«Можно быть востребованным музыкантом и жить в любимом городе, быть в окружении дорогих тебе людей», — уверена вокалистка и преподавательница сценической речи в ЕГТИ Таня Смирнягина.
Таня — успешная екатеринбургская артистка. В прошлом году она победила в шоу на Первом канале, но, несмотря на это, решила все-таки остаться в Екатеринбурге, чтобы продолжать творить и воспитывать новые поколения артистов. Сейчас она преподает сценическую речь в театральном институте.
29 ноября любой желающий может познакомиться с Таней лично: на диджитал-конференции «Шире Ниши» она проведет мастер-класс о том, как начать работать над своим голосом, ораторским мастерством и навыками презентации.
It’s My CIty встретился с Таней и поговорил с ней о работе молодого преподавателя в театральном вузе, жизни в Екатеринбурге, участии в федеральном телешоу, а также о том, чему она сможет научить участников мастер-класса.
Идеальная история для екатеринбуржца
Таня Смирнягина родилась и всю жизнь живет в Екатеринбурге. Она окончила Дягилевский лицей, после чего поступила в Екатеринбургский государственный театральный институт (ЕГТИ). По ее словам, это практически идеальная история для екатеринбуржца — выйти из школы, где детей готовят к творческим профессиям, а затем сразу поступить в творческий вуз.
— С раннего детства я решила, что моя профессия обязательно должна быть связана с творчеством. Так было суждено с первого класса, потому что вокруг меня всегда были творческие люди, хотя родители были нетворческих профессий, — говорит Таня.
В институте она стала обращать внимание на своих мастеров и преподавателей: то, что они делают, Тане нравилось больше, чем процесс подбора и исполнения ролей. По ее мнению, педагоги должны не только доносить знания, но и вдохновлять, наполнять ресурсами ученика, чтобы он мог раскрываться личностно, духовно и профессионально. Таким педагогом у Тани стала ее наставница — основательница кафедры сценической речи ЕГТИ Азалия Блинова:
— Она умеет вдохновить своим делом, она настоящий «речевик» и очень любит слово, театр. Она этим увлечена настолько, что наши мозги тоже в это втягивает, просто потрясающе.
Вскоре и сама Таня почувствовала, что хочет и может преподавать, и решила развиваться в этом направлении.
— Я люблю людей, люблю маленьких детей, люблю подростков… порой чуть меньше, чем маленьких детей, но так или иначе. Мне стало интересно разбираться в тонкостях того, как происходит взаимодействие актеров, когда им 17 и они ничего не знают о театре, о людях, — отмечает Таня Смирнягина.
В этом году она окончила ассистентуру-стажировку при Екатеринбургском театральном институте, где готовят преподавателей творческих дисциплин в высшей школе. Раньше пройти такую стажировку можно было только в Москве или Петербурге, а с прошлого года эта возможность появилась и в Екатеринбурге. Так Таня стала первой выпускницей ассистентуры в ЕГТИ по направлению сценической речи и теперь преподает ее в институте, в детской театральной школе при вузе, а также дает частные уроки.
На этих занятиях будущих актеров учат правильно произносить слова, дышать, им «ставят» голос, помогают развивать дикцию. Так студенты уходят от бытовой, зачастую невнятной речи, к сценическому звучанию актерского голоса.
«Не справляться с жизнью, а жить ее с удовольствием»
Часто студенты относятся менее серьезно к молодым преподавателям, но Таня признается, что ей везет с учениками. В творческих вузах редко оказываются случайные люди, поэтому они относятся к своему будущему ремеслу с уважением. По словам девушки, студенты понимают, что все в институте «одной крови», у всех одна цель и задача, поэтому бережно относятся к созданию творческой атмосферы.
— Да, ребята, поступающие в вуз, еще пока не совсем понимают, что конкретно они будут делать, но у них есть мечта стать артистом. Кто-то из них пришел в детстве в театр и сказал: «О, боже мой, я тоже играть буду Сюзанну в „Женитьбе Фигаро“», — рассказывает Таня
Конечно, на уроках бывают конфликтные ситуации, когда преподаватель делает студентам замечания и говорит, что нужно исправить в работе. Иногда это вызывает сопротивление у студентов, оговаривается Таня. Но она старается разрешать конфликты в пользу творчества, а со временем студенты взрослеют и пересматривают свои взгляды.
— Студенты — дети, у всех разный темперамент, разный темперамент и у преподавателей. Мы вскипаем быстро, остываем тоже быстро, и это нормально. Любую конфликтную ситуацию можно просто брать и переносить на подтексты, которые мы будем использовать в ролях. Мы берем все радости и горести в копилочку своих личностных наблюдений и переживаний, это очень полезно для существования на площадке. Ведь студентам где-то нужно брать опыт, правильно? — рассуждает девушка.
Кроме того, по ее словам, студенты становятся «хорошими» тогда, когда они понимают, что преподаватель заинтересован в них, а критика — конструктивная. Педагог ни в коем случае не должен говорить студенту, что он не талантлив, наоборот, нужно искать вместе со студентами другие варианты развития.
На вопрос о злоупотреблении властью и даже о психологическом насилии преподавателей над учениками в театральных вузах Таня отвечает, что не ощущала этого, когда училась сама. Хотя она и замечала ситуации, когда что-то в работе мастеров казалось неприятным и несправедливым.
— Ты-то думаешь, что ты во всем прав, особенно, когда тебе 16 или 17. А потом, спустя лет пять думаешь: а вот если бы я тогда могла себе позволить прислушаться, а не впадать в отрицание, то, наверное, результат был бы лучше. Но внутренне мне, как бывшей студентке театрального вуза, хотелось иногда, чтобы где-то мне уступили, где-то меня пожалели.
Тут есть тонкая грань. Есть насилие, что неприемлемо, а есть требовательность, которая необходима для театра. Безусловно, мы, преподаватели, должны создавать для студентов условия для безопасного роста и обучения. Но исключительно потакание капризу тоже не будет работать на их рост, — считает Таня.
По мнению Тани, современное образование становится более безопасным. У ее родителей все было по-другому: они были более строгими и более конкретными. Современные родители, которые приводят детей на занятия в театральную школу, исходят из любви и благополучия, а не из «выживальческой стратегии».
— Сейчас преобладает «не справиться с жизнью», а «жить ее с удовольствием». Мне нравятся такие родители, они делают и деток свободнее, у деток становится меньше всяких зажимчиков, они более открытые. А актер — это человек с открытым сердцем и открытой душой.
«Это детское желание „хочу все знать“». Почему важно всегда учиться чему-то новому
Раньше Таня думала, что чем больше человек знает и чем больше у него возникает интересов по своему предмету, тем скорее он выгорит. Но со временем ее мнение кардинально поменялось: чем больше хватаешь всего, что есть в мире, тем качественнее становишься как преподаватель и наставник, тем больше ресурсов, кругозора, насмотренности, наслушанности.
— Для меня выгорание — это когда скучно, а вдохновение — это когда глаза вот такие огромные, они горят. Ты смотришь вокруг и думаешь: «Боже мой, я этого еще не знаю, и вот этого еще не знаю, и вот это могу узнать». Это почти детская увлеченность, детское желание «хочу все знать». От выгорания спасает смена деятельности. Сегодня я проведу занятия для студентов, проведу индивидуальные занятия, а завтра выйду на сцену. Это немножечко разгружает.
На диджитал-конференции «Шире Ниши» 29 ноября Таня Смирнягина проведет мастер-класс «Как говорить так, чтобы слушали». Он поможет научиться презентовать свои проекты.
— Да, у тебя есть богатый внутренний мир, есть идея, но и форма, подача имеют значение, уметь говорить — важно. На мастер-класс я жду людей, которым интересно прежде всего умение транслировать свою идею, мысль, смысл своих проектов.
Это как мы свои роли в театре, как ребеночка, рожаем, взращиваем, воспитываем, наблюдаем со стороны и так далее, — рассказывает девушка.
Таня расскажет, как лучше строить публичные выступления, и покажет упражнения, с помощью которых можно проработать дикцию, дыхание и громкость голоса, избавиться от физического зажима и нечеткой дикции. С похожими проблемами сталкиваются даже эмоциональные и темпераментные люди, которые обычно не стесняются выступать на публику. Например, они могут тихо говорить, из-за чего их не слышит аудитория, объясняет Таня.
— Все это без воды, все конкретно и по делу. Да, с моей стороны было бы очень легкомысленно пообещать, что за час ты обретешь хорошую речь, не бывает такого. Но я могу подсказать, в какую сторону двигаться и за счет чего улучшить свою речь, но при этом не потерять своей естественности, — объясняет Таня.
Перепела Shaman и победила в конкурсе. Зачем Таня участвовала в шоу на Первом канале
В 2023 году Таня Смирнягина стала участницей шоу «Перепой звезду!» на Первом канале. В проекте участвуют певцы-любители, которые исполняют песни со звездами. По условиям конкурса, участник шоу и артист видят друг друга впервые уже на сцене, в эфире Первого канала. В каждом выпуске жюри должны были выбрать, кто в дуэте был лучшим — известный артист или любитель. В итоге победителями шоу стали Таня и еще одна участница конкурса — Виктория Единюк из Химок.
Таня объясняет, что пошла на телевидение, чтобы получить новый опыт, ощутить «магию шоу» и проявить себя как музыкант. По ее словам, участие в телепроекте — это большая ответственность: тебе не просто нужно подготовить песню для отчетного концерта, но спеть ее с большими артистами на федеральном канале.
— После того, как ты вышел на сцену Первого канала и справился со всеми задачами, которые ты сам себе поставил, которые тебе поставил режиссер, ты больше не будешь говорить, что ты чего-то не можешь. Все ты можешь. Этот проект дал мне ощущение того, что если тебе что-то нужно, если ты хочешь чего-то добиться и делаешь это по правде, не спустя рукава трудишься, то все получается, — делится Таня.
Победив в шоу на Первом канале, девушка решила, что теперь точно может преподавать, делиться опытом со студентами и доказывать им, что все возможно. Ведь всем артистам нужно какое-то подкрепление, доказательство того, что «ты не дурак», считает Таня.
— У них возникают мысли из серии «ой, там все куплено, зачем это нужно». Но нет, я своим примером показываю, что можно брать и делать, и тогда все происходит, как тебе нужно, — отметила Таня.
На шоу Тане довелось спеть с Дмитрием Колдуном, с Ольгой Кормухиной и Алексеем Беловым, а финальным заданием был дуэт с певцом SHAMAN, который прославился благодаря песням «Я русский» и «Встанем». Таня говорит, что во время номера Ярослав Дронов (настоящее имя певца) был очень расположен к ней, а сама она может оценивать его только как профессионала.
— Мне было сложно во время музыкального номера, так как это был абсолютно не мой материал. Но мы пели, и именно в дуэте все звучало легко. Он мне помог прожить этот номер. Как я могу отнестись к нему не как к профессионалу? — рассказывает Таня.
В итоге жюри пришло к мнению, что Таня перепела артиста — все пятеро судей отдали голоса ей и она стала одной из победительниц шоу. Не все приняли победу девушки — после шоу в соцсетях на девушку обрушился хейт, зрители, в том числе фанаты SHAMAN, писали оскорбительные комментарии.
«Вайб своего города я бы не променяла». Почему необязательно уезжать в Москву, чтобы стать успешным
После участия в шоу у Тани было желание переехать из Екатеринбурга в Москву, тогда возникло ощущение, что теперь жизнь будет другой. Но любовь к Екатеринбургу и привычной жизни, а также инфошум, появившийся вокруг ее победы в проекте, заставил Таню задуматься, нужна ли ей новая жизнь в Москве.
— Меня в этом плане поймут еще несколько медийных людей в нашем городе, например, мои прекрасные друзья Флора Бичахчян и Макс Юдин. Сколько они тоже пережили… Я в какой-то момент вообще отключилась от того, что происходит, на пару месяцев. И не потому что я бедная-несчастная, ой, меня захейтили. Нет, просто это все шум и суета, я такое не люблю, — говорит Таня Смирнягина.
По ее мнению, решение остаться, чтобы развиваться в родном городе — это и есть сила уральского характера. Таня считает, что люди сами придумывают стеклянные потолки, думая, что известности можно добиться только в Москве.
— Я из Екатеринбурга, я живу здесь всю жизнь, мне кажется, что мы все себе на уме, у нас есть характер, и в этом ценность, идентичность. И вайб своего города я бы не променяла. Можно быть востребованными классными музыкантами, преподавателями, актерами и при этом жить в любимом городе, быть в окружении любимых людей.
Мне кажется, в артистах нуждаются не только столичные города, есть же еще регионы. Когда тебе важнее, чтобы у тебя было больше денег или других стандартных ресурсов, которые есть в Москве, то это может сбить с пути.
Я убеждена: неважно, где ты, ведь человек красит место. На самом деле, дома и стены помогают. Может быть, через пять лет я заговорю по-другому. Но сейчас мне хорошо здесь. Тут есть все для того, чтобы быть счастливой и делать свои дела, и все друзья моей души на данный момент здесь, — заключает Таня.
«Сочетание умения жить с кайфом и работать как лошадь». За что стоит любить Екатеринбург
Таня считает себя обходительным человеком, поэтому в Екатеринбурге ей все нравится и ничего не раздражает. Но затем оговаривается: единственный минус города — это уральский говор у его жителей. Под ним Таня понимает не сколько «оканье» (оно присутствует у уральцев меньше, чем кажется), а многоударность в словах и предложениях. Например, вместо «здравствуйте» уральцы зачастую говорят «здравствуйте». Кроме того, в уральском говоре интонация в утвердительных предложениях похожа на вопросительную.
— Благо, у нас есть театральный институт и кафедра сценической речи. Мы закрываем потребность екатеринбуржцев в умении расслушать нормы произношения. То есть слышать не то, как говорят мама, папа, дедушка и бабушка, а так, как в правилах написано, — добавляет Таня.
Екатеринбург девушка любит за людей, которые здесь живут. Вопреки стереотипам о суровых и недружелюбных уральцах, на самом деле они умеют получать удовольствие от жизни здесь и сейчас.
— Я живу в центре Екатеринбурга, я обожаю центр. Мне нравится выходить из дома и видеть степенную, спокойную жизнь, где люди успевают и поработать в кофейне, и погулять с собакой. Люди наслаждаются моментом, а потом, как только звонит телефон, они сразу же переключаются на работу. Это сочетание умения жить с кайфом и работать как лошадь, — говорит Таня Смирнягина.
Ей нравятся концерты и «Ночь музыки», когда люди кочуют от бара к бару, с одной улицы на другую, при этом все знают друг друга, а все места так знакомы. А еще, по ее словам, Екатеринбург — это город контрастов, где сочетаются постройки XIX века и «грубый и странный» конструктивизм.
— Мне нравится, что ты можешь шагать с проспекта Ленина от «Коляда-театра» и восхищаться высокими арочками. Топаешь дальше, там этот мост странный на Восточной. Топаешь от моста дальше, там район «Сити-центра», Городок чекистов. Твои глаза напитываются всем и сразу, — рассуждает Таня.
Этот контраст есть и в ней самой: утром она преподаватель ЕГТИ Татьяна Александровна, а вечером — Таня Смирнягина на концерте.
— В Екатеринбурге все лучшее сразу, правда. С пеной у рта могу говорить о своем городе. И с каждым годом все больше и больше в него влюбляюсь, просто потому что я здесь своя, — улыбается Таня.
Познакомиться с Таней на мастер-классе в «Шире Ниши» можно будет 29 ноября в 14:00. Посмотреть всю программу конференции можно на сайте.