«Я не из тех, кто подходит к людям и говорит: „Давайте я вас сфотографирую“»

Уличные фотографы: кто и зачем снимает на камеру жизнь Екатеринбурга, его обитателей и эклектичную архитектуру

29 июня, 16:44, 2024г.    Автор: Марта Собинова

«Хеллоу, аим э стрит фотографер, кэн ай тук э пикче оф ю?» — в запрещенной соцсети с картинками можно найти кучу рилсов с мемом, когда кто-то, представляясь уличным фотографом, предлагает прохожему сделать фотосет и получается забавная несуразица. 

На самом деле, конечно, так делают далеко не все уличные фотографы. Необязательно фото должны быть постановочными, да и необязательно фиксировать только людей, когда вокруг столько уязвимой красоты, которую нужно успеть заснять.

It’s My City разыскал трех фотографов из Екатеринбурга, которые снимают на улицах города, и расспросил их о том, как они дошли до жизни такой, какие их любимые места для съемок, что говорят люди об их работе и не надоедают ли им одни и те же городские пейзажи.

Боря Кауфман: «Хожу по улицам как минимум четыре часа в день»

— Я родился в Екатеринбурге, но в нулевые, когда мне было 14, с семьей переехал в Германию. Там меня взяли в школу, поначалу все было хорошо, но потом я столкнулся с буллингом и просто перестал посещать занятия. Я поменял пять школ, где в последней меня отчислили за прогулы, а позже я окончил одну из вечерних школ на Вторчермете в 20 лет.

После окончания школы я поступил в Академию современного искусства ЕАСИ. Я пошел туда просто для того, чтобы окончить три курса, получить академическую справку и иметь возможность поступать в Германию без абитура. Были планы поступить на тибетолога в Мюнхен, но не сложилось. Тогда я просто собрал рюкзак и поехал путешествовать.

История моей миграции длилась почти 20 лет. Я катался туда-сюда, много путешествовал по Европе, но часто приезжал в Екатеринбург и очень скучал по городу и родным там. 

Кроме того, остаться хотелось и из-за того, что в городе стало куда меньше интересных событий: мне хотелось добавить больше движа, чтобы мы не были очередным городом где-то там вне Москвы. В итоге понял, что образ жизни в Германии мне не очень подходит, решил осесть на Урале.

Не могу сказать, что съемка была для меня чем-то новым, я вел личный блог с фотографиями из путешествий и с вечеринок. Еще часто залипал на фотографии на портале «Геометрия» (сайт с фотоисториями с вечеринок, популярный в Екатеринбурге в нулевые — прим. ред.). Часами смотрел фото и искал там себя, заодно смотрел на других фотографов.

Поворотным моментом стал 2019 год. Я купил книгу «Сними свой шедевр». Год она просто лежала на полке, но после прочтения решил попробовать заняться фотографией всерьез. Тогда же начал смотреть что-то про стрит-фотографию на Ютубе. Тогда же семья подарила мне фотоаппарат.

Сейчас я веду свой блог. Каждый день публикую рилсы: половина из них — получившиеся фото с прогулок, другая — рассказы о том, как прошел мой день.

Кто из фотографов нравится

— Так вышло, что я полный тезка советского фотографа Бориса Кауфмана. Он тоже делал документальные кадры, поэтому, может быть, это просто магия имени.

Еще нравится Гарри Виногранд. После своей смерти он оставил 2500 непроявленных катушек с пленкой. То есть чувак просто снимал и даже не проявлял и не печатал. И он оставил огромное наследие. Я тоже люблю просто снимать. Если бы это было не в цифре, и мы жили в такие годы, возможно, я бы тоже ничего не проявлял.

Фото: Боря Кауфман

«Я хочу просто задокументировать нашу жизнь сейчас»

— Я всегда был уличным челом. Всю жизнь на улице. Дома я только спал. И вот этот домашний уют пришел ко мне лишь к 30 годам, но желание бродить все еще есть. 

Сейчас каждый день хожу по улицам как минимум четыре часа. Многие снимают стрит-фото. Но как на работу на улицу хожу только я один. Может, я снимаю плохо, хрен с ним, там не мне судить. Но из тысячи кадров все равно всегда получается парочка хороших.

Сейчас я могу себе позволить не зарабатывать на коммерческих съемках, я живу достаточно скромно. Меня очень поддерживает жена и семья. Я пытался найти работу, но жена сказала: «Я тебя поддержу, занимайся, чем хочешь, все будет нормально».

Да и правда, кто-то же должен документировать город? Помню, что в нулевые вокруг нашей тусовки было много фотографов, тогда как раз в моде зеркалки стали. Но где сейчас эти кадры? Есть огромная зияющая яма уличного репортажа именно из Екатеринбурга этого времени. И я хочу просто задокументировать нашу жизнь сейчас.

Перед прогулкой никогда не знаю, что в итоге получится, но в этом и фишка: в стрит-съемке в поисках чего-то определенного ты, вероятнее всего, пропустишь все остальное. Тут надо абсолютно отпустить мозги, просто быть в медитации и превратиться в рефлекс.

Фото: Боря Кауфман

«Мне нравятся бешеные японцы: подходят, без спроса снимают тебя в лоб и убегают»

— Я не из тех, кто подходит к людям и говорит: «Давайте я вас сфотографирую». Мне кажутся такие постановочные фото немного безжизненными. Понятно, что для человека это памятный кадр, но мне так работать скучно. Мне нравятся бешеные японцы, которые подходят, без спроса снимают тебя прямо в лоб и убегают дальше. 

Два раза мне писали с просьбой удалить фото, я это делал, в том числе чтобы меня не засудили. 

Мой друг сейчас пишет большое исследование на тему стрит-фотографии. В России не было ни одного прецедента среди стрит-фотографов, когда кого-то засудили по 152-й статье (защита чести, достоинства и деловой репутации — прим. ред.). Был лишь один случай на митинге, когда фотограф снял, как полицейский изображает пулеметчика, который расстреливает толпу митингующих. И потом эту фотку напечатали в листовках, которые раздавали на улицах. 

Фото: Боря Кауфман

Где чаще всего снимает

— Сейчас мне нужен большой поток людей. Я пять лет избегал улицу Вайнера, но в этом году я хожу там каждый день. Интересно, как одна и та же улица раскрывается каждый день по-новому. Вообще у меня один и тот же маршрут, по которому я хожу ежедневно: проспект Ленина, улицы Вайнера, Малышева и 8 Марта.

Если бы больше людей было на Пионерке или Визе, я бы гулял там. Конечно, в этих районах тоже есть своя эстетика: ночные ларьки, панельки. Но мне все это так надоело, хочется побольше динамичности.

Пишут люди, которые переехали из Екатеринбурга

— Некоторые говорят, что переживают тяжелые времена, и мой блог приносит им успокоение, потому что у меня тоже ничего не происходит каждый день: я проснулся, погулял, поснимал, встретил жену, мы покушали — вот и все.

Бывает, пишут люди, которые переехали из Екатеринбурга и скучают по городу. Я очень понимаю это чувство и фотографиями даю возможность им виртуально прогуляться по Екатеринбургу. Моей бабушке 86 лет, пусть она и живет в городе, по состоянию здоровья не может погулять, но с моими снимками у нее появляется такая возможность.

Максим Лоскутов: «Один мой любимый мотив — фиксирование тех зданий, что уничтожаются»

Максим Лоскутов. Фото предоставлено героем

— Я живу в Екатеринбурге всю жизнь, уже 38 лет. Фотографией занимаюсь примерно 15–17 лет. Тогда я начинал с портретов и репортажа. Снимал уличных художников, автоспорт. Лет десять занимаюсь архитектурной съемкой. Мои дедушка и отец — архитекторы, поэтому я всегда был близок к этой среде.

Поворотной точкой стала смерть моего дедушки. Я начал заниматься оцифровкой его проектов и проникся этим.

В основном снимаю для архитекторов и застройщиков, но также устраиваю и творческие съемки. Бывает так, что один объект приходится фотографировать в течение нескольких лет.

Из недавних таких проектов в Екатеринбурге снимал бизнес-центр на перекрестке Чапаева — Декабристов. Здание стояло десять лет, у него менялся собственник, там планировали открыть одно, открылось другое. Когда ты фиксируешь его в течение нескольких лет, выходит своя долгая история. Важно уметь работать на таком таймлайне, чтобы создавать вдумчивые кадры, а не просто красивые картинки.

Бизнес-центр на Чапаева-Декабристов, Архитектурное бюро «Гордеев – Демидов»Фото: Максим Лоскутов

«Совершенно спокойно могу представить жизнь в любом другом городе страны»

— Екатеринбург — мой дом, мне нравится здесь, в этом городе живет много моих заказчиков. Но я совершенно спокойно могу представить жизнь в любом другом городе страны. Вопрос, где наибольшее количество интересов. Если будет перетягивать какой-то другой город, я пойму, что мне гораздо удобнее там находиться, то, конечно, будет разумнее переехать. Для меня это просто вопрос оптимизации времени.

При выборе проектов тоже нет истории «раз местные, значит, классные». Для меня принцип Support your local работает только в том случае, если компания действительно делает круто.

Жилой комплекс «Форум Сити», LEVS architecten, Форум-групп, Проектное бюро R1, S&P Landscape ArchitectureФото: Максим Лоскутов

Что делать, если предлагают снять проект, который не нравится

— Такие ситуации происходят примерно раз в месяц. Если мне просто не нравится стилистика или какой-то элемент здания, но в целом продукт достойный, я могу за него взяться. Любой объект в городе — это же не только то, что мы обычно в широком смысле понимаем под архитектурой, и тем более не только внешний вид.

С другой стороны, когда ты видишь, что здание откровенно сделано ради того, чтобы продать как можно больше квадратных метров, для меня это абсолютно далеко визуально и с точки зрения ценности в первую очередь. Здесь нет какой-то попытки создать комфортную среду для человека. Такие проекты я не беру. Это даже не вопрос этики или морали, такие здания просто неинтересно снимать. Рынок достаточно насыщенный, всегда есть возможность браться за что-то более-менее близкое.

В рамках коммерческих проектов я бы не стал снимать почти весь Академический, за исключением, наверное, зданий, которые появились в последние годы.

При этом снимать его для какого-то творческого проекта для меня вполне допустимо, потому что это настоящая эклектика. Можно сделать это в рамках творческого высказывания, показывая сумасшедший дух культуры потребления. Что-то подобное делал фотограф Александр Гронский в своих проектах.

Если говорить про личные проекты, то сейчас я стараюсь работать с нашим архитектурным наследием: модернизмом и конструктивизмом. Иногда это работа для спецпроектов в СМИ, зарубежных изданий об архитектуре, часть фото я печатаю, часть просто лежит в архиве и ждет своего часа.

Недавно участвовал в выставке, которую делал фотограф Сергей Потеряев в Доме Метенкова. Там была представлена небольшая архитектурная часть моих работ. Но это, скорее, для меня сайд-история.

Штаб квартира Русской медной компании, Foster + Partners, «Восток Проект», Hyland Edgar Driver, Jason Bruges StudioФото: Максим Лоскутов

Может ли фотограф бороться за сохранение культурного наследия

— Я не думаю, что фотографию, какую бы то ни было, сейчас стоит переоценивать, будто бы она на что-то влияет. Мне кажется, мы уже не в 1960-х живем, чтобы об этом так серьезно говорить. Сейчас все-таки это, скорее, история документальная.

Ситуация с той же Белой башней стала чуть лучше благодаря вниманию людей, хотя она находится на задворках Уралмаша. Но это внимание может привлечь кто угодно: архитекторы, общественники, журналисты, фотографы. Вряд ли это сильно изменит судьбу, опять же, потому что для этого им нужны ресурсы. Но хотя бы если ты об этом начинаешь говорить, то очень медленно со временем что-то может начать происходить в какую-то лучшую сторону или хотя бы это просто поможет сохраниться.

В каких-то случаях действительно есть желание показать, что есть недооцененные объекты. Чаще всего потому, что здания находятся в какой-нибудь не очень удачной локации или у них плачевное состояние.

Хотелось бы, чтобы люди стали больше присматриваться к советскому модернизму, ведь большинство объектов 1960-х, 1970-х, 1980-х годов постройки в России у нас не являются памятниками архитектуры. С ними, в принципе, можно делать практически что угодно.

В Екатеринбурге такая история случилась с цирком. Сейчас ничего не мешает изменить исторический фасад, обшить его непонятно чем, закрыть галерею на первом этаже. От идеи архитектора уже ничего не остается.

Через творческие проекты можно к этому привлекать внимание, но, конечно, это не работа исключительно архитектурных фотографов

Здание областного правительства, ЦНИИЭП зданий культуры, спорта и управления им. МезенцеваФото: Максим Лоскутов

Что интересно поснимать сейчас

Летом этого года я бы на месте людей, которые любят ходить с телефоном или фотоаппаратом, обратил внимание на все, что происходит вокруг строительства Ледовой арены. Сейчас там грязь и кучи щебня, но с каждым месяцем картинка будет становиться все глянцевее, может получиться интересная история, особенно с памятниками архитектуры, расположенными неподалеку. Похожая ситуация со стройкой и ремонтом в Литературном квартале.

По-моему, фотограф Дима Марков говорил: «Когда приезжаешь в незнакомый город, просто смотри, где ближайшая большая „Пятерочка“, рядом с ней точно найдешь классные сюжеты». В Екатеринбурге такая же история, только у нас в городе можно еще смотреть, где стоят краны.

Еще мой любимый мотив — фиксирование тех зданий, что уничтожаются. Ты, по сути, делаешь такую посмертную съемку. И тут тоже достаточно легко предсказать, где это произойдет. Хотя в Екатеринбурге это не всегда так, с его внезапными сносами по ночам.

Вадим Шамсияров (My Photo Tape): «Это мой способ разговора с городом»

— Я родился в Свердловске, ныне Екатеринбурге, и, собственно, живу тут всю жизнь. Мое детство прошло на Старой Сортировке, там я и жил, рос и учился. Тяга к фотографии появилась у меня в раннем детстве, примерно в четыре года. Вообще, если честно, не понимаю, откуда такое желание заниматься фотографией, возможно, передалось от мамы, она в детстве тоже хотела снимать, да и отец у меня очень талантливый человек. 

Помню, бывало и такое, что очень хотел создать фотоаппарат: я разрезал полпачки сока, делал из нее корпус и вставлял увеличительные стекла, в общем, вовсю химичил. Деда Мороза просил, но как-то в те годы он не откликался мне взаимностью. Да и время было тяжелое, у родителей тогда не было возможности купить мне камеру.

В семь лет Дед Мороз все-таки подарил мне фотоаппарат «Смена 8М»: это такая пленочная любительская камера. Я, конечно, в первое время вообще ничего не понимал. Но наличие фотоаппарата в руках тогда меня очень сильно вдохновляло. Я снимал, не проявляя пленку. А потом, спустя какой-то промежуток времени, я начал этому учиться.

Фото: Вадим Шамсияров

В подростковом возрасте я учился в художественной школе, было очень интересно. Тогда же рисовал картины и комиксы. 

Дальше вернулся к камере лишь в 2006 году, когда начал заниматься продажей фотоаппаратов. То время открыло мне целый мир фотоиндустрии, я узнал камеру с технической и практической стороны, это был период, когда все переходили с пленочных фотокамер на цифровые.

Снимал вообще на все, что могло снимать. Кстати, в раннем детстве вообще снимал на ветку от березы. Мы с друзьями выходили во двор, я их выстраивал, фоткал на деревянный брусок, а фотографию просто рисовал.

Фото: Вадим Шамсияров

Какая любимая улица в Екатеринбурге

— Город прекрасен, и в каждой его части есть своя изюминка, тут важно ее разглядеть. А вообще, люблю улицу Толмачева. Это то место, которое мне очень нравится по ощущениям. На ней интересно играет свет, есть особенная архитектура, красивые кафе, которые не убивают, а подчеркивают облик улицы, башенка, столбы со стикерами, красивые авто и прекрасные жители Екатеринбурга. Они как вишенка на торте.

Вторая любимая улица — Хохрякова. Вы знали, что Хохрякова раньше называлась Волчьей улицей? Как по мне, на этой улице время будто остановилось, чувствуется уральская сиеста. Идешь по улице, а кругом горожане, кто еще недавно друг друга не знал, будто сели у костра и общаются. Красиво!  

Еще очень нравятся трамвайные пути в сторону Зеленого острова. Есть у меня кадр, где трамвай едет посреди леса, это часто удивляет тех, кто не из Екатеринбурга.

Фото: Вадим Шамсияров

Непонимание прохожих и запреты снимать в торговых центрах

— Обычно люди всегда нормально реагируют на съемку, чаще они улыбаются тебе в ответ и очень доброжелательно относятся. Но было пару раз, когда приходилось сталкиваться с негативом. Один раз с пьяной компанией в Пионерском, а второй — с человеком, который, скорее всего, нелегально находился на вокзале, его я даже и не фотографировал. Со всеми удалось договориться и до драки не дошло.

Есть места со своей спецификой и особенностями, например, «Таганский ряд». Но и там можно свободно снимать, если все делать корректно, ну и по возможности с согласованием, если уж совсем не идет.

Фото: Вадим Шамсияров

«Нужно представить себя туристом в условном Пакистане»

— Фотография для меня — это мой способ разговора с городом, с людьми, да со всем движущимся и не движущимся. Я без этого разговора жить не могу. Уже даже без фотоаппарата, когда я смотрю на жизнь, все вижу как кадре. Прогулки с фотоаппаратом — это целая терапия и то, что позволяет видеть прекрасное в мелочах. Большое счастье это испытывать изо дня в день, в любое время суток и погоды.

Бывает такое, когда ходишь, например, на работу по улице, которая уже приелась, примелькалась, ты не замечаешь в ней каких то ярких деталей. А тут идешь с камерой и через объектив замечаешь, как красиво течет вода из водосточной трубы, как падает солнечный свет на фасад дома и как девушка, например, в берете украшает своим образом целую улицу. Ну разве это не прекрасно? 

Нас окружает фантастический мир, способный нас радовать, открывать в нас все новые и новые ощущение. Замечать подобное, наверное, и есть счастье. Екатеринбург — лучший для меня город, город контрастов, город с превосходными людьми, камерный кластер творческого и настоящего.

Чтобы было интереснее, можно представить себя туристом в условном Пакистане. С таким ощущением ты на физическом уровне смотришь на город по-новому. Так ты начинаешь обращать внимание на какие-нибудь провода, которые тебя раздражают и ты терпеть их не можешь, а тут ты видишь в них красоту.

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: