15 декабря 2024 года два танкера с нефтепродуктами потерпели крушение в Керченском проливе из-за шторма. В Черном море оказались тысячи тонн мазута. Нефтепродукты распространились на десятки квадратных километров от места катастрофы, достигнув берегов Крыма и Анапы.
Мазут угрожает всей экосистеме: страдает качество воды и почвы, погибают моллюски, дельфины, водоплавающие птицы и другие морские обитатели. Тысячи человек не смогли остаться равнодушными к экологической катастрофе и приехали бороться с ее последствиями в качестве волонтеров. Одна из них — Дина Хитрова, экоактивистка и пожарный доброволец из Екатеринбурга.
Дина провела на побережье Анапы 12 дней — с 27 декабря по 7 января. О своем опыте экоактивистка подробно рассказала у себя во «ВКонтакте». Посты Дины — дневник, из которого можно узнать, как устроена работа волонтеров на берегу Черного моря. It’s My City изучил записи Дины и собрал самое интересное из ее рассказов.
К морю на телеге
Дина отправилась волонтером в «Центр чистой природы 12–15», который очищает природные территории, организует субботники и экомарафоны. Тем, кто работает с организацией больше трех дней, компенсируют проживание, питание и транспортные расходы. Сейчас ЦЧП приостановил набор волонтеров, которым может компенсировать расходы, но по-прежнему помогает тем, кто готов приехать за свой счет. Также организация собирала деньги на закупку инвентаря, средств защиты и лекарств, но на данный момент сбор тоже приостановили.
Сначала волонтеры со всей страны прилетают в Сочи, дальше на машине до Анапы, где находится волонтерский штаб. Добраться бесплатно помогают добровольцы на своих машинах. До побережья, которое предстоит чистить от мазута, едут сначала на автобусе, затем еще пять минут «гужевым» транспортом — на телегах, привязанных к внедорожнику.
На берегу Черного моря установлены биотуалеты и теплые палатки МЧС. В них можно согреться, отдохнуть после работы и перекусить. Также в палатках разворачивают полевую кухню для обеда.
Большая песочница
Задача волонтеров на береговой линии — собирать мазут, который море выбросило на песчаный пляж. Люди работают по парам: один собирает смесь мазута и песка на лопату, другой подставляет ему раскрытый мешок. Периодически волонтеры меняют роли. На каждую пару выделяют два метра узкой полосы, перпендикулярной морю. Люди идут от проезжей части, собирают по дороге весь мазут на своем участке, оставляя после себя чистую полосу песка.
— Все играли детьми в песочницу? Ну вот, некоторые взрослые продолжают играть в песочек, только масштаб увеличился, — шутит Дина.
Когда мешок заполнен мазутом и песком примерно наполовину, его завязывают и уносят подальше от уреза моря. Это нужно, чтобы черная жидкость не попала обратно в воду — тонкие мешки иногда начинают протекать еще до того, как попадут на свалку. Мешки складывают в ковши тракторов, которые увозят мазут на мусорный полигон.
В зависимости от погоды, мазут бывает разным. Иногда он плотный и жесткий, а бывает полужидким, как сметана, и легко скатывается с лопаты. Мазут может лежать на поверхности пляжа тяжелыми толстыми блестящими лужами, вместе с лопатой такие весят несколько килограммов. А может вместе с песком создавать слоеную массу в три-четыре слоя. Тогда волонтеры копают вглубь и собирают мазут вместе с песком.
— Сегодня работали почти на том же месте, что и вчера — кое-где мазут слоеным пирогом, но много и на поверхности. Причем такие плотные лепешки, что и лопатой не разбить! Приходилось сначала резать, как тортик, рассекая лопатой плотный застывший мазут. А потом аккуратно на лопату поддевать и сразу в мешок, — рассказывает Дина.
По ее наблюдениям, за полчаса одна двойка собирает около 10 мешков. За день волонтеры отправляют на свалку по несколько сотен мешков. Но это только капля в море, лишь временная мера, ведь завтра море выбросит на пляж новую порцию мазута, и все придется начинать заново, признается Дина. Работа физически сложная — весь день на ногах с перерывами на отдых и обед, большая часть нагрузки ложится на спину и руки.
— Самое плохое, что мазут тяжелее воды, большая часть осела на дне, будут новые выбросы после штормов. Поэтому прибрежную зону придется чистить несколько лет подряд, а последствия этой катастрофы с нами на 10–15 лет. И что будет с этими мешками на мусорных полигонах, никто не знает, — беспокоится активистка.
Человечки в космических костюмах
Мазут — черное вязкое вещество, которое остается после переработки нефти. Мазут токсичен для человека, особенно ядовиты его пары. Они раздражают слизистые, влияют на центральную нервную систему, приводят к нарушениям органов дыхания. Волонтеры находятся в контакте с мазутом постоянно, поэтому большое внимание уделяют защите.
Добровольцы работают в многоразовых белых комбинезонах. На обувь надевают черные пластиковые пакеты или узкие мешки, которые фиксируют на ноге скотчем. Пакеты легче снять в конце смены и выкинуть, чем пытаться отмыть обувь от грязи. Чтобы защититься от паров мазута, надевают респираторы 3М. Они оснащены двумя типами фильтров. Первые — многоразовые, служат долго. А вот прокладки-предфильтры следует менять каждые три часа или хотя бы раз в день. Респиратор можно снять только во время отдыха, подальше от мешков с мазутом. На руки надевают перчатки, на глаза — очки.
— Сама картинка и пляж напоминают марсианские хроники: много человечков в космических костюмах, все выглядит футуристически, — говорит Дина.
Кроме внешней экипировки волонтерам рекомендуют защищаться изнутри. Для этого дважды в день принимают «Полисорб» или «Альфасорб» — сорбенты, выводящие токсичные вещества из организма. При любых недомоганиях (температуре, кашле, слабости или рвоте) просят сразу обращаться к организаторам.
— Вы сами должны контролировать свое здоровье, будьте бдительны и внимательны. Помните, что если с человеком что-то случится, то это бросит тень на всю добровольческую историю. Не подводите себя и друзей! Вы нам нужны живыми и здоровыми! — призывает Дина.
Зимой на побережье Черного моря ветрено и холодно, поэтому не стоит забывать о теплой одежде. Вместо одного теплого пуховика под комбинезон лучше надеть несколько слоев одежды с термобельем.
Пернатые личности
Еще волонтеры помогают отмывать от мазута водоплавающих птиц. Дина в основном работала с чомгами или поганками, по размеру они сравнимы с утками.
Сначала птиц отлавливают. Делать это приходится по ночам, когда птицы обессилены, днем пугливых пернатых поймать почти невозможно. Но даже ночью за птицами иногда гоняются часами. Волонтеры ослепляют птиц фонариком, накрывают сзади полотенцем, фиксируют крылья и клюв, сажают в коробку и отдают орнитологам или волонтерам.
Очистка состоит из нескольких стадий. Процесс проходит так:
✔ Регистрация. Каждую птицу регистрируют под собственным номером. Чомги ждут своей очереди в коробках с отверстиями на поддонах.
✔ Первичная чистка. Один человек придерживает птицу, второй моет клюв снаружи и внутри, прочищает носовые пазухи, капает капли в глаза. Шприцем через катетер птице дают «Полисорб». На все уходит 10 минут. Первыми обрабатывают самых сложных птиц, полностью покрытых блестящим мазутом — здесь их называют «глазурь».
✔ Накрахмаливание. Крылышки, лапки, шею птицы посыпают крахмалом и массируют, чтобы впиталась часть мазута. После процедуры перышки чомги должны стать пушистыми. На накрахмаливание уходит минут 20.
✔ Мойка. Самая долгая часть очистки, которая может занимать больше часа. Птиц сажают в таз с теплой водой температурой 42 градуса. Не холоднее, иначе птица быстро замерзнет и ослабнет. В ход идет Fairy — средством промывают каждое перышко. Грязную воду меняют по несколько раз, пока птица не станет чистой. Индикатор чистоты — белая салфетка: если после соприкосновения с птицей она серая, процедуру повторяют снова.
После чистки птицы попадают в чистую зону, где их греют, кормят, лечат и распределяют по реабилитационным центрам.
— Держать птицу — святое! Можно чувствовать ее дыхание и дрожь, вес, птица вырывается, кричит, а ты ее успокаиваешь, разговариваешь с нею, греешь ее в руках. Я до сих пор чувствую пульсацию, руки помнят эти вибрации. Это почти священнодействие, очень эмоционально и психологически сложно, но возможно! — делится Дина.
По словам Дины, статистика не в пользу волонтеров: выживает только каждая пятая птица, оказавшаяся в мазуте. Остальные погибают. Если птица поникла, уронила голову, не сопротивляется и не клюется, ее отдают ветеринару. Специалист либо «откачивает» чомгу, либо констатирует смерть.
— Это все поганки или чомги. Но у каждой свой характер, особенности поведения. Нет похожих, одинаковых — кто-то спокойный, другой буйный, активный. Я снова убеждаюсь, что животные и птицы как люди. Это личности.
Дина отмечает, что волонтеры могут работать с птицами сутками напролет без сна или спят лишь несколько часов в день. Некоторые идут на ночные дежурства ловить или отмывать чомг после дневных смен на побережье.
Дед Мороз на пляже
Даже в новогодние праздники в штабе оставались волонтеры. 31 декабря на побережье работали до обеда. Пока заполняли мешки мазутом, прямо на пляж пришел Дед Мороз, чтобы поздравить волонтеров с праздником. Дальше была праздничная программа, ужин и встреча Нового года с единомышленниками. Дина успела съездить в Сочи за канцелярией, чтобы вместе с волонтерами нарисовать плакат с символикой ЦЧП, на котором каждый мог оставить свое пожелание. А уже в полдень 1 января добровольцы снова были на пляже — они сами попросились работать, отмечает Дина.
— А море вовсе не Черное, оно до сих пор ласковое, любит нас! Оно разговаривает, мечтает. Море напоминает мне старинного друга, который ждет каждого, слушает и помогает. Черное море, прости меня! Совсем скоро Новый год, я хочу пожелать тебе новых нас! Чтобы мы научились любить и ценить тебя, уважать, хранить твои священные воды, — заключает Дина.
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.