В последние годы в Екатеринбурге много разговоров об обновлении общественного транспорта. Город и область тратят миллионы рублей на покупку троллейбусов и автобусов. С последними пока получается лучше всего — советских и восточно-европейских автобусов в Екатеринбурге уже почти не встретишь, а к 2027 году власти обещают убрать с улиц даже относительно свежие автобусы-пазики.
Несмотря на все неудобства старого транспорта, в Свердловской области есть люди, ностальгирующие по грохочущим ЛиАЗам и «Икарусам». Например, автолюбители из екатеринбургского сообщества «Советавтобус» скупают машины советского периода со всей России, иногда тратя на это миллионы рублей. Когда-то они хранили ретроавтобусы прямо на своих дачных участках, а теперь организовали собственный клуб и катают на раритетных машинах таких же автолюбителей.
It’s My City побывал в клубе и расспросил его создателей о том, как появилось это сообщество, что интересного и уникального они находят в советских автобусах, сколько денег готовы потратить на их ремонт и как атрибуты прошлого могут вернуть тебя в детство.
Ездили в соседний город, чтобы покататься на старых автобусах
— Началось все с детства. Я жил в Екатеринбурге на улице Минометчиков. В конце 1990-х прогресс уже все равно доходил до нас, рядом открыли современный торговый центр «Семь ключей», где можно было с корзинкой ходить, а не как по старинке [взаимодействовать] с продавцами. В городе появлялся относительно современный транспорт, подержанные автобусы «Мерседес» и МАН из Европы, а также новые «Икарусы» с «гармошкой», их завезли в 1997 году.
Когда я приезжал к бабушке в Первоуральск, я был впечатлен руинами Советского Союза: все эти вывески «промтовары», «спортовары», старые магазины. Кроме того, по городу продолжали ездить советские автобусы со всеми их скрипами и гудениями. В 2004 автопредприятие обанкротилось, и по городу запустили маленькие маршрутки. Тогда я забыл про старые автобусы до 2011 года.
В том году я узнал, что в соседней с Первоуральском Ревде сохранился целый заповедник таких автобусов. Я отправился туда просто посмотреть, и на меня нахлынула какая-то сильная ностальгия. Даже появились мысли о том, что надо что-то приобрести, но тогда я решил ограничиться покупкой автомобиля, — вспоминает один из основателей «Советавтобуса» Семен Исаков, который проводит нам мини-экскурсию по автобусному парку клуба.
Вместе с Семеном проект «Советавтобус» развивает автолюбитель Сергей Лукин. Он много лет работал водителем общественного транспорта в Екатеринбурге. Потом выгорел из-за постоянных поломок машин, уволился, но не смог отпустить до конца эту историю.
Старые советские автобусы стали постепенно пропадать с городских улиц, и тогда Сергей решил приобрести для себя свой первый ретроавтобус. Это был ЛиАЗ-677М из Асбеста. Там тоже обанкротили муниципальное автопредприятие, поэтому Сергею удалось выкупить целый автобус по цене металлолома. Он поставил его у себя прямо на дачном участке.
В 2013 году Сергей решил вернуться к профессии водителя автобуса и специально устроился в Ревду, чтобы поработать на старом транспорте. Там он и познакомился с Семеном, и они придумали сделать клуб любителей ретроавтобусов.
— Я иногда приезжал в Ревду сделать фото и покататься на старых автобусах. Заметил, что там появился новый водитель на старом оранжевом ЛиАЗе.
Я думал, что один такой странный, но со мной были такие же странные любители ретроавтобусов из Челябинска, Екатеринбурга и Перми, приезжавшие пофотографировать и покататься.
В 2016 году советские автобусы стали пропадать и в Ревде. Тогда я познакомился с Сергеем и узнал, что он покупает такой транспорт и хранит его у себя на участке. Я предложил ему устраивать ретропоездки, а деньги с заездов выделять на ремонт. Сначала он отреагировал на это в духе «а кому это надо?», но в итоге дал добро, — рассказывает Семен.
В 2017 году Семен и Сергей организовали группу во «ВКонтакте», в которую набирали любителей старых автобусов для «покатушек». Сначала пассажиров катали бесплатно, за репост записей сообщества и профессиональные фотографии автобусов. Так они набрали первую тысячу подписчиков.
Позднее о проекте узнали сотрудники Музея автомобильной техники в Верхней Пышме и Музея классических ретроавтомобилей Ets Classic Cars в Кольцово. Коллекционеров стали приглашать на выставки ретромашин.
— Со временем появились люди, которые тоже готовы были что-то приобретать себе вокруг нас. Сначала хранили технику у Сергея в Решетах, но не всем это было удобно, поэтому образовались еще места, где стояли ретроавтобусы: в пригороде Первоуральска и в Истоке, — говорит Семен.
Помимо Сергея и Семена в проекте участвуют и другие коллекционеры советских автобусов. Почти все они ежедневно работают с транспортом: кто-то дальнобойщик или водитель, а кто-то даже машинист поезда.
— У Сергея, Владислава и Максима все логично, они долгое время были водителями, дальнобойщиками и машинистами, их хобби тоже с этим связаны. У меня немного по-другому. Сейчас я лесник, но до этого работал в госорганах. Ради хобби я получил права категории D (они разрешают ездить на автобусах с восемью пассажирами и больше — прим. ред.).
Единственная иномарка, на которой мог прокатиться каждый
— Сейчас у нас четыре презентабельных машины, а всего автобусов, которые нуждаются в капитальном ремонте, более 15. Чтобы купить машины, мы иногда смотрим торги, но чаще просто объявления от обычных людей со всей России.
Один из первых автобусов мы купили в деревне Курганово (Свердловская область) в 2018 году. Машину там много лет использовали как сарай. Это был ЗИЛ-158В модель 1969 года, по внешнему виду он чем-то похож на американский школьный автобус.
Хозяин сначала собирался сдать автобус на металл, но в итоге согласился продать его нам. Было непросто: пришлось долго выкапывать основание из-под земли, ставить новые колеса и вытягивать автобус грузовиком. Жаль, на ход этот аппарат будет поставить сложно — нет ни двигателя, ни салона, просто кузов. Однако древний нижне-клапанный двигатель для этого автобуса мы уже смогли найти и со временем ЗИЛ обязательно поедет.
Другой наш товарищ купил «Икарус-256» на севере, в Когалыме — за 1300 км от Екатеринбурга. Гнали машину своим ходом вместе с Сергеем. По пути из-за проблем с тормозами автобус врезался в фуру, благо, никто не пострадал. Были и другие мелкие поломки, в итоге путь занял три дня.
Свой автобус я выкупил у нашего Новотрубного завода в Первоуральске. Это ранний ЛиАЗ-5256. Такой, как у меня, производился в конце 1980-х — начале 1990-х с отечественными комплектующими. Насколько я знаю, этой модели еще ни в одном музее страны и в частных коллекциях нет, — говорит Семен.
— Эти машины уникальны, потому что полностью разрабатывались советскими инженерами. Это не та история, как сейчас с «Москвичом», где техническая часть полностью взята от китайского Jac и машины различаются лишь логотипом.
Тогда все-таки инженерам надо было, даже если и частично скопировав, добавить что-то свое, унифицировать. Допустим, сейчас у нас нет отечественной коробки-автомата. А в Советском Союзе на ЛиАЗе-677 была. Многим также интересны «Икарусы». По сути, это была единственная иномарка, на которой мог позволить себе прокатиться каждый.
Да и просто у многих любителей есть ощущение, что они возвращаются в детство или молодость. Самое удивительное, что часто на наши выставки приходят совсем молодые ребята двухтысячных годов рождения, которые эту технику никогда не видели. Для них это, скорее, контраст. В современном мире с его обилием гаджетов это что-то ламповое, живое, — признается автолюбитель.
Несмотря на название «Советавтобус», в коллекции автолюбителей есть не только модели из СССР. Автолюбители также собирают автобусы из Германии и знаменитые «Икарусы» с гармошкой из Венгрии.
— У нас в коллекции есть последний сохранившийся «Икарус-263» из старого автопарка Ревды. Сам по себе редкий экземпляр. Когда-то эксплуатировался в Германии, потом уже подержанный автобус выкупила Москва, а у столицы — транспортное предприятие Ревды. Нам буквально за символическую сумму отдали эту машину, дешевле металлолома. Просто договорились, что постараемся сохранить его на память. Автобус, конечно, был не на ходу, там были проблемы с двигателем, но все чинится.
Мы его забрали, но встал вопрос: а куда его ставить? Сначала он был у нас на стоянке, но на это уходило много денег. Нашли место в Решетах, но автобус не влез на участок. Пришлось поставить его за забором. Тут же появились вандалы, которые разбили стекла, сняли все алюминиевые элементы и вывезли на металлолом, — сетует Семен.
«Государство сделало все, чтобы старые машины было невыгодно эксплуатировать»
Даже у этого с виду безобидного увлечения есть много ограничений и сложностей. Водителю автобуса мало получить права, нужно оснастить машину тахографом (устройством, которое регистрирует данные о работе и движении машины) и даже оформить юридическое лицо, иначе перевозить пассажиров будет разрешено только на закрытой территории.
— Сейчас государство сделало все возможное, чтобы старые машины было максимально невыгодно эксплуатировать. Раньше по закону было так: если твой грузовик или автобус старше 30 лет, он считался ретро и его можно было не оснащать тахографом. Этим начали пользоваться частники, занимающиеся перевозкой людей и грузов. Потом закон изменили и такое условие сделали только для машин старше 50 лет.
И действительно, какой-нибудь «Москвич», бережно хранившийся у деда в гараже, еще будет на ходу спустя 50 лет. Но найти автобус на ходу от 50 лет и старше просто нереально. Его очень дорого чинить, поэтому владельцы предпочитают сдавать его на металлолом.
Еще одна проблема: для легальной перевозки пассажиров надо быть юридическим лицом. Такие ситуации возникают даже у семей с большим количеством детей, которые передвигаются на минивенах. Ты можешь ездить на транспорте с пассажирами на какой-то закрытой территории, но не на дорогах общего пользования. Мы все равно организуем «покатушки», хотя есть вероятность, что нам могут впаять нехилые штрафы, — признается Семен.
Есть у коллекционеров проблемы и с тем, где ремонтировать машины. По словам Семена, он просил руководителя Музея объединения автобусных предприятий в Екатеринбурге о том, чтобы им разрешили ремонтироваться там. Оказалось, что это тяжело оформить юридически из-за государственного статуса организации.
— При этом у коллекционеров из других регионов такой проблемы нет. Наш знакомый из Челябинска ремонтирует свои машины прямо на местном транспортном предприятии, а один из автобусов из его коллекции стоит как постамент напротив местного «Гортранса». Более того, организация даже помогает ему участвовать в ретровыставках, — говорит Семен.
Кроме того, дает о себе знать конкуренция со столичными любителями автобусов. По словам Семена, у них совершенно другие ресурсы: у коллекционеров есть свои мастерские и павильоны для хранения. Нередко наши уральские машины уезжают в Москву или Петербург — там за них предлагают больше денег.
— Такая история, например, была с нашим автобусом в Первоуральске. Там был ЛАЗ-695Е, на этой же модели Гагарин ехал на взлет, с панорамными стеклами на потолке.
У прошлых хозяев он стоял в качестве дровника. Мы приехали обговорить с владельцем покупку, договорились, что будем его забирать в определенный день. Утвердили даже сумму, но потом информация дошла до московских коллекционеров. Они предложили сумму в 10 раз больше. Так машина ушла в Москву, — сетует коллекционер.
«Когда сумма за запчасти перевалила за 500 тысяч, я уже перестал считать»
Большую часть времени автолюбители чинят свою технику, чтобы показывать ее на выставках ретроавто и проводить заезды для любителей. Иногда на починку одной машины может уйти более миллиона рублей.
— Очевидно, что это очень дорогое удовольствие. Сейчас я восстанавливаю свой ЛиАЗ-5256. Когда сумма за запчасти перевалила за 500 тысяч, я уже просто перестал считать. Скорее всего, я вложу в него значительно больше миллиона.
У других коллекционеров ситуация иная. В основном все просто хотят освежить, сделать косметический ремонт. Это не совсем мой путь, мне хочется добиться наилучшего состояния машины, чтобы это был готовый музейный экспонат, — рассказывает Семен.
Однако передавать автобусы в автомобильные музеи, чтобы не тратить на них столько денег, в клубе не хотят. Говорят, что те вряд ли будут следить за ними, как следует.
— У наших музеев нет заточки на автобусы. Даже если у них и появляется какой-то такой экспонат, его плохо восстанавливают. В музее в Верхней Пышме единственный автобус, который я могу похвалить, это ЛАЗ, привезенный из Крыма. Вот они его сделали классно, вложились по полной. А все остальные автобусы восстанавливают, мягко говоря, странно.
Они либо красят машины в какие-то яркие цвета, которые никогда не были присущи этому транспорту, либо оставляют некоторые элементы не восстановленными. Допустим, в коллекции музея есть ЛиАЗ-677 из Среднеуральска. Он долго ходил, развозил рабочих с завода уральских локомотивов. В итоге музей его выкупил и поставил в музей в таком виде, в каком он и был: с ржавчиной и наклейками.
Без таких энтузиастов, как мы, наверное, большинство ретроавтобусов в нашей области давно бы сгинуло. Потому что у других, у кого есть даже большие ресурсы для этого, нет рвения эту технику спасать, — рассуждает автолюбитель.
В планах у Семена не только отремонтировать технику, но и открыть в одном из автобусов собственный музей советского быта. Уже сейчас он покупает сохранившиеся автобусные кассы и билеты для антуража.
— Не сказать, что я фанат советского прошлого, потому что там было очень много минусов одновременно с плюсами. Это была великая страна, большая, которая могла летать в космос, но не имела туалетной бумаги. Для меня это, скорее, такие маркеры времени, мысленно переносящие тебя в прошлое: когда многие были молодые, когда были живы твои бабушки и дедушки.
Пока собираю коллекцию, в которой уже есть кассы, старые советские билеты на автобус. Скорее всего, предложу это разместить в одном из автобусов, например, в ЗИЛе-158: там нет окон, что создаст полное погружение в то время, — рассказывает коллекционер.
Что не так с общественным транспортом Екатеринбурга
Сегодня в Екатеринбурге не осталось ни одного автобуса-гармошки. Последними такими машинами в Екатеринбурге вплоть до 2021 года были венгерские «Икарусы». В этом июне два автобуса перевозчик «Гортранс» выставил на аукцион по 488 тысяч рублей за каждый.
Семен недоволен тем, какие автобусы ездят по Екатеринбургу. По его мнению, машины стареют быстрее, чем обновляются. Но даже на замену старым моделям приходят далеко не самые удобные экземпляры.
— Проблема транспорта в Екатеринбурге связана с тем, что машины очень быстро устаревают, а обновлять их довольно затратно. То есть у Москвы и Петербурга есть такая возможность, потому что у них свой бюджет, но у нас нет.
В любом случае, транспорт надо было обновлять. «Икарусы» были очень старые, ездили по городу с 1997 года. Но новых больших автобусов слишком мало на линиях. В основном есть маршрутки от частников, в которые тяжело пропихнуться по утрам.
Ну и в целом есть ощущение неразвитости транспортной системы. Очень сильно не хватает метро, потому что новыми трамвайными линиями это не решить. У города другой масштаб, — заключает автолюбитель.
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.