«Домашняя домашность» в центре города

Как уральские предприниматели развивают бизнес в старинных деревянных особняках, давая им вторую жизнь

17 декабря, 17:24, 2024г.    Автор: Мария Рубинина

В Екатеринбурге осталось не так много старинных зданий дореволюционной эпохи, а тем более образцов деревянного зодчества. Часть из них пустует и находится в плачевном состоянии, ведь далеко не каждый решится работать в таком здании, ухаживать за ним, развивая в нем свое дело. 

Помешать может и множество ограничений, которые накладывают власти, охраняющие памятники архитектуры, а еще пожароопасность здания и трудности с ремонтом и коммуникациями, которые рано или поздно возникают у каждого старого дома. Все это влечет дополнительные заботы и затраты, которые малый бизнес не всегда может себе позволить.

It’s My City собрал места, в которых обосновались активные горожане и предприниматели, не побоявшиеся «хрупкости» деревянных домов и необходимости постоянно заботиться о нем. Рассказываем об архитекторах, которые купили и постепенно реставрируют дом-памятник, а также о держателях бара и магазинов, которые вдыхают новую жизнь в старинные домики. 

«Это дом-загадка, его очень интересно разгадывать». Деревянный дом в стиле модерн в «Екатеринбург-Сити»

Первая деревянная усадьба находится в самом центре — в «Екатеринбург-Сити», на улице Февральской Революции, 27. Это здание с огромными окнами, резьбой и деревянными дверями. Это одна из двух оставшихся в этом квартале старинных усадеб, вторая — усадьба-музей Казанцева с садом.

С 2020 года здесь находится офис ландшафтной компании Urban Green, которая уже шесть лет организует в Екатеринбурге фестиваль ландшафтного дизайна «Атмофест». В 2018 году здание выкупила УГМК и позже предложила руководителю Urban Green Юлии Сорокиной арендовать дом. Посмотрев на его плохое состояние и большой размер платежа, Юлия сначала отказалась. 

Тогда УГМК отдала здание под художественную галерею. Инициаторы создания галереи заявили, что внутреннее убранство дома превратится в лофт, и это не понравилось Юлии — по ее мнению, лофт уничтожил бы уникальность особняка. Сорокина все же согласилась купить здание, попросив у УГМК рассрочку платежа. В дом заехали сотрудники Urban Green.

С тех пор Юлия и ее команда постепенно восстанавливают здание и изучают его историю, в которой есть много белых пятен и тайн. Официально утверждается, что дом построили в 1907 году. Но, по словам Юлии, здание на самом деле старше на два года — клеймо на чугунном камине свидетельствует о том, что его отлили в 1905 году на Каслинском заводе.

Кто спроектировал здание, тоже достоверно неизвестно. Предполагаемый автор проекта — архитектор Иван Казимирович Янковский, который также работал над проектом Оперного театра, дома Сяно (Малышева, 47а), водонапорной башни на улице Московской и других зданий.

В оформлении экстерьера дома архитектор использовал необычные для здания детали в стиле модерн, например, крупные накладные узоры в виде больших загнутых лезвий мечей. Их можно увидеть на наличниках у входной двери и у нескольких окон. В ограждении автор продолжил оружейную тему и в кованой решетке изобразил изогнутый лук, а под ним стрелы. Юлия предположила, такая «боевая защита» дома и спасла его от сноса. 

Резьбу с мечом можно увидеть справа от водосточной трубы.

О первых владельцах здания также известно не много. Сейчас считается, что дом построили для общественного деятеля и хирурга Михаила Соколова, однако в архивах никакой информации об этом нет, а его семья и он сам жили в других домах на этой же улице. Еще есть предположение, что первым владельцем здания был некий купец Соколов, но надежных подтверждений этому пока нет. 

Фотография дома, сделанная в период от 1900 до 1930 года. Фото: 1723.ru

— Архитектура здания была уникальна в том числе из-за больших окон, потому что стекло стоило дорого, и окна обычно были маленькие, экономили на стекле. А дом с большими окнами не мог построить врач, у него не было таких финансов. Его мог построить купец Соколов, но о купце Соколове мы видим одно упоминание и больше ничего. Есть много упоминаний фамилии Серебряковых, но когда они жили в этом доме и чем занимались, неизвестно. Мы не понимаем, кто этот дом построил, не можем найти информацию, но мы очень пытаемся, — говорит Юлия Сорокина. 

Точно известно, что после революции, в конце 1920-х годов, здесь находилось одновременно и семейное общежитие, и детский дом. Детский дом занимал всего три комнаты: в одной жили глухие воспитанники, во второй — дети с нарушениями речи, а третье помещение было учебным классом. Директором долгие годы была Евгения Ивановна Медякова, воспитавшая многих детей в этом микрорайоне. Позже здание полностью отдали под детский дом. С девяностых до 2018 года здание было в аренде у Национально-культурной автономии татар.

Данные об истории дома собирает не только Юлия, но и сотрудники Urban Green, и просто неравнодушные волонтеры.

— Мы регулярно запрашиваем необходимую литературу в архиве, ежемесячно  ходим туда, сидим там по полдня, читаем все это, — добавляет Юлия.

В марте 2025 года особняку исполнится 120 лет, и хозяева дома устроят в честь этого день открытых дверей. Гостям покажут дом изнутри, расскажут о его истории, которую уже удалось выяснить. Также Urban Green откроет небольшую фотовыставку со старыми фотографиями особняка и квартала, в котором он находится. За анонсами можно следить в телеграм-канале компании

Содержать дом с богатой историей не так уж и просто. В 2020 году, когда Urban Green приобрел здание, у особняка протекала крыша, были проблемы со всеми коммуникациями, внутри был ветхий пол. По словам Юлии, сразу после покупки дома она пригласила сюда специалистов по реставрации, которые оценили работу в 250 млн рублей. Таких денег у компании не было, поэтому Юлия решила восстанавливать здание постепенно.

— Каждый месяц мы вкладываем в ремонт определенную сумму денег, тем самым распределяя большую сумму затрат на более длительный период, — говорит она.

В доме уже сделали ремонт помещений, в этом году начали менять окна. Они, как и фасад, габариты дома, деревянные входные двери и камины, находятся под охраной государства, а значит, для их ремонта или замены нужно собрать пакет документов, провести исследование и разработать дорогостоящий проект. Работы должна проводить аккредитованная организация. На все это ушло три года. По словам Юлии Сорокиной, только замена одного окна обходится в 300 тысяч рублей. За 2025 год она планирует поменять все окна в доме, а в 2026 году заняться ремонтом крыши.

Когда-то здание окружал забор из профлиста, но после покупки дома его убрали и пришлось задуматься об ограждении. Команда Urban Green решила сделать лекало с исторической ограды палисада и заказать его реплику у кузнецов. Совсем скоро у исторического палисада появится новое ограждение. Правда, стоит это дорого — каждая секция забора обходится примерно в 100 тысяч рублей.

Большая проблема — это коммуникации. Дом не подключен к центральной канализации, поэтому его владельцы пользуются выгребной ямой. Во время строительства гастромолла «Главный» по соседству Сорокина договорилась, чтобы деревянный особняк подключили к его канализации, но сделать этого не получилось. Та же проблема и с электричеством: особняк подключен не к централизованному электроснабжению, а к «Екатеринбург-Сити», из-за чего у здания есть ограничения по мощности. 

С другой стороны, дом подключен к общему отоплению — внутри тепло, но и здесь есть трудности. Трубы проложили еще в советское время, но сделали это неправильно, из-за чего одна труба частично выходит за пределы дома и «греет улицу». Из-за горячей трубы регулярно гниют два нижних деревянных венца дома.

Дерево, из которого сделана большая часть дома, тоже одна большая проблема для собственника. Его легко повредить, а значит, любой вандал может непоправимо испортить деревянный фасад здания и двери. Так уже происходило в 2020 году: придя утром на работу, архитекторы увидели порезы на двери. Кто их оставил, неизвестно. 

Однако больше всего дерево боится не столько ножа вандалов, сколько огня. Юлия и ее сотрудники строго соблюдают меры пожарной безопасности, но владелица дома опасается, что он может загореться снаружи. Чтобы этого не произошло, Сорокина установила наружное видеонаблюдение.

 — Видеонаблюдение у нас по периметру стоит. С одной стороны, мы бы хотели, чтобы этот дом видели люди, но с другой — мы хотим безопасности. Спереди мы ограждены калиткой и оградой, но когда построился гастрорынок, убрали забор вокруг него, и мы стали открыты с задней стороны. То есть сейчас любой человек может заходить на территорию. К чему это приведет, не знаю, — говорит Юлия Сорокина. 

Несмотря на проблемы и трудности, сотрудники очень дорожат этим домом. По словам Юлии, ей интересно разгадывать историю 120-летнего дома, узнавать, кто жил и работал здесь до них.

— Это дом-загадка, его очень интересно разгадывать, узнавать о нем все новые и новые тайны. Мне кажется, любому нормальному человеку это было бы интересно. Ну и как находиться здесь? Вы сами сейчас находитесь, и вы понимаете — здесь вообще другая атмосфера. У нас здесь живут кот и кролик, у нас «домашняя домашность» в центре города, мне кажется, это очень ценно. Этого не хватает в этих каменных плитах, в которых мы обычно живем, — заключает Юлия.

«Эти помещения не приспособлены, чтобы в них существовали рестораны и бары». Дом камнереза Трапезникова 

Дом камнереза Константина Ивановича Трапезникова тоже находится в центре Екатеринбурга, на улице Розы Люксембург, 14а. Здание появилось здесь, когда улица еще называлась Златоустовской, в конце XIX века. Первый проект дома разработал архитектор Василий Коновалов, который также работал над домом купца Степанова (Горького, 33) и домом Погудина (Горького, 39). В 1898 году проект доработал архитектор Александр Чирковский, известный по проектам первой электростанции «Луч» и домов купцов Агафуровых.

Владелец дома Константин Трапезников был одним из известных в городе потомственных камнерезов. Он занимался резьбой по мрамору и в 1903 изготовил постамент для памятника императору Александру II, который стоял на Кафедральной площади (сейчас площадь 1905 года).

Памятник Александру II. Фото: архив Музея истории Екатеринбурга

В советское время здесь жили люди. Сейчас дом Трапезникова — это памятник архитектуры, он находится под охраной государства. Не так давно на первом этаже работал цветочный магазин, а в 2023 году на его месте открылся бар-рюмочная «Ставников». Здесь не только кормят и готовят оригинальные настойки, но и проводят мероприятия — от вечеринок с диджеями до камерных выступлений музыкальных групп, а в «Ночь музыки» особняк превращается в музыкальную площадку.

Помещение для бара арендует совладелец и арт-директор «Ставникова» Алексей Яценко. Он открыл заведение вместе со своим братом Кириллом и дядей Игорем. Они намеренно выбрали старинное здание, так как хотел восстановить атмосферу дореволюционного заведения. По словам Алексея, его предки были одной из шестисот первых семей, которые приехали осваивать Урал. Прадедушка Алексея носил фамилию Ставников, и именно в честь него назвали новый бар.

— Последние десять лет [своей жизни] он являлся опорой в нашей семье, был самым старшим, мудрым, надежным и умным человеком, у которого большая жизненная история. Он прошел войну, он был суперначитанным, интеллектуальным человеком, был райкомом партии города Камышлова, сидел в соседнем кабинете от Ельцина и любил его за то, что у него были либеральные взгляды на этот мир, хотя сам прадедушка был старым добрым коммунистом. Мы хотели запечатлеть в названии заведения семейственность, как будто для нашей семьи это фамильное гнездо XXI века, — поделился Алексей. 

Дом Трапезникова в 1904 году. Фото: Свердловский областной краеведческий музей / госкаталог.рф

Алексей говорит, что здание не приносит никаких проблем, но немного усложняет работу статус объекта культурного наследия. Например, бар не может повесить вывеску на здание — пришлось выкручиваться, поставив металлическую конструкцию с табличкой напротив входа. Подсветку снаружи здания также нельзя крепить на фасад.

«Ставников» заехал в помещение на первом этаже, которое не требовало особого ремонта, поэтому никаких согласований с Управлением госохраны ОКН не было. Внутри просто сделали косметический ремонт, для которого разрабатывать дорогостоящие проекты было не нужно. Второй этаж дома пока пустует.

Бич практически всех старых и особенно деревянных зданий — это изношенные коммуникации. Даже в домах, построенных меньше 100 лет назад, жильцы и арендаторы мучаются с канализацией, отоплением или водоснабжением. Но, как утверждает совладелец «Ставникова», в доме Трапезникова с этим проблем нет, здание подключили к центральной канализации в девяностые. Однако повезло только первому этажу здания.

— На втором этаже канализации, например, нет. Все комнаты, все бывшие квартиры без канализации, без туалетов, — рассказал Алексей Яценко.

Арендовать или купить помещение в здании-памятнике дешевле, чем в новостройке, говорит Алексей. Однако предприниматели наверняка столкнутся со множеством препятствий, например, придется ремонтировать коммуникации, а сделать внешний или внутренний ремонт без согласования с властями не получится.

— Во многом эти помещения не приспособлены, чтобы в них существовали рестораны и бары. Конечно, открыть бар в старинном здании — очень круто, это классная история. Но, зная ценообразование в городе за квадратный метр, я уверен в том, что квадратный метр в новострое будет дороже, чем в старом фонде. Потому что место в новом здании более приспособлено под общепит, есть встроенная вытяжка, ничего не надо согласовывать. Заезжай, быстро делай ремонт и открывайся. А тут камней преткновения может быть очень много, — рассуждает Алексей Яценко. 

Тем не менее у заведения в исторической постройке есть и большие преимущества — эстетическое и историческое, считает совладелец «Ставникова».

— Здание и антураж, который находится внутри, это, конечно, очень круто, великолепно, красиво. Многих это действительно подстегивает, чтобы зайти, даже просто посмотреть, остаться. От многих людей мы получаем приятный фидбэк: «Ребята, вы действительно делаете вклад, потому что вы как минимум занимаете такие споты и делаете культурные мероприятия», — говорит Яценко. 

«Нравится, что люди приходят к нам, как в музей». Дом Филитца на Карла Маркса

Наконец, третий деревянный особняк — деревянный дом № 20 на улице Карла Маркса, некогда принадлежавший купцу Эрнесту Фердинандовичу Филитцу, владевшему в Екатеринбурге пивоваренным заводом, пивными лавками и портерными. Раньше на этом участке находилась одна из пивных лавок купца, но затем он решил снести здание и построил новое — то, которое мы можем видеть сейчас.

Дом Филитца на Карла Маркса в 1999 году. Фото: Уильям Крафт Брумфилд / cultinfo.ru

Более известный дом Филитца (он так и называется по документам) находится на перекрестке улиц Мамина-Сибиряка и Энгельса, рядом с зоопарком. А особняк на Карла Маркса официально называется просто «Жилым домом». В последний раз дом полностью отреставрировал в 1977 году Свердловский участок Пермских научно-реставрационных мастерских. 

Долгое время дом пустовал. Во второй раз его отремонтировали (в большей части внутри) около трех лет назад, после чего там начали появляться арендаторы. Сейчас в здании два цветочных магазина «Июль» и Hortus Bar, фотостудия Aestetics и магазин столового текстиля Nasten’ka.

«Июль» открыли жительницы Челябинска Ирина Гильфанова и Юлия Зиганшина. У них есть магазин в родном городе, а в этом году они открыли второй в Екатеринбурге. Открыть вторую точку в деревянном особняке в Екатеринбурге предложили их знакомые — владельцы магазина одежды «Союз». «Союз» полностью арендовал дом на Карла Маркса, чтобы открыть там свой екатеринбургский филиал, а заодно сдавать в субаренду помещения другим проектам. Так «Июль» и «Союз» заработали в Екатеринбурге, разместившись в смежных комнатах. 

Позже «Союз» закрылся и съехал из особняка, и теперь «Июль» арендует помещение напрямую у собственника. Кто именно владеет домом, Ирина раскрывать не стала, сославшись на то, что собственник может быть против публичности.

Собственник уже поменял коммуникации и сделал внутренний ремонт, поэтому арендаторам не пришлось проводить какие-либо работы, когда они заехали в помещения. Единственное неудобство — это окна. Собственник оставил оригинальные деревянные, но из-за старости из них дует.

— Чтобы было теплее, мы включаем тепло посильнее и тратим больше денег на отопление. Защиты от холодной температуры эти окна не дают. Есть поврежденные окна, мы хотим их заменить, после чего мы будем утепляться, как в старые добрые времена, ватой и малярным скотчем, — говорит Ирина 

В целом же дом не доставляет больше никаких проблем, и сильной разницы между помещением в деревянном доме-памятнике и в более новом здании (в таком находится точка «Июля» в Челябинске) Ирина практически не видит. Но команде «Июля» нравится и особенная «историческая» атмосфера, которая к тому же привлекает потенциальных покупателей: люди могут заходить особняк, «как в музей», а заодно заинтересоваться расположенными в нем магазинами.

— Если бы мне сейчас сказали: «Заезжайте в суперновое помещение по той же арендной ставке или оставайтесь здесь», то мы бы остались здесь. Нам очень нравится вот эта атмосфера, которая присутствует в этом доме. Мы рады, что наш магазин в Екатеринбурге находится именно в этом здании, в объекте культурного наследия. Мы очень бережно относимся к нему. Нравится, что люди приходят к нам посмотреть дом изнутри, как в музей, — добавила Ирина.

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: