«Увидеть Свердловск и умереть»

Сто лет назад в Екатеринбурге решили построить главную площадь Урала. Почему из этой идеи ничего не вышло?

5 июня, 18:42, 2024г.    Автор: Мария Рубинина

Синтетический театр, «Большой Урал», Дом печати, Дом промышленности, Дом Советов — все эти здания должны были появиться на площади Парижской Коммуны, которой прочили стать главной площадью Урала. В пространстве перед Оперным театром, где уральцам впервые объявили об установлении советской власти, решили собрать главные символы новой эпохи.

Некоторые здания успели построить в их изначальном конструктивистском облике, например Дом печати, другие претерпели множество изменений — как гостиница «Большой Урал» или Дом промышленности, а третьи появились в другом месте или так и не были возведены из-за постоянно менявшихся планов и затянувшихся строек. Поэтому стать центром Урала площадь так и не смогла.

О судьбе площади и зданий, которые должны были появиться на ней, рассказывает новая выставка «Призраки площади. Увидеть Свердловск и умереть!» в Музее истории Екатеринбурга.

В XIX веке площадь носила более бытовое и привычное для местных жителей название — Дровяная. Здесь находился рынок и склады для хранения дров. Постепенно пространство стало трансформироваться — здесь решили построить городской театр, который сейчас называется «Урал Опера Балет».

Именно в этом театре в 1917 году большевики объявили екатеринбуржцам об установлении советской власти. Спустя два года площадь переименовали из Дровяной в площадь Парижской Коммуны. Уже через несколько лет, в середине 1920-х годов, власти решили сделать эту территорию чуть ли не главной площадью Урала, ведь именно отсюда распространилась весть о новом правительстве. 

Для этого площадь решили окружить несколькими важными для города зданиями и установить в ее центре памятник. Так как в 1924 году Екатеринбург становится Свердловском, было очевидно, что здесь должен стоять памятник «товарищу Андрею», как называли Якова Свердлова его соратники-революционеры. Бронзовый Свердлов появился на площади только в 1927 году.

Еще до своего переименования в 1923 году Екатеринбург стал столицей вновь образованной Уральской области, хотя до этого был лишь уездным городом Пермской губернии. Поэтому нужно было построить здание, где заседали бы городские и областные власти. Так появилась идея масштабного Дома Советов в стиле конструктивизма.

Дом Советов хотели разместить в северной части площади, где сейчас УрФУ. В объявленном конкурсе выиграл проект академика Ивана Фомина, но здесь здание так и не построили — его возвели на площади Труда.

Оригинал эскиза Дома Советов Александра Гегелло, Давида Кринчевского и Григория Симонова. Чертеж привезли в Екатеринбург из московского Музея архитектуры имени А.В. Щусева

Один из интереснейших, но нереализованных проектов — это Синтетический театр. Поскольку Дом Советов так и не построили, на этом месте решили возвести культурное заведение нового типа. 

Синтетический театр предназначался для всех видов и типов театральных постановок и массовых собраний и должен был вмещать в себя от 4000 до 8000 человек. При театре также хотели создать систему специальных лабораторий для работы над воспитанием массового зрителя и участника массовых действий.

«Должна была предусматриваться возможность, чтобы там проводили как постановки старые, дореволюционные, так и новые, советские, перекличку ударников, массовые мероприятия. Также хотели предусмотреть возможность проведения сквозь него парадов», — рассказывает куратор выставки Александр Думчиков. 

Власти объявили конкурс, но не приняли ни один из предложенных проектов. Собрать и доработать все задумки должны были архитекторы Даниил Фридман и Глеб Глущенко. И хотя их совместный проект был готов, здание так и не построили. На этом месте уже в 1959 году начали строить здание «Свердловскугля», которое потом отдали Совнархозу. Позже сюда переехал Уральский государственный университет, который уже в нулевые стал частью Уральского федерального.

Варианты экстерьера и интерьера Синтетического театра

Один из реализованных проектов на площади Парижской Коммуны — это Дом печати с типографией газеты «Уральский рабочий». Строить его начали в 1929–1930 годах. Изначально здание разработал архитектор Владимир Сигов. Судя по эскизам, его угловая часть должна была возвышаться над крыльями здания, а ленточного остекления не предполагалось. 

Позже концепцию Сигова доработала группа архитекторов: все части здания выровняли по высоте, за исключением возвышающегося остекленного эркера со стороны улицы Тургенева, в который поместили лестницу.

Также для будущей площади успели возвести гостиницу «Большой Урал». По проекту здесь должны были обустроить гостиничные номера на 350 мест и общежитие на 150 человек. Изначально в конкурсе проектов победила задумка архитектора Ильи Голосова, но ее не реализовали. Ради экономии власти выбрали проект Сергея Захарова и Владимира Смирнова, занявший второе место.

В 1940-е годы внешний облик «Большого Урала» сильно изменился. Тогда к минималистичному конструктивистскому фасаду добавили колонны, балюстрады, гипсовые статуи и вазоны, так что здание стало напоминать южные санатории. Все эти украшения появились благодаря архитектору Моисею Рейшеру, который до этого проектировал Белую башню на Уралмаше. 

Наконец, последний проект — это Дом промышленности, который стал одним из самых больших долгостроев Свердловска. Дом промышленности должен был стать символом индустриализации страны, и поэтому его тоже решили расположить на «главной площади Урала». 

Стройка стартовала в начале 1930-х годов. По проекту москвича Даниила Фридмана семиэтажное здание должна была венчать 15-этажная башня — на тот момент самое высокое здание в СССР. Но в 1935 году строящееся здание загорелось, башня сильно пострадала и впоследствии от нее отказались.

Строительство возобновили в 1940-е годы с сильными изменениями проекта и закончили только к 1967 году. Сейчас горожане называют здание «пентагоном» из-за его массивности и строгой планировки, схожей с настоящим Пентагоном, в нем работает «НПО Автоматики». Чтобы обойти все здание по контуру внутри и снаружи, нужно пройти более километра.

«Не все из грандиозных проектов были осуществлены. Что-то так и не было построено, что-то дошло до нас в виде чертежей. Тем не менее, в 1920–1930-е годы площадь Парижской Коммуны была настоящим испытательным полигоном для больших конкурсов, в которых принимали участие крупнейшие архитекторы 

Сегодня проходя мимо Дома печати невозможно услышать звук типографских станков, из конторского здания не разносится мерный стрекот печатных машин, а возле гостиницы „Большой Урал“ не останавливаются кортежи с главами иностранных государств. Нет Советов, для которых строился Дом Советов, как и партсъездов, которые должны были проходить в Синтетическом театре. А грандиозные идеи застройки „нового центра областного значения“ обратились в призраки площади, ее несостоявшееся будущее», — заключают кураторы выставки.

Посетить выставку можно до 26 августа в Музее истории Екатеринбурга на Карла Либкнехта, 26. Полный билет стоит 200 рублей, льготный 100 рублей.

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: