Уральский фестиваль паблик-арта «ЧО» досрочно завершил свой сезон после того, как презентовал работу «Пойдите лесом» на здании Главпочтамта в самом центре Екатеринбурга. Хотя высказывание было посвящено прогулкам горожан по лесопаркам, в нем увидели скрытую рекламу одноименного проекта, который помогает российским военным дезертировать. После публичного доноса депутата-единоросса Алексея Свалова работу пришлось спешно демонтировать, а фестиваль приостановить.
Все четыре года художники «ЧО» поднимали в своих работах важные проблемы — высказывались в защиту свободы слова, напоминали о бережном отношении к лесам и рассказывали о богатой промышленной истории Урала. Часто они провоцировали горожан на диалог, чего стоят только бесконечные споры об уместности головы «Индустриального младенца» на набережной Визовского пруда. А иногда высказывания фестиваля попадали и в федеральные новости, как было с огороженной «Трибуной поэта».
Когда мы сможем увидеть новые работы «ЧО», неизвестно. Но мы по-прежнему можем посмотреть на многие арт-объекты фестиваля прошлых лет на городских улицах. В этой подборке мы собрали свой топ работ «самого уральского» фестиваля публичного искусства.
«Точка зрения»
Артем Стефанов, 2020 год
Один из первых арт-объектов фестиваля, который появился возле Уральского филиала Пушкинского музея и стоит до сих пор. Работа Артема Стефанова отсылала к заглавной теме первого фестиваля «Крепко стоять на ногах».
Издалека арт может показаться набором разрозненных стендов, но если встать перед объектом на некотором расстоянии, вы увидите объемное изображение глаза из 12 фанерных слоев разных цветов. Между частями работы можно свободно перемещаться.
«Точка зрения как точка опоры. Говоря примитивным языком, видимая целостность обретает свою форму лишь тогда, когда вы находите эту точку», — комментировал работу сам художник.
«Трибуна поэта»
Эдуард Кубенский, 2021 год
Одно из самых громких и метафоричных высказываний фестиваля. Бетонную «Трибуну поэта» поставили в парке Маяковского в декабре 2021 года и позиционировали как «неполитический» арт-объект. Его автор Эдуард Кубенский говорил, что человек, пишущий стихи, уже сильно рискует и вызывает подозрение.
Но совсем скоро трибуна обрела и политический смысл — ради безопасности посетителей парка ее обнесли металлическим забором, а фото с огороженной трибуной разлетелись по новостным пабликам как символ ограничения свободы слова. Это происходило на фоне того, что в 2021 году российские власти начали признавать «иностранными агентами» неподцензурные издания.
Позже забор вокруг трибуны все же убрали.
«Ступенчатый человек»
Сергей Лаушкин, 2022 год
Буквально все в этом арт-объекте так или иначе отсылает к ступеням, потому что это чуть ли не главный мотив в творчестве Лаушкина. По словам художника, сидящий в профиль человек напоминает ступеньку, когда люди ходят, то опираются на ноги, как на ступени. Они же становятся продолжением человека, когда он двигается по вертикали — поднимается или опускается.
Работа визуально рифмуется с гранитным амфитеатром Каменных палаток на Шарташе, которые тоже напоминают ступени. Когда-то и сами палатки могли пойти на ступени, поскольку в этом месте хотели поставить каменоломню. А сегодня в нескольких километрах от этого места гудит карьер, а добываемое сырье становится новыми ступенями
«Обращение к гражданам»
Дмитрий Пригов, 2023 год
Еще один арт, появившийся рядом с филиалом Пушкинского музея. Это большая светящаяся цитата советского концептуального поэта и художника Дмитрия Пригова с трогательным призывом «Граждане, скажем друг другу: я люблю тебя!»
Изначально обращения Пригова предназначались для уличной расклейки и должны были обращаться к обычному прохожему. А на открытии работы команда фестиваля запустила флешмоб. Каждый желающий мог написать на открытке фразу «Я люблю тебя» и опустить послание в специальный ящик, чтобы затем оно попало к нужному адресату.
«Призрак сгоревшего леса»
Алекс Мартинс, 2021 год
Призрак воплотил в себе график пожаров Свердловской области за последние десять лет — количество происшествий, их интенсивность и площадь. Арт-объект напоминает о бережном отношении к лесу. В 2021 году в Свердловской области было много лесных пожаров, иногда возгорания подступали прямо к Екатеринбургу, так что город задыхался от тлеющих торфяников.
Объект создан из 1347 деревянных и обожженных вручную брусьев, а весит 1500 кг. Его по-прежнему можно увидеть на входе в Юго-Западный лесопарк на перекрестке улиц Амундсена и Объездная.
«Индустриальный младенец»
Людмила Калиниченко и Ксения Ларина, 2023 год
Скульптура огромной головы ребенка на ВИЗе вызвала немало споров в прошлом году. Одни оценили оригинальность, другие сочли голову неуместной.
Художницы задумывали скульптуру как символ истории зарождения города и во многом как отражение самих горожан. Скульптура наталкивает на размышления о прошлом и будущем индустриального Урала. Как уральские заводы возникали на берегах рек, так и индустриальный младенец весом в тонну появился на Визовском водохранилище.
«Малыш из металла — это наше отражение: суровый, стойкий, но в то же время искренний, отзывчивый, справедливый. Малыш вышел из воды, которая появилась благодаря строительству заводской плотины. Он спит младенческим безмятежным сном на фоне промышленного района, а вокруг него трехсотлетний город», — рассказывает Людмила Калиниченко.
«Городские идолы»
Наташа Пастухова, 2022 год
«Городские идолы», появившиеся в Уктусском лесопарке — это тотемы, изображающие уже не диких, а домашних животных, давно ставших для нас верными компаньонами и больше совсем не пугающих. Обращая внимание на их эволюцию, художница предлагает задуматься о том, как изменились мы сами, какой путь прошли.
«В древности люди создавали идолов, чтобы напрямую обратиться к силам природы, непонятным, таинственным и пугающим. А сейчас мы во многом приручили их, они стали нашими домашними оберегами и покровителями. Мы одомашнили их, а они — нас», — поясняет художница.
Заодно в идолах Пастуховой многие могут увидеть отсылку к Шигирскому идолу — древнейшей в мире деревянной скульптуре, найденной на Урале.
«Городские валентинки»
Художники фонда «Антон тут рядом», 2024 год
В рамках коллаборация фонда «Антон тут рядом» в Екатеринбурге временно появилось шесть гигантских валентинок с цитатами аутичных художников. Так фестиваль поучаствовал в благотворительной акции «Прикоснуться словами», направленной на сбор средств для помощи аутичным взрослым.
Валентинки гласили: «Я все выдержку, у меня крепкое сердце», «День влюблен тобой» и «Я встречал 5 поездов, и на пятом она приехала». Одна из самых запоминающихся валентинок — надпись «Я не только собой интересуюсь, но и вами» на воротах дома Топоркова, который незадолго до этого попытались незаконно разрушить.
«(По)идите лесом»
Синий Карандаш, 2024 год
Нижегородский художник разместил на фасаде Главпочтамта арт-объект «(По)йдите лесом». Но читалась она как «Идите лесом», из-за того что приставка «по» была намного меньше и в углу. Надпись посвятили зеленым зонам, которых в городе становится все меньше. Рядом с надписью можно увидеть карту лесов Екатеринбурга.
«Наша карта делает видимыми для горожан зеленые зоны города. Их немало в черте Екатеринбурга, но многие горожане о них не знают. Это усугубляется еще и тем, что, развиваясь, город „наползает“ на эти территории, отдаляя их от жителей. Моя задача открыть диалог с горожанами, заинтересовать их, это призыв отправиться на прогулку», — рассказывал Синий Карандаш.
Против арт-объекта выступил депутат Заксобрания Алексей Свалов. Он увидел в надписи отсылку к проекту «Идите лесом», который помогал россиянам избежать мобилизации. Через два дня команда фестиваля сократила надпись до «Иди лесом», объяснив это необходимостью избавиться от лишних ассоциаций. Еще через два дня «ЧО» досрочно закрыл сезон из-за угрозы безопасности участникам. Надпись демонтировали.