершенно особенная атмосфера свободы и творчества. Мы воспитывались в любви к искусству, да и просто в любви. Преподаватели давали правильный толчок к созиданию и сплочению, хотя, конечно, будучи ребенком я не понимала важности многих вещей. Сейчас, в 24 года, я вижу, что именно в стенах школы в меня вложили чувство этики и красоты. Думаю, многие выпускники «дягилевки» согласятся со мной. Пока я ходила на «блок искусств» в школе, была уверена, что посвящу будущее живописи — отучусь в академии и уеду в Италию писать натюрморты с апельсинами, — рассказывает Аня. 

После окончания лицея Аня закономерно поступила в художественное училище имени И. Д. Шадра. Но спустя три года учебы поняла, что консерватизм академического образования ей не подходит, скорее, отбивает желание создавать и исключает самовыражение в пользу навыка. Поэтому Аня решила отчислиться. 

— Это был настоящий кризис: я рисовала всю жизнь и больше ничего так не любила, и вдруг мой чуть ли не единственный навык утратил былую значимость. Конечно, я благодарна своим преподавателям, ведь время учебы стало для меня важной базой: после сотен гипсовых голов и фигур с натуры начинаешь просто чувствовать форму, композицию и цвет, — делится Аня.

Свобода самовыражения, которую Аня искала, со временем обнаружилась в занятиях фотографией. Это увлечение появилось в ее жизни в 14 лет, когда ее мама купила профессиональную камеру и стала много снимать, чем увлекла и дочь. Тогда Аня записалась в районный кружок вместе с подругами и больше не расставалась с фотоаппаратом.

— Это был городской медиацентр, от которого не ожидаешь многого. Но и здесь мне удивительно повезло с преподавательницей: она показала, что в снимках может быть такая же художественность, как в живописи, если знать инструменты. Довольно быстро все стало получаться интуитивно: я начала выигрывать призовые места в конкурсах и на выставках. И все чаще стало звучать: «Ань, пофоткаешь?» — вспоминает Аня.

В 2015 году старшая сестра Ани стала организовывать музыкальные концерты в «Подземке». Она привозила в Екатеринбург артистов, которые были на пике популярности среди подростков в то время. В качестве фотографа на первые мероприятия звали Аню. После нескольких проб она стала штатным сотрудником, начала осваивать репортажную съемку и зарабатывать первые деньги своим увлечением.

— Тогда мне были вполне созвучны предложения типа «Ань, у тебя же есть фотик, поснимаешь для портфолио, а мы тебя покормим». И я снимала! И чувствовала себя прекрасно: мне пятнадцать, а я прихожу на ночную тусовку для совершеннолетних и фотографирую музыкантов из плейлистов своих одноклассников. Сразу вспоминаются концерты Мота или Пики, которого тогда все знали по треку «Патимэйкер». Сама я не слушала эту музыку, но было весело.

Жуть, конечно, зато каждый концерт был для меня вызовом и классной школой. Бывало такое, что зал совсем пустой, но на фотографиях нужно создать впечатление, что вечеринка была что надо. После подобных задач и условий работы умеешь буквально все, — рассказывает Аня. 

«Если делать свое дело долго, круто и уверенно, то тебя обязательно заметят»

Во времена «Подземки» фотография разделилась для Ани на коммерческую и творческую. С одной стороны, она стала снимать праздники и корпоративы, коктейли и еду для меню, каталоги одежды, а с другой — делала художественные кадры друзей и стрит-фотографии. Результатами творческих съемок она стала делиться в группе во «ВКонтакте», только для друзей и без каких-либо ожиданий. 

— Там я была полностью свободна и просто наслаждалась ощущением игры, поиском формы. Тогда я поняла, что камера — такой же инструмент, как карандаши, только круче, потому что фотография работает напрямую с реальностью.

Мне нравилось документировать жизнь, ловить тонкости, которые обычно остаются незамеченными. Казалось, если момент зафиксирован на камеру, он останется моим навсегда. Я экспериментировала со светом и обработкой, просила друзей принимать странные позы, брала необычные ракурсы. Мы вместе хотели создать что-то новое здесь и сейчас, из настоящего, выкладывали фото в интернет, — делится Аня.

Вскоре необычные кадры Ани начали привлекать внимание людей, которые выходили за рамки круга школьных друзей. В 2018 году Ане написали из «Фонда Ройзмана» и предложили поснимать для их репортажей. Редакторы нашли ее через тот самый паблик во «ВКонтакте» с творческими кадрами, которые, казалось бы, не имеют ничего общего с привычной документалистикой. С тех пор Аня регулярно снимает для «Фонда».

— Кажется, что социальная документалистика не предполагает художественности, а напротив, требует точности и особенно чуткого подхода. Но по факту эта работа воспитывала и продолжает воспитывать меня как человека, а значит, и как творца, — считает Аня. 

Из материалов для «Фонда Ройзмана» об Ане узнал бывший фоторедактор «Русского репортера» Андрей Поликанов. В 2020 году журнал прекратил работу, а Андрей приехал на Урал и планировал запускать новое медиа о регионах, потому предложил Ане сотрудничество. В итоге проект Поликанова не увидел свет, но знакомство состоялось.

— Андрей — один из самых больших профессионалов, с кем я работала на тот момент. Помню, как совсем еще юная пришла на собеседование, накануне начитавшись о его карьере, сидела с трясущимися коленками и в полном недоумении, что я здесь делаю. Мне дали тестовое задание, и я не понимала, чего от меня ожидают, поэтому сделала просто коммерчески качественные документальные снимки.

А когда принесла материал Андрею, он сказал: «Аня, это все не ты. Я же видел фотографии, в которых ты свободна. Пускай все будет размазано и пересвечено, но в этом будет чувство и твое живое впечатление». Эти слова помогли мне осознать ценность поиска и развития собственного языка. Научили не бояться делиться своим видением и не работать на средненький, но технический материал в попытках понравиться большинству.

«Фотограф работает и живет в третьем измерении»

— Мне нравится фотография в том числе и тем, что она позволяет увидеть большее. Когда приходишь к людям, чтобы поснимать их быт, то тебе всегда стараются показать все самое лучшее и ценное, открываются со всей душой. Как-то раз мне нужно было фотографировать трамвайное депо на Юго-Западном. Вход туда обычно только для работников, никаких экскурсий не проводят. А мне посчастливилось там побывать и увидеть все своими глазами. Подобных мест и встреч было много, и все они для меня как сокровища.

Когда хочешь сделать снимок, у тебя изначально есть вся информация о мире, обзор на 360 градусов и очень много деталей. Ты берешь эту реальность, фиксируешь из нее только конкретное. Потом начинаешь с этим работать — искажаешь с помощью ракурсов и света, чтобы передать что-то свое. Снимаешь через соусницы, пленку, через стеклышки. И потом думаешь, а как еще можно исказить? Напечатаю. О, в бумаге есть текстура. А напечатаю-ка я на фактурном картоне. А можно размыть фотку? А можно исказить краски? А если отсканировать фотку с наложением? 

Буквально занимаешься деструктуризацией реальности в поисках новой формы. Так получается, что фотограф работает и живет в третьем измерении. Это ощущается именно так.

Фотоработы Ани Матвеевой / «Матвеевские карточки»

«Когда я слушаю музыку, стараюсь почувствовать, какого она цвета»

К третьему курсу училища фотография постепенно заняла в жизни Ани ведущую роль, и она решила активно работать вместо дипломного года. Тогда она находилась в активном творческом поиске и героями ее фотографий стали локальные музыканты, которые хотели поэкспериментировать с визуальным стилем. Оказалось, что многим музыкантам нравится Анин подход, а ей — работа в формате, когда образ создается на основе ассоциаций от звучания. 

— Я составила для себя и для родителей подробный план развития, в котором были коллаборации с артистами, одна выставка, работа в СМИ и печать в журнале. Удивительно, но за этот год, который я решила отдать работе вместо написания диплома, все получилось. Я организовала первую выставку в «Нельсон Совин», поработала с рэпером Травма и другими местными музыкантами. 

Кажется, музыка для меня — идеальное пространство, где можно утрировать свой стиль и экспериментировать по максимуму, и это будет работать. Когда я слушаю музыку, то стараюсь почувствовать, какого она цвета, какая по свету, считываю символы в текстах. Представляю, как звучание могло бы воплотиться, — рассказывает Аня.

С некоторыми артистами Аня работает с самого начала их карьеры, а значит, формирует их визуальный стиль и сопровождает все творческие трансформации.

— Из года в год мы встречаемся и радуемся тому, как развиваем друг друга. Так было с «Перемоткой», «внимание брусника!», Травмой, Soda luv, «О! Марго», «Совой» и другими прекрасными ребятами. Эта совместность создает очень уютное чувство сопричастности к чему-то большему. И закономерно, что мои фото и видео начали замечать за пределами Екатеринбурга. 

Благодаря работе с группами «внимание брусника!» и «Перемотка» появилась «Элли на маковом поле», которая увидела мои стоп-моушн-видео. Точно так же мне написали из группы «Сироткин» (Аня тоже сделала для группы стоп-моушн — прим. ред.). Из череды таких совпадений и случаев и складывается моя жизнь. У нас с ней взаимное доверие. 

О съемках клипа для группы «Сова»

За пару дней до встречи с Аней мы побывали в квартире, где проходила часть съемок для нового клипа группы «Сова» на песню «Гроза». В прошлом году композиция привлекла к музыкантам много новых слушателей. Аня снимала видео с командой из Екатеринбурга, процесс занял пять месяцев. Сейчас клип на стадии монтажа, его выход запланирован на ближайшее время.

Подробнее о группе «Сова», их песнях и клипах можно почитать в нашем тексте.

С нами в квартире несколько ребят из съемочной команды: Катя Протасова, Ваня Жданов и Полина Калмыкова. Катя — художник-постановщик, она создала все визуальные решения для клипа, в том числе сделала бумажные макеты зданий Екатеринбурга. Ваня работает в мастерской Кinolook и в клипе выполнял роль оператора-постановщика. А Полина помогала с детальной  организацией съемочных дней и администрированием всех процессов. 

Пока мы разговариваем с Аней на кухне, в соседней комнате Катя и Полина заканчивают работу нам макетом для съемки финальных сцен, а Ваня настраивает свет и ракурс. 

— Изначально ребята из «Совы» пришли ко мне с референсами и предложили сделать клип. Я, конечно, согласилась. Но в Екатеринбурге я не знала людей, к которым могу обратиться, потому что долго была в отъезде и не представляла, кто будет готов пойти на такое большое дело. Я написала Кате Поповой, которая в итоге стала продюсером и организовала весь процесс съемок. Команда собралась в считанные дни, — делится Аня.

Катя, Ваня и Полина помогают с макетом для съемок финальных сцен клипа

Игровую часть клипа снимали с большой командой и актерами на разных площадках, в том числе в доме культуры «Совхозный». А часть с бумажными макетами — узким кругом в квартире у Ани на Уралмаше. 

— Нам удивительно повезло с командой: когда впервые работаешь с незнакомыми людьми, очень велик риск, что вы не сойдетесь. Но мы настолько совпали, что эти съемки сделали из нас семью. Мы в течение полугода практически жили вместе, в этой квартире, постоянно находясь в творческом поиске и работе над клипом. Самое ценное, что для каждого это одинаково важно, каждый старался сделать весь возможный максимум. 

Мы сложили свои таланты как пазлы, и получилась команда мечты, в которой все заботились друг о друге. В течение всех съемок мы по очереди готовили, стараясь удивить разными изысками, ребята починили практически весь мой дом, мы вместе смотрели кино, постоянно хохотали, слушали музыку и нескончаемо работали над клипом. Это стало похоже на творческую лабораторию или даже детский лагерь, продуктом которого получилась довольно сильная работа.

Сегодня нас только четверо, но вся команда состоит более чем из двадцати человек. Все большие профессионалы, которые давно работают в индустрии. И процесс съемок был организован соответствующим образом. Но все мы так сильно воодушевились, что в какой-то момент стало не так важно, сколько времени и сил на самом деле потребует эта работа. Получится или нет и куда приведет? Неважно. Сколько соберет просмотров? Неважно. Сколько нам заплатят? Тоже неважно. Главное, сделать так, как мы задумали, — продолжает Аня.

— Изначально из бумажных макетов у нас была реальная комната из клипа и панелька из четырех детских кубиков с напечатанными окошками, которая помещалась на табуретке. Но по ходу тестовых съемок добавился ДК, панелька разрослась этажами и раздвоилась, появились приметы города. Например, Белая башня. В итоге мы имеем макет, который занимает полкомнаты. И все это ради трех секунд в клипе, — рассказывает Катя Протасова.

— Когда мы рассказываем Паше с Тарасом (участники «Совы» — прим. ред.), как продвигается процесс, для них это, наверное, выглядит странно. Мы просто делаем что-то месяц, два, три. Потом они спрашивают: как мы? А мы реально всегда в увлеченной работе, которую контролируем. И мы просим еще немного времени. Для нас очень ценно, что ребята доверяют.

Когда мы искали ДК для съемок, то все, узнав, что мы делаем клип для «Совы», готовы были предоставить площадку за смешные деньги. В итоге мы нашли идеальный зал в ДК «Совхозный» в черте города. И даже с синим задником у сцены, как хотели. В моменте было ощущение, что мы искали локацию всем городом. В итоге у нас получился хрупкий мир на стыке реальности и воображения, в котором гроза имеет влияние на жизнь героев. И на наши жизни, кажется, тоже, — подытоживает Аня.

Аня Матвеева и участники «Совы» на съемках клипа «Гроза». Фото: Леонид Корюкалов

«Чувство дома все время возвращает меня в родной город»

— Квартира, в которой мы находимся, бабушкина. Лет пять назад я сделала здесь ремонт: покрасила стены, поменяла мебель, развесила фотографии и добавила элементы уюта. Для меня это особое место: я провела здесь практически всю взрослую жизнь. Сейчас она превратилась в творческую мастерскую, здесь все время происходят разные процессы — от сочинения стихов до съемок клипа.

Уралмаш — не просто район, где находится мой дом, но и самое душевное место в городе. Сейчас я все время путешествую: в Москву и Санкт-Петербург по работе, за границу — получать новые эмоции. В последний раз я внезапно уехала в тур по Турции вместе с цирковой труппой, снимала для них промо и делала фотографии. И сама выступала как артистка, даже научилась жонглировать и надевала коньки каждый день на протяжении полугода. Но чувство дома все время возвращает меня в родной город. 

Здесь есть непередаваемая атмосфера сплоченности, которую создают люди. И если речь заходит о Екатеринбурге, то эти разговоры всегда отзываются теплом у моих собеседников, даже если они никогда здесь не жили.

Все знают историю о том, как горожане отстояли сквер, для многих это редкий случай позитивного протеста. Людям было небезразлично, как выглядит ландшафт города, и они доказали свою позицию делом. Сам факт, что человек любит место, где живет, и своих соседей, притом не словом, а делом, очень вдохновляет. Здесь хочется соответствовать.

Эта сплоченность отражается в творческих профессиях. Что бы я ни делала, всегда найдутся люди, которые со всей душой готовы присоединиться, потому что мы любим одно и то же. Наш город идеален для авторов. Здесь очень много талантливых людей, и творческая среда, с одной стороны, яркая и насыщенная, с другой — мягкая и поддерживающая. Каждый человек делает свой вклад в общий палисадник, при этом может создавать что угодно — от музыки до шапочек с ушками.  

«Все всех знают» здесь звучит особенно: оно не душит, а подкрепляет, особенно в начале пути. В Екатеринбурге идеально делать первые выставки, концерты и мероприятия, чтобы научиться искренне творить среди своих и потом ехать покорять мир, — заключает Аня.

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: