Осталась ли журналистика в России? Этот вопрос задавали еще до начала военных действий в Украине. На него отчасти отвечает текущая обстановка: закрытие независимых СМИ, цензура, уголовное преследование журналистов и их массовая эмиграция.
Но в российских вузах продолжают готовить журналистов. Каждый год факультеты журналистики выпускают десятки тысяч человек, которые затем могут пойти работать в издания, на телевидение или радио, а также в пиар, рекламу или маркетинг. В Екатеринбурге журналистов готовят Уральский федеральный университет и Гуманитарный университет. А на журналиста, пишущего о культуре, можно выучиться в Екатеринбургской академии современного искусства.
It’s My City попытался выяснить, кто и зачем сейчас учится на екатеринбургских факультетах журналистики, что их привело в профессию и что они думают о нынешнем положении российской журналистики. Также мы поговорили с недавними выпускниками журфаков, которые поделились впечатлениями об учебе и профессии уже с высоты своего рабочего опыта.
Где в Екатеринбурге учат будущих журналистов
В Екатеринбурге есть три вуза, где можно выучиться на журналиста. Это УрФУ, местный журфак находится в здании на Ленина, 51, Гуманитарный университет на улице Студенческой во Втузгородке и Екатеринбургская академия современного искусства на Уралмаше, где есть факультет журналистики и связей с общественностью в области культуры.
Журфак УрФУ
Журфак Уральского федерального университета существует уже 85 лет. Здесь работают пять кафедр: периодической печати и сетевых изданий, истории журналистики, издательского дела, русского языка и стилистики. Отдельно выделяются направления «Медиакоммуникации и мультимедийные технологии», «Телевидение и новые медиа» и «Кино и цифровой контент». Также на факультете журналистики есть магистратура.
В 2025 году факультет будет набирать 100 студентов: 95 на контрактной основе (платные места) и всего пять бюджетных. На заочной форме обучения будет учиться 41 человек, из них 21 бюджетник и 20 «платников».
На факультете работают 30 преподавателей, не считая преподавателей общеобразовательных предметов и литературы. Долгое время, с 1985 по 2020 год, бессменным деканом журфака был Борис Лозовский. После своего ухода с поста в 2020 году он продолжает преподавать, читает лекции по введению в журналистику для первокурсников.
С 2022 года журфак УрФУ часто появляется в новостной повестке. Одним из громких событий стал уход с должности в октябре 2022 года преемника Лозовского — декана Владимира Волкоморова. Сразу после объявления мобилизации в сентябре 2022 года он ушел в трехнедельный отпуск, после которого заявил коллегам об увольнении, объяснив это личными причинами. Он уехал из страны, но вернулся в Екатеринбург летом 2023 года и устроился в PR-отдел «Областной газеты».
В ноябре 2022 года после ухода Владимира Волкоморова на журфаке объявили выборы нового декана. Победил Иван Некрасов, который долгое время возглавлял информагентство Ura.ru, занявшее в начале военных действий в Украине ярко провластную позицию.
После прихода Некрасова на журфак на встречи со студентами начали приходить «военкоры» и пропагандисты. Первое такое мероприятие состоялось в ноябре 2022 года с «военкором» и бывшим журналистом Ura.ru Андреем Гусельниковым, который рассказал о работе на Донбассе. Сейчас Гусельников работает главным редактором телеграм-канала «УралLive», связанного с командой пропагандиста Владимира Соловьева.
Позже Некрасов запустил отдельный проект «Военкоры на журфаке УрФУ», куда приглашают военных корреспондентов провластных изданий и участников «спецоперации». Этим проектом Некрасов рассчитывал взрастить на факультете «современных военных корреспондентов». Так, на занятия приходил бывший пиарщик, а сейчас участник боевых действий в Украине Платон Маматов, военкор и пропагандист Евгений Линин.
В апреле 2024 года со студентами встретился екатеринбургский бизнесмен Даниил Туленков, ранее осужденный за мошенничество и попавший в зону «СВО» из колонии. Туленков рассказал студентам о книге, которую он написал на фронте. Ее издали тиражом в 15 тысяч экземпляров.
Журфак ГУ
Гуманитарный университет — первый частный университет в России, созданный в 1990 году. Почти 35 лет его возглавляет Лев Абрамович Закс. В прошлом году он неожиданно появился в федеральной новостной повестке — выступил в суде по делу режиссера Евгении Беркович и драматурга Светланы Петрийчук, которых осудили за оправдание терроризма в пьесе и спектакле «Финист ясный сокол».
Сторона защиты пригласила Закса, чтобы он оценил экспертизу, сделанную экспертом УФСБ по Свердловской области Светланой Мочаловой, нашедшей в постановке Беркович признаки оправдания терроризма. На суде Лев Абрамович заявил, что «Финист ясный сокол» посвящен «антигуманной и преступной роли терроризма», но никак не его оправданию.
Факультет журналистики с самого основания университета возглавляет Светлана Балмаева, которая также является проректором вуза по продвижению. Балмаева — кандидат философских наук, член редколлегии Международного журнала коммуникаций Университета Южной Калифорнии, сказано на сайте Гуманитарного университета. В отличие от Льва Закса, последние несколько лет о Балмаевой не писали СМИ.
Всего на журфаке ГУ 65 мест для бакалавриата, поступить на бюджет здесь нельзя. Магистратуры по направлению журналистики в университете тоже нет.
На факультете преподает больше пятидесяти преподавателей, в том числе уже упомянутый Борис Лозовский. Преподаватели ведут как общеобразовательные предметы, так и профильные дисциплины — профессиональную этику журналиста, право в медиа, основы операторского мастерства, теорию и практику интервью и другие предметы.
Факультет журналистики и медиакоммуникаций ГУ в новостях с 2022 года не появлялся. В паблике факультета во «ВКонтакте» не упоминаются «спецоперация» и военные корреспонденты (или просто «военкоры»), их встречи со студентами. Есть только одно исключение: нынешний первый курс водили в Дом журналиста, где студентам показывали выставку о «военкоре» Ростиславе Журавлеве.
Журфак ЕАСИ
Третий екатеринбургский вуз, готовящий журналистов — это Екатеринбургская академия современного искусства. В отличие от двух других университетов, в ЕАСИ учат будущих «культурных» журналистов и пиарщиков.
На направление «Журналистика и связи с общественностью в области культуры» академия принимает только на бакалавриат с очной формой обучения. В 2024 году на факультет принимали только 13 студентов — восемь бюджетников и пять «платников».
На факультете студенты осваивают арт-критику, ораторское мастерство, копирайтинг, лингвистику, гуманитарную урбанистику, литературу и другие дисциплины.
После обучения на факультете выпускники могут писать тексты в разных публицистических жанрах, рекламные тексты, могут организовать и сопровождать пиар-мероприятия в области культуры, а также отражать «государственную культурную политику», говорится на сайте ЕАСИ.
Так как факультет специализируется именно на культурной журналистике, политику преподаватели и студенты почти не обсуждают. Но в конце декабря прошлого года в группе ЕАСИ во «ВКонтакте» опубликовали отчет с мероприятия для студентов «Знакомство с Захаром Прилепиным», который занимает провоенную позицицию.
Кто и зачем идет учиться на журфаки
Мария Раскатова учится на первом курсе журфака Гуманитарного университета. Журналистом она решила стать еще в детстве, а в школе часто ездила на образовательные форумы. Во время этих поездок Мария поняла, что хотела бы продолжать ходить по разным мероприятиям, знакомиться с людьми и узнавать что-то новое, поэтому решила поступать на журфак. Девушка уверена, что в будущем будет работать по профессии или в смежной сфере.
— Я понимаю, что я занимаюсь тем, что мне близко, чем я буду заниматься всю свою жизнь. Конечно, может быть я уйду в SMM или преподавание, все что угодно может случиться, люди меняются на протяжении своей жизни, но сейчас мне больше близка журналистика, — говорит Мария.
Мария считает обучение интересным, так как на журфаке Гуманитарного университета преподаватели делают упор на практику, а не на теорию. Например, на монтаж видео, съемку фото, написание материалов, сбор и анализ данных, проведение опросов, мероприятий, защиту проектов, что пригодится не только для зачетов и экзаменов, но и для работы. В учебе девушка видит только один минус: сложно совмещать вуз и работу, когда учишься очно.
Мария занимается журналистикой уже девять лет и за это время не разочаровалась в ней. По ее словам, она постоянно узнает что-то новое и постоянно находится то, чему можно еще научиться. Девушка уверена, что журналистика продолжает существовать, пусть уже не в классическом варианте, когда были только печатные издания, телевидение и радио, так как СМИ массово уходят в интернет и социальные сети. А к ограничениям свободы слова относится спокойно.
— Я скажу так: СМИ должны работать по законодательству страны, в которой они находятся. Жаль конечно, что некоторые СМИ ушли, но это было неизбежно и вопросом времени. Сейчас есть не менее достойные новостные ресурсы, например, Ura.ru, «Коммерсантъ», «Комсомольская правда», ОТВ, — добавила Мария.
Первокурсница журфака Уральского федерального университета Мария Мухлынина, как и ее коллега из ГУ, тоже хотела пойти учиться на журналиста еще со школы. В восьмом классе она попала в скаутскую организацию «Братство православных следопытов» и начала писать заметки об отрядных слетах, походах и других мероприятиях. Это заставило ее задуматься о том, чтобы выучиться на журналиста. Три года до поступления девушка занималась в «Школе юного журналиста» при УрФУ и в студии «Проба пера» при Дворце молодежи. В 2024 году Мария поступила на журфак УрФУ.
На первом курсе Мария поняла, что занятия больше посвящены теории, чем практике, хотя думала, что ее на журфаке будет больше. Девушка ожидает, что практические занятия начнутся уже со второго курса.
— Вот здесь я точно столкнулась с разочарованием, но с разочарованием именно в высшем образовании, а не в журналистике. Первые два месяца я ходила и думала: это что — правда журфак? Потом уже привыкла. В первом семестре у нас был только один предмет, где мы реально занимались журналистикой, писали материалы и ходили на экскурсии в редакции СМИ.
Часть предметов у нас вообще не профильная и просто предполагается высшим образованием, например, информатика, основы российской государственности и проектная деятельность. Другая часть, уже профильная, сводится к теории, которую ты слушаешь на парах, а потом сразу же забываешь, или к разговорам преподавателей «по душам». К таким можно отнести предметы «Техника и технологии СМИ» и «Введение в журналистику», — рассказывает Мария.
Из всех предметов для нее наиболее полезным оказался русский язык, так как предмет учит лучше понимать текст изнутри. Свое будущее студентка видит именно в журналистике. По ее словам, сейчас она пока присматривается к екатеринбургским изданиям и уже была в «Областной газете», «Правде УрФО», ТАСС, на «4 канале» и ОТВ на экскурсиях, которые проводят для студентов.
Мария испытывает тревогу, когда видит новости об очередном пополнении списка «иноагентов». Но, несмотря на это, она считает, что на этом существование журналистики не заканчивается.
— Свобода слова, разнообразие мнений — это сложная и многогранная проблема, которая, на мой взгляд, будет существовать всегда. Да, безусловно, закрытие изданий затруднило работу журналистов и редакторов, ограничило возможность для обсуждения важных политических и социальных вопросов. Но в целом журналистика не исчезла, и, несмотря на трудности, сейчас есть прекрасные материалы в разных медианаправлениях, — говорит девушка.
Насколько полезной оказывается учеба и как на парах пытаются воспитывать «военкоров»
Мария Шараева учится на четвертом курсе журфака УрФУ и одновременно работает в «Коммерсантъ-Урале». По ее мнению, учеба на журфаке — не самое сложное, что может быть, поэтому многим студентам-очникам даже с младших курсов удается совмещать ее с работой в издании. Многие преподаватели идут навстречу работающим студентам и дают закрыть долги, но так делают не все.
— Некоторые настаивают на посещении абсолютно всех пар и валят при сдаче экзаменов. У некоторых появляется предвзятое отношение к работающим студентам: мол, раз работаешь — соответствуй. Но в целом команда преподавателей журфака — невероятные профессионалы, которые разбираются в тонкостях журналистики, — считает студентка.
В учебной программе журфака УрФУ есть серьезный упор на изучение русского языка и стилистики, отечественной и зарубежной литературы. По словам Марии, на журфаке ей не хватает практики: в большинстве случаев студенты изучают журналистские жанры (репортаж, заметку, очерк), но не пишут их сами.
Например, на третьем курсе Марии и ее однокурсникам задали сделать план материала, но написать текст так и не попросили. При этом на первом курсе в рамках одного из профильных занятий от студентов требовали публикации в реальном издании, но из-за неопытности и отсутствия связей сделать это было очень сложно, сетует Мария.
— Определенно, лучшее, что есть — это возможность пройти практику в реальном издании, познакомиться с работающими журналистами, набить контакты уже в период обучения. Это крайне ценно и компенсирует нехватку практики на лекциях, — добавляет студентка.
Старшие курсы также ходят на мероприятия с участниками СВО и «военкорами», первые курсы факультета на встречи с ними пока не приглашают. Отношение к этим встречам у студентов-журналистов расходится. По словам учащегося журфака Андрея (имя изменено по просьбе героя), чаще всего такие встречи устраивали вместо назначенных лекций, но случалось и так, что их ставили вместо занятий без предупреждения.
— Преподаватели говорили, что лекцию посетить обязательно, так как за это будут баллы за посещаемость по их предмету. Некоторые ребята, человек пять-шесть, в таких случаях прямо во время встречи вставали и уходили, но большинство все же оставалось. Были и потоковые встречи, когда приходили ребята со всех курсов. Еще, насколько помню, мы писали отчеты с этих посещений, мол, что было, что обсуждали, о чем спикер говорил, и сдавали преподавателю, за это получали баллы, — говорит Андрей.
На таких встречах лекторы рассказывают, что видели на фронте, о работе в полевых условиях, о том, как работать в экстремальных ситуациях, про опасность обстрелов и что в журналиста может попасть беспилотник. Студентам также показывали фотографии пострадавших от военных действий, в каких условиях они живут, рассказывали истории детей, которые ждут отцов с фронта.
— Была возможность задать любой вопрос. На него спикеры всегда развернуто отвечали и в целом были готовы к открытому диалогу. У меня, наверное, даже появился интерес тоже поработать в таких условиях чисто для опыта, потому что некоторые рассказы были интересными. Здесь же тоже от спикера зависит, насколько он умеет разговаривать, общаться и передавать информацию. У кого-то более интересно это получалось, у кого-то менее, — отметил студент.
Эти занятия, как считает студент, нужны для того, чтобы продвинуть среди учащихся идею необходимости военной журналистики, так как руководство факультета хочет воспитать «военкоров». Спикеры на этих лекциях говорят, что «СВО» проводится во благо, но у студентов к этому разное отношение, хотя между собой они перестали обсуждать эту тему.
— Мало кто сейчас открыто может сказать о своей позиции, если она отличается от государственной. Уже пропал тот запал, который был раньше. На мой взгляд, мы стали принимать все как есть и просто блокировать мысли о том, что сейчас реально идут боевые действия.
Думаю, что «СВО» очень сильно повлияла на мышление студентов журфака, кто-то действительно заинтересовался этой темой и принял государственную позицию, некоторые ребята, наоборот, укрепились в оппозиционных взглядах. Но все в целом переживают это тяжело, — рассказывает студент журфака.
Однако, как отмечает молодой человек, преподаватели не настаивают на том, чтобы студенты придерживались какой-то определенной идеологической позиции.
— Они говорят, что принимают абсолютно любые наши взгляды, и у нас есть право на любое личное мнение, — добавил Андрей.
Каковы шансы стать журналистом после учебы
Выпускница Гуманитарного университета Анастасия Коршунова решила поступать на журфак еще в школе, хотя изначально мечтала стать актрисой. По ее словам, она не пошла в театральный, так как понимала, что там будет жесткая конкуренция. Гуманитарный университет девушка окончила в прошлом году, на ее курсе было всего три человека, включая ее.
Анастасия не стала связывать жизнь напрямую с журналистикой, а решила заняться ведением соцсетей. Она руководит SMM-отделом «Городских зрелищных касс», которые продают билеты на концерты, спектакли и другие мероприятия в Екатеринбурге. По ее словам, как минимум одна из двух ее однокурсниц тоже не пошла работать по профессии.
По мнению Анастасии, ей повезло с университетом, так как попались понимающие и заинтересованные преподаватели. Минусы обучения на журфаке ГУ девушка назвать не может и говорит, что за четыре года обучения выпускница не потеряла веру в журналистику. С ее точки зрения, это недооцененная и трудная профессия, когда человек постоянно находится в информационном потоке, зачастую в негативном, и начинающему журналисту сложно не пропускать каждую плохую новость через себя.
Выпускница также не согласна с мнением, что российская журналистика перестала существовать.
— Время идет, все изменяется, в том числе и журналистика. Но она остается журналистикой. Популярны видеоинтервью, подкасты, новостные телеграм-каналы сейчас в топе социальных сетей. Если раньше короткие новостные заметки читали просто на сайте СМИ, сейчас это делают в Telegram. Но как на сайт, так и в социальную сеть эти заметки пишет журналист, — рассуждает Анастасия.
Что касается положения независимой журналистики в нынешней России, девушка считает, что журналист всегда от кого-то зависит, и это нормально.
— Журналистика никогда не будет абсолютно независимой. Политика издания, политика собственника СМИ влияет на журналистику. Не говоря уж о каких-либо внешних политических, экономических факторах и так далее, — добавила Анастасия Коршунова.
Выпускница журфака УрФУ Лариса (имя изменено по просьбе героини) решила получить профессию журналиста по примеру своего дедушки, который рассказывал интересные истории с работы. Лариса думала: «Ну и жизнь, я тоже так хочу». Тяга к приключениям и желание влиять на жизнь в стране привели девушку сначала кружок при Союзе журналистов России, а затем в молодежную редакцию «Областной газеты».
— Политический контекст тогда тоже был куда интереснее. Была иллюзия, что оглаской проблем можно что-то изменить. Помню, как смотрела прямые эфиры «Дождя» с митингов, которые вела Мария Борзунова. Эта хрупкая девушка и в снег, и в дождь бегала с микрофоном от ментов. Это так меня впечатлило… В силу возраста было чувство, что журналисты — настоящие герои, я тоже хочу быть в их числе, — говорит Лариса.
Девушке искренне нравилось учиться на журфаке. По ее словам, на первом курсе ее удивила возможность свободно выражать свои мысли на занятиях, а преподаватели уважали студентов и относились к ним как к равным. Ларисе также нравился в факультете упор на практические навыки: ее курс учили делать репортажи, брать интервью, верстать газету и даже вести телеграм-канал.
Выпускница считает, что журналистика в России действительно переживает не лучшие времена, но верит, что рано или поздно эта ситуация изменится. По ее мнению, журналисты нужны в любые времена, так как из них в том числе получаются пиарщики, СММ-специалисты, поэтому российские вузы не перестанут обучать журналистов.
Из минусов обучения Лариса отметила, что около 20% предметов повторялись из года в год, а менялось лишь их название. Также у нее вызывали недоумение случаи, когда приходилось учить вещи, никак не связанные с будущей специальностью.
— Были и ситуации, когда мне ставили 5 по зарубежной журналистике лишь за то, что на викторине я угадала самых известных певиц Франции или рассказала какие-то факты об Испании, которые нагуглила за пару минут. Понятия не имею, каким образом это было связано с сутью моего направления.
Напрягало и то, что преподаватель Всеволод Доможиров, который вел предметы, связанные с правом и криминальной журналистикой, на полном серьезе рассказывал нам про правдивость «Плана Даллеса». Бесполезные предметы ради заполнения учебных часов и странные преподаватели — это, как мне кажется, общая беда всех творческих направлений, — рассказывает выпускница журфака.
Учась в университете, девушка работала в издании, а также проходила обучение по SMM, вела коммерческие аккаунты. По словам Ларисы, сейчас она снова вернулась в журналистику, чему очень рада. Среди ее однокурсников также есть те, кто пошел работать по профессии, но это 10–15% от всего выпуска. Часть ушли в смежные специальности — маркетинг и PR, кто-то стал учителем, репетитором русского или английского языка.
Лариса вспоминает, что однажды она могла пойти другим путем и не стать журналистом. Будучи школьницей, Лариса раздумывала над поступлением на факультет международных отношений и подтянуть английский язык. Но передумать заставили слова репетитора: «Редко кому везет понять в таком юном возрасте, что тебе действительно нравится, кто-то ищет профессию мечты всю жизнь и так и не находит. Надо держаться за это и не искать обходных путей».
— Часто вспоминаю это, когда хочется уйти из профессии после прочтения новостей про очередное задержание журналистов или пополнение списков «иноагентов» и нежелательных организаций. Конечно, в отличие от моих подростковых лет, сейчас я геройствовать совсем не хочу. Но пока получается заниматься журналистикой, я буду пытаться это делать, — заключила Лариса.
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.