«Завод должен остаться заводом и что-то производить. Хватит уже музеев»

Реновация Верх-Исетского завода: какой она должна быть и реально ли закончить ее к 300-летию предприятия

6 марта, 19:30, 2025г.    Автор: IMC

На прошлой неделе УрГАХУ опубликовал новые рендеры возможной реновации исторических зданий Верх-Исетского завода, которые уже более десяти лет частично разрушены или находятся в плачевном состоянии. Проект архитектурного вуза предлагает преобразовать территорию завода в культурно-деловой кластер с музейным комплексом, парком ЗD-макетов, восстановленной церковью и благоустройством. Концепцию предложили мэру Алексею Орлову на Совете неравнодушных горожан. It’s My City опросил екатеринбургских архитекторов, насколько реально ее воплотить.

Фото: проектная документация / УрГАХУ

Тема не новая, потому что Верх-Исетский завод и пространство вокруг него пытаются реновировать и благоустроить как минимум с 2005 года. Тогда провели конкурс на лучший проект реконструкции промышленного объекта «Новая жизнь в старом панцире», чтобы дать заводу новую функцию. Завод до 2025 года по генплану планировали вынести за пределы Екатеринбурга вместе с тремя десятками других предприятий, нарушающих экологию города и препятствующих его развитию.

Ни один проект в итоге не реализовали, а в 2025 году завод продолжает работать. В исторической части Верх-Исетского завода остались цех, фабрика и здание управления. В ожидании 300-летия завода, которое будут отмечать в 2026 году, идеи о реновации и перепрофилировании снова актуализировались, и одну из них представили на Совете неравнодушных горожан ректор УрГАХУ Александр Долгов и профессор университета Юрий Никифоров.

Они предлагают восстановить весь комплекс заводских зданий, включая церковь. На территории завода предложили сделать парк 3D-принтеров и выставку с макетами памятников архитектуры. Также в концепцию реновации добавили парк, который находился бы на территории комплекса. Архитекторы Екатеринбурга по-разному оценивают новую концепцию от УрГАХУ.

— О рендерах можно говорить часами, минусов в них предостаточно, но если оценивать информацию на этих картинках, то решения не совсем понятны и оценены. Решений по благоустройству нет, это лишь клумбы или заросшие площадки, — оценивает рендеры ведущий архитектор в компании «Самолет» Алибек Курмашев.

Фото: проектная документация / УрГАХУ

— Картинка с птичьего полета — уровня первого курса колледжа или университета, она никак не отражает решения благоустройства к этой территории и совсем не подходит по стилистике, решение на этой картинке не проработано, — описывает Курмашев рендер парковой зоны.

Говоря о ресурсах, Курмашев утверждает, что затраченных усилий, денег, времени и терпения над преображением такой территории будет достаточно много. Настолько, насколько хватит денег у Екатеринбурга, а бюджет закладывать нужно в миллиарды рублей. На реализацию задумки УрГАХУ понадобится 10–15 лет.

Директор архитектурного бюро FISH и руководитель URALRUIN Артур Ларионов считает, что специалисты УрГАХУ, по сути, предлагают превращение исторической части завода в музей, что не всегда выгодно для города:

— Рендеры призваны в очередной раз напомнить про территорию завода, с реальностью они имеют мало общего. То, что мы сейчас на них видим — огромный музей. Но именно музеефикации пространства хотелось бы избежать, так как получится очень дорогая в обслуживании для бюджета города и области игрушка. Пространство должно жить, зарабатывать хотя бы на обслуживание самого себя и приносить реальную пользу городу.

Фото: проектная документация / УрГАХУ

Ларионов предлагает посмотреть на проблему под другим углом. По его мнению, начать стоило с финансового плана и долгосрочной стратегии развития территории завода целиком. Екатеринбург славится своими брендами и креативными проектами, но какого-то единого места им в городе так и не нашлось.

— Пустующие корпуса заводской инфраструктуры, переделанные под мастерские и творческие студии, отличный вариант для спасения этих зданий, с одной стороны, и взращивания своих местных брендов — с другой. Этот путь мне кажется более оправданным, да и с технической и финансовой точки зрения это более чем реализуемо, — говорит Ларионов

В качестве примера он приводит Севкабель-порт и недавно открывшийся в Якутске «Квартал труда», где благодаря субсидиям от правительства ЯНАО расположились местные бренды и их производства.

— Завод должен остаться заводом и что-то производить. Понятно, что не металл. Но легкая креативная промышленность может там расположиться. Хватит уже музеев, — заключает Ларионов.

По его мнению, несмотря на то, что перенос производства за город был бы верным с точки зрения экологии, сделать это сложно, так как металл — это тяжелая промышленность. Но такое производство сможет соседствовать с креативным кластером и легкой промышленностью, если расположить их в свободных зданиях на этой территории, проведя при этом реновацию.

Фото: проектная документация / УрГАХУ

Сооснователь архитектурного бюро «Плотинка» Илья Полянских оценивает рендеры более позитивно, но тоже не очень оптимистично.

— Классические решения взрослых архитекторов, они работают с пониманием дела по реконструкции и реставрации, много лет этим занимаются. Но нужно подумать над событийным наполнением и оперированием самого ансамбля. Это без собственников невозможно, к сожалению, — говорит Полянских

Основная проблема в том, что нынешний владелец завода — компания НЛМК (Новолипецкий металлургический комбинат) миллиардера Владимира Лисина, которая никак более не связана с Екатеринбургом. А проект, представленный на Совете, ни архитекторы, ни власти, ни представители УрГАХУ с собственником пока даже не обсуждали.

Ансамбль Верх-Исетского металлургического завода — это памятник архитектуры, но НЛМК его содержанием не занимается. По словам Ильи Полянских, выйти на диалог с компанией достаточно сложно. Бюро «Плотинка» при разработке своей концепции благоустройства набережной ВИЗ-пруда не смогли связаться с ее представителями.

— Я уверен, что Орлов и Долгов все-таки должны иметь возможность связаться с собственником и попытаться сдвинуть процесс с мертвой точки. Они эту территорию лет десять пытаются сделать, уже пора двигаться к финишной точке. Так что удача и правда нужна, — добавляет Полянских.

Помимо сложностей с реализацией, существует и объективный запрос горожан на развитие территории завода. В этом районе давно ощущается нехватка рекреационных зон.

— Это место может быть очень востребовано для событийного туризма и отдыха горожан. А сейчас там все за забором. Целая улица Заводская может стать крутой фишкой Екатеринбурга будущего, альтернативным историческим центром. Там самые красивые закаты и место всеми горожанами ожидается как открытое пространство для рекреации для креативного кластера, — заключает Полянских.

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: