Артхаусная головоломка или надругательство над Достоевским

Чего ожидать от первых серий нового «Преступления и наказания» с Иваном Янковским в современном Петербурге

7 ноября, 18:25, 2024г.    Автор: Егор Бобыкин

«Кинопоиск» выпустил первые четыре серии «Преступления и наказания» — сериала, который уже стал мемом из-за того, что его релиз несколько раз переносили. Снятый в декорациях современного Санкт-Петербурга с привычными нам курьерами, самокатами и супермаркетами, он вызвал критику зрителей, которые увидели в этом отступление от канонов классики и издевательство над произведением Достоевского. И хотя сериал уже неделю держится в топ-десять «Кинопоиска», рейтинг у него не самый высокий — 5,8.

Правда ли, что новое прочтение «Преступления и наказания» сильно уступает книге, насколько хорошо смогли популярные российские актеры вжиться в роли страдающих персонажей Достоевского и получилось ли у режиссера создать гнетущую атмосферу Петербурга, за которую мы ценим бессмертный роман, в этой рецензии рассуждает кинокритик Егор Бобыкин.

Нет никаких писаных или неписаных правил, которые бы гласили, что великие тексты необходимо экранизировать слово в слово. Если говорить про «Преступление и наказание», стоит вспомнить экранизацию Роберта Вине. Там при более-менее точно переданном сюжете книги проворачивался очень изящный маневр: мрак окружающей действительности осмыслялся не через реализм, а, наоборот, через искаженную реальность. 

Выражалось это в гнетущих декорациях с изломанной геометрией, нарушающей законы физики — подкошенные фонарные столбы, неестественно покошенные крыши, трапециевидные окна. Экспрессионистская эстетика еще сильнее выявляла в уже надломленных героях Достоевского неустойчивость их внутренних миров.

А раз можно вольготно играться с эстетикой, что мешает и содержание великого текста переработать на корню? Скажем, перенести место действия из России XIX века в Россию XXI века, помножить вдесятеро извращенные пристрастия героев, добавить элементы мистики, сюрреализма и откровенного абсурда. Все это и пытается сделать «Преступление и наказание» — долгожданный проект «Кинопоиска», поставленный режиссером Владимиром Мирзоевым, выпуск которого несколько раз переносили.

В сериале раскручиваются параллельно несколько сюжетных веток. Первая — линия студента Родиона Раскольникова (Иван Янковский). Подталкиваемый удушающей нищетой, как и в книге, он решает совершить убийство старухи-процентщицы. Вторая сюжетная линия концентрируется вокруг сестры Родиона Дуни (Любовь Аксенова) которая прислуживает в доме Свидригайловых, а его глава Андрей (Владислав Абашин) испытывает к ней страсть. В сериале Дуня Раскольникова, по сути, выходит на первый план вместе с братом Родионом. Чуть позже появится и Сонечка Мармеладова (Алена Михайлова), которую необходимость зарабатывать деньги ради семьи вынудит пойти на панель.

Знакомые книжные сюжеты тут заметно модернизированы. Раскольников работает курьером, ведет видеодневник, ходит в стильном красном худи, записывает голосовые маме и ест еду прямо в супермаркете. 

Дуня и Андрей Свидригайлов любят покурить кальян посреди лабиринта из живой изгороди в загородном поместье богатой семьи, а жена Свидригайлова Марфа Петровна испытывает… нездоровую страсть к Дунечке, которую создателям сериала приходится талантливо цензурировать. Самое главное сюжетное нововведение относительно оригинала — персонаж Черта, или Тени (Борис Хвошнянский), являющийся героям, чтобы разжечь пламя их гордыни и подтолкнуть на самые порочные деяния.

Но при всех своих дерзких нововведениях сериал парадоксально ощущается излишне старомодным. Смущает то, насколько стерильным, выхолощенным и одномерным ощущается пространство местного Петербурга. Роман Достоевского читался на одном дыхании благодаря таланту писателя погружать в атмосферу неоткрыточного, непарадного города. Бетонные лабиринты города на Неве были пропитаны кабацкой вонью нищих кварталов, авторское перо прописывало не пышные балы в роскошных имениях, а беспросветное бытие рабочего класса в скудных комнатах-бараках с желтыми обоями.

У Достоевского город становился полноценным героем, чья гнетущая аура наталкивала Раскольникова на тревожные и зловещие мысли о преступлении во имя всеобщего блага. В сериале Мирзоева город и интерьеры помещений сняты профессионально, техническая команда постаралась, но выглядят они буднично, «нейтрально», с определенным душком театрального гламура.

Из-за этого размывается мотивация самого Раскольникова — зачем ему нужно идти на преступление. Не чувствуется тлетворность пространства, что окружает Родиона, а потому и прожить тяготу нищеты вместе с ним зрителю не представляется возможным.

И слишком уж недостает на уровне хронометража сцен, которые бы показывали постепенное восхождение Родиона к крайней черте — к убийству старухи. Оно происходит уже в третьей серии, но эмоциональная отдача от сцены убийства нулевая.

Стерильность визуала отчасти оправдана в сценах в Томске, где находится величественный особняк Свидригайловых. Однако большая часть сцен в особняке, равно как и в петербургских трущобах, представляет собой каскад высокопарных, нарочито «книжных» диалогов, разыгрываемых актерами в современных декорациях. И вроде бы местная театрализованность должна работать на юмор, но без дополнительных изобразительно-монтажных находок подобный юмор кажется сухим и утомляет уже на второй серии.

Самая страшная проблема сериала кроется в невнятно очерченных границах между драматической и юмористической интонацией. Зритель, по идее, должен за этой театрализованностью разглядеть трагизм судеб героев: сопереживать бедной Дунечке, несчастной Сонечке и «загнавшемуся» Родиону. Но вместо усиления трагедии театрализованность и вычурный символизм сериала начинают работать в обратном направлении: вызывают, в лучшем случае, неловкость, а в худшем — неистовый хохот.  

Есть ли достоинства у нового прочтения «Преступления и наказания»? Безусловно. Актеры, в частности Иван Янковский, Борис Хвошнявский и Алена Михайлова, попали в свои образы на 100%. Янковский, известный ролью Вовы Адидаса в «Слове пацана», отлично отрабатывает роль горделивого студента, а его динамика взаимоотношений с Тенью Хвошнявского — это чуть ли не единственные неиронично забавные моменты сериала. Алена Михайлова в роли Сонечки органично изображает кротость и невинность, которые закладывал в ее героиню сам Достоевский

К сожалению, из-за неверно расставленных режиссерских акцентов «Преступление и наказание» производит впечатление одномерного театра, который пытается быть комедией абсурда, делать заходы в сторону «артхаусной головоломки» — такое определение этому фильму дала актриса Юлия Снигирь, играющая в сериале супругу Свидригайлова. Но из-за безжизненного и инертного внутреннего пространства сериала, из-за того, что оно слабо взаимодействует с героями, конечный результат выходит довольно странным.

Посмотрим, куда выведет нас сериал в следующих сериях, которые выйдут 30 ноября.

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: