В российский прокат вышел «Битлджус Битлджус» — сиквел легендарного фильма Тима Бертона о сумасшедшем призраке, который изгоняет все живое с территории, которую облюбовали привидения. Спустя 36 лет после выхода оригинальной истории режиссер воссоздал мрачный визуал загробного мира и наполнил ее фирменным черным юмором, за что все так любят этот комедийный хоррор.
Сценарий для нового фильма писали авторы популярного сериала «Уэнсдей» Майлз Миллар и Альфред Гоф, и потому фильм получился очень плотным — за 100 минут экранного времени здесь происходит столько событий, которых хватило бы на один сезон шоу. Ну и конечно, сиквел радует своим кастом, ведь Бертон возвращает в игру актеров из первого фильма — Вайнону Райдер, Майкла Китона и Кэтрин О’Хару. А еще в фильме появляются новые персонажи, которых сыграли Уиллем Дефо и Дженна Ортега.
Чем еще интересен новый «Битлджус» и почему его стоит посмотреть, в своей рецензии рассказывает кинокритик Егор Бобыкин.
В долгожданном сиквеле культового фильма 1988 года припрятан один весьма забавный диалог, суть которого можно пересказать так:
— Покажи, что за книгу ты читаешь?
— «Преступление и наказание» Достоевского. — показывает герой. — Ты читала?
— Конечно. Раза три. Там страдания и все такое.
— Ого, не знал, что ты читала Достоевского.
Вот так Федор Достоевский, не менее искусный мастер мрака, чем Тим Бертон, смог разговорить двух героев нового «Битлджуса»: меломана Джереми, любящего тусоваться в домике на дереве, и Астрид Дитц. А фраза «Страдания и все такое» идеально вмещает в себя игривое настроение последнего фильма Тима Бертона, который снова решил поговорить о невеселых темах с парадоксальной жизнерадостностью.
Завязка «Битлджуса Битлджуса» такова: за 36 лет после выхода первого фильма героиня Лидия Дитц (Вайнона Райдер) успела вырасти, не утратив при этом подросткового обаяния, и стала ведущей телешоу о призраках. Юная поклонница Достоевского — это ее дочь Астрид, которую сыграла исполнительница роли Уэнздей Дженна Ортега. Астрид учится в школе-интернате вдали от матери и бабушки. А последнюю сыграла Кэтрин О’Хара — тоже ветеран первого фильма, вернувшаяся к роли Далии, создательницы причудливых арт-инсталляций.
Печальное событие заставляет семью соединиться: умирает Ричард — муж Далии, отец Лидии и дедушка Астрид, поэтому все они отправляются в семейный дом в городке Уинтер-Ривер. Росчерком пера Бертон превращает эту семейную трагедию в комедию. То режиссер телешоу Лидии Рори (Джастин Теру) захочет сделать ей предложение прямо на поминках, то к Далии приходит идея бесконтрольно фиксировать свою скорбь в фотографиях. Еще и видение Битлджуса то и дело мелькает перед глазами Лидии, предзнаменуя грядущую бесовщину.
Все начинается с того, что Астрид влюбляется в призрака, а тот затаскивает ее в загробный мир. И вот тогда Лидия вспоминает про старого знакомого Битлджуса, вдруг он поможет вернуть ее дочь в мир живых? Призрак соглашается. Правда, при условии, что Лидия станет его женой. Героиня Вайноны Райдер идет на эту сделку и вместе с Битлджусом отправляется в загробный мир искать свою дочь.
Максимально сгущая краски фарса, Тим Бертон не без помощи технической команды с любовью воссоздает гротескную стилистику загробного мира из оригинального фильма. И делает свой самый эстетически роскошный фильм за долгие годы.
Разрубленные, сожранные пираньями, разваливающиеся мертвецы, существующие в зелено-синем мире замогильной бюрократии. И это не говоря про точечные вкрапления стоп-моушена — покадровой анимации.
Используя локации и образы оригинала, Бертон не превращает фильм в двухчасовой каталог фан-сервиса, а обнажает новые смыслы знакомого экранного мира. Чего, например, стоит арка Уиллема Дефо, сыгравшего в «Битлджусе» Вулфа Джексона — погибшего актера, который в загробном мире получает вторую жизнь следопыта или, точнее, старается его сыграть. Он — глава отдела преступлений, совершенных после смерти, и идет по следу Битлджуса.
Джексон не просто детектив. Он детектив мира мертвых, использующий не столько профессиональные навыки следопыта, сколько свое актерское амплуа детектива. Упомянутое ранее телешоу Линды тоже размывает грань между реальностью и вымыслом, между жизнью и смертью. Шоу одновременно и ложь, потому что постановочное, и правда — ведь Линда действительно путешествовала по миру призраков.
Тим Бертон остроумно уравнивает мир кино и мир призраков и делает свою самую живую и искреннюю работу за последние годы.
Конечно, лирический герой и автор — далеко не одно и то же, но больно уж хочется сравнить Бертона с обаятельным биоэкзорцистом, дважды вынесенным в название фильма. Оба искусно манипулируют реальностью: Битлджус таков благодаря магии, а Бертон — благодаря магии кино. Майкл Китон играет беса-трикстера столь же энергично, будто бы так же молод, что и 36 лет назад. Конечно, за его «вторую молодость» спасибо стоит сказать и талантливой работе гримеров.
Кое-что пресса (но не автор этой рецензии) отмечала в фильме как недостаток: много ненужных второстепенных персонажей, убери которых из сюжета, едва ли что-то поменяется. Так, не до конца раскрытыми показались зрителям герои Уиллема Дефо и Моники Беллуччи, появляющиеся в фильме ненадолго и не сильно влияющие на основной сюжет.
Как бы то ни было, «Битлджус Битлджус» — это весьма изысканный legacy-сиквел. Бертон не просто механически воспроизвел визуал оригинала, но и попытался тематически расширить его, сохранить лихое постмодернистское бунтарство. В этот раз досталось не только немецкому экспрессионизму и «Дюне» Фрэнка Герберта с ее песчаными червями, но еще и «Трупу невесты» самого Бертона. Советуем освежить его в памяти — найдете много перекличек!
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.