Несмотря на сложный политический климат и даже вопреки ему, в Екатеринбурге продолжают возникать поэтические профсоюзы, чтения, квартирники и кружки. Сменяются целые поколения поэтов, появляются молодые авторы и новые литературные формы. Об одном из таких профсоюзов мы уже рассказывали в этом тексте.
Поэт — фигура, как правило, не медийная, поэтому обо всем разнообразии поэтического мира города знает лишь узкая группа специалистов и любопытствующих. И далеко не все горожане могут услышать, какие стихи сочиняют те, кто живет с ними по соседству.
It’s My City решил исправить эту ситуацию и вместе с филологом, литературоведом Анастасией Лоцман составил краткий гид, в котором познакомит вас с интересными поэтами разных поколений, которые навсегда останутся в литературной истории Екатеринбурга.
Юрий Казарин
Юрий Викторович — поэт, доктор филологических наук, художественный руководитель отделения «Литературное мастерство» в Екатеринбургском театральном институте, завотделом поэзии журнала «Урал», при котором он долгое время вел поэтическую студию. Кажется, большинство поэтов старше тридцати хоть раз побывали на одном из его семинаров.
Казарин находится по обе стороны баррикад: он и мастер поэтического слова, и филолог, много лет изучающий «поэтическое состояние языка», поэтому называет Пушкина, Баратынского, Мандельштама и Заболоцкого блестящими филологами. Сам Юрий Викторович — автор нескольких монографий, среди которых солидно звучащая «Поэтический текст как система», не отпускает поэтическую интонацию, даже когда говорит о научном. Казарину же поэту удается говорить стихами так же легко и естественно, как дышать.
Его тексты медитативны, исповедальны и тяготеют к классической традиции русского стиха. В каждом своем стихотворении Казарин как бы заново постигает процесс речетворчества. Обращаясь к кочующим образам души, ангелов, сада, поля, дерева или растения, к самому процессу говорения, поэт как бы снова и снова пытается воссоздать мироздание и приблизиться к Богу.
***
Взгляд человека, спящего на спине
В чистом поле в пустом мирозданье,
Чуть подрагивает на волне,
Покрываясь корой познанья:
И стоит, как призрак ствола
Дерева без ветвей, без угла –
Так густеет, нарастает прозренье,
Как высокого взора растенье.
Другие стихи Юрия Казарина можно прочитать в его группе во «ВКонтакте».
Алиса Малицкая
Алиса пишет тексты с десяти лет, с момента переезда в Екатеринбург из Улан-Удэ. Читая стихи Малицкой, как-то сразу понимаешь, что перед тобой не просто женская поэзия, но стихи духа женщины, которой подвластны все стихии, даже стихия собственной речи.
Поэтесса пишет о бурятских корнях, о текучем окружающем мире, о любви и тоске, но так, будто это песня, в которой человек равен природе, а природа способна на такие же сильные чувства, как человек.
С миром литературы Алису связывает не только поэзия. Она еще один представитель поэтов «с филологическим лицом». Алиса утверждает, что филологическое образование дает ей обширную литературную базу, а с таким багажом сподручнее любое творчество.
— Я отучилась на кафедре фольклора, потому что всегда испытывала интерес именно к этой сфере, в итоге сейчас в своей поэзии много обращаюсь к мифологическим и сказочным мотивам, — делится Малицкая.
***
Время варить саламат и делить его с каждым гостем.
Время закапывать в землю зерна монеты и кости.
Прочь отгони мужчин предрассветным утром,
Дикий шиповник пусть собирают в юрту.
Вкруг обходи колыбель, обноси огнем,
Дым можжевеловый пусть наполняет дом.
Косы свои расплетай, растопи очаг,
Крепкий свари бульон на бараньих костях.
Время остаться женщиной, но не девой.
Ты перестанешь быть плодом и станешь древом.
Сонные дни обернутся хрустальной пылью,
Ты перестанешь быть прежней и станешь сильной
Рядом с тобой ни родных, ни отца, ни мужа.
Только сама принимаешь в мир новую душу,
Так как тебя принимала мать много лет назад.
Час приближается. Время варить саламат.
Другие стихи Алисы можно прочитать в ее группе во «ВКонтакте».
Саша Смирнов
Саша родом из Верхней Туры, а в Екатеринбурге живет уже пятнадцать лет: переехал после окончания школы. Сейчас он работает на фрилансе в профессии, которая никак не связана с творчеством — настолько, что он даже предложил читателю самостоятельно выбрать для него любую нетворческую профессию.
С одной стороны, Смирнов провокативно заявляет, что стихи ничего для него не значат, с другой — в процессе написания текста он неизбежно видит облегчающее жизнь структурирование реальности.
— Во время письма, наверное, испытываю терапевтический эффект, как и многие. Для меня это некое распределение смыслов, — делится Саша.
Поэзия Смирнова максимально насыщена образами-сравнениями, которые существуют как вещь в себе, а при воспроизведении голосом нередко даже элементы внутри строки кажутся безумным переходом из мысли в мысль, который держится только за счет звуковой тяги. Другими словами, если вы ничего не поняли с первого раза, с вами все в порядке.
Стихи Саши похожи на процесс работы нейрохирурга, который препарирует себя самого, свои чувства и мысли, язык и его грамматику, поэзию. Пытаясь осмыслить происходящее, он часто прибегает к естественной, но каждый раз вырывающей читателя из зоны комфорта физиологии — слюна, молочные железы, кости, органы, лимфатическая система. А потом возвращает его обратно в процесс речевого созерцания и мышления «оторванными» союзами и местоимениями — туда, где рушатся привычные представления о том, что мысль гладка, непрерывна и ведет только в один конец.
***
длина канала уменьшается: подтек смолы
автоответчик и соглашался и объект из пуговиц освобождается напиши мне ты стал цветом
что перепутать выставить как тоже сдавленные ребра раскаленными фибрами лета
закрытые чем видят в закрытой и катышки творчества трупа вокруг которого костер очищения влево вправо влево вправо и
приятное возмещение и маленький язычок внутри и шея просвечивает
в фиолетовой статуей леса сквозь выделения ужаса покрытия любви
черные озера звезд горят в спелом рисунке черепа ангела
Другие тексты Смирнова можно почитать в подборке по ссылке.
Ярослава Широкова (Никонова)
Ярослава называет себя фанаткой современной поэзии. Она представляет «нижнетагильскую поэтическую школу», которая тесно связана с екатеринбургской тусовкой поэтов. Широкова объездила множество городов, выступая на поэтических фестивалях. Читала стихи в Перми, Челябинске, Нижнем Новгороде, Москве, Санкт-Петербурге и Краснодаре.
Вне поэзии Ярослава — мама двух девочек и Монтессори-учитель для детей 6–12 лет. Она три года училась педагогике в Праге, а не так давно создала свою онлайн-школу, где в том числе учит детей читать стихи душой.
— Поэзия для меня — это состояние опьянения без дополнительных средств. Некоторый транс, в котором ты чувствуешь себя отстраненным от мирского. Глубокий диалог с самим собой, своим подсознанием, — делится поэтесса.
Стихи Ярославы — плотный бисер образов и звукописи, которые, догоняя друг друга, составляют узор: отрезок жизни, важный для автора здесь и сейчас. Точно сделанные строки Широковой лиричны. Говоря о любви, тоске, горечи, составляя свой метаобраз, а точнее, метачувство из деталей природы или города, поэтесса вступает в диалог с невидимым собеседником, в котором растворяется то ли она сама, то ли кто-то из нас.
***
мокрый воздух застукивает предтечь
окрестностей. Вытихает стаей
снега, раскиданного от плеч,
берегом, который тебя оставил,
осиновой бирюзой
наледи, хрустящей в оправе пения,
выводя собой нехитрый узор
говорения.
и каждый, плывущий мимо с корзинкой звезд,
выкинет посох в твоих краях —
станут лучами ветки наземных гнезд,
Голубь выведет голубят.
Послушать подборку стихов Ярославы можно по ссылке. Также Широкова ведет свой телеграм-канал «Подпитка», где анонсирует поэтические мероприятия, которые случаются в городе.
Владислав Семенцул
Владислав — екатеринбургский поэт со стажем: здесь он прожил уже больше 20 лет. Город нередко подбрасывает поэту темы для творчества: иногда он проявляется в стихах в виде значимых мест — хрущевка на Уралмаше, улица Победы, Главпочтамт, предстает в форме Свердловска из прошлого. Именно так Влад именует Екатеринбург в своем творчестве.
Однако чаще город становится базой для сотворчества: свои поэтические образы Семенцул выхватывает из самой жизни. Иногда его инструментом становятся «случайные неслучайности»: фразы, тексты рекламных объявлений или уличные зарисовки, которые Влад превращает в стихи. Иногда — жизненные потрясения. Писать он начал, когда погибла его младшая сестра.
Поэзия Семенцула искренняя во всех проявлениях, будь то злость, уныние или любовь — в этом она напоминает советское кино. Но, в отличие от советских режиссеров, Влад позволяет себе совмещать несовместимое (В каждом бумажном мешочке патрон / И небольшая горсть из конфет / Я заряжаю газом сифон / Мама разрежет вишневый брикет) и невозмутимо воспроизводить собственную авторскую повседневность, где может произойти что угодно. Сам поэт волен вовлекаться в этот мир, становясь его частью, и отстраняться одновременно.
Ма Бог
Звезда горит над Уралмашем
Урчит в тиши район рабочий
Из окон тянет сладким фаршем
Перебивая запах ночи
Я на проспекте, на Победе
В квартире маленькой живу
Все слушаю, как пьют соседи
А ты лежишь и ешь халву
Другие стихи Владислава можно почитать в его группе во «ВКонтакте». Подробнее о поэте мы рассказывали в отдельном тексте.
Михаил Куклинов
Так же как и Владислав Семенцул, Михаил живет на Уралмаше. Однако бытность его отнюдь не связана ни с хтоническим окружением района, ни с другими территориальными границами. Скорее, поэт окружен пространствами языков.
В своей «непоэтической» реальности Куклинов преподает немецкий, а еще говорит на английском, французском, португальском, учит шведский. В поэтической он выступает не только как творец, но и как организатор: на его счету прошлогодние Тягуновские чтения и мероприятие «под.текст (ы)», которое он делал совместно с молодым поэтом Максимом Гузновым.
Стихи присутствовали в жизни Михаила с самого детства, но писать всерьез он начал три-четыре года назад. Можно сказать, что поэзия стала для автора еще одним языком, медиумом, с помощью которого можно говорить о сокровенном.
— Поэзия спасла меня в свое время, дала новое начало. Иногда я шучу, что мои лучшие друзья — это Бог и бумага, — делится поэт.
Поэзия, по словам Михаила, создает безопасное пространство, мир, в котором он может быть таким, каким хочется.
— Еще это память, как память фотоаппарата: когда перечитываю тексты, вспоминаю целые дни, причем очень хорошо, — добавляет Куклинов.
Из всех прощальных слов я выберу твои,
Хотя всему назло проиграны бои,
И если не любовь, то просто напои
Теплом, защитой, гордостью дракона.
На нашем языке, на сложном о простом,
Пока мы говорим, я думаю о том,
Что ты — бумага книг, душой — цветной картон,
И пишешь неоткрытые законы.
Проехать полстраны, пока еще дано,
Обнять и уберечь, как редкое панно,
И все, что между нас, так славно и полно,
И счастье — знать, что сотни лет знакомы.
Уже предрешено на плоскости времен:
Что боль, то — прощено и вымыто дождем;
Ускорился наш век, бежит изнеможден,
Мы плачем у окна, где спят иконы.
Другие стихи Михаила можно почитать в его телеграм-канале.
Валерий Дьяченко
Валерий Дьяченко знаком горожанам больше как художник: стихи его мало известны и изучены. Он представитель свердловского андеграунда, один из создателей независимого арт-сообщества «Уктусская Школа», организатор знаковой для свердловско-екатеринбургской культуры выставки «Сурикова, 31».
Для Дьяченко-артиста нет определяющего вида или жанра искусства. Он пишет стихи, обращается к живописи и графике, оформляет спектакли, расписывает храмы, исследует дизайн и создает теории. Для него важен сам факт творческого поиска. Например, сейчас, по его словам, он занят разным: читает Библию, книги по архитектуре, пишет заметки и стихи и разрабатывает планы по «переустройству планеты».
Поэзия для Дьяченко, выпускника радиофака УПИ, подобна конструктору: он удваивает, варьирует, пересобирает или подменяет речевые паттерны, иногда работает с визуальной составляющей текста (визуальная поэзия), переводит стихи в прозу, например, проводит эксперименты со стихотворением «Бесы» Пушкина, которое переписывает в нескольких вариантах, то повторяя строки автора, то переписывая их в другом формате, постепенно разрушая структуру привычного стихотворного столбца.
При этом поэт ценит каждый элемент текста. Для него все составляющие текста, или искусства в более широком понимании — части информации, которую надо освоить, переработать, исследовать смысловые преображения и понять, как от этого меняется финальное сообщение.
Знаки препинания
Кому бы… Если так, то что?
Зачем же? Плохо. Мало ли чего.
Ну, знаете! Понятно? Так.
Куда? Везде, похоже; впрочем, ничего.
Конечно, почему бы нет? Ну, скажем, так.
К примеру, никуда. Ну, да, еще бы.
Чего-чего? Ну, вот еще! Чего там.
Да бросьте. Ничего. Так, пустяки.
Не в этом дело. Ладно.
Другие стихи Дьяченко можно почитать на сайте Русской виртуальной библиотеки.
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.