В Ельцин Центре заработала выставка петербургской художницы Елены Филаретовой. В своих работах она обращается к эффекту парейдолии — феномену, при котором человек видит знакомые образы в случайно сформировавшихся узорах и изображениях. К проекту подключились и екатеринбургские художники, вместе с посетителями выставки они проведут лабораторию и создадут арт-объект.
Выставка называется «НИИ Филаретова» по имени художницы. Елена Филаретова получила академическое образование в лицее Иогансона при Российской академии художеств. Но в ее работах мы едва ли увидим черты академизма. Художница изучает явление парейдолии и переносит его на свои абстрактные полотна.
На выставке можно встретить четыре серии картин Филаретовой. Первая — это портреты. Именно с них для Елены началась работа с парейдолией. Это особенность человеческой психики, когда мы находим в окружающих предметах, узорах знакомые образы и силуэты — лица людей или животных. Все мы помним из детства советские ковры на стенах, которые интересно было разглядывать как раз потому, что каждый раз в них можно было увидеть какие-то предметы.
Такая необычная техника художницы появилась пять-шесть лет назад. Тогда Елена каждый день рисовала автопортреты, и каждый раз ей нужно было, чтобы они были разными. В итоге она перестала рисовать на лице нос, рот и глаза, отказалась от типичных для человеческого тела цветов, но то, что получалось на холсте, все равно было узнаваемым, принимало неуловимые черты художницы. В таком же стиле она стала рисовать всех своих знакомых.
— Задача была такая: написать человека с натуры так, чтобы не указать черт лица, но чтобы было ощущение, что это действительно он, что портрет похож на него, — говорит художница.
Работы из серий «Лес» и «Сад» обращаются к визуальной парейдолии: в размытых пятнах, разводах, тенях и бликах зритель может увидеть то ухмылку существа с рогами, то мордочку пушистого зверя, то смеющееся или угрюмое лицо. По словам Елены Филаретовой, зритель видит определенные эмоции на «лице» в зависимости от того, в каком эмоциональном состоянии находится сам.
В серии «Лиминальное пространство» художница показывает, как человек стремится найти человеческую фигуру там, где ее нет. На полотнах можно распознать некое пространство, комнаты с силуэтами и тенями, в которых видятся мебель и другие предметы. Одновременно зритель невольно начинает видеть в силуэтах и людей, хотя художница намеренно не изображала их на картинах.
Все работы работы Филаретовой дополнены аэрографией художницы Daria Mylifemyrules, которая размывает границы полотен и тем самым захватывает пространство галереи.
До Екатеринбурга выставку показывали в Московском музее современного искусства. Во время своей первой экспозиции Елена писала поликартину — большое полотно, состоящее из самостоятельных маленьких полотен. Художница наблюдала за своим внутренним состоянием и переносила свои мысли и переживания на холсты.
Подобную поликартину Елена Филаретова планирует сделать и на выставке в Екатеринбурге. Для этого в зале стоит специальный стол с красками и другими материалами для рисования.
Во время выставки будет работать лаборатория «Стечения» с участием екатеринбургских художников. По словам куратора экспозиции художницы Ксении Маркеловой, в Арт-галерее пройдут четыре встречи, на которых посетители под руководством художников создадут арт-объект из пластилина. Первую встречу провела Маркелова, а в следующих поучаствуют художницы Галина Белова, Маша Плаксина и Настя Франц. За анонсами встреч можно следить в соцсетях Ельцин Центра.
Кроме того, чуть позже на втором этаже Арт-галереи появится видеоарт от художника Slava SAF и музыканта Мирный Город. Они с помощью искусственного интеллекта перенесут получившийся во время лаборатории арт-объект в цифровое измерение.
Выставку «НИИ Филаретова» можно посмотреть каждый день в Арт-галерее Ельцин Центра до 27 октября. 12+.