2024 год закончился месяц назад (даже не верится), но его итоги все еще продолжают подводить. Перед очередным «Оскаром» самое время вспомнить, какие фильмы удивляли нас весь прошлый год, и составить свою альтернативную подборку лучшего кино — от экранизаций бессмертной классики до обескураживающего боди-хоррора об ускользающей красоте.
Кинокритик Егор Бобыкин субъективно рассказывает о семи важных картинах прошедшего года, среди которых, конечно, есть оскароносные кассовые «Анора» и «Дюна». А в качестве небольшого бонуса — три важные, но менее заметные работы из авторского кино.
«Фуриоса. Хроники Безумного Макса»
Режиссер Джордж Миллер
«Безумный Макс: Дорога ярости» оказался одним из главных кинохитов 2015 года, но не в плане кассовых сборов, а благодаря признанию критиков. Все в унисон толковали о первобытной мощи миллеровского монтажа, об адреналиновых экшен-сценах, раскрывающих отношения героев, о выверенной до мельчайших деталей эстетике постапокалипсиса. К огромному сожалению, у приквела «Дороги ярости» «Фуриосы» подобного консенсуса критиков не было.
В этот раз далеко не все прониклись тем, как Миллер подал трагедию главной героини (Аня-Тейлор Джой). Еще маленькой девочкой Фуриосу выкрадывает из родного оазиса шайка бандита Дементуса (Крис Хемсфорт). Уже повзрослевшая и ставшая военачальником Несмертного Джо, местного «царька», Фуриоса решает мстить обидчикам.
Если в «Дороге ярости» Миллер упрямо давал по газам, очерчивая простую, но рабочую историю путешествия из точки А в точку Б, то «Фуриоса» оказалась более неспешной, с более сложным сценарием. Это не отменяет того, что новая часть «Безумного Макса» — величественный визионерский эпос, способный унести зрителя в постапокалиптический астрал своими многоступенчатыми экшен-сценами и пронзительной историей утраченного детства.
«Носферату»
Режиссер Роберт Эггерс
«Носферату» Фридриха Вильгельма Мурнау — важная веха хоррора. Шедевр немецкого экспрессионизма был неофициальной экранизацией романа Брэма Стокера «Дракула». Новый фильм Роберта Эггерса тоже пересказывает извечный сюжет о риелторе, которого приглашает в свой замок граф-вампир, чтобы заключить договор о продаже дома, но что-то идет не так.
Оператор Джарин Блашке творит просто невообразимые вещи, снимая сцены при помощи естественных источников освещения так же, как когда-то Стэнли Кубрик снимал «Барри Линдона». Это делает экранное пространство XIX века более аутентичным, навевая ассоциации с картинами немецкого романтизма.
А часть со злоключениями Джонатана Харкера по трансильванским деревушкам и замку Орлака — самостоятельный маленький шедевр. С помощью монтажа Эггерс фрагментирует путешествие Харкера в замок, перемежая моменты сна и яви, делая их неотделимыми друг от друга.
«Дюна. Часть вторая»
Режиссер Дени Вильнев
Еще один «песчаный» блокбастер 2024 года. За адаптацию научно-фантастического романа Фрэнка Герберта уже брались титаны Алехандро Ходоровски и покойный Дэвид Линч. Идеи первого были неподъемными для студийного сай-фая, а «Дюну» Линча с ее визуальными эффектами критиковали за сумбурное повествование — громоздкий труд Герберта режиссер попытался уместить в двухчасовое кино.
Дени Вильнев раздробил свою киноадаптацию романа на две части. И это тот случай, когда вторая часть диптиха оказалась по всем параметрам лучше первой. В частности, режиссура стала более раскованной и стильной, например, поединок в монохроме намертво врезается в память. А за пикантные повороты сюжета некоторые зрители даже успели сравнить фильм Вильнева с «Атакой Титанов».
Повествование во второй части стартует с того места, где заканчивается первый фильм — в пустыне Арракиса. Пол Атрейдес присоединяется к пустынным кочевникам фрименам и подготавливает план борьбы против Барона Харконнена, по вине которого погиб его отец.
«Мастер и Маргарита»
Режиссер Михаил Локшин
«Мастер и Маргарита» Булгакова, как и «Дюна» Герберта, долгое время считался неэкранизируемым романом: адаптации выходили либо неудачными, либо уходящими слишком далеко в отсебятину. Фильм Локшина интересен не только как редкий пример высокобюджетного российского авторского кино (уже хотя бы за это стоит обратить на него внимание), но и как фильм, вызвавший бурные споры. Одни говорят, что эта картина — пошлость, другие видят в ней интересную авторскую интерпретацию романа.
Как минимум фильм Локшина способен впечатлить футуристичными декорациями Москвы 1930-х годов, какой она могла бы быть, если бы свершились все безумные коммунистические проекты в архитектуре вроде Дворца советов с огромным Лениным наверху. Еще интересно посмотреть на интернациональный каст. В него, помимо Евгения Цыганова, Юлии Снигирь, Юрия Колокольникова, затесались иностранцы Аугуст Диль в роли Воланда и Клас Банг в роли Понтия Пилата.
«Субстанция»
Режиссер Корали Фаржа
Безумный, развязный, провокационный боди-хоррор-аттракцион, способный не только удивлять своей бесконечной вычурностью, но и тем, какой крепкой режиссерской хваткой обуздывает ее Корали Фаржа. «Субстанция» — это кубриковщина, замешанная с клиповостью а-ля Моргенштерн. Иконография «Сияния» здесь пропускается через крупные планы и скорострельный монтаж почти что порнографического вида.
За всем стилистическим пижонством скрывается очень пронзительная история о человеческом выгорании на фоне того, как Голливуд и телевидение объективируют женское тело. В ходе научного эксперимента главная героиня Элизабет получает возможность сделать более молодую и красивую версию самой себя. Проделав необходимые процедуры, Элизабет «рождает» свою копию Сью, но та начинает вести себя вопреки воле своей создательницы.
Деми Мур блистает в роли вышедшей в тираж актрисы, сыграв маску боли и безумия настолько убедительно, что получила номинацию на «Оскар».
«Анора»
Режиссер Шон Бейкер
За кого еще из оскаровских номинантов стоит порадоваться — это за Юру Борисова. Он первый российский актер, номинированный на Оскар. В «Аноре» Юра действительно очень хорошо справился с ролью, сыграв на полутонах простого, скромного, но обаятельного парня-гопника, который вовремя приходит на помощь главной героине. Хотя и без того актерский ансамбль Шон Бейкер собрал блестящий — Майки Мэдисон и Карен Карагулян не менее неотразимы.
Действие «Аноры» разворачивается на Брайтон-Бич, где, как известно, проживает много русских эмигрантов, да и просто богачей, у которых есть деньги на жилье в Америке. Один из таких богатеньких сынков, Ваня, влюбляется в танцовщицу Анору и решает на ней жениться.
Фильм Шона Бейкера — это тонкая и местами смешная, но, конечно, скорее, трагичная сказка современности. Главная героиня способна плюнуть в лицо олигархам и надавать тумаков их слугам. Но главным антагонистом истории становятся не олигархи и слуги, а обыкновенный человеческий инфантилизм, разбивающий сердце.
«Дикий робот»
Режиссер Крис Сандерс
Нельзя сказать, что последняя работа Dreamworks пытается сделать что-то новаторское или нетрадиционное, как когда-то получилось со «Шреком». Автор идет на компромиссы со зрителем, например, животные тут разговаривают на человеческом языке. Фильм вроде и смакует черный юмор, где животные едят друг друга и притворяются мертвыми, чтобы не быть съеденными, но одна сюжетная условность ближе к финалу сводит этот цинизм флоры и фауны на ноль.
На экране разворачивается очень смешная и трогательная история о преодолении одиночества через слом привычных для себя установок. Например, чтобы научиться воспитывать ребенка, робот нарушает вшитые в него протоколы. На юмор работают и остроумно написанные диалоги — алгоритмичность мышления робота Роз сталкивается с гибкостью «человеческого» мировосприятия лиса Финка. А стиль анимации, во многом похожий на «Кота в сапогах», буквально заставляет отвиснуть челюсть, настолько насыщенна цветовая палитра.
«Поток»
Режиссер Гинтс Зильбалодис
Мультфильмов про животных было снято сотни, если не тысячи, но латвийский «Поток» выделяется их на фоне тем, что животные здесь общаются не на человеческом языке, а на своем собственном — каркают, гавкают, мяукают. То есть ведут себя как самые обычные животные. Это не просто хитрая авторская уловка, но ключевая деталь сторителлинга, которая сильнее привлекает зрителя.
Сюжет прост: одинокий котик теряет свой дом из-за потопа, но во время опасных приключений обретает новых друзей, с которыми решает разделить свой путь. Интересна не сама фабула, сколько опыт киномедитации при просмотре, одновременно умиротворяющий и тревожно-грустный. Работа Зильбалодиса непринужденно напоминает о проблеме глобального потепления, призывает человечество следить за окружающей природой и звучит как элегия по ушедшим эпохам.
«Степной волк»
Режиссер Адильхан Ержанов
Казахский неовестерн, бравирующий россыпью отсылок к классическим вестернам — от «Искателей» Форда до «Непрощенного» Иствуда. Ержанов не просто слепо цитирует их, но прекрасно показывает просторы казахских степей — современный фронтир, до которого едва добирается рука государства.
Исполнитель главной роли Берик Айтжанов продемонстрировал один из лучших перформансов этого года. Его герой Брайюк — аморальный оппортунист с изломанной душой. Цинизм для него — это одновременно защитный панцирь и постоянное свойство окружающего мира, что довело Брайюка до жизни такой. В один момент к нему за помощью обращается Тамара, сошедшая с ума женщина, потерявшая сына. Брайюк соглашается выполнить ее просьбу, но не по доброте душевной, а со своими корыстными целями.
«Степной волк» — тягучий, медленный, неприветливый к массовому зрителю неовестерн, с которым тем не менее стоит ознакомиться как с образцом качественного жанрового кино на просторах СНГ.
«Сотни бобров»
Режиссер Майк Чеслик
Дебютный независимый фильм Майка Чеслика, снятый всего за 150 тысяч долларов — это оригинальная стилизация под слэпстик-комедию 1920-х годов, выполненная в логике видеоигры. Главный герой обнаруживает, что его винокурня по производству яблочной водки уничтожена, он один посреди снежной пустоши и ему надо как-то выживать. Пройдя всевозможные унижения, герой встречает красивую девушку. Чтобы получить разрешение у ее отца на женитьбу, ему нужно убить несколько сотен бобров и принести пушнину.
Словно в видеоигре герой изучает паттерны, по которым работает окружающий мир и использует абсурдную логику местного пространства в свою пользу. Так, например, в один момент ему необходимо пробраться в пещеру с волками, выполнить там задание и улететь оттуда. А чтобы сбежать из пещеры, герой делает так, чтобы птица клевала снеговика, он же запускает механизм, вытаскивающий героя. Звучит безумно? Так оно и есть. Но главное достоинство фильма в том, что в своем безумии он очень последователен: правила обладают целостной логикой.