«Екатеринбург растет вверх и вширь, но забывает об исторической ценности своей архитектуры»

Как екатеринбургские студенты-архитекторы хотели бы изменить город в будущем

21 ноября, 18:19, 2024г.    Автор: Анна

Екатеринбург часто критикуют за его стремительный рост вверх и вширь. В последние годы город активно застраивается и, увы, иногда в ущерб историческим зданиям и зеленым зонам, без должного внимания к инфраструктуре. Кажется, что городу нужен свежий и незамыленный взгляд на то, как и куда ему дальше стоит развиваться. И кто, как не молодые горожане с архитектурным или дизайнерским образованием, могли бы его дать, ведь, скорее всего, именно они в ближайшие годы будут влиять на городской облик.

Медиа для студентов «Гроза» и It’s My City поговорили с учащимися и выпускниками Уральского архитектурно-художественного университета о будущем Екатеринбурга без огромных жилых комплексов, торгового центра «Пассаж» и проблем с транспортной системой, но с велосипедными дорожками и новыми общественными зонами на бывших промышленных территориях.

Имена некоторых героев мы изменили по их просьбе. 

«Я бы снесла торговый центр „Пассаж“»

Аделина, магистрантка УрГАХУ

— Я окончила бакалавриат УрГАХУ, сейчас продолжаю учиться в магистратуре. Я стала градостроителем неслучайно: у меня были планы отучиться на дизайнера одежды или графического дизайнера, но на семейном совещании перед выбором университета мы решили, что профессия дизайнера — это «несерьезно». Поэтому остановились на архитектуре как на тоже творческом направлении, но при этом более приземленном.

Минусы в организации Екатеринбурга как города, на мой взгляд и на взгляд моих коллег-градостроителей, это проблемы с парковками, пробками и в целом с транспортом.

Почему вообще сложилась такая проблема? Екатеринбург разделен на две части условно непреодолимым препятствием — железнодорожными путями. У нас есть район Уралмаш и все, что выше на север после железнодорожных путей, а остальное ниже — центр, Химмаш и так далее. Из-за этого у нас нет возможности создать проницаемую улично-дорожную сеть, и между северной и центральной частями города связи ограничены. 

Еще у нас есть общая для многих городов проблема — основные места работы находятся в центральной части города. В спальных районах люди не работают, они там ночуют. Следовательно, оттуда ежедневно утром люди едут в центр города, а вечером возвращаются обратно. Получается, что город без конца стоит в пробках, в центре города не хватает парковочных мест, а хорошо развитого общественного транспорта нет. Кроме того, в Екатеринбург едут на работу люди из соседних городов, к городу примыкают транспортные магистрали, которые «втыкаются» в тело города и создают пробку на въезде в него. 

Из-за неконтролируемой застройки вырастают огромные «муравейники» на тысячи жителей, при этом там не развивается инфраструктура, которая предоставила бы рабочие места, поэтому город превращается в огромный спальный район с кучей машин и людей. В крупных городах есть практика, когда офисы начинают располагаться на окраине, на периферии города, но не в центре, например, так начали делать в Москве. Я думаю, Екатеринбургу не помешала бы такая «децентрализация» общественно-деловых центров, тем более что сейчас у многих есть возможность работать удаленно. 

Тенденции в градостроительстве Екатеринбурга

— Из тенденций мне сейчас очень импонирует редевелопмент промышленных территорий, но не с жилой застройкой, а общественными зонами. В таких проектах промышленность выносится за границы города, а внутри него сохраняется историческое наследие и при этом возникают новые общественные пространства.

В Екатеринбурге с его огромным потенциалом, к сожалению, сейчас нет примеров каких-либо кластеров, которые были воздвигнуты на бывших промышленных территориях. Как аналог — это «Новая Голландия» в Санкт-Петербурге, «Контора пароходства» в Тюмени, «Хлебозавод № 5» в Москве. 

Мне безумно нравится, что сейчас в городе реализуют проекты по благоустройству. То, во что превратилась набережная Исети от улицы Малышева и ниже по течению реки — это потрясающее рекреационное пространство для прогулок и безопасного и комфортного времяпрепровождения. Мне очень нравится тенденция на развитие рекреационных зон.

Набережная реки Исеть после реконструкции в 2019 году. Фото: It's My City

Из существующих проектов я припоминаю, например, «От ВИЗа до НИЗа». По его плану, через весь город нитью проходит рекреационная зона вдоль берега Исети, и от Верх-Исетского пруда до Нижне-Исетского пруда расположен зеленый коридор. Ты можешь пешком стартануть с ВИЗа и дойти до «низа» под тенью деревьев по благоустроенной рекреации. Насколько мне известно, проект не реализован и вряд ли будет, потому что возникли нюансы с владением территорией и юридическими тонкостями. Но концепция очень интересная.

Еще один проект, который замяли, это реконструкция улицы Вайнера. Здесь просто без комментариев, она этой улице явно необходима. Был даже конкурс, где участники представили очень интересные и занятные решения, но проект не состоялся. Я уверена, эту улицу можно сделать в тысячу раз комфортнее, например, имеет смысл вернуться к проекту «Открытого консорциума». Но, видимо, это произойдет не в ближайшее время. 

Не связанный со строительством и планировкой города, но связанный с архитектурой проект — это всеми нами любимая «Стенограффия». Это не просто местечковый фестиваль уличного искусства, а огромный вклад в архитектурный облик города. Благодаря ему во всех концах страны и, возможно, мира о Екатеринбурге знают как о столице стрит-арта. А стрит-арт — неотъемлемая часть архитектуры города. Не уверена, как именно можно развивать стрит-арт в городе, потому что это не моя специальность, но в Екатеринбурге как минимум можно поддерживать «Стенограффию».  

Что вредит городу

Есть и тенденция, которая только вредит городу. Это мода на огромные жилые комплексы, гектары жилой застройки, как в том же Академическом. Таких примеров сейчас много, когда игнорируют нормативы по количеству озеленения и парковочных мест на жителей, и в итоге их не хватает. Застройщик пытается максимально получить выгоду, а должен быть баланс между комфортом жильцов и экономикой, надо порой думать о людях. 

Если бы мне дали разработать любой самый смелый проект для Екатеринбурга, я бы не стала делать это с нуля. Я бы реализовала проект первых советских градопланировщиков Екатеринбурга, которые во многом сформировали будущий облик города.

Во-первых, я бы завершила проспект Ленина. Если посмотреть на него, то видно, что этот бульвар с одной стороны завершается зданием УрФУ. Он должен был заканчиваться и с другой стороны каким-то знаковым красивым сооружением. Это могла бы быть площадь или высокое здание. К сожалению, из-за бума застройки очень сильно замяли перспективу улицы и она не получила должного завершения, проспект Ленина просто некрасиво обрывается. 

Второе. Я бы снесла торговый центр «Пассаж». Для многих это здание очень красивое, но большинство архитекторов считает, что это архитектурное фиаско. Его бы убрать, а на его место вернуть тот маленький «Пассаж», который был когда-то. Конечно, сейчас это уже невозможно. Нужно понимать, что «Пассаж» — это «вкусовщина», кому-то он нравится, а кому-то нет. Как и многим представителям профессионального сообщества, мне он не по душе, но это не значит, что его действительно нужно убрать.

Фото: Wikimapia.com / Testural.ru

«В первую очередь, нужно докупить новый транспорт и повысить зарплаты водителям»

Олег, студент УрГАХУ

— Еще с детства у меня была тяга к проектированию, а в юности появился интерес к урбанистике и к городам как к большой системе жизни человека, которую очень интересно изучать. Поэтому у меня был готов ответ, куда поступать. В 10-м классе я съездил на день открытых дверей УрГАХУ, узнал там о специальности «градостроительство» и понял, что именно она мне интересна. Сейчас я работаю в архитектурном бюро «Плотинка», в котором мы занимаемся в основном благоустройством городов.

Почему Екатеринбург недружелюбен и для пешеходов, и водителей

— Основной минус города сейчас — транспортная организация. Город очень недружелюбен для пешеходов из-за долгих светофоров, а в некоторых местах из-за подземных переходов. Например, я живу в районе Южного автовокзала, и у нас самый быстрый путь перейти перекресток между улицами Щорса и 8 Марта — это подземный переход. Даже мне неудобно каждый раз спускаться под землю, чтобы перейти дорогу, а вот маломобильным гражданам города, я думаю, это еще неудобнее.

Город из-за пробок неудобен и для автомобилей, и для общественного транспорта. Конечно, есть метро, но оно не покрывает большей части города и съедает бюджет на общественный транспорт. Из-за этого часто мой выбор падает на электросамокат, так как иногда на нем доехать даже быстрее, чем на такси, и точно быстрее, чем на наземном общественном транспорте во время пробок в час пик. При этом в городе плохо развита велоинфраструктура и отсутствует цельная система дорожек, а поездка на самокате тоже зачастую выходит не без трудностей.

Чтобы это исправить, можно было бы найти дополнительные деньги для спонсирования общественного транспорта, привлекая интересные и недорогие проекты, разработанные передовыми бюро города. В первую очередь, нужно докупить новый транспорт и повысить зарплаты водителям, так как сейчас их огромный дефицит. Это позволит сократить интервалы наземного транспорта и даст людям альтернативу передвижению на автомобилях. 

Еще из минусов: так как плотность населения очень высокая, в городе не так много зелени и парков. Не у всех жителей есть быстрый доступ к островкам природы в городской среде. Например, мне до ближайшего парка «Зеленая роща» идти больше 20 минут.

У некоторых памятников архитектуры вид очень плачевный. Есть и хорошие примеры, как с ними поступают, но очень часто эти здания ветшают без должного ухода, а затем их сносят. Среди плохих примеров — торговые центры «Пассаж» и «Европа». Памятники архитектуры переделали в безвкусные ТЦ из дешевых материалов, сохранив лишь часть фасадов. Хороший пример — это то, как стараются ухаживать за некоторыми памятниками архитектуры в стиле конструктивизма 1920–1930-х годов, например, Главпочтамт и гостиницу «Исеть» стараются держать в хорошем состоянии.

Фото: It's My City

«„Уральский Арбат“ превратился в колхозную ночную дискотеку, куда страшно пойти одной»

Мария, студентка УрГАХУ

— Я решила пойти учиться на архитектора в УрГАХУ, потому что хотелось совмещать в профессии творчество и техническое направление. Творчество было со мной всю жизнь: я начала рисовать раньше пяти лет, окончила художественную школу и хотела, чтобы искусство и дальше присутствовало в моей жизни. А техническое направление было продиктовано скорее мамой, нежели моим сердцем. Она боялась, что я буду «бедным художником», и хотела, чтобы я освоила профессию, которая гарантированно сможет меня прокормить. А я была и не против, так как сама не до конца понимала, чего хочу.

Я отучилась на архитектуре два курса и мне понравилось, но, побывав на практике, я поняла, что творчества в профессии гораздо меньше, чем я ожидала, и первые два года обучения имеют катастрофически мало отношения к тому, что на самом деле будет происходить на работе. Поэтому сейчас я планирую искать для себя либо смежное направление с архитектурой, в котором я найду то необходимое количество творчества, либо уходить вообще в другую сферу. 

Какие есть проблемы в планировке города

В плане проблем города, первое, что пришло мне в голову — это отсутствие системы передвижения на самокатах в центре. Пешеходы и люди на самокатах двигаются в одном пространстве, мешая друг другу. Думаю, многие уже привыкли тревожно оглядываться, услышав звук колес самоката издалека. 

Также хочется отметить световой шум ночью и порчу фасадов медиаэкранами. Особенно выделяется медиаэкран на улице Вайнера. Это источник не только светового, но и звукового шума, превративший «уральский Арбат» в колхозную ночную дискотеку, куда страшно пойти одной из-за обилия выпивших людей. 

Фото: It's My City

А что хорошего

Мне очень нравится, когда в городах создают продуманные маршруты передвижения для велосипедов и самокатов. Я понимаю, что в центре пешеходные пространства проектировались много лет назад без учета того, что по ним будет разъезжать множество самокатов, и если такие дорожки сделать по всему центру, то они уменьшат пространство для пешеходов до катастрофического минимума. 

Поэтому я считаю, что неплохим решением было бы делать конкретные маршруты, проходящие, например, через парки или только широкие площади — там, где места точно хватит всем. Да, это уменьшит удобство перемещения на самокатах и велосипедах, но такое решение сделает прогулки в центре более безопасными для пешеходов, а удобство пешеходов — в приоритете. 

Еще одна отличная тенденция — создавать дизайн-коды городов. У Екатеринбурга есть дизайн-код, и мне он нравится! Особенно порадовала в последнее время смена адресных табличек исторических зданий: черные, минималистичные, стильные. 

Хотелось бы, чтобы дизайн-код добрался наконец и до вывесок магазинов и заведений. Вроде этот вопрос даже решался, и дизайн-код хотели ввести на некоторых улицах, но пока нам остается щуриться, как на солнце, глядя на гигантскую вывеску «Мотива».

Из существующих проектов особое внимание хочется обратить на «Том Сойер Фест». Это фестиваль о восстановлении исторической среды, о том, как важно ценить наследие, которое оставили наши предки, в данном случае архитектурное наследие. Екатеринбург сегодня стремительно растет вверх и вширь, но медленно и верно забывает об исторической ценности своей архитектуры. Такие выводы напрашиваются, когда видишь историю о сносе прекрасного особняка на Чернышевского, 6, который ребята из «Тома Сойера» трепетно восстанавливали в 2019 году.

Фото: It's My City

«Архитекторы сейчас где-то на уровне парикмахеров, а всеми проектами руководят застройщики»

Михаил, студент УрГАХУ

— Я оканчивал художественную школу и ходил в кружок архитектурного моделирования, решил связать свою жизнь с этим. Поступление не было сильно сложным, я прошел на бюджет УрГАХУ по специальности «архитектура». Пошел туда, потому что мне очень нравится моделирование, макетирование, работал в разных конторах с проектированием. Сейчас нашел себе оптимальное место работы, что-то между макетной мастерской и проектным бюро. 

Транспорт

— Мне кажется, что самый главный минус в организации города — это транспорт. Самый адекватный вид общественного транспорта — это трамваи. Они проще в обслуживании, проще для прокладки, быстрее курсируют по городу, потому что выделены в отдельную линию, у них довольно хороший человекопоток. Личный транспорт и автобусы вечно стоят в пробках. 

Велодорожек для велосипедов и самокатов в городе практически нет. Это очень печально, потому что это перспективный и популярный сейчас транспорт. Если приводить в пример крупные европейские города, тот же Амстердам, то там очень развито направление велосипедного движения.

Еще один основной минус — это градостроительный коллапс. Есть куча примеров, когда выкупаются какие-то участки, не предусматривающие строительство крупных зданий. Там вырастают двадцати- и тридцатиэтажные здания и не продумываются вообще никакие парковки, инфраструктура вокруг. Ставится «человейник», чтобы состричь больше квадратных метров с территории. 

Фото: It's My City

Глобальные проблемы 

— Архитекторы сейчас где-то на уровне парикмахеров, а всеми проектами руководят застройщики, из-за чего и получаются такие казусы. К сожалению, на данном этапе ничего нельзя с этим сделать. Это глобальная проблема, ее надо решать даже не на уровне области и не одно десятилетие, таковы реалии.

Сейчас проектов по благоустройству много, некоторые из них реализуются. Но, как показывает практика, не всегда то, что было придумано хорошо и красиво, так же хорошо и красиво реализуется. 

Екатеринбург — интересный город и в нем много проектов, но в общей массе минусов, скорее, больше, чем плюсов. Глобальные проблемы решаются какими-то временными затычками.

Хотелось бы отметить микрорайон Солнечный как перспективный проект, но это тоже частный случай, не попадающий под общую картину. Там очень грамотная организация пространства с точки зрения градостроительства, много удачных проектов как в сфере жилого строительства, так и общественных зданий, таких как школы и детские сады. А еще в Солнечном очень хорошее благоустройство территорий общего пользования и придомовых территорий. И в целом в районе в большинстве малоэтажная и среднеэтажная застройка. 

Если предлагать свой проект для города, то первое, что я бы сделал — наладил бы транспортную инфраструктуру в виде трамваев и оформил бы велосипедные дорожки именно выделенными линиями, а не просто выкрасил полоски баллончиком на асфальте.

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: