В арт-галерее Ельцин Центра открылась масштабная выставка «Двадцать один длинный, один короткий». Экспозиция посвящена развитию современного российского искусства с начала нулевых годов до настоящего времени. В ней художники переосмысливают феномены этого времени: войну в Чечне, политические волнения и даже традицию употребления галлюциногенных грибов. It’s My City побывал на открытии выставки и рассказывает главное о работах.
Кураторы проекта Светлана Усольцева и Галина Шубина. Все экспонаты взяты из собрания коллекционера Антона Козлова. В прошлом он руководил бизнесом, связанным с переработкой и утилизацией отходов, а сейчас собирает коллекцию с полной историей развития российского современного искусства и ведет YouTube-канал об искусстве «Пока все дома у Антона».
По его словам, кураторы намеренно отобрали для выставки наиболее «свежие», современные работы художников, чтобы быть ближе к посетителям.
— Последние годы для меня лично наиболее важна терапевтическая или гуманистическая функция современного искусства. Чтобы лучше почувствовать это, кураторы убрали дистанцию между работой и посетителем, которую мы привыкли наблюдать в традиционном музее, когда между нами и картиной есть расстояние в несколько поколений. То, что вы увидите на выставке, касается всех нас, потому что художники работают с современностью, — рассказал Антон Козлов.
Выставка начинается с работы Ирины Кориной «Опять-опять». Она долгое время работала театральным художником, поэтому все ее арт-объекты в какой-то степени напоминают декорации к спектаклю. Сама работа посвящена феномену имперских амбиций. Художница объясняет, что здесь жестокая реальность сталкивается с мечтами о былом величии. Тем не менее оба «мира» соединяются одной королевской мантией.
Следующая работа называется «Подозрительные лица». Эта картина одна из серии абстрактных картин художника Давида Тер-Оганьяна. По словам кураторов, тяжело догадаться, что могли сделать люди, изображенные на стене в формате фоторобота, но зная атмосферу нулевых, гости наверняка поймут, в чем можно было бы заподозрить этих мужчин.
По соседству с ней организаторы разместили картину «Мюриды» Алексея Каллима. Мюридизм — это национально-освободительное движение жителей Северного Кавказа в XIX веке. В своей работе художник воплощает нападение боевиков на Грозный 2004 года в духе советского соцреализма.
Наиболее известный художник на выставке — Владислав Мамышев-Монро. В советские годы он стал известен перевоплощениями в образы Мэрилин Монро прямо во время службы в армии. Позднее он преображался и в других культовых личностей в рамках перформанса — в Иисуса Христа, Жанну д’Арк, Наполеона и Владимира Ленина.
На выставке в Ельцин Центре показали его работы, связанные с перевоплощением в литературных персонажей прошлого. Куратор Галина Шубина отмечает, что через карикатурные образы русских писателей и их героев Мамышев-Монро раскрывает феномен ненадежной памяти читателей, где жизнь автора перемешивается с жизнью литературных героев.
Тему исторического прошлого также раскрывают Елена Елагина и Игорь Макаревич. В серии работ «Паган» художники иронично размышляют о том, как культура потребления галлюциногенных грибов, встречавшаяся еще у язычников, могла повлиять на историю России. Художники доводят эту идею до абсурда и утверждают, будто в основе русского духа лежат те же вещи, которые происходят в поведении после употребления грибов: лихость духа и бодрость. В доказательство они сравнивают постройки советского времени с грибами и находят в них схожие элементы.
Еще одна ироничная работа на выставке — «Массовое закидывание камнями у магазина часов» Михаила Добровольского. Картина напоминает непрогрузившуюся картинку, будто бы подшучивая над традиционным искусством с его постулатами по поводу единства времени и места.
Поднявшись на второй этаж, зритель увидит инсталляцию Анны Желудь «Учреждение культуры». Все элементы комнаты сделаны из металла. Так художница предлагает увидеть свою версию привычного многим мира.
Еще одна масштабная работа выставки — «Универсальный сундук отечественного искусства» Романа Сакина. В нем художник решил систематизировать все темы современного искусства в России, совместив лагерные произведения с безобидными российскими традициями вроде празднования Нового года.
Одна из самых жутких работ выставки — картина Егора Федоричева «Комната Ипатьева». Она отсылает посетителей к одному из ключевых событий из истории Екатеринбурга — убийству царской семьи. Абстрактные переливы красного, бордового и зеленого цветов будто бы специально нагнетают обстановку, а из-за отсутствия конкретных образов мозг сам собой рисует ужасные образы.
Последняя работа отсылает к названию выставки. Инсталляция «Двадцать один длинный, один короткий» посвящена одному из протестов гимназистов Российской империи. Однажды они выключили звонки по всему району и сотни людей будто бы остались без голоса. Художники объединения «Мишмаш» воспроизвели эту ситуацию, но не сломали звонки, а лишь накрыли кнопки банками.
— Раз кнопки накрыты банками, потенциал звука еще есть, сами звонки еще целы и готовы зазвенеть, как только уберут препятствия, — заключает Галина Шубина.
Выставка «Двадцать один длинный, один короткий» продлится в Арт-галерее Ельцин Центра до 23 февраля 2025 года. Стоимость билета от 100 до 400 рублей. 12+.
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.