В креативном кластере «Л52» в обновленном двухэтажном зале открылась экспозиция об эпохе авангарда в советском Свердловске. Выставка «Работать и жить. Свердловск» рассказывает о том, Екатеринбург-Свердловск из уездного города превращался в один из важнейших промышленных центров не только Урала, но и всего СССР. Экспозиция проработает до 18 мая 2025 года. It’s My City рассказывает главное о выставке.
В «Работать и жить. Свердловск» представлены фотографии, карты, макеты и кинохроника Свердловска 1920–1930-х годов, когда город начал бурно развиваться и застраиваться. Посетители выставки через них могут увидеть зарождение Городка чекистов, площадь Парижской Коммуны, соцгорода «Уралмашзавода» и узнать, как эти районы были запланированы изначально и какими они получились в итоге. Можно познакомиться с проектами конструктивистских зданий, которые так и не были реализованы в районе Оперного театра, на площади Парижской Коммуны, например, Синтетического театра или Дома советов. Подробнее об этих проектах советской эпохи мы рассказывали здесь.
По словам куратора выставки Александра Думчикова, город в те годы почти полностью поглощала стройка: разрушались старые дома и строились новые, что отражалось на настроениях в газетах тех лет.
«Город как будто оказался вне времени: в печати писали, какое было ужасное старое прошлое и какое светлое нас ждет будущее. А настоящего, как можно заметить, нет, в этом дискурсе его как будто не существует», — говорит Думчиков.
На выставке можно не только увидеть, но и понюхать экспонаты: на подоконниках можно увидеть несколько стеклянных клошей, подняв которые, можно почувствовать «индустриальные ароматы».
«Каждый из запахов символизирует определенный феномен, определенный аромат, который присутствовал в жизни Свердловска тридцатых годов», — пояснил куратор выставки Александр Думчиков.
Так, гости выставки могут узнать, как пахнет «роскошь повседневности», жизнь в формате «работа — дом» и «необратимость». Некоторые ароматы Ирина Суворова разработала специально для выставки.
«Работать и жить. Свердловск» стала первой экспозицией в обновленном главном зале креативного кластера «Л52», который открыли после ремонта 4 ноября. Почти за год Музей истории Екатеринбурга, которому принадлежит здание, отреставрировал паркет из лиственницы, восстановил лестницы, поменял окна и обновил стены. Работы проспонсировал крупный бизнес: группа «Синара», «Уралмашзавод» и «Общество Малышева-73», которому принадлежат ТРЦ «Гринвич» и «Пассаж».
В ходе ремонта рабочие обнаружили настенную роспись 1937 года, изображающую сцену из сказки «Доктор Айболит». Авторы работы художники Виктор Елисеев и Константин Трофимов. По словам директора Музея истории Екатеринбурга Игоря Пушкарева, с 1933 по 1936 год в зале находилась столовая дома-коммуны, а в 1936 году, как предполагают научные сотрудники музея, здесь начал работать медицинский кабинет, где принимали детей. Роспись появилась примерно тогда же.
Рисунок находился под семью слоями краски. Чтобы добраться до него, не повредив, МИЕ привлек реставраторов из Екатеринбургского музея ИЗО. Из-за того, что помещение не раз переживало ремонт, панно сохранилось не полностью. Однако то, что осталось, теперь могут увидеть гости кластера «Л52» и посетители выставки «Работать и жить. Свердловск».