«Все больше влюбляюсь в Екатеринбург, просто потому что я здесь своя»

Победила в шоу на Первом, но решила остаться в родном городе. Знакомимся с вокалисткой Таней Смирнягиной

28 ноября, 18:30, 2024г.    Автор: Мария Рубинина

«Можно быть востребованным музыкантом и жить в любимом городе, быть в окружении дорогих тебе людей», — уверена вокалистка и преподавательница сценической речи в ЕГТИ Таня Смирнягина.

Таня — успешная екатеринбургская артистка. В прошлом году она победила в шоу на Первом канале, но, несмотря на это, решила все-таки остаться в Екатеринбурге, чтобы продолжать творить и воспитывать новые поколения артистов. Сейчас она преподает сценическую речь в театральном институте.

29 ноября любой желающий может познакомиться с Таней лично: на диджитал-конференции «Шире Ниши» она проведет мастер-класс о том, как начать работать над своим голосом, ораторским мастерством и навыками презентации.

It’s My CIty встретился с Таней и поговорил с ней о работе молодого преподавателя в театральном вузе, жизни в Екатеринбурге, участии в федеральном телешоу, а также о том, чему она сможет научить участников мастер-класса.

Идеальная история для екатеринбуржца

Таня Смирнягина родилась и всю жизнь живет в Екатеринбурге. Она окончила Дягилевский лицей, после чего поступила в Екатеринбургский государственный театральный институт (ЕГТИ). По ее словам, это практически идеальная история для екатеринбуржца — выйти из школы, где детей готовят к творческим профессиям, а затем сразу поступить в творческий вуз.

— С раннего детства я решила, что моя профессия обязательно должна быть связана с творчеством. Так было суждено с первого класса, потому что вокруг меня всегда были творческие люди, хотя родители были нетворческих профессий, — говорит Таня.

В институте она стала обращать внимание на своих мастеров и преподавателей: то, что они делают, Тане нравилось больше, чем процесс подбора и исполнения ролей. По ее мнению, педагоги должны не только доносить знания, но и вдохновлять, наполнять ресурсами ученика, чтобы он мог раскрываться личностно, духовно и профессионально. Таким педагогом у Тани стала ее наставница — основательница кафедры сценической речи ЕГТИ Азалия Блинова:

— Она умеет вдохновить своим делом, она настоящий «речевик» и очень любит слово, театр. Она этим увлечена настолько, что наши мозги тоже в это втягивает, просто потрясающе.

Вскоре и сама Таня почувствовала, что хочет и может преподавать, и решила развиваться в этом направлении. 

— Я люблю людей, люблю маленьких детей, люблю подростков… порой чуть меньше, чем маленьких детей, но так или иначе. Мне стало интересно разбираться в тонкостях того, как происходит взаимодействие актеров, когда им 17 и они ничего не знают о театре, о людях, — отмечает Таня Смирнягина.

В этом году она окончила ассистентуру-стажировку при Екатеринбургском театральном институте, где готовят преподавателей творческих дисциплин в высшей школе. Раньше пройти такую стажировку можно было только в Москве или Петербурге, а с прошлого года эта возможность появилась и в Екатеринбурге. Так Таня стала первой выпускницей ассистентуры в ЕГТИ по направлению сценической речи и теперь преподает ее в институте, в детской театральной школе при вузе, а также дает частные уроки.

На этих занятиях будущих актеров учат правильно произносить слова, дышать, им «ставят» голос, помогают развивать дикцию. Так студенты уходят от бытовой, зачастую невнятной речи, к сценическому звучанию актерского голоса.

«Не справляться с жизнью, а жить ее с удовольствием»

Часто студенты относятся менее серьезно к молодым преподавателям, но Таня признается, что ей везет с учениками. В творческих вузах редко оказываются случайные люди, поэтому они относятся к своему будущему ремеслу с уважением. По словам девушки, студенты понимают, что все в институте «одной крови», у всех одна цель и задача, поэтому бережно относятся к созданию творческой атмосферы.

— Да, ребята, поступающие в вуз, еще пока не совсем понимают, что конкретно они будут делать, но у них есть мечта стать артистом. Кто-то из них пришел в детстве в театр и сказал: «О, боже мой, я тоже играть буду Сюзанну в „Женитьбе Фигаро“», — рассказывает Таня

Конечно, на уроках бывают конфликтные ситуации, когда преподаватель делает студентам замечания и говорит, что нужно исправить в работе. Иногда это вызывает сопротивление у студентов, оговаривается Таня. Но она старается разрешать конфликты в пользу творчества, а со временем студенты взрослеют и пересматривают свои взгляды.

— Студенты — дети, у всех разный темперамент, разный темперамент и у преподавателей. Мы вскипаем быстро, остываем тоже быстро, и это нормально. Любую конфликтную ситуацию можно просто брать и переносить на подтексты, которые мы будем использовать в ролях. Мы берем все радости и горести в копилочку своих личностных наблюдений и переживаний, это очень полезно для существования на площадке. Ведь студентам где-то нужно брать опыт, правильно? — рассуждает девушка.

Кроме того, по ее словам, студенты становятся «хорошими» тогда, когда они понимают, что преподаватель заинтересован в них, а критика — конструктивная. Педагог ни в коем случае не должен говорить студенту, что он не талантлив, наоборот, нужно искать вместе со студентами другие варианты развития.

На вопрос о злоупотреблении властью и даже о психологическом насилии преподавателей над учениками в театральных вузах Таня отвечает, что не ощущала этого, когда училась сама. Хотя она и замечала ситуации, когда что-то в работе мастеров казалось неприятным и несправедливым.

— Ты-то думаешь, что ты во всем прав, особенно, когда тебе 16 или 17. А потом, спустя лет пять думаешь: а вот если бы я тогда могла себе позволить прислушаться, а не впадать в отрицание, то, наверное, результат был бы лучше. Но внутренне мне, как бывшей студентке театрального вуза, хотелось иногда, чтобы где-то мне уступили, где-то меня пожалели.

Тут есть тонкая грань. Есть насилие, что неприемлемо, а есть требовательность, которая необходима для театра. Безусловно, мы, преподаватели, должны создавать для студентов условия для безопасного роста и обучения. Но исключительно потакание капризу тоже не будет работать на их рост, — считает Таня.

По мнению Тани, современное образование становится более безопасным. У ее родителей все было по-другому: они были более строгими и более конкретными. Современные родители, которые приводят детей на занятия в театральную школу, исходят из любви и благополучия, а не из «выживальческой стратегии».

— Сейчас преобладает «не справиться с жизнью», а «жить ее с удовольствием». Мне нравятся такие родители, они делают и деток свободнее, у деток становится меньше всяких зажимчиков, они более открытые. А актер — это человек с открытым сердцем и открытой душой.

«Это детское желание „хочу все знать“». Почему важно всегда учиться чему-то новому

Раньше Таня думала, что чем больше человек знает и чем больше у него возникает интересов по своему предмету, тем скорее он выгорит. Но со временем ее мнение кардинально поменялось: чем больше хватаешь всего, что есть в мире, тем качественнее становишься как преподаватель и наставник, тем больше ресурсов, кругозора, насмотренности, наслушанности.

— Для меня выгорание — это когда скучно, а вдохновение — это когда глаза вот такие огромные, они горят. Ты смотришь вокруг и думаешь: «Боже мой, я этого еще не знаю, и вот этого еще не знаю, и вот это могу узнать». Это почти детская увлеченность, детское желание «хочу все знать». От выгорания спасает смена деятельности. Сегодня я проведу занятия для студентов, проведу индивидуальные занятия, а завтра выйду на сцену. Это немножечко разгружает.

На диджитал-конференции «Шире Ниши» 29 ноября Таня Смирнягина проведет мастер-класс «Как говорить так, чтобы слушали». Он поможет научиться презентовать свои проекты.

— Да, у тебя есть богатый внутренний мир, есть идея, но и форма, подача имеют значение, уметь говорить — важно. На мастер-класс я жду людей, которым интересно прежде всего умение транслировать свою идею, мысль, смысл своих проектов. 

Это как мы свои роли в театре, как ребеночка, рожаем, взращиваем, воспитываем, наблюдаем со стороны и так далее, — рассказывает девушка.

Таня расскажет, как лучше строить публичные выступления, и покажет упражнения, с помощью которых можно проработать дикцию, дыхание и громкость голоса, избавиться от физического зажима и нечеткой дикции. С похожими проблемами сталкиваются даже эмоциональные и темпераментные люди, которые обычно не стесняются выступать на публику. Например, они могут тихо говорить, из-за чего их не слышит аудитория, объясняет Таня.

— Все это без воды, все конкретно и по делу. Да, с моей стороны было бы очень легкомысленно пообещать, что за час ты обретешь хорошую речь, не бывает такого. Но я могу подсказать, в какую сторону двигаться и за счет чего улучшить свою речь, но при этом не потерять своей естественности, — объясняет Таня.

Перепела Shaman и победила в конкурсе. Зачем Таня участвовала в шоу на Первом канале

В 2023 году Таня Смирнягина стала участницей шоу «Перепой звезду!» на Первом канале. В проекте участвуют певцы-любители, которые исполняют песни со звездами. По условиям конкурса, участник шоу и артист видят друг друга впервые уже на сцене, в эфире Первого канала. В каждом выпуске жюри должны были выбрать, кто в дуэте был лучшим — известный артист или любитель. В итоге победителями шоу стали Таня и еще одна участница конкурса — Виктория Единюк из Химок.

Таня объясняет, что пошла на телевидение, чтобы получить новый опыт, ощутить «магию шоу» и проявить себя как музыкант. По ее словам, участие в телепроекте — это большая ответственность: тебе не просто нужно подготовить песню для отчетного концерта, но спеть ее с большими артистами на федеральном канале.

— После того, как ты вышел на сцену Первого канала и справился со всеми задачами, которые ты сам себе поставил, которые тебе поставил режиссер, ты больше не будешь говорить, что ты чего-то не можешь. Все ты можешь. Этот проект дал мне ощущение того, что если тебе что-то нужно, если ты хочешь чего-то добиться и делаешь это по правде, не спустя рукава трудишься, то все получается, — делится Таня.

Победив в шоу на Первом канале, девушка решила, что теперь точно может преподавать, делиться опытом со студентами и доказывать им, что все возможно. Ведь всем артистам нужно какое-то подкрепление, доказательство того, что «ты не дурак», считает Таня.

— У них возникают мысли из серии «ой, там все куплено, зачем это нужно». Но нет, я своим примером показываю, что можно брать и делать, и тогда все происходит, как тебе нужно, — отметила Таня. 

На шоу Тане довелось спеть с Дмитрием Колдуном, с Ольгой Кормухиной и Алексеем Беловым, а финальным заданием был дуэт с певцом SHAMAN, который прославился благодаря песням «Я русский» и «Встанем». Таня говорит, что во время номера Ярослав Дронов (настоящее имя певца) был очень расположен к ней, а сама она может оценивать его только как профессионала.

— Мне было сложно во время музыкального номера, так как это был абсолютно не мой материал. Но мы пели, и именно в дуэте все звучало легко. Он мне помог прожить этот номер. Как я могу отнестись к нему не как к профессионалу? — рассказывает Таня.

В итоге жюри пришло к мнению, что Таня перепела артиста — все пятеро судей отдали голоса ей и она стала одной из победительниц шоу. Не все приняли победу девушки — после шоу в соцсетях на девушку обрушился хейт, зрители, в том числе фанаты SHAMAN, писали оскорбительные комментарии.

«Вайб своего города я бы не променяла». Почему необязательно уезжать в Москву, чтобы стать успешным

После участия в шоу у Тани было желание переехать из Екатеринбурга в Москву, тогда возникло ощущение, что теперь жизнь будет другой. Но любовь к Екатеринбургу и привычной жизни, а также инфошум, появившийся вокруг ее победы в проекте, заставил Таню задуматься, нужна ли ей новая жизнь в Москве.

— Меня в этом плане поймут еще несколько медийных людей в нашем городе, например, мои прекрасные друзья Флора Бичахчян и Макс Юдин. Сколько они тоже пережили… Я в какой-то момент вообще отключилась от того, что происходит, на пару месяцев. И не потому что я бедная-несчастная, ой, меня захейтили. Нет, просто это все шум и суета, я такое не люблю, — говорит Таня Смирнягина. 

По ее мнению, решение остаться, чтобы развиваться в родном городе — это и есть сила уральского характера. Таня считает, что люди сами придумывают стеклянные потолки, думая, что известности можно добиться только в Москве.

— Я из Екатеринбурга, я живу здесь всю жизнь, мне кажется, что мы все себе на уме, у нас есть характер, и в этом ценность, идентичность. И вайб своего города я бы не променяла. Можно быть востребованными классными музыкантами, преподавателями, актерами и при этом жить в любимом городе, быть в окружении любимых людей.

Мне кажется, в артистах нуждаются не только столичные города, есть же еще регионы. Когда тебе важнее, чтобы у тебя было больше денег или других стандартных ресурсов, которые есть в Москве, то это может сбить с пути. 

Я убеждена: неважно, где ты, ведь человек красит место. На самом деле, дома и стены помогают. Может быть, через пять лет я заговорю по-другому. Но сейчас мне хорошо здесь. Тут есть все для того, чтобы быть счастливой и делать свои дела, и все друзья моей души на данный момент здесь, — заключает Таня.

«Сочетание умения жить с кайфом и работать как лошадь». За что стоит любить Екатеринбург

Таня считает себя обходительным человеком, поэтому в Екатеринбурге ей все нравится и ничего не раздражает. Но затем оговаривается: единственный минус города — это уральский говор у его жителей. Под ним Таня понимает не сколько «оканье» (оно присутствует у уральцев меньше, чем кажется), а многоударность в словах и предложениях. Например, вместо «здравствуйте» уральцы зачастую говорят «здравствуйте». Кроме того, в уральском говоре интонация в утвердительных предложениях похожа на вопросительную.

— Благо, у нас есть театральный институт и кафедра сценической речи. Мы закрываем потребность екатеринбуржцев в умении расслушать нормы произношения. То есть слышать не то, как говорят мама, папа, дедушка и бабушка, а так, как в правилах написано, — добавляет Таня.

Екатеринбург девушка любит за людей, которые здесь живут. Вопреки стереотипам о суровых и недружелюбных уральцах, на самом деле они умеют получать удовольствие от жизни здесь и сейчас. 

— Я живу в центре Екатеринбурга, я обожаю центр. Мне нравится выходить из дома и видеть степенную, спокойную жизнь, где люди успевают и поработать в кофейне, и погулять с собакой. Люди наслаждаются моментом, а потом, как только звонит телефон, они сразу же переключаются на работу. Это сочетание умения жить с кайфом и работать как лошадь, — говорит Таня Смирнягина.

Ей нравятся концерты и «Ночь музыки», когда люди кочуют от бара к бару, с одной улицы на другую, при этом все знают друг друга, а все места так знакомы. А еще, по ее словам, Екатеринбург — это город контрастов, где сочетаются постройки XIX века и «грубый и странный» конструктивизм.

— Мне нравится, что ты можешь шагать с проспекта Ленина от «Коляда-театра» и восхищаться высокими арочками. Топаешь дальше, там этот мост странный на Восточной. Топаешь от моста дальше, там район «Сити-центра», Городок чекистов. Твои глаза напитываются всем и сразу, — рассуждает Таня.

Этот контраст есть и в ней самой: утром она преподаватель ЕГТИ Татьяна Александровна, а вечером — Таня Смирнягина на концерте.

— В Екатеринбурге все лучшее сразу, правда. С пеной у рта могу говорить о своем городе. И с каждым годом все больше и больше в него влюбляюсь, просто потому что я здесь своя, — улыбается Таня. 

Познакомиться с Таней на мастер-классе в «Шире Ниши» можно будет 29 ноября в  14:00. Посмотреть всю программу конференции можно на сайте

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: