В «Синара центре» открылась новая выставка от выпускницы проекта «Школа кураторов» Серафимы Мусикаевой-Сницаренко. Экспозиция «Соломенное чучело» раскрывает влияние внешней информации на человека: от СМИ до компьютерных игр. А несколько работ отсылают зрителя к его внутреннему миру, будь то детские воспоминания о лете в деревне или исследование возможностей своего тела. It’s My City побывал на выставке и рассказывает, что там можно увидеть.
Что такое «Школа кураторов»?
«Школа кураторов» — это проект галереи «Синара Арт» и благотворительного фонда «Синара». Здесь горожан бесплатно учат работать с художественными коллекциями, а также писать тексты к выставкам. Среди преподавателей курса есть медиаторы московской галереи ГЭС-2, сотрудники Екатеринбургского музея изобразительных искусств и галереи «Синара».
Одному из лучших выпускников дают возможность организовать свою собственную выставку в «Синаре Арт». В 2024 году одним из двух победителей стала участница арт-группы «Среда» Серафима Мусикаева-Сницаренко.
«Соломенное чучело» — это название логической ошибки в спорах, когда один из участников спора искажает аргумент своего оппонента, подменяя его похожим, но более слабым или абсурдным. Название уловки сравнивает искаженный аргумент с пугалом, которое легко свалить и разрушить. Вот например, как выглядит «соломенное чучело» в споре про смертную казнь:
— Смертную казнь надо запретить, потому что всегда есть возможность казнить невиновного человека.
— Вы хотите, чтобы настоящие убийцы и маньяки жили припеваючи на наши налоги?
— Выставка делится на два зала. В первом те «соломенные чучела», которые обрушиваются на нас каждый день. Второй зал — это противоположность, обращение не к внешнему миру, а к себе, — рассказывает куратор.
Серафима признается, что специально не давала гостям готовый алгоритм передвижения по выставке. Она хочет, чтобы работы сами собой обрушились на читателя, так же, как и ежедневно на нас обрушиваются потоки информации.
Первым притягивают взгляд гостя портреты Александра Баженова. Картины отсылают зрителей к компьютерным играм. Изображенные люди, как и виртуальные персонажи, будто бы меняют свои скины. Это символизирует маски, которые человек примеряет на себя в зависимости от обстоятельств.
По соседству с серией портретов висит масштабная работа Action Half Life группы художников AES+F. Дети с оружием также отсылают гостей к теме компьютерных игр. Куратор рассказывает, что порой дети превозносят игру в «стрелялки» не понимая, насколько это страшное явление в реальной жизни.
В экспозиции также разместили работу современного художника из Дагестана Алладина Гарунова. В «Горящем объекте» ковер символизирует культурные обычаи Кавказского региона, которые постепенно утрачиваются из-за засилия технологий.
Еще одна важная работа Александра Баженова в галерее — «Подковерные игры». Художник раскрывает тему влияния интриг на человека. Внешне человек напоминает сломленную гигантскую статую, в то время как внутри у него маленький человек, будто бы просящий о помощи с вытянутой рукой.
В экспозиции также есть коллажи Сергея Рожина — художника и автора телеграм-канала с мемами о современном искусстве «Рабы Малевича». На фоне причудливых зверей оказываются страницы немецких газет. В эпатажной манере Рожин изображает недуги общества, которые скрываются за масками милых животных.
Частые посетители «Синара Арт» наверняка узнают «Саркофаг» от группы художников Recycle group. Работа явно отсылает зрителей к античным памятникам, однако изображения показывают сюжеты «эпохи потребления»: зависимость от гаджетов и частые покупки ненужных вещей.
Второй зал оказывается куда спокойнее: в нем лишь три работы в черно-белых оттенках. Куратор объясняет, что место символизирует обращение к себе: к особенностям тела и воспоминаниям.
Ключевая работа в этом зале — «Горькое молоко», это колба с медовым запахом трав. Ее автор Ирина Суворова рассказывает, что идея пришла ей из детских воспоминаний о жизни в деревне. Она замечала, что иногда корова давала горькое молоко. Все потому, что животное ело полынь — растение с терпким запахом и вкусом. Корова инстинктивно выбирала эту траву, так как она помогала ей очиститься от паразитов после затяжной зимы.
Однажды в трудный период жизни художница уехала в степь. Запах полыни пробудил в ней трогательные воспоминания из детства и «очистил» ее разум.
— Это работа про честность и важные для тебя вещи. Через воспоминания ты будто бы стараешься выпутаться и вернуться к своим базовым настройкам, — делится автор.
Посетить выставку «Соломенное чучело» в галерее «Синара» можно с 11 июля по 1 сентября этого года. Стоимость билетов: от 250 до 300 рублей. 12+