За два с лишним года «спецоперации» мы не раз видели на улицах рекламу с призывом вступить в ряды вооруженных сил и отправиться воевать в Украину. В 2024 году такой агитации стало в разы больше, теперь она появляется не только на улицах, но и приходит буквально в руки почти каждому потенциальному военнослужащему по почте или даже при возбуждении уголовного дела.
Одновременно власти разных регионов активно повышают выплаты людям, подписавшим контракты с Министерством обороны и уехавшим в зону боевых действий, а также их семьям. В некоторых регионах за отправку в войска обещают уже больше миллиона рублей. Свердловская область не стала исключением.
Корреспондент It’s My City выяснил, как изменились условия для военнослужащих в этом году, а также попытался разобраться, действительно ли повышение выплат, появление льгот и активная агитация влияют на количество желающих подписать контракт и уехать в Украину.
Зачем власти вводят новые льготы и повышают выплаты контрактникам
По всей стране Минобороны набирает до 30 тысяч контрактников в месяц, что приблизительно соответствует количеству погибших и раненых на фронте, а также выбывшим по болезни или в связи с истечением контракта за то же время, уверен военный аналитик «Новой газеты» Валерий Ширяев. Но чтобы создать кадровый резерв и кратное превосходство над вооруженными силами Украины, нужно больше военных, и для этого власти увеличивают размер выплат, количество льгот и ведут активную агитацию.
— Это о чем говорит? На мой взгляд, этот резерв [в армии] исчерпывается. Все меньше и меньше людей, [которые подписали контракты] не только из патриотических соображений, но и на заработок.
Никто не знает, когда добровольцы кончатся, но они еще идут. У нас такой способ комплектования, и он примиряет подавляющую часть наших граждан и избирателей с неизбежной гибелью людей на фронте: это их выбор, им заплатили, они получают деньги, так они захотели, — рассказывал Ширяев каналу «Редакция».
В случае если поток добровольцев иссякнет, властям придется объявить мобилизацию, но не том виде, которая была осенью 2022 года, а более выборочную. Однако пока власти думают над вариантами восполнения армии, поэтому вопрос мобилизации «подвис в воздухе», утверждает Ширяев.
Миллионы за отправку в войска
Когда россиянин подписывает контракт с Минобороны, ему положена единовременная выплата, которую получает он или его семья при прикреплении к военной части. Помимо этого ежемесячно военный получает зарплату (от 210 тысяч рублей в зависимости от должности). Также есть выплаты «за результат» — за участие в наступлении, за каждый пройденный километр при штурме или за захват или уничтожение военной техники.
Кроме того, выплаты даются за ранение, получение инвалидности — от 150 до 500 тысяч рублей в зависимости от тяжести ранения и группы инвалидности. В случае смерти контрактника его семья получает 1,5 млн рублей в равных долях.
Единовременные выплаты в этом году региональные власти повышают особенно активно. 31 июля Владимир Путин повысил федеральную единовременную выплату от Минобороны с 195 тысяч рублей до 400 тысяч. Его пресс-секретарь Дмитрий Песков объяснил это «непрекращающимися шагами и мерами поддержки участников СВО и их семей». В указе Путина также сказано, что главам регионам рекомендовано единовременно выплачивать контрактникам не меньше 400 тысяч. После подписания этого указа выплаты начали активно повышать и в регионах.
В Свердловской области повышать единовременные выплаты начали с июня. Тогда их размер вырос со 100 до 400 тысяч рублей. Последнее повышение произошло 30 августа, в итоге на момент публикации статьи размер выплаты составляет 1 млн рублей. Но в постановлениях областного правительства отмечается, что единовременные выплаты предназначаются семьям контрактников.
Несмотря на развитую экономику, Свердловская область — не самый передовой регион России по размеру выплат. Например, власти Москвы обещают платить за подписание контракта 5,42 млн рублей. Далее идут Ленинградская область и Санкт-Петербург — 4,62 млн, пишет «Русская служба Би-Би-Си».
Большие единовременные выплаты получают и в южных регионах России: в Карачаево-Черкесской республике — 4,52 млн, в Краснодарском крае — 4,275 млн, в Кабардино-Балкарии — 4,42 млн рублей.
Также на уровне региона существуют небольшие выплаты для детей контрактников или мобилизованных: каждый ребенок единовременно получает по 20 тысяч рублей, если его отец ушел на фронт.
Помимо федеральных и региональных выплат есть еще и муниципальные. В Екатеринбурге они появились только месяц назад, 8 августа. Сначала размер единовременной выплаты составлял 100 тысяч рублей, а уже через пару недель мэр Алексей Орлов повысил ее до 200 тысяч. Это произошло за счет компенсации из регионального бюджета, уточнили в мэрии.
В регионах действует не только денежная мотивация, но и разного рода льготы. Например, в Свердловской области людям, отправляющимся воевать, обещают:
❌льготную газификацию их частных домов;
❌бесплатный отдых в летних лагерях на Черном море, бесплатное питание в школах и бюджетные места в вузах для детей;
❌отсрочку уплаты аренды регионального имущества или расторжение договора аренды без штрафа.
На свердловских участников так называемой «спецоперации» распространяются и федеральные льготы и послабления в законодательстве. Например, человек подписавший контракт с Минобороны, может избежать уголовного преследования на стадии следствия и даже на стадии рассмотрения в суде. А если контрактник — должник, то судебные приставы приостанавливают исполнительные производства, то есть не взыскивают долги с военного и его семьи.
Региональные власти периодически повышают размер выплат и вводят новые льготы из-за KPI по количеству контрактников, которые им спускают федеральные власти, писало издание «Новые известия». На каждый регион выделяются квоты, обязательные к исполнению. По данным издания, это один из главных показателей эффективности губернаторов.
Помимо материальных поощрений власти обещают военным сделать их новой элитой. Так, например, по инициативе Путина в российских городах заработала программа «Время героев». В Екатеринбурге тоже есть примеры.
«Образовательный проект нацелен на подготовку руководителей из числа участников специальной военной операции для последующей работы в органах государственной власти, местного самоуправления, а также крупных компаниях», — сказано в одном из пресс-релизов мэрии.
Первым и пока единственным военным, которого взяли на стажировку в администрацию Екатеринбурга, стал подполковник Александр Загайнов. Его курирует лично полпред в УрФО Владимир Якушев. Стажировка военного длилась четыре недели.
«У тебя есть долги, у тебя есть возможность, ты можешь ее рассмотреть»
Агитационные материалы можно встретить во всему Екатеринбургу: на билбордах, медиаэкранах и остановках общественного транспорта, в автобусах и метро, а также в магазинах.
Читатели It’s My City сообщают, что встречали листовки с призывом присоединиться к армии в нескольких машинах каршеринга, а также в своем почтовом ящике. В некоторых случаях на улицах можно встретить рекламу с возможностью отправки из другого региона.
Администрация Екатеринбурга выпустила на своем официальном сайте несколько небольших материалов о «героях СВО». Одна заметка посвящена екатеринбуржцу Александру Пронину, который уехал в зону боевых действий, подписав контракт в 2023 году, получил два ранения, вернулся домой и получил награду.
Во втором материале говорится о 58-летнем Тахире, фамилию которого пресс-служба администрации не указала. До войны он был директором мебельной фабрики, но в 2023 году уехал в зону «спецоперации».
Вступать в ряды российской армии власти агитируют не только с помощью листовок, билбордов и нативных заметок на сайтах. Активно в агитации участвуют силовики.
Екатеринбургские полицейские раздают задержанным памятки, в которых говорится, что их уголовное дело могут прекратить, если они уедут в зону боевых действий в Украине. Дело закрывают после того, как подозреваемый или обвиняемый получает госнаграду, либо когда заканчивается контракт, пишет Ura.ru.
В Нижнем Тагиле и Екатеринбурге сотрудники Свердловского управления Федеральной службы судебных приставов специально вызывали в ведомство должников и просили подписать похожие памятки.
— У кого есть долги, [их] вызывают к приставам, заставляют буквально подписать бумагу-«разъяснение» о том, что можно покрыть свои долги путем прохождения добровольной службы по контракту на СВО. Вызывают исключительно мужчин. После того как подписываешь отказ или согласие, сразу выпускают без лишних вопросов, — рассказал читатель E1.
Начальник пункта отбора на военную службу по контракту в Екатеринбурге Виктор Валенцов в эфире ОТВ подтвердил, что распространением информации о военной службе по контракту, о размерах выплат и льготах сейчас занимаются не только структуры Минобороны, но и служба судебных приставов c МВД.
— Они также доводят информацию, никакого принуждения нет, контракт — это дело абсолютно добровольное. Есть разные категории [граждан], которые находятся у них в работе. Они просто доводят [до сведения]: «У тебя есть долги, у тебя есть возможность, ты можешь ее рассмотреть», — сказал Валенцов.
По данным издания «Агентство»*, более активная агитация за вступление в армию началась после вторжения ВСУ в Курскую область и продвижения российских войск в Донецкой области. Реклама стала почти повсеместной не только на улицах городов, но и в интернете.
Например, в Telegram посты с рекламой контрактной службы набирали более 13 млн просмотров, что в 1,6 раз больше, чем в мае 2023 года, когда охваты достигали 8,2 млн просмотров (тогда закончился штурм Бахмута). В августе этого года в 5,5 раза увеличилось количество упоминаний сайта с информацией о службе по контракту.
Также агитация велась через центр социальной рекламы «Яндекса». Рекламу службы по контракту заказывали власти как минимум девяти регионов России, но Свердловской области среди них нет, пишет «Агентство». Однако была и всероссийская реклама от Министерства цифрового развития, в июне она набирала 57 млн просмотров, а в августе — 54,7 млн, тогда как в остальные месяцы текущего года средние охваты агитирующих постов составляли 41 млн просмотров.
Также более активная агитация велась во «ВКонтакте» и на телевидении, но издание не упоминает, как изменилась частота показа агитирующих постов и роликов.
Насколько агитация и повышение выплат эффективны
Мы не можем утверждать, что агитация действительно работает, но представители Минобороны заявляют, что в 2024 году количество людей, уехавших в зону так называемой «спецоперации», растет. По крайней мере, в Свердловской области.
В июне в эфире «Город ФМ» начальник пункта отбора на контрактную службу в Екатеринбурге Виктор Валенцов заявлял, что с января по май 2024 года по сравнению с аналогичным периодом 2023 года число контрактников увеличилось на 20%. В сентябре в эфире ОТВ он рассказал, что с начала года контракты подписали уже больше шести тысяч жителей Свердловской области. При этом за весь 2023 год в армию ушли более 10 тысяч жителей региона.
Количество контрактников заметно увеличилось после того, как украинская армия зашла в Курскую область, утверждает Валенцов. По его словам, с тех пор в пункт отбора на военную службу в Екатеринбурге приходит не меньше 30 человек в день. Хотя в июле, еще до обострения ситуации в Курской области, Валенцов называл такую же цифру.
Одной из основных причин для подписания контракта с Минобороны являются деньги, но постепенно они уходят на второй план, а на первый выходит патриотизм, уверен Валенцов. При этом еще в июне он утверждал, что финансовая мотивация является главной для более чем половины подписавших контракты.
Также увеличилось количество женщин, желающих подписать контракт, утверждает Виктор Валенцов. По его оценкам, в пункт отбора приходит около пяти женщин в день. Проходят отбор далеко не все, а те, кого все-таки берут в армию, становятся медработниками. Он также отмечает, что на фронт стали чаще уезжать семейные мужчины с детьми, их доля среди других контрактников достигает 80%.
«На агитацию клюют люди, у которых есть проблемы с законом, с финансами, с кредитами»
В начале августа проект Conflict Intelligence Team* и издание «Важные истории»* выяснили, что Министерство обороны РФ может завышать количество контрактников в полтора раза. Журналисты и волонтеры CIT посчитали, что с осени 2022 по апрель 2024 года единовременную выплату получили 426 тысяч россиян, в то время как военные отчитывались о вербовке 640 тысяч человек. По данным источника «Важных историй», в 2023 году регионы выполнили план по контрактникам только на 50–60%.
Военный аналитик из CIT Руслан Левиев* рассказывал, что, несмотря на активную агитацию, количество людей, подписавших контракты с Минобороны, уменьшилось. В прошлом году темп вербовки составлял 30 тысяч человек в месяц.
В это число входят и те, кто сам пришел подписывать контракт, и те, кого фактически вынудили это сделать (заключенные и срочники), утверждает Левиев. В этом году количество «добровольцев» упало до 20 тысяч человек в месяц, еще пять тысяч человек — это заключенные и срочники, которые подписывали контракты под давлением начальства.
Представитель проекта «Идите лесом!» Иван Чувиляев в разговоре с It’s My City высказал мнение, что постоянное повышение выплат и агитация никак не влияет на количество контрактников.
— Как прежде, так и теперь, на эту агитацию в первую очередь клюют те люди, у которых есть очень серьезные проблемы с законом, с финансами, с кредитами. Мы практически не сталкивались с теми случаями, когда люди добровольно шли в военкомат и подписывали контракты.
А те случаи, когда такое случалось, больше походили на анекдоты: поругался с женой, а чтобы ей было обидно и грустно, чтобы она плакала горько, пошел в военкомат, подписал контракт. Умру — будешь по мне плакать. Других вариантов мы практически не видели в своей практике, — рассказал Чувиляев.
Сейчас активными «поставщиками» контрактников являются полицейские, коллекторы и судебные приставы, которые склоняют к подписанию контрактов тех, у кого есть проблемы. Судебные органы и ФСИН также являются одним из основных каналов, с помощью которых россиян вербуют в армию. Причем вербовка теперь идет не только в колониях строгого режима, как раньше, но и в СИЗО, утверждает Иван Чувиляев.
— Все эти выплаты, льготы — все существуют исключительно как инструмент, который дается в руки полиции, ФСИН, судебным органам, приставам. Это вовсе не про обычных людей, которые идут по улице, смотрят рекламу «Служба для настоящих мужчин» и думают: «Дай пойду, подпишу». Такого не бывает, — считает представитель «Идите лесом!».
*Минюст РФ внес их в реестр «иностранных агентов»
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.