«Сова» — екатеринбургская инди-группа, стремительно набирающая популярность на российской инди-сцене. Ребята начали играть и сочинять песни еще в 2013 году и за это время проделали путь от студенческих квартирников до площадок больших фестивалей с тысячами зрителей. А видео с их песнями в ТикТоке в какой-то момент стали вирусными и начали собирать миллионы просмотров.
Их мечтательные песни называют «комфортным постпанком». Несмотря на схожие с этим жанром музыкальные черты — резвые ударные драм-машин, цепляющие гитарные риффы, в их треках часто нет и тени мрачности, присущей постсоветской гитарной музыке, и одновременно много светлых, ностальгических мотивов и мелодий, как если бы культовый фильм 1980-х «Курьер» превратили в песню.
Корреспонденты It’s My City встретились с участниками «Совы» Пашей и Тарасом и поговорили с ними о том, чувствуют ли они приход популярности, в чем видят формулу идеального хита и почему остаются жить в Екатеринбурге.
***
Чтобы сделать несколько фотографий для этого интервью, мы встречаемся с Тарасом и Пашей в Харитоновском парке. Родное место, с которого, можно сказать, начался творческий путь екатеринбургской группы «Сова». Здесь ребята снимали один из первых своих клипов на песню «Тарелки».
Верить приходится склокам картинным,
Но субъективен я только к любимой.
Я не сторонник различных проверок,
Но мою тарелки и снизу, и сверху.
Количество музыкантов в составе менялось: сначала участников в группе было шесть и все они учились в архе, занимались дизайном и создавали визуальный контент. В составе была девушка-скрипачка Майя, а также Гена, который позднее вошел в состав группы «Перемотка».
Раньше «Сова» была локальным студенческим музыкальным объединением, а сейчас — успешный популярный дуэт, который создает хиты и собирает на стримингах миллионы прослушиваний. В ТikTok — тысячи фанатских видео на их песни.
Несмотря на это, Паша и Тарас остались скромными парнями с тихой речью и слегка скованными движениями. Пока мы общаемся, они то и дело боятся обидеть всех, о ком вспоминают — и коллег-музыкантов, и невежливых поклонников в соцсетях, и даже Диму Билана.
«Все лишнее убрать, все нужное выдвинуть вперед»
Довольно долго «Сова» имела статус хорошей локальной инди-команды. У них были приятные мелодичные песни, пара эфиров на региональных каналах, несколько удачных проектов с артистами побольше (группы «Сансара» и «Свидание»), регулярное участие в местных фестивалях. Но называть проект известным в широких кругах было сложно — первый настоящий тур оказался убыточным, а сами ребята зарабатывали на жизнь дизайном и созданием аудиовизуального контента.
Все стало заметно меняться пару лет назад с выходом альбома «В памяти навечно» и песни «Первый снег», которая стала вирусной в TikTok — видео группы на эту песню собирали миллионы просмотров, а пользователи записывали тысячи тиктоков со звуком из песни. В этом году успех закрепил альбом «Главный герой», на котором нашелся еще один хит — «Гроза».
— В последний тур мы выехали, еще не выпустив альбом, но залетела песня «Гроза» и потащила альбом и внимание к себе вверх. Площадки, на которые мы рассчитывали, распродавались полностью. Такое никак не предсказать, все это такой живой организм. Мы сами не понимаем: мы уже популярны, или еще нет, — признается Паша.
— Ну да. Но и очевидного потолка пока не ощущается. Смотришь на статистику, и она постоянно идет вверх, — согласился Тарас.
Ребята заметили свой экспонентный рост: за последний год пришло больше слушателей, чем за 10 лет существования группы.
Формула музыки «Совы»
При всей популярности группы лирического героя «Совы» сложно представить в центре внимания. Даже наоборот, большинство их песен написаны от лица мечтательного скромника, который решается сделать первый шаг, но, увы, тогда, когда уже слишком поздно.
Часто в различных списках и плейлистах группу «Сова» включают в один ряд с постсоветскими постпанк-коллективами, многие из которых добились немалых успехов за рубежом: Molchat Doma, Ploho, «Буерак» и многие другие, кого в интернете называют термином doomer music. Так говорят про группы с монотонным мрачноватым танцевальным ритмом и экзистенциальной лирикой. «Сова» на их фоне заметно выделяются более светлым настроением.
— Иногда я пишу текст и думаю: «Такая мрачная песня получилась, какой-то ужас просто!» А люди в комментариях пишут, что песня добрая, комфортная, теплая, — удивляется Тарас.
— Это вообще любимое определение у людей. Про нас постоянно говорят, что мы комфортные. Мы периодически шутим, что мы группа-диван какой-то, — смеется Паша. Под «Грозу», которая везде стала гимном веселья, люди снимают видосики с песиками. Но рассказанная в ней история — трагедия. Лирический герой находится в безнадежной френдзоне, и это невесело.
Хочешь дружить — я с радостью.
Хочешь любить — я со всей страстью.
Не хочешь, ладно, я только за,
Вот только громче стала гроза.
— Я читал рецензию, в которой девушка расписала, что эту песню нельзя слушать, потому что она неправильная, потому что она романтизирует психотравмы и показывает неправильный формат отношений. Я это все читал и думал, с одной стороны: «Ну да», но с другой стороны, думал: «И что?» Кто говорит, что песня должна быть правильной?
Кто будет слушать правильную песню? Если ты споешь: «И-и у нас было все хорошо-о, я тебя выслуша-ал, потом мы расстали-ись, и-и, в принципе, продолжили нормально общаться после того как расстали-ись», — напевает Тарас.
— «Без всяко-ой токси-ичности-и проработали-и травмы-ы», — подпевает Паша.
— Все бы включили и такие: «Я не понял, у меня такого не было никогда». Ноль прослушиваний, — заключил Тарас.
Парни редко сами понимают заранее, станет ли та или иная песня популярной. Самая прослушиваемая композиция в дискографии «Гроза» вообще даже не выходила как сингл, слушатели сами нашли ее на альбоме и вознесли в чартах.
— Пока готовили релиз, совсем не было ощущения, что у нас за пазухой есть трехметровый меч, — рассказывают ребята с приятным удивлением.
«Грустный выпускной», «Пожалуйста», «Песни старых кассет», «Навсегда» тоже очень легко западают в память и заставляют двигаться.
Навсегда! На минуты меняем года.
Навсегда! Вместо света вокруг темнота.
Навсегда! Нас отныне пугает салют.
Навсегда! Все тропинки домой зарастут.
Но к такому эффекту группа приходила очень постепенно. На первых двух альбомах, вышедших в 2016 и 2018 году, песни были совсем другие стилю, их было сложно запомнить. Тогда ребята идентифицировали свою музыку как барокко-поп за счет причудливого сочетания электроники, скрипки и гитары. Попробуйте послушать эти альбомы подряд, и вы без труда отличите новую «Сову» от старой.
— В каком-то смысле творчества в первых двух альбомах было даже больше. Творчество, как акварельный рисунок, абсолютно свободное самовыражение. Там было больше лихих задумок. А теперь я стал мыслить контекстом, думать о том, как и какие люди это будут слушать. То есть не просто самовыражаться, а искать точку соприкосновения.
Теперь у нас более продуктовый подход: все лишнее убрать, все нужное выдвинуть вперед, — говорит Паша.
— В последнее время мы шлифуем песни. Какие-то слова можем заменить, если что-то фонетически не ложится. Чтобы было меньше неровностей, которые могут сказаться на том, что песня не будет легко слушаться, — добавляет Тарас.
— В песне должно быть то, что человек сам сможет напеть. Если что-то очень сложное или неудобно петь, вряд ли это будут воспроизводить. А песня должна быть такой, чтобы на нее захотелось сделать кавер. К слову, не так давно мы выпустили песню «Холодный дождь», и это как раз была песня, на которую мы не делали ставок. Она у нас пролежала год. Сняли видео, выпустили, оно не особо залетело. Только подняли хейт, что украли ее у Димы Билана, — объясняет Паша.
Кусочек припева и правда преступно похож мелодически на билановскую «На берегу неба». Мы обнаружили это, уже написав песню, и шутили об этом еще до релиза. Суть в том, что песня нам самим казалась с точки зрения маркетинга совсем не боевой, просто хорошей. А она почему-то сама собой начала разгоняться на «Яндексе». Уже по статистике стоит после этих двух хитов и уже обгоняет песни, на которые мы ставили.
«Мы будем песнями молодости для этих ребят»
Группа с мягким интеллигентным звуком и милыми робкими текстами — это один из немногих актуальных коллективов, которые своей музыкой не могут разозлить ни одного родителя: ни консервативного, ни прогрессивного. Неудивительно, что значительную часть аудитории ребят составляют школьники, а многие родители поддерживают увлечение своих детей, разрешая смотреть ролики «Совы» и слушать такую музыку.
— Мне кажется, это лакмусовая бумажка живости чего-то. Вряд ли подростки заинтересуются чем-то устаревшим, — говорит Тарас.
— А мне еще кажется, что максимальное впечатление музыка может произвести именно на молодого человека. Скорее всего, в них это отпечатается просто потому, что у них еще нет такого переполненного багажа, им еще не надо ничего выкидывать, чтобы впустить в себя что-то новое. Какие-нибудь дядьки вспоминают: «Вот это песня моей молодости». И, по сути, мы будем песнями молодости для этих ребят, — добавляет Паша.
— Грубо говоря, теперь кто-то растет на группе «Сова». Ничего себе… Прикольно, — рассуждает Тарас.
Все танцуют, словно огни, модные пластинки звучат.
На тебя смотрю из тени, мне всего лишь важен твой взгляд.
Все танцуют, словно огни, только я топчусь невпопад.
Не танцую, и не проси, мне всего лишь важен твой взгляд.
Ребята признаются, что иногда им приходится вести себя по-другому. Из-за увеличения аудитории в личные сообщения часто стали приходить грубости.
— Часто они как будто бы не очень-то хотят с тобой поговорить. Они как будто хотят селфи с каким-то мемом из интернета. Им важен просто факт диалога, а что в нем будет происходить, им вообще пофиг. Они вот тебя спросят, ты отвечаешь, и они тут же переключаются, спрашивают что-нибудь другое. Я как будто не понимаю, зачем у меня в принципе это спрашивают.
Ему просто как будто было прикольно, что ему ответили. Ему не нужен был ответ фактический или чтобы его раскрыли, а вот просто мем, который он слушает, ему ответил. Я не хотел этих людей оскорбить, сказать, что с ними что-то не так, но как-то с ними не получается просто поговорить на равных, и не потому, что кто-то больше или меньше, а просто ты выстраиваешь диалог человеческий, а там происходит фотканье с мемом, — делится Паша.
«Было ощущение, будто мы на Гластонбери выступаем где-то в 1960-х»
Помимо записи песен и выступлений в Екатеринбурге ребята последние несколько лет много ездят в туры по российским городам и выступают на фестивалях. Помогает им в этом менеджер Иван Жбанов.
— Мы делаем песни и придумываем, как сделать, чтобы их слушало больше людей, а наш менеджер Ваня договаривается с площадками и делает так, чтобы нам об этом можно было больше не думать. Мы едем в тур, он садится за руль и говорит: «Завтра с утра мы будем там», — рассказывает Тарас.
— Можно сказать, что Ваня в нас поверил когда-то еще давно и всегда его плечо было где-то рядом. Было даже так, что у нас был «минусовой тур», и он с нас ничего не просил. Это был самый первый наш тур, когда мы проехали городов пять, в постуниверские времена еще, когда мы зелененькие еще были.
В этом году мы в первый раз собрали большую площадку. Мы щас такие: «О, это маленькая, надо побольше». А в том году в Москве мы выступали в клубе «16 тонн», которая вмещает человек 250–300, — говорит Паша.
— Мне кажется, на концерте максимум было 180 человек, — добавляет Тарас.
Ребята обычно играют свою музыку вдвоем, но бывают концерты, где «Сова» выступает полным составом: бас-партию с барабанами на себя берут друзья из расширенного состава. И тогда песни звучат совсем по-другому, ярче и живее.
— Это приносит удовольствие, это совсем другая энергетика и на сцене, и для людей снаружи. Вот у нас сейчас играют наши кореша из Питера, а самый первый раз мы с ними репетировали дистанционно. Когда мы вместе играли, у меня вообще было чувство детского восторга. Я знаю все эти партии наизусть, потому что я их конструировал, как архитектурный проект. И когда играешь, есть ощущение, как будто бы с бумаги что-то переносится и становится живым. Мурашки были от того, что так и должно было быть, будто только сейчас начало звучать так, как оно вообще задумывалось и как-то менее двумерно, — делится эмоциями Паша.
Впечатления у ребят еще свежи, ведь в таком составе они в конце июня выступали на Motherland — крупнейшем фестивале независимой музыки в Москве. Паша и Тарас рассказали, что именно там почувствовали командную энергетику, которая взрастила в них уверенность на сцене. На фестивале хотелось больше отдаваться и создавать шоу, потому что слушатели были активной, поддерживающей аудиторией.
— Там был большущий ангар, очень атмосферный, как будто мы где-то в Детройте выступаем или где-нибудь в Манчестере. Сначала мы вдвоем начали играть, а потом все подтянулись. И было прямо ощущение… не знаю, будто мы на каком-то Гластонбери выступаем где-то в 1960-х, там просто все застелилось людьми. Ваня сказал, что на площадке было 1600 человек.
Было жарко, и мы прямо фигачим, потеем, а там реально по гитаре пот затекал. Барабанщик с полотенцем был… Я мелким смотрел такие видосы с фестивалей, например лайвы Джими Хендрикса, и там была подобная атмосфера. Кажется, что вот раньше были времена, а сейчас все «под кнопочку» играют. И вот потому что есть живые люди на сцене, оно как бы становится более похожим на то, что очаровывало в юности, — делится Паша.
Ребята предполагают, что выступления в полном составе в перспективе будут влиять на сборы, поэтому в будущем хотят выступать везде полным составом. Но пока ездить в туры в таком формате ощутимо дороже, и вчетвером группа может играть только на некоторых концертах.
«В Екатеринбурге есть прикольное домашнее чувство»
Довольно часто в коротких видео «Совы» мелькают екатеринбургские достопримечательности — гостиница «Исеть», Белая башня и даже взрывающаяся телебашня. В первых песнях группы можно встретить строчки, напрямую отсылающие к Екатеринбургу: «Чудесен закат и восход на Плотинке».
Неудивительно, что многие пытаются найти в их ностальгической эстетике и музыкальное влияние города — от героев свердловского рок-клуба до более современных уральских исполнителей. Тем более что, как и лидер группы «Наутилус Помпилиус» Вячеслав Бутусов, Паша и Тарас начинали в архитектурном университете. Сами ребята не спорят с этим, но по их словам одним Екатеринбургом это влияние вряд ли ограничивается.
— Иногда спрашивают, повлияли ли «Чайф», «Агата Кристи» на вас, на ваше творчество? Ну, наверное повлияли, а еще повлияло очень-очень много всего. Мне кажется, так или иначе отражается, где ты живешь и как ты живешь, — говорит Тарас.
— Даже если у нас не было желания, скорее всего, оно отражается. Мне кажется, мы куда-то приезжаем, нам периодически говорят, что мы какие-то уральские типа. Типа по нам видно, что мы с Урала. Можно сказать, что такая часть идентичности есть в нас и в музыке, но не готов говорить, что это какой-то очень ключевой фактор, который как-то на что-то глобально повлиял, — добавляет Паша.
— Субъективно кажется, что это бренд, который до сих пор работает. Для некоторых людей это интересная деталь. То есть она не делает ни хуже, ни лучше. Просто вот такая часть идентичности, — Тарас.
Несмотря на растущую популярность, ребята все еще живут в Екатеринбурге и любят возвращаться сюда после долгих туров. По их словам, в этом городе они чувствуют себя уютнее и комфортнее, чем в столицах.
— Если на черное-белое делить, то точно не хочется говорить, что мы отделяемся от города, никак себя с ним не идентифицируем. Мы сейчас едем в тур, и нам приходится, хотим мы или нет, смотреть много-много городов. И когда возвращаешься в Екатеринбург, есть какое-то такое приятное домашнее прикольное чувство. Не только из-за факта того, что тут квартирка находится съемная, а просто какой-то он такой комфортный.
Ну, то есть он лучше, чем многие города. Менее развитый и в то же время более уютный, чем местами Москва, Питер. И тот факт, что мы продолжаем здесь жить, делом подтверждает то, что нам нравится. Наверное, технически есть возможность перебраться куда-то. Просто как бы очень прикольно в Екатеринбурге, — заключает Паша
Первый большой клип
Тарас и Паша недавно поучаствовали в самых больших съемках за свою карьеру — к выпуску готовят видео на сингл «Гроза». Масштабы для ребят грандиозные: на съемочной площадке присутствовали одновременно 40 человек. А всего несколько лет назад ребята делали все своими силами, небольшой компанией — сами занимались не только всей музыкальной составляющей, но и визуальной, чаще привлекая специалистов для технического воплощения своих идей.
Клип на «Грозу» — это первый проект, когда ребята почти всю работу отдают в руки приглашенным профессионалам. Съемками руководит режиссер Анна Матвеева, которая собрала команду, провела кастинг актеров и организовала процесс. Хотя идея видео все равно принадлежит Тарасу, он сам сделал pre-shot, который стал ориентиром.
— Мы ехали в ДК на Елизавете, взяли с собой всякие лаки для волос — мало ли, вдруг чего-то не будет… — вспоминает Паша.
— У меня тоже был целый чемодан с барахлом всяким, — соглашается Тарас.
— Просто по привычке — обычно лучше перестраховаться, самому обо всем подумать. А там была отдельная команда только на грим. Аж дух захватывало от того, что мы оказались причиной объединения такого количества людей. Первый опыт, когда мы не сами из себя что-то выковыриваем, а люди реально увлеклись и работали, и им было реально интересно. Смена длилась часов 15. Мы приехали днем, а освободились в 4–5 часов утра. И все эти люди работали с большой самоотдачей. Ничего себе! — воодушевленно делится Паша.
Пока клип находится на стадии постпродакшена, а ребята готовятся к большим декабрьским концертам в столицах. Два концерта сыграют полным составом в Москве и еще два в Петербурге и Екатеринбурге. Последний пройдет уже 10 декабря в клубе «Фабрика».
— Будет наш расширенный полный состав, и даже еще более расширенный — барабаны, бас, саксофон. В Екатеринбурге хотим обустроить сцену декорациями со съемок клипа, сделать хороший свет. Это будет наш самый большой концерт в родном городе! — обещают ребята.
Текст: Софа Медведева и Толя Зайков. Фото: Софа Медведева.
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.