В екатеринбургском музее «Эрмитаж-Урал» открылась вторая часть выставки «Альбрехт Дюрер — гений Северного Возрождения» из собрания петербургского Эрмитажа. Мы уже подробно рассказывали о первой части экспозиции, а сейчас многие гравюры художника сменили на новые, потому что бумага портится из-за света.
Всего Екатеринбург привезли 70 новых работ художника и его последователей. Среди самых известных гравюр «Меланхолия», «Четыре ведьмы» и «Покаяние святого Иоанна Златоуста», которым около 500 лет. It’s My City посетил выставку и рассказывает, что интересного можно там найти.
Альбрехт Дюрер — немецкий художник-гравер эпохи Возрождения. До нашего времени дошли 100 его картин, около 1000 акварелей и рисунков, более 100 гравюр на металле, примерно 350 ксилографий и свыше 400 книжных иллюстраций.
Современники воспринимали его как графика. Он стал первым теоретиком искусства среди североевропейских художников и даже написал несколько работ по изобразительному и декоративно-прикладному искусству. Его работы можно найти в коллекциях музеев России, Испании, Австрии, Франции и Германии.
В начале выставки представлены работы учителей Дюрера — немецкого художника Мартина Шонгауэра и итальянского художника Андреа Мантенья. По словам кураторов проекта Светланы Мурашкиной и Натальи Сэпман, Дюрер собирался учиться у Шонгауэра, но тот внезапно умер. Позднее Дюрер отправился к Мантенья в Италию, где сфокусировался на изображении человеческого тела. Это отразилось в серии гравюр «Ведьмы», которые тоже можно увидеть в уральском «Эрмитаже».
Следующая культовая гравюра Дюрера — «Меланхолия». По словам кураторов выставки, в те времена было особенно популярно учение о темпераментах. Меланхолия, например, считалась признаком гениальности.
Работа имеет несколько зашифрованных элементов, среди которых даже есть инициалы Альбрехта Дюрера. Рядом с оригинальной гравюрой разместили раскрашенную копию XVI века.
Вместо черно-белой гравюры Дюрера «Триумфальная колесница Максимилиана I», которую можно было посмотреть в первой части выставки, кураторы показали цветную подделку Ханса Гульденмунда. Работа появилась уже после смерти Дюрера. О ней узнала вдова художника Агнес и подала иск на Гульденмунда. Суд признал, что Ханс скопировал известную гравюру. В итоге работу выкупили лишь за 10 флоринов (золотых монет, которые чеканили во Франции).
Еще один важный экспонат — портрет жены художника Агнес Дюрер. Гравер изобразил жену серебряным карандашом. Образ Агнес вышел максимально домашним и искренним: женщина без платка и в простой одежде. Рядом с ней портрет близкого друга Дюрера Вилибальда Пиркгеймера. Кураторы шутят, что в жизни Агнес и Вилибальд ненавидели друг друга, поэтому решили примирить их на выставке.
Заключительная часть работ посвящена ученикам и последователям Дюрера. «Портрет матери» — знаковая работа художника немецкого авангарда ХХ века Отто Дикса. Женщина изображена с явными признаками старения. Такой же была гравюра с изображением матери Дюрера. По словам кураторов, в то время у художников было не принято изображать пожилых людей без прикрас. Дюрер стал первым, кто натурально показал старость.
Выставка в в музее «Эрмитаж-Урал» продлится до 15 сентября. Билеты стоят от 100 до 300 рублей. 12+