«Все сумасшедшие люди Земли — они просто не отсюда»

Родной сай-фай: смотрим фильм «Пришелец», вдохновленный мистическими историями Урала

24 октября, 18:10, 2024г.    Автор: Егор Бобыкин

На экраны вышел фильм уральского режиссера Ивана Соснина «Пришелец». Это трогательное и трепетное кино, в центре которого деревенский мечтатель, которого все вокруг считают немного не от мира сего. Главный герой пытается найти свою маму, которая таинственно пропала еще в его детстве, и в конце концов выходит на связь с инопланетянами, а те зовут его к себе.

Фильм снимали в родных уральских декорациях, потому что история вдохновлена мистическими сюжетами и легендами нашего края — все мы помним кыштымского карлика Алешеньку, а еще наверняка слышали о странностях «аномальной зоны» в Молебке на границе Пермского края и Свердловской области. Поэтому картина получилась очень фактурной.

Какие важные темы поднимает новый уральский сай-фай, как они резонируют с современными реалиями и можно ли поставить фильм Ивана Соснина рядом с другими научно-фантастическими шедеврами, рассказывает кинокритик Егор Бобыкин.

Кадр из фильма «Пришелец»

Помнится, на оскаровской гонке 2010 года столкнулись два фильма про инопланетян: «Аватар» Джеймса Кэмерона и «Район № 9» Нила Бломкампа. Что у Кэмерона, что у Бломкампа смыслообразующим костяком выступал образ пришельца как союзника человека-одиночки, который решил пойти против военно-промышленного комплекса, нещадно эксплуатирующего инопланетные природные ресурсы и технологии. В этом случае инопланетянин оказывается не просто другом, но зеркалом, в котором человек наблюдает необратимое отчуждение от циничного мира своих сородичей.

«Пришелец» Ивана Соснина тоже повествует о таком отчуждении и отдалении от остального человечества. Но, конечно, это кино далеко не настолько масштабное даже в сравнении с «Районом № 9». Вместо жарких южноафриканских трущоб заснеженная уральская деревня, спрятавшаяся посреди тайги. А главный герой — отрешенный от всего мира, слегка грубоватый, но в целом тихий и добрый, не похожий на других деревенских мужиков конюх Леша. 

Кадр из фильма «Пришелец»

Для местных жителей он странный, наивный дурачок: не пьет, живет с бабушкой и у него есть самодельный дом из мусора. Леша рисует круги на снегу и вечно пропадает в собранной своими руками радиолокационной вышке. Собственно, зачем он там торчит?

Ответ прост: Леша хочет найти свою маму и пытается наладить для этого контакт с другими мирами. Он обрывочно помнит картинку из детства, где его маму забирают с собой пришельцы. И в конце концов инопланетяне ему отвечают. На пороге его дома возникает таинственная девочка, которая зовет его с собой.

Тут-то и начинается самое интересное, и не только в плане сюжета. Российская авторская кинофантастика давно научилась рассказывать вдумчивые истории, упаковывая их в приятный визуал. Но можно ли снять авторский сай-фай в России, что был бы ближе не к Тарковскому и Лопушанскому, а например, к Стивену Спилбергу или Джеффу Николсу? То есть создать более зрительское, массовое, но все еще неглупое кино.

Кадр из фильма «Пришелец»

Фильм точно выигрывает за счет кастинга — главного героя сыграл невероятно фактурный Максим Стоянов (известный по фильмам «Герда», «Юг»). Леша в его исполнении получился добрым, но с постоянно сжатой пружиной напряжения в сердце. Стоянов отлично отыграл краску бесхитростности и теплой мужицкой доброты, за которой таится внутренняя хрупкость, почти что как у ребенка, и одиночество. 

Имя персонажа тоже подобрано не случайно: режиссер Иван Соснин рассказывал It’s My City, что оно вдохновлено инопланетным карликом Алешенькой, которого нашли почти 30 лет назад под Кыштымом.

Скрашивают его одиночество два человека. Первый — та самая, появившаяся на зов радиовышки, чудная инопланетянка в облике маленькой девочки, которая называет себя Яной (ее сыграла Алена Мирошникова). Второй — бабушка, пожилая подруга его матери (Татьяна Голубева-Сумарокова). Обе сперва кажутся неприветливыми: девочка выглядит странной и чужеземной, а «бабушка» навязчиво указывает «внуку», что и как ему делать: «Пора за работу! Прими таблетки!»

Фото: Red Pepper Film

Но на самом деле каждая из них проявляет заботу о Леше. Бабушка заботится о нем и считает это своим долгом, и Леша отвечает взаимностью, например, делает для нее санки и везет на деревенскую вечеринку. А Яна хочет подарить Леше лучшую жизнь, она видит в «юродивом» недюжинную доброту и отвагу, которой недостает многим «нормальным людям»

«Все сумасшедшие люди Земли — они просто не отсюда… Если бы все были бы такими же, как ты, у Земли был бы шанс», — говорит она, подводя к главной мысли фильма.

Большую роль в создании фантастического ощущения фильма берет на себя саунд-дизайн. Звукорежиссура Ивана Рипса в «Пришельце» достойна всяческих похвал. Одна из первых сцен фильма показывает суматошного Лешу наедине с валом электрических шумов, помех и пиканья датчиков и тем самым дарит неподдельное чувство саспенса. То самое гипнотическое чувство ожидания внеземного, возникающее при виде парящих огоньков НЛО в «Близких контактах третьей степени» Спилберга или от контуров распластывающихся по стене инопланетных клякс в «Прибытии» Дени Вильнева.

Фото: Red Pepper Film

Через саунд-дизайн также грамотно обыгрывается глухота главного героя, возникшая после исчезновения его мамы. Из-за этого недуга ему приходится носить и постоянно перенастраивать слуховой аппарат. Заглушение и равномерное усиление звуков голоса и окружающего пространства отлично работает на динамику эпизода. Когда на Лешу кричит другой персонаж, тому требуется настроить аппарат, чтобы расслышать слова, а это разжигает искру напряжения. Через наушник его аппарата с ним общается и посланница инопланетян Яна.

Однако у фильма есть и существенный недостаток, который слегка смазывает впечатления от волнительной развязки: это мчащаяся, как паровоз, динамика сюжета. Рассказанной Иваном Сосниным истории о последних днях на Земле не хватает той степенности, которая была в его полнометражном дебюте «Далекие близкие». Там чувствовалась каждая минута, проведенная сыном со своим отцом. В «Пришельце» местами чувствуется перебор с плотностью событий на единицу времени и параллельным монтажом.

Кадр из фильма «Пришелец»

Визуальная эстетика «Пришельца» получилась настолько приземленной, насколько это возможно для научно-фантастического фильма. Здесь нет впечатляющих летающих аппаратов и оранжевых гуманоидов, как в фильме «Контакты» режиссера Дмитрия Моисеева. Авторы ограничились загадочным свечением, возникающим в одной из ключевых локаций фильма. Но это нельзя назвать недостатком: в том, что зрителю дается пространство для воображения и дополнительных интерпретаций, нет ничего плохого.

Получается парадоксальный результат: «Пришелец» — это зрительская научная фантастика, в которой эта фантастичность проявляется даже более минималистично чем в «Сталкере» Тарковского. Из-за этого и тяжело поставить фильм в ту же категорию, что и работы Спилберга или Николса. Что в «Близких контактах», что в «Специальном полуночном выпуске» видимые чудеса фантастики все-таки выпирали на первый план.

Тем не менее кино стоит посмотреть. За счет правдоподобных характеров, выверенного кастинга и колоритного места действия в лице столь узнаваемой российской глубинки «Пришелец» точно попадает по эмоциональным струнам. И посмотреть лучше всего на большом экране — техническая составляющая фильма безукоризненна, да и редко когда в кинотеатре доведется увидеть действительно хороший авторский сай-фай из России.

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: