«Два обреза» — одна из самых ярких и заметных молодых групп в инди-пространстве Екатеринбурга. Ее знают благодаря эпатажным выступлениям в инвалидном кресле, а также самой юной рэп-звезде города — Киру Кэшу, которому всего 14 лет (поэтому на выступления приходят его родители, которые во всем его поддерживают).
Ребята начинали пять лет назад с наивного лоу-фай-хип-хопа и выросли до крепко стоящей на ногах мультижанровой группы. В их музыке можно услышать отсылки к готическому року, индастриалу, а в самом последнем сингле — босанову и самбу с французским задором. Менялись и тексты — от переосмысления подростковых тем и детских воспоминаний музыканты перешли к темам о смерти и вере, экологических проблемах и пожарах в уральских лесах.
В этом гиде мы детально разбираем путь «Обрезов» и рассказываем, чем интересен каждый их альбом. А если вы хотите узнать о группе подробнее, то читайте наше большое интервью с ребятами, которое мы записали в прошлом году.
Сусла (2019)
Дебютная работа, записанная в камерном для группы составе из трех человек. В основе альбома основанные на повторяющихся, рвано порезанных семплах биты с негромкими ударными, вдохновленные звуком классического хип-хопа восточного побережья.
На пластинке присутствуют и более ранние музыкальные формы хип-хопа: квадратная, с характерной для 1980-х драм-машиной, «музыка для баскетбола» и стремительный дисс на ньюскул «фанк». Из всей олдскульной направленности выделяется веселый брейкбит, на котором начинает тихонько сиять под автотюном самый узнаваемый участник группы — Кир Кэш (на момент записи ему было девять лет).
Треки представляют из себя короткие анекдотичные зарисовки — от случая на баскетбольной коробке до сонной и мечтательной фантазии о вечере в Америке. Все это пронизано наивностью и некоторой детскостью: пиком гедонизма для бандитов средней руки оказывается «читос» и банка кока-колы.
— По сути, первый альбом стал одой нам десятилетним, когда мы писали смешной и детский рэп, — рассказывал один из участников группы Тема Клмоу в интервью It’s My City
Короткий и несерьезный (оттого очень легкий) «Сусла» — это черновик, задающий тон последующему творчеству группы и обозначающий их основной фокус: семплинг и маскарадный сторителлинг.
Смерть в цыганском поселке (2020)
Спустя год «Обрезы» разрастаются и закрепляют материал. В основе все еще дуэт Темы и Сени, но начинают всплывать и новые, не обозначенные голоса, пока что просто на правах участников моба.
Звук остался тот же — выделяются только мемфисовское признание в любви продуктовому магазину «Кировский» и трек Кира Кэша, чьи сольные появления теперь неразрывно связываются с выходом в более модное электронное звучание, в этот раз в виде пампового рейва «Пепси-макс2000».
Мемфис-рэп — направление хип-хопа, появившееся в Мемфисе, штате Теннесси в 1990-е, с мрачным звучанием и семплами, близким к фанку и соулу.
Кроме классических сюжетов о приземленных местечковых разборках и образах золотой жизни, черпаемых из винтажных клипов с белоснежными особняками, появляются новые, бытовые: трек-лист дополнили песни про секс (очень плохая и очень хорошая), дисс на работу и слишком серьезный, оттого карикатурный «сталкер».
Единственное, режет ухо — постоянно вылезающий совсем дурацкий сортирный юмор, в том числе в виде безмерного количества упоминаний мастурбации.
Самый важный трек — сюжетно закрывающий альбом лонгмикс (когда несколько музыкантов поют и читают рэп на одном треке) «Вечеринка в цыганском поселке», собравший всех участников коллектива и подаривший нам репрезенты, которые ясно очертили границы вселенной группы.
Клмутые (2021)
Последняя часть «цыганской» трилогии, на которой «Обрезы» раскручивают свой проверенный метод до максимума.
Красочный и многоголосый, он полон аудиально оформленных сюжетов, оторванных друг от друга, но объединенных примерным местом и мировоззрением персонажей, чем-то напоминая фильм Slacker. Идеальный пример — лаунджевый номер «Такси», который из-за своей наполненности представляет из себя чуть ли не радиопьесу.
Теперь за голосами стоят не просто MC — все они определенные персонажи, их тембры и флоу работают на сюжет и атмосферу. А атмосфера здесь достаточно маргинальная — наркотики, «мутки» и скользкие типы. Но не стоит искать здесь глубокого психологизма и раскрытия персонажей, этот альбом, как скетч-шоу, о внешнем и о действии.
«Обрезы» выходят на новый уровень качества продакшена и вместе с этим чуть-чуть заигрывают с гаражным и альтернативным роком (уже более серьезно и уверенно, чем на «Мазафака мэн» с предыдущего альбома). Здесь же группа начинает ворошить и присоединять себя к широким пластам русской культуры — почти без изменений семплится «Мальчик мой» и заглавная тема «Реальных пацанов», а песня «Шоколад» — очень смешной, сделанный со знанием материала оммаж на АК-47.
— В альбоме «Клмутые» мы ушли в русскую эстетику. Тогда все участники слушали «АК-47» и что-то в этом стиле, поэтому решили сами делать такую музыку. И тогда это стало не пародией, а вдохновением: в альбоме «Клмутые» мы из школьников превратились в пацанов с района. Хотя выглядели мы, как панки и лютые джанки, а не гопники, — объясняли ребята.
Внезапно на альбоме появляются МС Штучка и Mix Master Kutyma — участники тусовки, собравшейся вокруг московской новой волны олдскульного свингового хип-хопа. Если рассматривать это через призму жанра, то можно сказать, что группу приняли в рэп-сообществе.
А ты бы смог? (2022)
Внезапная смена курса — «Два Обреза» перерождаются на самом крепком, жутком и танцевальном альбоме. Вселенная, которая так тщательно выстраивалась на протяжении первых трех альбомов, внезапно остается за кадром. На передний план выходит внутреннее единственного главного участника группы — альбом получился глубоко интроспективным.
Многоголосость никуда не исчезает, но различия между персонажами стираются, теперь они выполняют роль инструмента, рупора. При этом от театральности музыканты совсем не отказываются: в альбоме присутствует мастерски срежиссированная поразительной красоты восточная сказка «Джиганстан».
Звук тоже поменялся на прямо противоположный — он хаотичен, полон тоски и неопределенности, альбом скрепляет себя посредством негативных эмоций. Чувствуется, что группе тесно в рамках жанра — в музыку все чаще вплетаются эйсид-брейки и агрессивные гитары. Вместе с этим песни обогатились структурным разнообразием посредством многочисленных бит-флипов.
«Я думаю, мои слова сейчас не имеют большой цены на фоне того, что происходит сейчас. Несмотря на это, мы продолжаем верить в музыку и ее целительную силу, — писали ребята в марте 2022 года, когда вышел альбом. — Ощущение того, что вселенная хочет что-то сказать, не покидало меня долгое время, а страх смерти начал интересовать все больше, именно поэтому за каждой песней стоит тема как виртуальной смерти, так и смерти физического тела и в конце концов нашей планеты».
В этой пластинке «Обрезы» больше ориентируются на английский рейв и альтернативный рок эпохи MTV, но при этом продолжают перекраивать под себя наследие русской музыки. Например, саксофон из «Браво» с Агузаровой обретает жуткий оттенок, а основой для двух песен становятся «Останусь с тобой» Ветлицкой и «Он не придет» Психеи.
Мертвецы историй не рассказывают (2023)
«Два Обреза» открещиваются от хип-хоп корней и записывают странный готик-рок-альбом с уклоном в индастриал.
— Наши прошлые альбомы держатся на ностальгии, постоянных отсылках к детству и приколам из того времени. А новый — про эклектику, постмодернизм, готику и православие, — говорил Тема в интервью It’s My City.
Выходу альбома предшествовала активная промокампания, из-за которой складывалось ощущение, что группа переходит на следующий этап и собирается выпустить что-то кардинально новое и серьезное. С первым все в порядке: вместо семплов — фокус на гитарах и синтезаторах, вместо рэпа — аутсайдерское пение и нервный автотюн.
А вот со вторым проблема. Даже если «Обрезы» действительно попытались поговорить о серьезных вещах вроде смерти и веры, они попали в ловушку своего собственного сонграйтинга. Вышло, что классический для группы стиль текстов смотрится слишком наивно: это похоже на попытку написать сборник готических сказок.
Альбом оставляет после себя смутное ощущение: жанровый разброс и хаотичная структура трек-листа не позволяет ему сложиться в единую картину, из-за чего появляется ощущение, будто слушаешь сборник несвязных лефтоверов (оставленные демозаписи, не развитые до полноценной формы). Но есть и хорошие моменты: по построковому эпичный «Я так рад, что спас меня Иисус» и тихий, напоминающий группу Н.О.Ж «По кому плачут лилии».
Группа исследует новые формы и пути развития: внутри много идей, но в этом случае у них не получается их грамотно связать, из-за чего они так и остаются оторванными друг от друга идеями.
Весна на улице Мамина-Сибиряка (2024)
Последний выпущенный сингл, на котором группа заходит на территорию бразильской популярной музыки — босановы, самбы и лаунджа.
В этот раз «Обрезы» предстают в образе коктейльного джаз-бэнда. С этим образом они заигрывают уже давно, но только на живых выступлениях, сейчас же они постарались передать это ощущение через музыку, и в этом деле преуспели.
Воздушный, слегка подмигивающий романс, обыгрывающий всем известные тропы сладкой романтической поп-музыки, одновременно напоминающий и арт-поп «Колибри», и фем-панк Bratmobile.
Без шуток не обошлось: то вокал срывается, выходя из томного образа, то появляется диалог, мило переосмысливающий мем про курсы французского языка.
Самое главное — у песни есть все качества, присущие жанрам, к которым она обращается. Это сложно назвать пародией или мелкой стилизацией, настолько стройно и целостно она звучит.
Был ли это разовый эксперимент, за которым ничего не стоит, или осознанный шаг к новому звуку и самоопределению? Ответ мы узнаем в следующем альбоме. И если «Два Обреза» не сбавят привычный для себя темп, то услышать мы его сможем уже в этом году.
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.