Татьяна Мосунова, или «Огненный гид», как она сама себя называет, уже несколько лет «профессионально гуляет» по улицам Екатеринбурга. В прошлом она была сотрудником Свердловского краеведческого музея, писала книгу об известном на Урале польском роде Поклевских-Козелл и даже училась в Европе, а теперь работает культурным журналистом и водит экскурсии по Екатеринбургу.
Всю свою жизнь Татьяна живет в Верх-Исетском районе: в школе они с друзьями ходили в пекарню за свежими пирожками и купались в Верх-Исетском пруду, а в студенчестве ждали, когда в район проведут вторую ветку метро (и все еще ждут).
Вместе с Татьяной мы прогулялись по важным для нее местам Екатеринбурга и поговорили о том, как завод влиял на жизнь всего района, почему уходит старый ВИЗ и как «Огненный гид» старается «заражать» туристов и горожан Екатеринбургом, несмотря на то, что он постоянно меняется и не всегда в лучшую сторону.
«Заводские гудки были слышны на весь район»
Наша прогулка начинается около Верх-Исетского металлургического завода. Как и у других жителей ВИЗа, с этим предприятием у Татьяны связано многое. Там работала ее мама, а заводские гудки всегда напоминали о большой перемене в школе.
— Заводские гудки были слышны на весь район. Мы сидели в школе и думали, что сейчас в 12 часов прозвучит гудок. Во-первых, будет большая перемена, во-вторых, если ты успеваешь досидеть до гудка, тебя уже не спросят, — вспоминает Мосунова.
В советское время около проходной предприятия сформировалась площадь Субботников. Мало кто из жителей Екатеринбурга знает истинные причины такого названия.
— Во время Гражданской войны завод серьезно пострадал из-за остановки работы. Правительство в Москве плохо понимало его ценность и хотело перепрофилировать предприятие. Чтобы сохранить завод, рабочие взяли его в аренду. Восстанавливать производство начинали с проведения субботников.
Нужно было разобрать остановившиеся печи и избавиться от накопившегося хлама. В основном этой работой занимались женщины. И вот с этих субботников началось восстановление завода, возвращение его к жизни, — рассказывает экскурсовод.
Слева от площади стоит Успенский собор с куполами, украшенными позолоченными звездами. Последние семь лет его активно восстанавливают, здесь снова работает приход. А в советское время здесь был хлебозавод, где, по воспоминаниям Татьяны, готовили вкусные пирожки.
— Жители ВИЗа со стажем расскажут про запах хлеба и самые вкусные на свете пирожки с повидлом за 5 копеек. Очень трудно было удержаться и не съесть это все или хотя бы не надкусить, пока несешь до дома. Ну, собственно говоря, никто и не удерживался, — шутит Татьяна.
Еще одно важное для Татьяны здание — ДК «ВИЗ» на той же площади Субботников. Здесь проходили все районные елки, показывали кино, выступали школьные хоры, устраивали дискотеки. В этом здании также располагался ЗАГС, в котором расписались родители Татьяны, а позже и ее брат со своей невестой.
— Это был не какой-то ДК, а именно Дворец культуры металлургов. Так всегда говорили местные жители с чувством превосходства. Все детство я думала, что это уникальное здание, единственное в своем роде, но когда стала готовить экскурсию по ВИЗу и погрузилась в тему, узнала, что в основе лежит типовой проект, облагороженный архитектором Владимиром Емельяновым.
Перед входом в ДК первое время стоял памятник семье: мать, отец, ребенок, над ними качалась огромная лавровая ветвь. Но материал оказался непрочным, памятник исчез, а постамент остался, — вспоминает Татьяна.
Еще один памятник на площади — скульптура «Родина-Мать зовет», расположившаяся за Дворцом культуры у трамвайных путей. Татьяна вспоминает, что в детстве внутрь памятника часто лазили дети, так как скульптура была полой.
— У памятника нет специального названия, но я всегда называла ее про себя «Родина-Мать». Мне она нравилась своей монументальностью. Было приятно, что у нас есть своя Родина-Мать. Наша, визовская. То, что памятник полый, я разобралась не сразу, а вот мальчишки, которые уже сейчас усатые дядьки, рассказывают, что в детстве лазали во внутрь.
Во время реконструкции памятника пустое пространство все же скрыли. Конечно, в детстве мы не всегда задумывались о значении скульптуры. Тогда я вообще смотрела на ноги Матери и думала: «Как хорошо и удобно ей в этих сандалиях».
Сейчас мы всегда рядом с этим памятником говорим о Великой Отечественной войне, о том, как тяжело это далось жителям города. Но одновременно метафизически это и отсылка к нашей металлургической индустрии. Можно сказать, что это мать и того самого «Индустриального младенца» на берегу пруда, — думает Татьяна.
«Через 15 минут нужно будет провести экскурсию для Ельциной, сможешь?»
После выпуска из школы Татьяна Мосунова училась в Уральском государственном университете (ныне УрФУ) на историческом факультете. Позднее она начала работать в Краеведческом музее в доме Поклевских-Козелл на Малышева, 46. Ее заинтересовала история семьи, которая до революции владела этим величественным зданием, поэтому Татьяна связала с ней свою научную работу.
— Это видный польский род, оставивший след в истории Урала. Глава семейства Альфонс Фомич был чиновником и купцом. Он основал несколько винокуренных заводов, развивал промышленность на Урале и пароходство на реках Западной Сибири. При этом для своей резиденции он выбрал Талицкий завод, который располагался довольно далеко от крупных городов, — говорит экскурсовод.
Впоследствии Татьяна уехала учиться в Польшу, где выучила язык и продолжила изучение этого рода.
— Мы написали книгу о семье Поклевских-Козелл, представили ее в Талице. До этого в городе основное внимание уделяли герою-разведчику Николаю Кузнецову. Мы передали книгу в местную библиотеку, там на ее основе придумали целый проект, связанный с этим родом. В итоге библиотека выиграла грант, что очень тяжело для маленьких коллективов из регионов, — делится гид.
Долгое время Татьяна продолжала работать в Краеведческом музее. Там же она начала водить экскурсии по городу. Иногда туда обращались известные люди и высокопоставленные чиновники. Например, однажды в музей пришла жена первого президента России Наина Ельцина — это произошло уже после смерти самого Ельцина.
— Я сижу на работе, мне говорят: «Через 15 минут нужно будет провести экскурсию для Ельциной, сможешь?» Я рискнула и согласилась. Вместе с ней были и другие члены их семьи. Это было незадолго до пандемии, тогда Наина Иосифовна регулярно приезжала в Екатеринбург.
В тот раз она попросила показать родственникам город, особенно то, как он меняется. Вот мы и отправились на ВИЗ. Немного промахнулись: машина сопровождения проехала вперед, и мы оказались почти на «Кубе» — Зеленом острове. Было экзотично: высотки и деревянные дома, которым по 150 лет.
Пока гуляли, встретили подвыпившего мужчину. Сказать, что он был удивлен встрече, ничего не сказать. Помню, когда ехали около пруда, Наина Иосифовна переживала, что рядом с берегом такая плотная застройка и нет полноценной прогулочной зоны с доступом к берегу для всех, — говорит Татьяна.
Из общественного транспорта до Зеленого острова идет лишь трамвай № 11. Многим жителям ВИЗа знаком скрип его трамвайных тормозов.
— Это достопримечательность района, он идет по старой узкоколейке. У ВИЗа своя особенная трамвайная история. А у меня с детства два ярких воспоминания, связанных с трамваями. Легкая зависть к мальчишкам, катающимся «на колбасе» — задней части трамвая, благодаря которой соединяются вагоны, и боязнь попасть ногой в трамвайную стрелку, — вспоминает Татьяна.
Еще одна особенность ВИЗа — это его контрасты. В нескольких минутах ходьбы от новых жилых комплексов сохранился частный сектор и двухэтажные дома с дровниками (сооружениями для хранения дров) 1950-х годов.
— Мы живем в районе, который постоянно строится. Это было во времена нашего детства, когда начали сносить частный сектор. Детство прошло в разведках пустырей, исследовании кустарников, высоких трав. Сейчас ВИЗ переживает очередную болезнь роста, обречены многие атмосферные его уголки. Поэтому в прошлом году я придумала экскурсию «Прогулка по ВИЗу для оптимистов». Мне хотелось показать, с каким теплом и истинным патриотизмом относятся жители к своему району.
Двухэтажные дома на углу Заводской и Татищева — это же целый мир! Эти дома построили после войны по типовому проекту для рабочих завода. Во многих районах города еще остались вот эти островки, где жители сплачиваются внутри. И хотя они не делают каких-то арт-высказываний, это очень атмосферные места: тут тебе и поделки из покрышек, и цветники, и разукрашенные гаражи.
В советские годы завод создавал среду — он давал дом, садик, школу, проводил мероприятия во Дворце культуры. Ты знал всех, и у тебя было ощущение такой «домашности» в тапочках. Сейчас старый ВИЗ постепенно уходит, потому что и завод уже не тот, и появляются многоквартирные дома.
Конечно, трудно ожидать, что застройщики пойдут вширь и построятся в районе Ревды. Всем хочется жить поближе к центру, и это нормально — район будет меняться. Но иногда кажется, что вначале бы хорошо подумать про инфраструктуру, а не «впендюривать» высотки не пойми куда, — считает Татьяна.
Еще на улице Татищева до сих пор можно увидеть здание автоматической телефонной станции. За ним долгое время стоял забор с символикой метрополитена — для многих жителей ВИЗа это была надежда на то, что однажды в район протянут метро.
— Там проектировалась станция. Мы ждали, когда в универ будем кататься на метро. Ну в общем, не получилось, — вспоминает Мосунова.
Секретный пляж и «архитектурный дурдом»: чем интересен берег Визовского пруда
На берегу Верх-Исетского пруда в советские годы появился пляж, где было разрешено купание. Но уже тогда люди купались с осторожностью.
— Тогда тут было более-менее чисто, и это было действительно место, куда ходили. Существовали цивилизованный и дикий пляжи. На цивилизованный вход был платный, надо было заплатить 10 или 15 копеек. Но визовская шпана не могла такого допустить — платить за отдых. Потому разгибала прутья в заборе, который окружал пляж, дети и подростки просачивались в эту щель. Тут же всегда были стоянки для яхт, байдарок и прочих лодок, — вспоминает Татьяна.
За «Индустриальным младенцем», которого поставили на набережной Визовского пруда всего год назад, открывается вид на покрытые лесом волны — Уральские горы. Татьяна рассказывает, что картинку с этим пейзажем однажды даже печатали в американском журнале Life.
— В 1959 году на Урал приехал вице-президент США Ричард Никсон (спустя девять лет он стал 37-м американским президентом). Не знаю, был ли сам Никсон на нашем пруду, но репортеры засняли это место. Помимо ВИЗа в кинохронику тогда попала Ивановская церковь, дом Ипатьева, Центральный рынок и Горсовет, — рассказывает Мосунова.
Максимальный контраст стилей зданий можно заметить у яхт-клуба «Коматек». Рядом с еще сохранившимися деревянными избушками можно заметить сразу три здания в виде корабля в стиле капиталистического романтизма — это сам яхт-клуб и два соседствующих дома № 40 и № 40б на улице Кирова.
— Екатеринбург отличается тем, что мало кто хочет присмотреться к тому, что было сделано раньше. В архитектуре мы живем в полной какафонии. На набережной у яхт-клуба классическая концентрация «архитектурного дурдома».
Три разномастных здания-корабля, а рядом с ними как апофеоз скульптура «Корабль жизни». Она как раз все объясняет: по замыслу авторов, на борту судна слепцы, которые ведут корабль в светлое будущее, — смеется Татьяна.
В нескольких метрах от популярного пляжа есть секретный пляж рядом с церковью Рождества Христова. Там почти нет людей, а забор поблизости украшают работы современных художников. Эта церковь — единственная действующая старообрядческая церковь в Екатеринбурге, она имеет интересную историю
— Она появилась еще в XIX веке. На заводе работало большое число старообрядцев. В период правления Александра I появилась надежда, что они смогут выйти из подполья и лидеры общин уже готовы были построить церковь, но политический климат изменился и церковь освятили уже как единоверческую, то есть признающую главенство церковной власти московского патриархата.
В настоящее время мечта строителей все же осуществилась. Здесь находится единственная в Екатеринбурге старообрядческая церковь. Верующие настроены дружелюбно. Если вести себя уважительно и не мешать молитве, можно зайти в храм. Тем, кто только хочет посмотреть, главное, надеть длинную, не вызывающую одежду, — рассказывает исследовательница.
«Люблю наблюдать, как меняется город, иногда бывает трудно принять перемены»
Три года назад в России приняли закон об обязательной аттестации экскурсоводов: каждый гид должен пройти экзамен на знание истории региона. Сроки сдачи экзамена несколько раз переносили, сейчас гиды должны успеть сделать это до 1 марта 2025 года, иначе им может грозить штраф. Татьяна видит в этом решении много недостатков, но все же решила пройти аттестацию.
— Сами задания касаются общей истории Урала и более углубленно истории нескольких городов. В целом историю знать, конечно, стоит, но есть и свои «но». Далеко не все экскурсоводы планируют вести экскурсии внутри городов Свердловской области. Экзамен предполагает, что аттестующийся может провести экскурсию по Верхотурью, Каменску-Уральскому, Екатеринбургу, Сысерти, Нижнему Тагилу, Невьянску и царской тематике.
Но далеко не все экскурсоводы, приступая к экзамену, были в этих городах. Да и им это и не надо. Потому многих такой формальный подход и возмущает. Особенно тех, кто ведет авторские экскурсии по конкретной тематике.
Первая часть экзамена тестовая, вторая — сдача экскурсии. Среди членов комиссии есть и те, кто сам никогда не был на экскурсиях в тех городах, о которых рассказывают экзаменующиеся. Я решила, что мне проще сдать этот экзамен — для меня не было в этом ничего сложного, чем бесконечно дискутировать, кто прав, а кто не прав. Может быть, поспешила, сроки обязательной вновь перенеслись, — говорит Мосунова.
Сейчас у Татьяны уже более десяти маршрутов по Екатеринбургу и Свердловской области. Среди них обзорные экскурсии по Ирбиту, Невьянску, Нижнему Тагилу, кладбищам Екатеринбурга, местам андеграундных городских художников и других проектов.
— Мой любимый маршрут — «ДНК Екатеринбурга». Идея появилась после работы «Кто мы? Откуда? Куда мы идем?». Мы много говорим о нашей идентичности, но как это уместить в маршрут? Для «ДНК Екатеринбурга» — это рассказ о пути от города-завода до столицы стрит-арта. На прогулках мы думаем с читателями, что такое уральский характер, откуда взялась протестность Екатеринбурга и почему у нас так много современного искусства.
В ближайших планах у меня запустить новую экскурсию «Индустриальная жизнь Бенджамина Баттона, или Как превратиться на старом заводе в алюминиевого младенца». Это проект в рамках публичной программы фестиваля «ЧО». Часть маршрута будет проходить на ВИЗе от монумента «Родина-Мать» к «Индустриальному младенцу».
Я люблю наблюдать, как меняется город, иногда бывает трудно принять перемены. Пишу об этом в своем телеграм-канале «Огненный гид». Иногда думаю, что Екатеринбург — моя миссия. Я пишу о городе, провожу экскурсии, снимаюсь в фильмах. Мне нравится «заражать» Екатеринбургом, зажигать любовь к городу у гостей и местных жителей.
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.