Восьмидесятые. На Землю прибывают корабли с инопланетными пассажирами — биопагами, которых в народе называют Виталиками. Зачем они прилетели, неясно, известно лишь, что пришельцы вырабатывают неизведанное вещество под названием прак, а их средства передвижения в виде огромных золотых шаров зависают в разных местах планеты.
Уже в наше время на контакт с одним из Виталиков выходит медсестра Нина из тихого провинциального городка в России. Она надеется, что инопланетное вещество поможет ее тяжело больному отцу. Взаимодействуя с пришельцем, Нина узнает правду о внеземных существах.
Так звучит синопсис сай-фай фильма «Контакты» Дмитрия Моисеева. Режиссер признается, что снять такой фильм он решился, вдохновившись историей кыштымского карлика Алешеньки, чьи мумифицированные останки нашли на Урале более 20 лет назад. Чем интересна эта картина, рассказываем в рецензии Егора Бобыкина.
Российский авторский сай-фай — вещь, безусловно, экзотическая, но не новая. Не в последнюю очередь благодаря именам писателей Аркадия и Бориса Стругацких. Трое главных советских режиссеров «медленного» и «занудного» кино — Тарковский, Сокуров, Герман — притрагивались к трудам именитого дуэта и адаптировали их для экрана в таком виде, что по итогу из первоисточников, в лучшем случае, оставались имена некоторых героев и сеттинг.
Первый полнометражный фильм Дмитрия Моисеева «Контакты» не основан на произведениях Стругацких, но пасхалки к трудам братьев встречаются то тут, то там. Например, одного из героев зовут Витицкий — так же звучит и псевдоним Бориса Стругацкого. А в одном из кадров на заборе видна надпись «Ушли обиженными» — отсылка к последней фразе Рэдрика Шухарта из «Пикника на обочине». Золотые шарообразные космические корабли, на которых прилетели гуманоиды, можно трактовать как еще одну отсылку к «Пикнику»: Стругацкие писали об аномалии в виде золотого шара, что могла исполнять желания.
Основное действие разворачивается уже в современной России. Главная героиня фильма — провинциальная медсестра Нина, чей отец тяжело болен. В стремлении вылечить отца Нина начинает контактировать с «Виталиком» — инопланетянином. Пришелец выделяет инопланетную жидкость, которая называется праком, и женщина верит, что она поможет ее близкому.
Темпоритм фильма и манера съемки будто бы подстраиваются под общую тленность бытия, окружающую героев. Операторская работа изобилует клаустрофобическими крупными планами, а камера следует за героями столь же неотступно, как в фильмах Ласло Немеша. Интерьеры максимально фактурны в своей скудности, обшарпанности и грязноте. Фантастические элементы контрастируют с общим гиперреализмом в плане съемки.
Герои разговаривают как люди, которых ты увидишь либо в депрессивном российском артхаусе, либо в продуктовом магазине в 12 часов ночи — косноязычно, сбивчиво, не стесняясь бранных слов. Над серой рутиной этих персонажей возвышаются памятники золотому шару. Каменные инопланетянин и человек тянутся к несбывшемуся светлому будущему, как «Рабочий и Колхозница». На парящих космических кораблях виден… российский флаг.
Фильм интересен еще и тем, что в него то и дело включаются кадры с псевдодокументальной хроникой. Она ведет отчет с перестройки, маркирует 1990-е — вот Виталик встречается с Ельциным почти как Форрест Гамп с Кеннеди — и замирает на нулевых.
Пришельцы появляются как новая надежда для людей как раз в тот момент, когда в советском обществе зрели гроздья разочарования из-за несбыточности коммунизма. Но все напрасно: одно коллективное разочарование сменяется другим.
Ушедшие обиженными, герои «Контактов» задаются вопросом: а зачем вообще эти пришельцы прилетели на Землю? Ведь действительно, жизнь обычных людей после прибытия пришельцев особо не изменилась. Нина все так же продолжает ухаживать за своим больным отцом-поэтом, который ей глубоко осточертел своими грубыми выходками. Женщину все так же окружает нищета и все так же ей приходится взаимодействовать с местными бандитами, использующими прак как наркотик.
«Для меня „Контакты“ — история гуманистическая. Это история о „маленьких людях“ и их месте во Вселенной. А еще о том, что бережное отношение к другому и его жизни — чуть ли не единственное универсальное качество человечества, которое имеет призрачный шанс найти отклик в других мирах», — объясняет идею фильма режиссер Дмитрий Моисеев.
Если подводить итог, можно сказать, что «Контакты» — это тягучее, мрачное и максимально неприветливое к массовому зрителю кино. Гораздо более неприветливое, чем, допустим, «Район № 9» Нила Бломкампа, с которым сравнивают фильм Моисеева. Тем не менее на фильм однозначно стоит обратить внимание, особенно если вы следите за отечественной фантастикой. Это авторское кино, которое, надеюсь, вдохновит других фантастов на то, чтобы не стесняться преподносить фантастические сюжеты через уникальную авторскую оптику.
Посмотреть фильм в широком прокате можно будет с 4 июля
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.