Синтетический театр, «Большой Урал», Дом печати, Дом промышленности, Дом Советов — все эти здания должны были появиться на площади Парижской Коммуны, которой прочили стать главной площадью Урала. В пространстве перед Оперным театром, где уральцам впервые объявили об установлении советской власти, решили собрать главные символы новой эпохи.
Некоторые здания успели построить в их изначальном конструктивистском облике, например Дом печати, другие претерпели множество изменений — как гостиница «Большой Урал» или Дом промышленности, а третьи появились в другом месте или так и не были возведены из-за постоянно менявшихся планов и затянувшихся строек. Поэтому стать центром Урала площадь так и не смогла.
О судьбе площади и зданий, которые должны были появиться на ней, рассказывает новая выставка «Призраки площади. Увидеть Свердловск и умереть!» в Музее истории Екатеринбурга.
В XIX веке площадь носила более бытовое и привычное для местных жителей название — Дровяная. Здесь находился рынок и склады для хранения дров. Постепенно пространство стало трансформироваться — здесь решили построить городской театр, который сейчас называется «Урал Опера Балет».
Именно в этом театре в 1917 году большевики объявили екатеринбуржцам об установлении советской власти. Спустя два года площадь переименовали из Дровяной в площадь Парижской Коммуны. Уже через несколько лет, в середине 1920-х годов, власти решили сделать эту территорию чуть ли не главной площадью Урала, ведь именно отсюда распространилась весть о новом правительстве.
Для этого площадь решили окружить несколькими важными для города зданиями и установить в ее центре памятник. Так как в 1924 году Екатеринбург становится Свердловском, было очевидно, что здесь должен стоять памятник «товарищу Андрею», как называли Якова Свердлова его соратники-революционеры. Бронзовый Свердлов появился на площади только в 1927 году.
Еще до своего переименования в 1923 году Екатеринбург стал столицей вновь образованной Уральской области, хотя до этого был лишь уездным городом Пермской губернии. Поэтому нужно было построить здание, где заседали бы городские и областные власти. Так появилась идея масштабного Дома Советов в стиле конструктивизма.
Дом Советов хотели разместить в северной части площади, где сейчас УрФУ. В объявленном конкурсе выиграл проект академика Ивана Фомина, но здесь здание так и не построили — его возвели на площади Труда.
Один из интереснейших, но нереализованных проектов — это Синтетический театр. Поскольку Дом Советов так и не построили, на этом месте решили возвести культурное заведение нового типа.
Синтетический театр предназначался для всех видов и типов театральных постановок и массовых собраний и должен был вмещать в себя от 4000 до 8000 человек. При театре также хотели создать систему специальных лабораторий для работы над воспитанием массового зрителя и участника массовых действий.
«Должна была предусматриваться возможность, чтобы там проводили как постановки старые, дореволюционные, так и новые, советские, перекличку ударников, массовые мероприятия. Также хотели предусмотреть возможность проведения сквозь него парадов», — рассказывает куратор выставки Александр Думчиков.
Власти объявили конкурс, но не приняли ни один из предложенных проектов. Собрать и доработать все задумки должны были архитекторы Даниил Фридман и Глеб Глущенко. И хотя их совместный проект был готов, здание так и не построили. На этом месте уже в 1959 году начали строить здание «Свердловскугля», которое потом отдали Совнархозу. Позже сюда переехал Уральский государственный университет, который уже в нулевые стал частью Уральского федерального.
Один из реализованных проектов на площади Парижской Коммуны — это Дом печати с типографией газеты «Уральский рабочий». Строить его начали в 1929–1930 годах. Изначально здание разработал архитектор Владимир Сигов. Судя по эскизам, его угловая часть должна была возвышаться над крыльями здания, а ленточного остекления не предполагалось.
Позже концепцию Сигова доработала группа архитекторов: все части здания выровняли по высоте, за исключением возвышающегося остекленного эркера со стороны улицы Тургенева, в который поместили лестницу.
Также для будущей площади успели возвести гостиницу «Большой Урал». По проекту здесь должны были обустроить гостиничные номера на 350 мест и общежитие на 150 человек. Изначально в конкурсе проектов победила задумка архитектора Ильи Голосова, но ее не реализовали. Ради экономии власти выбрали проект Сергея Захарова и Владимира Смирнова, занявший второе место.
В 1940-е годы внешний облик «Большого Урала» сильно изменился. Тогда к минималистичному конструктивистскому фасаду добавили колонны, балюстрады, гипсовые статуи и вазоны, так что здание стало напоминать южные санатории. Все эти украшения появились благодаря архитектору Моисею Рейшеру, который до этого проектировал Белую башню на Уралмаше.
Наконец, последний проект — это Дом промышленности, который стал одним из самых больших долгостроев Свердловска. Дом промышленности должен был стать символом индустриализации страны, и поэтому его тоже решили расположить на «главной площади Урала».
Стройка стартовала в начале 1930-х годов. По проекту москвича Даниила Фридмана семиэтажное здание должна была венчать 15-этажная башня — на тот момент самое высокое здание в СССР. Но в 1935 году строящееся здание загорелось, башня сильно пострадала и впоследствии от нее отказались.
Строительство возобновили в 1940-е годы с сильными изменениями проекта и закончили только к 1967 году. Сейчас горожане называют здание «пентагоном» из-за его массивности и строгой планировки, схожей с настоящим Пентагоном, в нем работает «НПО Автоматики». Чтобы обойти все здание по контуру внутри и снаружи, нужно пройти более километра.
«Не все из грандиозных проектов были осуществлены. Что-то так и не было построено, что-то дошло до нас в виде чертежей. Тем не менее, в 1920–1930-е годы площадь Парижской Коммуны была настоящим испытательным полигоном для больших конкурсов, в которых принимали участие крупнейшие архитекторы
Сегодня проходя мимо Дома печати невозможно услышать звук типографских станков, из конторского здания не разносится мерный стрекот печатных машин, а возле гостиницы „Большой Урал“ не останавливаются кортежи с главами иностранных государств. Нет Советов, для которых строился Дом Советов, как и партсъездов, которые должны были проходить в Синтетическом театре. А грандиозные идеи застройки „нового центра областного значения“ обратились в призраки площади, ее несостоявшееся будущее», — заключают кураторы выставки.
Посетить выставку можно до 26 августа в Музее истории Екатеринбурга на Карла Либкнехта, 26. Полный билет стоит 200 рублей, льготный 100 рублей.