«Жизньмарт» — одна из крупнейших уральских сетей розничных магазинов, занимающаяся продажей готовых продуктов питания. С момента запуска первого магазина в Екатеринбурге компания сильно выросла, открыла десятки филиалов по всему городу и разрослась на весь регион. Сейчас «Жизньмарт» можно найти в любом районе Екатеринбурга, магазины также работают в Петербурге, Новосибирске, Тюмени, Челябинске, Уфе и даже в Дубае, чем по праву можно гордиться.
В этом году сеть оказалась в центре скандала — широко обсуждались случаи отравления покупателей продукцией магазина, из-за чего «Жизньмарт» потерял часть выручки и лояльных покупателей. Однако внешние и публичные проблемы компании — лишь верхушка айсберга, рассказывают ее сотрудники. Внутри сети также есть множество внутренних противоречий, связанных с несправедливыми условиями труда ее сотрудников, разногласиями в управлении и франшизе, не всегда оправдывающей надежды ее покупателей.
Судя по сайтам отзывов о работодателях, реальные условия труда в «Жизньмарте» отличаются от рекламного образа, который создается компанией. На сайте сети вакансию продавца описывают так: «Ты станешь настоящим Супергероем… вся жизнь — в твоих руках, ты режиссер и сценарист, ну, а мы создаем декорации твоего жизненного сценария с успешным финалом, где главный актер — это ты!» В то время как бывшие сотрудники пишут, что «заработная плата не соответствует обязанностям» и «все противоречит политике магазина о заботе, дружелюбии и здоровье, ты удобный „супергерой“, способный сделать любое задание».
Чтобы понять, как обстоят дела на самом деле, мы поговорили с четырьмя бывшими сотрудниками сети, включая рядовых продавцов, старших продавцов и бывшего директора филиала, и, конечно, запросили комментарии у самой сети. А еще сами попробовали поработать в рандомном магазине сети одну смену.
«Управляющая компания х** положила на то, как и в каких условиях люди работают»
Одна из самых частых и очевидных проблем, с которой сталкиваются сотрудники «Жизньмарта», да и в целом работники общепита, это низкий уровень заработной платы. Средний доход продавца с полной занятостью составляет около 27 тысяч рублей, что заметно ниже среднего уровня по отрасли. Бывшие сотрудники говорят о повсеместной практике «серых» и «черных» выплат, что лишает работников официальных гарантий. Все бывшие сотрудники низшего звена, с которыми мы поговорили, были устроены «в серую».
Бывшие продавцы также утверждают, что летом, когда штат сотрудников не справляется с потоком работы, зачастую привлекают студентов и школьников, которым платят «в черную» за 12-часовые смены. Это нарушает трудовое законодательство.
— Был такой момент, что парни 15–16 лет работали 12-часовые смены. Хотя по закону им максимум можно работать только 4—7 часов, — рассказал It’s My City Богдан (имя изменено), два года работавший в сети продавцом.
Недостаток персонала на смене также может быть вызван попытками компании экономить на работниках — она урезает максимально возможное количество рабочих часов в месяц для сотрудников, чтобы платить им меньше. По словам Богдана, это ведет к перегрузке оставшихся на смене работников.
— Потому что управляющая компания х** положила на сам магазин и на то, как и в каких условиях люди работают. Они сокращали максимальное количество часов на работника, мол, обороты маленькие, хотя обороты были где-то 14 миллионов. Кто-то вынужден был неполный день работать, кто-то вообще просто не выходить, — рассказывает он. Такая ситуация была в первом филиале на Шейнкмана, где работал Богдан.
В «Жизньмарте» говорят, что регулярно мониторят рынок зарплат, и если есть необходимость, индексируют выплаты сотрудникам. А последняя индексация, по словам представителей франшизы, была в ноябре 2023 года. В сети также опровергают сообщения о неофициальном трудоустройстве.
— Всех своих партнеров-франчайзи мы всегда предупреждаем об ответственности. Речь идет не о нехватке сотрудников, а о том, что «Жизньмарт» дает возможность работать детям с 14 лет. При этом всегда берется согласие родителей на работу, и наши франчайзи действуют в рамках трудового законодательства по соблюдению режима труда несовершеннолетних.
Что касается сокращения рабочих часов, в «Жизньмарте» официально это тоже отрицают.
— Формула работы всегда и во всех магазинах одна: чем выше товарооборот, тем больше сотрудников требуется, — рассказала It’s My City представитель сети.
«Я себе ставила таймер на 10 минут и отключалась на столе»
Экономия на сотрудниках, в свою очередь, ведет к высоким нагрузкам и постоянным переработкам тех, кто остается на смене. Продавцы вынуждены совмещать несколько функций — варить кофе, разбирать поставки, работать курьерами и даже работать в соцсетях. Богдан вспоминает:
— Когда я стал старшим продавцом, в какой-то момент мне сократили количество курьеров на смене вдвое. Опять хотели с меня больше работы и меньше платить. Никто, естественно, оплачивать мне за то, что я и тут и там разрываюсь на два места, не собирался.
Постоянные переработки и многозадачность приводят к сильному выгоранию. Старший продавец Кристина (имя изменено) рассказывает о своем опыте переработок так:
— Я тогда выходила на все филиалы, на которые нужно было выйти, вообще во всех ролях. У меня был жесткий недосып. Я себе ставила таймер на 10 минут и отключалась на столе на складе. Таймер звенел, я просыпалась и обратно приступала к работе. Это выматывает вообще ужасно. И непонятно, что делать, ты не отдыхаешь, на смене все время бегаешь. Вот только эти маленькие перерывы помогали.
Кристина брала любое доступное количество смен и подработок, чтобы выходила относительно высокая зарплата. Так вышло, что в мае 2023 года Кристина отработала 26 дней, что составило более 300 часов.
— Просто тяжело было уже вставать куда-то приходить, что-то делать, не было сил, домой приходишь только поспать, — вспоминает она, говоря о физическом и эмоциональном истощении, вызванном таким графиком.
Иногда сотрудники вынуждены оставаться на рабочих местах до ночи, чтобы закрыть магазин, а потом вставать в 5–6 утра, чтобы снова успеть на смену. При таком расписании время на личную жизнь не остается, вообще, признаются бывшие сотрудники. Поэтому многие продавцы покидают «Жизньмарт», испытывая сильное выгорание и разочарование в своей работе.
— Откровенно говоря, за три года меня уже от него тошнит. От их политики, от всего, да даже от жратвы их, смотреть на нее не могу, — заключает Богдан.
Представители «Жизньмарта» предлагают взглянуть на ситуацию под другим углом, перенося ответственность за переработки на самих сотрудников.
— Сотрудники совмещают работу и учебу, выстраивая самостоятельно свой график работы, и зачастую не могут полноценно отдохнуть. Здесь и происходит выгорание, а больше, наверное, физическая и эмоциональная усталость. Сотрудник уходит, но через какое-то время возвращается к нам в компанию. «Жизньмарт» дает уникальную возможность научиться очень многому. Например, каждый продавец проходит бесплатные курсы бариста, также есть возможность карьерного роста.
Иван Зайченко в интервью медиа «Справочная» рассказывал, что идею универсальности сотрудников заимствовал из ресторанного бизнеса. И не скрывал, что она используется в том числе для экономии.
— В ритейле обычно как: есть охранники, уборщики, курьеры, товароведы и так далее. У нас этого всего нет — количество должностей сведено к минимуму. В каждом магазине есть только продавец, старший продавец и директор магазина. Все эти люди выполняют все. В итоге мы снова экономим, а сотрудники быстрее двигаются по карьерной лестнице — она для них более осязаемая, — говорил он.
При этом представители сети подчеркивают, что сотрудники всегда могут обратиться в управляющую компанию с вопросами. Особенно если считают, что их права нарушены.
— Регулярно в чаты с сотрудниками выкладывается анкета обратной связи. Также в каждом магазине есть плакат для обращения в управляющую компанию. Ни одно обращение не остается без внимания. Потому что торговая сеть — это бизнес, который строится сугубо вокруг людей и их эффективности. Недовольный сотрудник не может быть эффективен, — сказали представители сети в ответ на запрос It’s My City.
«Зайченко — для меня образ, как Путин для России»
«Жизньмарт» работает по модели франшизы, когда отдельные предприниматели открывают магазины под брендом сети, чтобы заработать, а материнская (управляющая) компания помогает им наладить бизнес и одновременно тщательно следит за соблюдением ценностей и стандартов в каждой точке.
Однако Кристина и Богдан выделяют оторванность руководства от рабочей реальности в магазине. С ними солидарен и действующий старший продавец «ЖМ» Егор, с которым нам также удалось поговорить. Например, по его словам, они не могут решить проблему с ценниками в их системе управления уже полгода.
— Главная проблема в «ЖМ» — это управляющая компания. Они на нас, можно сказать, забили. У нас есть внутренние системные проблемы, которые не решаются абсолютно никак. Это мелочь, но они не могут сделать многие легкие вещи на протяжении года, — говорит он.
По словам Кристины, управляющая компания часто вводит новые правила и задачи, не учитывая их реальную выполнимость. Например, она пыталась сократить время доставки заказов до 15 минут, что физически невозможно из-за радиуса доставки в 1,5 км. Сотрудники неоднократно просили управляющую компанию пересмотреть требования и улучшить условия работы, но изменения происходили крайне редко и только через директоров, готовых лично добиваться перемен.
— Их нужно по магазинам поводить немножечко и показать: вот, смотрите, это невыполнимо, — говорит Кристина.
Продавцы также отмечают общую недосягаемость руководства. В компании есть чат «Предложения и улучшения», где сотрудники иногда предлагают хорошие идеи, но реализуются они не так часто, утверждает Егор, потому что УК не прислушивается даже к «вышестоящим» — директорам и старшим продавцам. А про самого владельца сети старший продавец говорит так:
— Зайченко — для меня образ, как Путин для России. Как бог «Жизньмарта», как бы он есть, но как бы его нет.
В «Жизньмарте» на это отвечают, что сотрудники управляющей компании, в том числе топ-менеджеры, регулярно выходят работать в магазин, чтобы лучше понимать, как устроена работа и что нужно исправить. Эта практика называется «гемба».
— Это делается для того, чтобы все процессы были сбалансированы. Такой опыт дает рост эффективности всех процессов и оптимизацию работы на всех этапах, — рассказал It’s My City представитель сети.
«А почему вы так много сотрудникам своим позволяете?»
О минусах работы продавцов It’s My City рассказали не только сами сотрудники, но и бывший директор одного из магазинов Ольга (имя изменено). По ее словам, продавцы ограничены в выборе еды для обеда и зачастую вынуждены питаться просроченными продуктами.
— Абсолютно все продавцы в «Жизньмартах» питаются просрочкой. Если в филиале нет просрочки, сотрудник может выбрать еду на сумму до 200 рублей, но только из готовой еды, никаких десертов или роллов. Кофе для сотрудников — только два капучино, без альтернативного молока или сиропов.
Такие ограничения на выбор пищи и напитков вызывали у нее недоумение:
— В мини-форматах управляющая компания абсолютно неадекватная. Они проталкивают вот такие идеи [ограничения для продавцов] в магазины. Не то чтобы они требуют, чтобы так было, но если у тебя в филиале не так, они такие: «А почему вы так много сотрудникам своим позволяете?» А то, что сотрудники других филиалов дохнут, их вообще не волнует…
Представители «Жизньмарта» утверждают, что эти сообщения не соответствуют действительности.
— На смене сотрудник каждые четыре часа может брать любой напиток (кофе или в баре) и одно любое готовое блюдо. Ограничений по стоимости нет. И конечно, в рационе цехового питания не может оказаться просроченная продукция — там действуют те же нормы и правила, что и для всех остальных пищевых продуктов на территории Российской Федерации, — заявляют в сети.
«Отравления в „Жизньмарте“ были всегда»
Ольга рассказывает, что однажды она подготовила отчет для Ивана Зайченко о проблемах в сети. До руководства «ЖМ» документ не дошел, потому что она решила уволиться. В отчете были перечислены конфликты с управляющей компанией и доказательства наличия кишечной палочки в еде «ЖМ» еще до массового отравления. Ежеквартально филиалы сдавали пробы еды, воды и смывов в санэпидемстанцию. В мае 2023 года в одной из проб с филиала Ольги была обнаружена кишечная палочка, о чем она сообщила в отдел контроля УК, но ей просто сказали «спасибо» и не дали никаких указаний по решению проблемы.
Кроме того, директора имели доступ к файлу с результатами лабораторных исследований, где красным цветом обозначались позиции с бактериями, включая кишечную палочку.
— Красных было всегда больше. В «ЖМ» кишечная палочка есть в большинстве позиций, и с этим ни хрена не делают, — утверждает Ольга.
— Это недостоверная информация, — отвечают на эти сообщения в сети магазинов. — В «Жизньмарте» есть промежуточный лабораторный контроль блюд на кишечную палочку. Если пробы показывают положительный результат, поставки останавливают и снимают с полок до отмыва фабрики и повторных исследований с безопасным показателем БГКП.
Ольга также упоминает плохие, по ее мнению, санитарные условия в «Жизньмарте». Например, в некоторых филиалах, где продавцы проходят стажировку, отсутствуют раковины и туалеты.
— В ларьке на «Музкомедии» не проведена вода, и сотрудники вынуждены ходить в туалет в соседний бизнес-центр, а вечером мыть пол обычной шваброй с маркетплейсов, наливая немного воды в стаканчик и размазывая грязь, — говорит Ольга.
Готовить кофе в перчатках вроде обязательно, но это неудобно и делают так только при проверках. Из-за обилия задач сотрудники могут сначала разгружать грязные коробки, а затем, не помыв руки, работать с продуктами и кофе. Также в большинстве филиалов сотрудники выполняют обязанности уборщиков, поскольку магазины не хотят на это тратиться. Ольга отметила, что эта практика стала нормой, хотя она и понимает, что это неправильно.
Денег нет, но вы держитесь
В момент, когда продается франшиза «Жизньмарта», продается финансовая модель — сколько будет доходов, сколько расходов и чистой прибыли. По словам Ольги, эту модель охотно покупают, потому что там нарисованы 600–900 тысяч чистой прибыли, и это продают как «бизнес для ленивых».
Владельцам обещают минимальные усилия, так как управляющая компания будет все делать за них. Однако на деле расчет прибыли и убытков (P& L) вводит в заблуждение: чистая прибыль включает товары на складе, а не реальные деньги, которые можно вывести со счета. Кроме того, финансовая модель не учитывает часть расходов, таких как форма сотрудников, санкнижки, такси и так далее.
Ольга, поняв это, провела собственные расчеты и выяснила, что иногда ее филиал выходит в минус на 200 тысяч рублей, а если в плюс, то незначительно, и все деньги уже вложены в товар.
— Я списалась с некоторыми управляющими и владельцами филиалов и поняла, что мы такие не одни, кто ни хрена не зарабатывает, сидит сосет палец.
Большая часть магазинов, открытых после апреля 2023 года, испытывают похожие трудности из-за увеличения роялти — платы филиала за использование бренда «ЖМ». Владельцы платят управляющей компании до 300 тысяч рублей, оставаясь почти без прибыли. Ольга собрала чат знакомых владельцев и директоров, чтобы вместе требовать снижения роялти. По ее словам, когда о чате узнала УК, им пригрозили санкциями, пришлось все удалить и общаться только лично. В итоге управляющая компания не пошла им навстречу.
В «Жизньмарте» все отрицают, говоря, что этому нет подтверждений.
— Информация неверная. Подтверждений этому нет. В компании есть партнеры-франчайзи, которые владеют 5 и более торговыми точками. Если бы модель была неэффективна, сеть не развивалась бы по франшизе, — заключает представитель сети.
Тайный агент, или Как мы в «Жизньмарте» стажировались
После разговора с бывшими сотрудниками магазина мы сами захотели пройти стажировку в случайном филиале, чтобы подтвердить или опровергнуть перечисленные ими тезисы. Еще на собеседовании стало понятно, что полная смена у продавцов будет составлять 14–15 часов, трудоустройство в основном неофициальное, но «можно рассмотреть».
Стажировка началась с примерки чьей-то поношенной формы в пятнах. Работа действительно разнообразная — ты и бариста, и курьер, и продавец, и еще много кто одновременно. Договорившись с коллегами на смене, можешь заниматься тем, что больше по душе, или попробовать себя в нескольких ролях сразу. Также продавцы занимаются и SMM — постят записи и отвечают в телеграм-канале филиала «ЖМ». Эта работа дополнительно не оплачивается.
Лимит в 200 рублей на цеховое питание, о котором сообщала Ольга, действительно существует. Но когда есть списанная еда, сотрудники едят ее. На практике списанная еда есть всегда, поэтому продавцы питаются просрочкой.
Получается, что из развлечений на смене — разбирать поставки, готовить кофе, пить его и выбирать, чем полакомиться из просрочки.
Официально «Жизньмарт» заявляет, что не нанимает несовершеннолетних на полную занятость. Но на стажировке мы заметили нескольких 15–16 летних молодых людей, которые вскоре планировали выйти работать на полноценные смены.
Из общения с другими продавцами стало понятно, что многим действительно сократили часы и иногда выводят на смену меньшее количество работников, чем нужно. А произошло это как раз из-за скандала с отравлением покупателей и последующей потерей выручки.
Из позитивного: в выбранном магазине повезло с коллективом — все молодые и добрые. Проходимость места была небольшая, за счет чего день прошел спокойно, но на практике некоторые недостатки оказались правдой.
***
Заявления бывших сотрудников и представителей «Жизньмарта» расходятся. С одной стороны, сеть демонстрирует стремление развиваться и улучшать свои процессы, вводя практики обмена опытом и индексации зарплат. С другой — жалобы сотрудников и франчайзи показывают, что компании еще предстоит преодолеть значительные трудности, чтобы соответствовать своим заявлениям и ожиданиям работников.
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.