Дьявол в прямом эфире

Почему хоррор «Полночь с дьяволом» в стиле «Вечернего Урганта» оказался не способен напугать зрителя

14 июня, 17:02, 2024г.    Автор: Егор Шеремет

Ведущий ток-шоу «Ночные совы» Джек Делрой (Дэвид Дастмалчян) стремительно теряет рейтинги — конкуренция с другими полуночными телепередачами явно не идет ему на пользу. У жадного до славы ведущего рождается гениальная идея: посвятить хеллоуинский выпуск паранормальным явлениям. Делрой приглашает экстрасенса, скептика-фокусника и ученую-парапсихолога принять участие в эфире 31 октября 1977 года. Но зрители и гости «Ночных сов» не подозревают, что именно Делрой приготовил под занавес шоу — интервью с настоящим демоном, поселившимся в теле подростка Лили, единственной выжившей участницы сатанинского культа. 

Фильм «Полночь с дьяволом» братьев Колина и Кэмерона Кэрнсов стал одним из главных сюрпризов скупого на заметные хоррор-релизы 2023 года. После премьеры на фестивале SXSW (South by Southwest) ленту похвалил сам Стивен Кинг, а права на показ ленты купили инди-дистрибьютор IFC и стриминговый сервис Shudder. После удачной промокампании фильм наконец вышел в прокат в начале 2024, и пусть сборы картины оставили желать лучшего, зрителю полюбился ностальгический хоррор.

Давайте разберемся, чем «Полночь с дьяволом» смог понравиться поклонникам современных фильмов ужасов и почему он не понравился нам.

Кадр из фильма «Полночь с дьяволом»

Вечерний у…жас

Семейный просмотр вечернего ток-шоу долгое время был одним из важнейших ритуалов для обычных американцев. Собраться перед телевизором и провести час в компании харизматичного ведущего и звездных гостей, смеясь над злободневными шутками и наслаждаясь выступлениями известных музыкантов, это ли не американская мечта во плоти? 

Формат вечернего ток-шоу кажется неприлично простым, но только американские телеканалы смогли довести его до совершенства. Джонни Карсон, Дэвид Леттерман, Конан О ‘Брайан — эти имена значат для миллионов американцев больше, чем некоторые президенты и голливудские звезды. Но с появлением интернета телевидение начало медленно умирать, и пусть с десяток ток-шоу все еще крутится в прайм-тайм по американским каналам, большинство зрителей относится к ним, скорее, как к реликтам далекого и спокойного прошлого.

Поэтому решение братьев Кэрнс снять фильм ужасов, стилизованный под эпизод классического вечернего ток-шоу, кажется невероятно находчивым — хорроры должны провоцировать своего зрителя, а что может напрячь американского зрителя сильнее, чем грубое вторжение в знакомый с детства формат вечернего ток-шоу?

Особое внимание к национальности потенциального зрителя «Полуночи с дьяволом» не случайно — не погруженные в популярную культуру США люди могут легко проморгать отсылки и оммажи, которыми наполнен фильм, тогда как американские зрители (особенно те, кто вырос на шоу Джонни Карсона) узнают в архетипах иностранного экстрасенса и ученого-парапсихолога вполне реальных личностей, мелькавших на ТВ в 1970–1980-х.  

Братья Кэрнс явно понимали, что снимать фильм только под американских зрителей ­— идея никудышная, и снабдили ленту псевдодокументальным прологом, в котором нас не только погружают в контекст американского телевидения 1970-х, но и знакомят с карьерой и личной жизнью самого ведущего Джека Делроя. 

Экспертно смонтированное вступление к основной истории напоминает обстоятельную документалку на YouTube с парой миллионов просмотров. Предыстория «Ночных сов» и их ведущего рассмотрена в настолько мелких деталях, что к началу основного действия фильма зритель знает Делроя уже настолько хорошо, что увидеть в обаятельном ведущем не менее обаятельного актера Дастмалчяна не получается совсем.

Кадр из фильма «Полночь с дьяволом»

Хоррор, который не способен напугать

«Полночь с дьяволом» снят как мокьюментари-хоррор, но искать параллели между фильмом братьев Кэрнс и «Ведьмой из Блэр» не стоит. Жанр мокьюментари — это в первую очередь про реализм в съемке, и трясущейся камере с подпорченным изображением просто нет места в имитации выпуска престижного ток-шоу.

Непосредственное действие фильма начинается, как и любой другой эпизод ток-шоу, с монолога ведущего. Да, «Полночь с дьяволом» следует телевизионному канону с дотошной точностью, и отличить первые минут 15 фильма от условного «Вечернего Урганта» можно только с натяжкой. Делрой шутит со зрителями, затем деланно нагоняет на них страху, обещая, что хеллоуинский выпуск «Ночных сов» они запомнят надолго. Все, что видит зритель, будто снято со студийных камер, и вплоть до первой рекламной паузы кино выглядит как вполне достоверный оммаж американскому телевидению 1970-х. 

Братья Кэрнс решили не идти по пути полной достоверности, и рекламные паузы «Ночных сов», на которые Делрой прерывается с завидной частотой, заполнены не партнерскими роликами, а съемкой бэкстейджа, во время которой зрителям впервые удается увидеть настоящего Делроя, жадного до популярности эгоиста. 

В этих небольших перерывах, также снятых по законам мокьюментари, и кроется первая большая проблема «Полночи с дьяволом» — идея, что Делроя снимают его же сотрудники чуть ли не в упор, в то время как он шепчется о полулегальных делах со своими продюсером, вырывает из погружения похлеще появления съемочной группы в кадре. 

Даже несмотря на неудачные закулисные вставки, «студийная» часть фильма продолжает увлекать своей достоверностью. Делрой умело накручивает публику, представляя им то экстрасенса Кристу, то скептика Кармайкла Хейга, но их выступления служат лишь закуской перед «главным блюдом» вечера — интервью с парапсихологом и ее подопечной, подростком Лили, в теле которой поселился демон мистер Ригглс. 

Кадр из фильма «Полночь с дьяволом»

К сожалению, именно в беспокойном ожидании появления Лили и проявляется вторая проблема фильма: «Полночь с дьяволом» — кино до боли предсказуемое. Пусть персонажи фильма и не знают, что к середине трансляции столкнутся с сатанинским угаром и тоннами крови, зрители, искушенные «Астралами», «Заклятиями» и прочими паранормальными хоррор-франшизами, прекрасно понимают, к чему ведут братья Кэрнс. 

И финальный гвоздь в крышку гроба «Полуночи с дьяволом» кажется наиболее обидным для хоррор-фильма — картина братьев Кэрнс банально не способна напугать. Герои могут блевать плазмой, видеть призраков и исторгать червей из собственного тела, но даже самый неподготовленный зритель не поведет и бровью от талантливо сделанных практических эффектов. 

Идеально выверенная стилистика фильма идет ему во вред: братья Кэрнс настолько увлеклись созданием реалистического ток-шоу конца 1970-х, что забыли о главном предназначении фильмов ужасов — пугать.

Кадр из фильма «Полночь с дьяволом»

Почему фильм не спасает даже блестящая актерская игра 

Западная пресса прицельно хвалила «Полночь с дьяволом» за аллегорическое порицание одержимости популярностью, от которой страдает американское телевидение в частности и культура в целом. Делрой, поставивший в опасность не только себя, но и своих гостей со зрителями, пытался утереть нос Джонни Карсону и был наказан за это дьяволом — хоррор-фильмы вообще склонны к морализаторству, так что подобный посыл нисколько не раздражает.

Раздражает то, насколько в лоб братья Кэрнс подают свою мораль. На протяжении всего фильма режиссеры пытались сделать Делроя не просто одномерным символом жадности, а сложным многогранным персонажем, и Дэвид Дастмалчян приложил все силы, чтобы помочь им. Актер действительно хорошо вжился в роль двуличного ведущего, но большая часть фактов о Делрое, которые с апломбом презентуют нам Кэрнсы, не ведут никуда. К концу фильма его мертвая жена так и останется роялем в кустах, а многообещающие слухи об участии Делроя в секретном обществе для сильных мира сего забудутся сразу после их упоминания. 

Как и сам фильм, Делрой оказывается пустышкой, созданной и наказанной режиссерами для одной цели — в очередной раз пожурить свихнувшихся на популярности звезд.

Финальный акт фильма, в котором Делрой «сталкивается» с мистером Ригглсом тет-а-тет, портит даже то, за что Кэрнсов можно было похвалить. Режиссеры решили отойти от законов мокьюментари в апогее фильма — концовка «Полночи с дьяволом» снята как самый обычный фильм, и подобное решение нарушает всю структуру фильма. Если история Делроя должна казаться реальной и походить на найденную запись рокового выпуска «Ночных сов», кто тогда снимал последнюю часть фильма?

Вместо вывода

«Полночь с дьяволом» — это не «возвышенный хоррор», а обычная «бэшка», которой повезло попасть в руки талантливых маркетологов Shudder, раскрутивших ее до неприличной популярности. Концепт фильма звучит оригинально, но желание режиссеров выехать лишь на свежести своей истории, забыв добавить в фильм ужасов ужасы, похоронило проект.

У незаслуженного успеха «Полуночи с дьяволом» есть только один плюс — карьера Дастмалчяна непременно попрет в гору в ближайшие пару лет, и талантливый актер точно заслуживает шанса стать кем-то большим, чем характерным артистом.

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: