«Мы — город, где возможно все и сразу, которому не надо ни с кем равняться»

От стрит-арта до театра: в чем Екатеринбург все еще может дать фору столицам и миллионникам

18 ноября, 18:30, 2024г.    Автор: IMC

Недавно на It’s My City вышел текст о стремительной провинциализации Екатеринбурга, который вызвал бурную реакцию — как полную солидаризацию, так и серьезную критику. Суть статьи, которую сформировали высказывания видных горожан, свелась к тому, что за последние годы город в целом растерял достижения нулевых и десятых — в политическом, социальном, инфраструктурном и культурном планах и стал уступать конкурирующим городам-миллионникам вроде Казани или Нижнего Новгорода.

В исторический день рождения Екатеринбурга (сегодня ему исполнился 301 год) хочется поговорить о хорошем. Екатеринбуржцы, нынешние и бывшие, из самых разных индустрий и сфер говорят о том, в чем преуспел город за последние годы и в каких сферах еще может себя показать.

Никита Харисов, креативный директор «Атома», руководитель паблик-арт-программы «ЧО»

— Я очень не люблю такие оценочные комментарии. Мы с вами живем во время, когда миром правят данные, а не мнения экспертов, каждый из которых живет в собственном субъективном Екатеринбурге. Но раз уж меня попросили высказаться, то грех это не сделать. 

Есть ощущение, что нулевые и десятые, с которыми мы сравниваем Екатеринбург — это годы безумия и отваги. Да, было ярко, эпично, задорно, но эффективно ли? Какой фундамент мы оставили сами себе? На этот вопрос я прошу ответить читателей, особенно тех, кто творил в эти годы. Сейчас же, как кажется сугубо мне в моей субъективной реальности, настало время стратегических решений и наработок: да это не так ярко, не так быстро, где-то совершаются ошибки, но, как мне кажется, принимаются и важные основательные решения: работы по созданию дизайн-кода, новая туристическая стратегия и другое. 

И вот сейчас нам с вами как раз важно соединить энергию молодой креативной волны (я верю и знаю, что она есть, просто мы уже староваты) и нашу с вами основательность и стратегическое видение. И тогда у Еката все будет не просто хорошо, а ****** [очень хорошо].   

А что касается статуса третьей столицы, это самое что ни на есть проявление глубокой провинциальности. Нам, уральцам, не нужен этот статус. Мы — город самодостаточный, где возможно все и сразу, город, которому не надо ни с кем равняться, мы сами по себе, и этим влюбляем.

Екатерина Кейльман, консультант и стратег в креативных индустриях, экс-директор парка Маяковского и Tele-Сlub Group

Фото: соцсети Екатерины Кейльман

— Екатеринбург — город с феноменальным потенциалом и талантливыми людьми. Здесь всегда были и остаются визионеры и творческие профессионалы, которые создают прогрессивные проекты. Я искренне люблю Урал и считаю, что именно в Екатеринбурге рождается уникальная энергия, способная стать основой для ярких культурных и креативных инициатив федерального значения.

Однако как человек, который долгое время жила в Екатеринбурге и выбрала уехать, я вижу, что существующая городская среда не поддерживает этот потенциал на должном уровне. 

На фоне других регионов России, которые активно инвестировали в благоустройство и развитие городской инфраструктуры, Екатеринбург, к сожалению, остался далеко позади в списке региональных столиц. Качество городской среды — это не просто комфорт, но и решающий фактор, влияющий на выбор места жизни и работы активной молодежи. Сейчас, сравнивая Екатеринбург с Нижним Новгородом или Казанью, можно заметить, что среда этих городов стала современной и не уступает Москве по качеству.

Креативные индустрии и культурная среда Екатеринбурга обладают огромным потенциалом, но их развитие ограничено. На мой взгляд, эти сферы всегда были обделены вниманием и не являлись стратегически важными направлениями для городских и областных властей, и сейчас мы видим плоды этого выбора. 

В городе всегда бурлила культурная жизнь, особенно в сфере музыкальной индустрии, современного искусства и театра. К сожалению, Екатеринбург пока не располагает необходимыми условиями для раскрытия этого потенциала: здесь нет музея современного искусства, заброшен Свердловский рок-клуб на центральной площади, отсутствует креативный кластер, мастерские для художников и небольшие концертные площадки, которые бы способствовали зарождению и развитию музыки. 

Другие сферы всегда ставились на первое место, хотя потенциал Екатеринбурга в креативной индустрии огромен и мог бы реализоваться при смене политики в сторону поддержки этой сферы.

Я верю в будущее Екатеринбурга и его потенциал и надеюсь, что в будущем будет уделено больше внимания качеству городской среды и поддержке культурных инициатив. Это станет важным шагом, чтобы город оставался привлекательным и комфортным для талантливых людей, готовых развивать здесь свои идеи и воплощать в жизнь значимые проекты.

Вижу, что сейчас ситуация меняется, и на культуру и креативные индустрии обращено больше внимания, но пока это делается не на том уровне, который необходим, чтобы стать лидирующим регионом в области моды и современного искусства. Или культурной столицей.

Никита Гринь, предприниматель, основатель компании «О’Смысле»

Фото: соцсети Никиты Гринь

— Екатеринбург не стоит на месте. Да, подходы другие, да, изменился управленческий состав, да, часть проектов и инициатив перестали существовать. Но сколько появилось! Город просто стал другим. Меняются поколения, меняется ситуация в стране и мире, и это все отражается на привычном понимании развития. 

Давайте не забывать одну важную вещь. Если кто-то говорит о стагнации или регрессе Екатеринбурга, он говорит о себе. Не сам город что-то делает, а человек, живущий в нем. Мы ждем каких-то лучших условий, каких-то возможностей, ресурсов, законов?

Нет, через свою личную реализацию, любовь к городу и масштабу мысли каждый горожанин развивает Екатеринбург, меняет качество городской среды, строит бизнесы, толкает науку и образование, развивает креативные индустрии. Я не раз убедился, что гражданин Екатеринбурга — это неравнодушный и смелый человек на любом уровне. 

Что хорошего сейчас происходит? Во-первых, развитие креативных индустрий. Да, этот вопрос сдвинулся не так давно, но уже начались активные действия. Именно это способствует рождению и развитию новых бизнесов, новых звезд музыки, искусства, кино и моды. 

Во-вторых, развитие туризма. Появилось огромное количество новых комплексов, территорий для отдыха, привлекательных для туристов. В-третьих, развитие бренда города. Могу с уверенностью сказать, что работа над этим вопросом ведется активным образом на самых разных уровнях. Уже в ближайшее время будет четко сформулировано, что такое Екатеринбург. Это ляжет в умы будущих поколений. В-четвертых, поддержка предпринимательства. СОФПП (Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства — прим. ред.) — это те, кто реально делают гранты, субсидии, воркшопы, это лидеры мнений, которые приезжают благодаря работе фонда. 

Можно долго перечислять и спорить с этими тезисами. Но повторю свою ключевую мысль: развитие города происходит только тогда, когда есть неравнодушные люди. В нашем городе они есть, и их становится только больше.

Никита Словиковский, предприниматель, основатель портала аренды и агентства недвижимости «Драже»

Фото: соцсети Никиты Словиковского

— Я могу говорить только за рынок недвижимости, так как работаю на нем 13 лет и часто анализирую рынки других городов.

Так вот, в Екатеринбурге — передовой девелопмент. Из всех городов России мы входим в топ-3 и разделяем его с Москвой и Тюменью, оставляя позади Питер, Казань, Новосибирск и другие города-миллионники.

Причем это случилось именно в последние годы, когда в нашем городе появилось много иногородних девелоперов и все вышли в рынок с самым лучшим продуктом, чтобы выдержать конкуренцию.

Я много езжу по другим городам. И такого продукта на рынке новостроек, как в Екатеринбурге, я не встречал практически нигде. И смело могу сказать, что горжусь нашей девелоперской отраслью.

Татьяна Мосунова, историк, экскурсовод, исследователь Екатеринбурга

Фото: It's My City

— В городе есть много проблем, но я, конечно, за то, что надо больше хорошего. Наверное, город не может жить, непрерывно вырабатывая достижения. У меня есть некоторая доказательная база по внутреннему климату в Екатеринбурге — это люди, которые бывают у меня на экскурсиях. Им нравится Екатеринбург. Правда, это как анестезия без лечения: считать, что проблем уже нет, ведь все же хорошо. На самом деле не так, очень много того, что я бы назвала точками роста. 

Если о хорошем. Я заметила на прогулках, что у горожан вырос интерес к Екатеринбургу. В самом городе есть исследовательские и просветительские проекты, которые работают систематически и серьезно.

«Территория авангарда», команда Музея истории Екатеринбурга, Музей андеграунда, «Эрмитаж-Урал». Преображается парк Маяковского. Тот же фестиваль «ЧО» с очень интересными проектами, которые позволяли вовлекать в обсуждение современного искусства, и не только в обсуждение, людей разных возрастов. В этом году экскурсоводы сообщества «Екбгуляем» создали несколько аудиопрогулок по Екатеринбургу. Среди них есть моя по ВИЗу. Сообщество, созданное Дмитрием Москвиным, в которое я вхожу — это возможность для горожан и не только открыть заново Екатеринбург. 

Кроме того, за последние годы в Екатеринбурге появились хорошие дизайнеры: особенно отмечу ребят, делающих украшения в Votangi и Moonswoon. Довольно живо развивается ресторанная культура. Есть определенный драйв. По-прежнему большую роль играет Ельцин Центр. У нас есть «Контур», «Точка», веселый креатив «Жизньмарт» Ивана Зайченко. 

Появилось оригинальное здание невторичной архитектуры — штаб-квартира Русской медной компании. Строят неплохие набережные. Существуют интересные театральные проекты, например «Провинциальные танцы». Стабильно, как фабрика, работает Свердловская филармония с ее фестивалями, например «Безумными днями». 

Получился целый отчет министерства культуры… Сознательно в этом высказывании не хочу говорить о проблемах. О них скажут и без меня.

Иван Некрасов, декан журфака УрФУ, бывший главред «Ура.ру»

Фото: Глеб Клементьев

— Это фирменный финт местных пассионариев — каждый год как в первый раз заявлять, что Екатеринбург превращается в провинцию. Обычно таким образом из городских властей выбивают деньги, контракты, площади в аренду. Общественность всякий раз взбудоражена: подводится промежуточный итог развития Екатеринбурга, неуехавшие находят себе аргументы остаться, а уехавшие убеждаются, что не зря покинули малую родину.  

Да, Екатеринбург — провинция. И в этом слове не должно быть никакой уничижительности. Есть столица, все остальное — провинция. В Москве энергетика другого качества и другого масштаба, но столица получает ее из провинций.  

Я, как и Антон Бутаков, Евгений Фатеев, Элеонора Расулова, Михаил Вербицкий и многие другие активные горожане, выбираю питать Екатеринбург. Мне никто не мешает заниматься федеральными проектами в своем городе (интернет ура!), часто ездить в Москву, но делать ставку на Екатеринбург.   

В нашем городе есть уникальное, чем мы гордимся: бизнесы, мода, театр, стрит-арт, журфак и так далее. Конечно, этот список стал реже пополняться, давно у нас не открывали новых «ельцин центров» или зданий от Нормана Фостера. Но сегодня другие реалии: городские бюджеты не растут, как раньше, а бизнес, который развивал город, тратит средства на новые цели. Дело пассионариев в этой ситуации ни на кого не надеяться, не ныть, работать в своих сферах в два раза активнее — за себя и за Алтушкина.

Катя Червонных, художница, иллюстраторка

Фото: It's My City

— Думаю, дрейф по городу может помочь сместить взгляд с далекого центра на сам Екатеринбург. В последние годы я замечаю рост интереса к методу как способу изучения города: в некоторых экскурсионных пабликах вместо слово «экскурсия» стали использовать слово «дрейф». Это любопытная смена вектора, за которой я наблюдаю.

Не могу сказать, что дрейф — массовая или популярная практика, но для себя не могу не отметить, что в Екатеринбурге и близлежащих городах появляются люди и проекты, которые предлагают смотреть на городское пространство иначе. Они не ограничиваются традиционными подходами урбанистики или истории, а помогают формировать собственный взгляд через игру, эмоции и чувства. Это во многом сосредоточивает человека на том месте, где он находится здесь и сейчас, обращает его внимание на детали и толкает находить собственные смыслы в окружающей среде обитания.

Дрейф в какой-то степени взращивает локальный патриотизм: для каждого жителя находится что-то свое и только его. А значит, с этим сложнее расстаться.

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: