Дискография группы «4 Позиции Бруно» из Екатеринбурга насчитывает больше 30 альбомов. Музыкантов называют авторами собственного стиля «токсик-даб» — смеси мрачной электроники и эстетики, смешанной с загадочной хтонью.
Их музыку сложно отнести к конкретному жанровому направлению, она выворачивает вещи наизнанку и вытягивает наружу всю потаенную гадость. Но нет ощущения, что музыканты хотят этим кого-то запугать, скорее, они выставляют это как факт и относятся к этому с огромным интересом. В новом гиде по уральским музыкантам разбираем творчество «4 Позиции Бруно» и рассказываем, чем так цепляет слушателей группа.
«Всякая фигня про вкусного человека или про ковчег»
Основной звук «4 Позиции Бруно», несмотря на жанровое разнообразие, держится на дабовой поступи. Краткий ликбез. На Ямайке появляется регги, а из него выходит даб — изначально как ремиксы на регги-треки, которые обросли четко узнаваемыми чертами: гулкий бас и в целом огромное внимание к перкуссии (обычно обрамленной эффектами) и внутреннему пространству.
Из-за своей идейной нелюдимости группа кажется очень загадочной, хотя в редких интервью они достаточно охотно объясняли, как создают композиции. Поэтому важные ключи к пониманию коллектива они раздавали сами.
«Иногда отталкиваемся от истории, иногда наоборот. Иногда история очень сильно меняется в процессе записи. Но замысел, построенный на очень даже конкретных образах, обязательно имеется. У меня тут есть тетрадка — там на нескольких листах написана всякая фигня про вкусного человека или про ковчег, о котором мы тоже хотели сделать альбом. А потом собираем музыку: что-то записываем с нуля, бывает, сэмплируем какие-то собственные старые записи, которых никто не слышал. И поэтому названия треков очень важны — мы считаем, правильно направлять слушателя с их помощью», — сказал сооснователь группы Александр Ситников в интервью журналу Сolta в 2012 году.
Еще одна особенность творчества — ближайшим соратником вдруг оказывается культовая московская рэп-группа Kunteynir. Невозможно составить истинную хронологию и явно проследить развитие звука группы — все постоянно вытаскивается из архивов, перетасовывается, переиначивается и потому всегда может оказаться, что свежий хит, от которого кружится голова, ждал 10 лет до своего выхода в свет.
«Ненужный опыт» (2015)
Второй песенный полноформатник — самый безобидный, хоть далеко и не уходящий от классических сюжетов, наполненный колыбельными и романсами. Впервые без фиги в кармане очень спокойная, в какой-то мере даже светлая музыка без искажений и извращений. Это первый альбом группы, под которую можно уснуть без последствий в виде кошмаров. Вроде и пугают, но очень бережно, так, что сразу не понять.
«Жанна» (музыка к спектаклю) (2014)
Музыка, специально написанная для театральной постановки по пьесе Ярославы Пулинович «Жанна». Один из самых грациозных, цельных и ритмически разнообразных альбомов группы. Он расползается от индастриала и бэйса до трип-хопа, брейкбита и джука. Где-то даб с жутким дыханием сменяется одиноким чувственным фортепиано, где-то треки бережно размазываются до такой степени, что будто перестают существовать. Здесь самые красивые бочка и брейки и нежнейший низкочастотный бас.
Из интервью для журнала Dzhemit (2015):
«Этот альбом вместе с программками продавался перед спектаклем в качестве саундтрека. В самом спектакле музыка немного отличается, но основные темы пересекаются. Это был очень интересный и полезный опыт, когда тебе нужно в установленные кем-то сроки написать музыку, которая должна вызывать определенные эмоции. Причем определенные не тобой, а режиссером. Спектакль, вроде, до сих пор идет».
«Я заказан» (2014)
Первая серьезная попытка написать альбом песенный и текстоцентричный, закончившаяся поразительным успехом и выводом группы на новый уровень узнаваемости.
На деле песни группа писала всегда (первая версия «C братом за компанию» можно было услышать аж в 2008 году), но это первый раз, когда было решено довести все до полноформатной, нормально записанной и цельной большой работы. Для многих этот альбом стал точкой входа в творчество, а восприятие группы людьми сменилось с «какое-то странное трио электронщиков из Екатеринбурга» на «та самая группа со странным неприятным вокалом и жутью в текстах».
Об этом альбоме говорили все, и нет смысла в очередной раз его мусолить. Так что если грубо: вспомните все неприятные прилагательные, а потом подумайте о них с доброй тоской. О внутренностях альбома замечательно сказала сама группа для издания «Афиша Волна»:
«Эти песни все равно о любви, о мести, о страхе, о скуке какой-то. Но нам нужны крайности. Какие-то более жирные краски. Мне кажется, в идеале в песне они и должны быть. Нужен перегруз.
Допустим, измена мужа жене — это не перегруз. А вот убийство женой мужа — уже перегруз. А суть одна. И вот так везде. Все герои этого альбома что-то сделали, и все за это поплатятся. Или они сейчас делают что-то, за что потом поплатятся.
Ну вот посмотрите на обложку. Ребенок убивает и собирается съесть зайца, а убийство зайца через чувство вины или, может, наоборот, через неожиданную тягу к убийствам и насилию потом съест ребенка. Только заяц — это не обязательно заяц. Им может быть все что угодно. Эти герои как будто заказали друг друга в ресторане. Как блюдо. Ты его — на обед, а он тебя — на ужин».
«Откровенное ванное» (2012)
Самый понятный инструментальный альбом группы. Альбом концептуальный, и замысел как карта разложен перед слушателем. Он легок в плане повествования — в названиях дано поразительно много для методов группы информации.
Основное звучание — булькающий смутный эмбиент, набитый тревожными найденными звуками, которые тоже помогают разобраться в повествовании, но есть и замечательные краутовые техно-номера.
«Прильни щекой к звезде на дедовском погоне» (2005)
Музыка, написанная специально для выставки 2005 года «Помни Дедушку-2». Это цифровой минималистичный даб с хрустящими тарелками, в который вкрадчиво заползают вырезки и лупы из советских военных песен. Они, в свою очередь, нежно облепляют ритмические рисунки, то ускоряющиеся до чуть ли не пост-панка, то растворяющиеся в шершавых эмбиент-переливах.
Не стоит пугаться обложки — альбом, на удивление, достаточно умиротворяющий, здесь нет классической для Позиций нервозной дрожи, наоборот, все очень гладко и аккуратно состыковано.
Альбом звучит очень органично — его можно даже представлять для себя как документ альтернативной истории, если бы в Советском Союзе взаправду писались и тиражировались даб-ремиксы.
Ситников в интервью 2009 года: «<…> сразу после этого нас позвали озвучивать выставку. В Белинке делали проект „Помни дедушку-2“, посвященный советской действительности глазами современных людей. Из Казани были художники и из Нидерландов. Там были какие-то слепые доярки, окровавленные пионеры. Живопись и объекты. Куратор Лида Канашова попросила нас сделать музыку. Мы очень серьезно к этому отнеслись, позвали скрипачку и т. д. Получилась такая штука — „Прильни Щекой к Звезде на Дедовом Погоне“. Там все прошло довольно тихо. Зато про нас тогда громко в микрофон сказали первый раз в жизни для телевизора».
«Очень вкусный человек» (2009)
Есть представление, что песенную музыку воспринимать гораздо проще, нежели инструментальную. Здесь группа встает в середину этих форм, хватает слушателя за руку и ведет в сторону правильной интерпретации — перед каждым треком присутствуют прозаические отрывки неизвестного происхождения, смахивающие на советскую прозу, но отравленную прикосновением группы. Отрывки зачитываются некой дамой в летах Лидией Ивановной, и через ее голос открывается доступ к контексту происходящего.
Альбом состоит из качающихся эмбиент-даб-полотен, слоев синтезаторов и близкого к IDM-программированию ударных, которые то и дело переходят в квадратность пост-панка и этнические громыхания. Также присутствует недурная работа с аналоговыми инструментами — скрипкой, саксофоном и кларнетом.
«Пятая позиция: холодный, как ты любишь» (2010)
Для начала стоит понять, что это за пронумерованная приставка. Исчерпывающее описание вновь дала сама группа:
«„Позиции“ — это отдельный от основной линии альбомов цикл. Туда попадают какие-то наши миксы, переработанные сейшны, концертные записи, много форматированных записей, которые не попали в основные альбомы, а в „Позициях“ перерождаются и обретают значение и вес».
В первый би-сайд-сборник вошли непрофессионально записанные в промежутке между 2006 и 2010 годами фрагменты с концертов. Но в контексте дискографии этот релиз интересен в первую очередь тем, что группа презентует для интернет-аудитории свои наработки текстоцентричных песенных форм (в то время эти песни исполнялись только вживую).
Шумный, несбалансированный по громкости и полный дабовых эффектов нервозный поток, к которому подмешивается фирменный вокал, то утопающий в инструментах, то выпрыгивающий из них с надрывным перегрузом. Отлично отражает энергию и сценическую бесноватость ранних лайвов.
«4ПБ» для издания «Афиша волна»: «Почему мы песни, которые на „Пятой позиции“, не записывали? Потому что непонятно было, как это делать. Мы пытались, но они какие-то мертвые получались. Просто потому, что мы хотели делать примерно так же, как на концертах игралось, но не выходило. Ну потому что, когда вы дома сидите втроем, это совсем другое, чем когда люди, кураж особый».
«Золотые голоса из бруновского казанка» (2012)
Важный артефакт — микстейп, на котором группа слегка приоткрывает завесу тайны и показывают явно дорогие сердцу редкие (найденные или лично записанные) композиции, бережно собранные за неопределенное время. То, что прямо повлияло на звук коллектива, так как большинство имен на разных этапах творчества как минимум определенным образом вдохновляли, как максиму нещадно семплировались. В дополнение к нему идет подробное объяснение, что, откуда и куда.
«Ты и двое молодых» (2008)
Золотая коллекция зарисовок, длительность каждой из которых не превышает двух минут. До этого в таком формате выходила дилогия «Сказы пажопе», но та слишком сыра и хаотична (хотя имеет в своем трек-листе достойные вещи), в отличие от данной работы, которая структурно более богата и стройна.
Может, из всех 40 зарисовок в сердце западет лишь одна-две, но суть альбома не в этом. Чтобы им насладиться, нужен особенный подход — слушать исключительно целиком, и тогда путем стыковки всех этих кусочков в одно целое перед глазами (ушами) откроется захватывающая психоделическая радиопьеса. Это как оказаться в задрипанном отеле в области и провести вечер наедине с телевизором, медитативно переключая каналы каждые пять секунд.
Альбом изобилует заикающимися лупами и аудиоиздевками, охватывая при этом жанры максимальной удаленности друг от друга — от тихих-тихих шипящих эмбиентов до перемолотой через свой стиль, громкой танцевальной электронной музыки с рваными семплами с жанровых помоек. На сладкое — фристайлы и кусочки живых выступлений, а также тот самый «Вселенский Эйсид».
В предыдущем материале мы рассказывали о творческом пути группы «Два обреза». Почитать статью можно по ссылке.
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.