«Если на Вашу долю выпала честь строить Дом Божий, примите это как великий дар Творца, ибо десница Господня касается того, кто строит храмы, и многие грехи простит тому Господь», — это цитата Иоанна Кронштадтского, которую используют многие приходы, чтобы привлечь пожертвования для реставрации храмов.
Отчасти она описывает историю восстановления церкви Спаса Преображения в селе Ключи в полусотне километров от Екатеринбурга. При помощи прихожан за несколько лет из храма начала ХХ века сделали «спешелти» храм, сохранив первоначальную планировку и декор фасада.
Восстановлением церкви с 2015 года занимается настоятель храма иерей Арсений Гущин. За девять лет отцу Арсению вместе с прихожанами удалось установить новый иконостас, поставить купола. А еще благодаря сохранившимся чертежам они обнаружили и начали восстанавливать подземный храм, засыпанный в советские годы. Дальше батюшка планирует заняться и развитием самого села, которое пока остается не самым комфортным местом для жизни.
It’s My City рассказывает историю церкви Спаса Преображения, которая за 109 лет успела побывать библиотекой, сельским клубом и зернохранилищем, а теперь возвращает себе первозданный облик с поправкой на современность, например, прихожан здесь угощают кофе.
Вербное воскресенье
В село Ключи мы с фотографом приезжаем рано, до начала службы около 20 минут. По дороге к окраине населенного пункта, где стоят заброшенные коровники, нам навстречу идет женщина с веточками вербы.
— С праздником вас, — говорит она.
— И вас с праздником, — отвечаем ей.
От коровников остались только обветшалые стены и крыша. Они уже давно не работают. Когда-то они были единственным предприятием в селе. Сейчас местные жители если и работают, то на своих хозяйствах или едут на заработки в соседние деревни и города.
К этому моменту у храма уже собираются люди, они медленно заходят внутрь, держа в руках веточки вербы. После небольшой подготовки на клирос встают две женщины и начинают петь. Начинается воскресная служба.
Около двух часов отец Арсений читает молитвы прихожанам, люди стоя слушают и крестятся. После службы все записываются на соборование (помазание елеем), оно проходит раз в год во время Великого Поста, и после идут в трапезную, где староста Анастасия уже накрыла на стол.
Приход церкви Спаса Преображения довольно большой и дружный. В него входят местные жители, дачники, которые живут в Ключах весной и летом, и те, кто приезжает на службу из Екатеринбурга, Челябинска и других городов. Люди разговаривают, настоятель Арсений в это время показывает, какие они повесили карнизы со шторами на электроприводе, чтобы отделить трапезную от пространства храма. Есть все начинают уже после молитвы.
В это воскресенье на столе много рыбы, она в салатах, пирогах и просто в засоленном виде. Отец Арсений благодарит семьи, которые помогли организовать праздничную трапезу, но не называет их имена — в православной традиции не принято рассказывать о своих благодеяниях.
Еще в трапезной есть кофемашина, что нетипично для православных храмов, столь удаленных от больших городов. Молодая староста храма Анастасия варит в ней кофе для прихожан. Она довольно известный врач-дерматолог и косметолог, а в свободное время работает в храме.
После трапезы начинается соборование — таинство, когда священнослужитель читает молитвы и помазывает прихожан елеем. В христианстве это объясняют желанием исцелить духовные и телесные недуги, а также оставить те грехи, о которых человек забыл. Круг за кругом в течение двух с половиной часов отец Арсений подходит к каждому человеку, чтобы провести таинство, некоторым людям становится тяжело стоять, им выносят стулья.
Подземный храм с потайными ходами к купеческому дому
После таинства отец Арсений решает провести нам экскурсию. Начинаем с подземного храма. Вход в него находится в трапезной — это лестница, которая ведет в темное помещение под землей. Иерей Арсений просит не снимать строительные инструменты, которые там находятся, потому что сейчас храм активно ремонтируется.
Подземный храм выглядит впечатляюще, помещение будто выдолблено в скале, в нем темно и прохладно. На стенах и потолке видна влага, которая собирается в капли, но это только имитация, нарисованная художниками, помещение переделано по современным стандартам и полностью герметично. Может показаться, будто иконостас собран отдельно и вставлен в алтарь, но это не так. Он цельный, сначала вырезали его, а прямо за ним алтарную часть.
— В дореволюционных чертежах храма мы обнаружили подземный придел. Мы его полностью раскопали, восстановили по чертежам и укрепили. В советские годы его, видимо, засыпали и сровняли с землей, — рассказывает отец Арсений.
Храм Преображения Господня был построен буквально за несколько лет до революции — в 1910–1915 годах. Тогда деньги на его возведение собирали всей деревней: на мельнице купца Александра Борчанинова стояла кружка для пожертвований, а среди жителей ближайших деревень деньги собирали по подписным листам.
Значительную часть средств на строительство внес Борчанинов. Поэтому к чертежам храма добавились три подземных хода. Они вели к дому Борчанинова, к дому священника и к дому дьякона. Дом Борчанинова все еще можно найти в Ключах, он стоит в полусотне метров от храма, сейчас здесь местный Дом культуры. Пока что подземные ходы законсервированы и по ним нельзя ходить из-за вероятности обвала.
После окончания ремонта в подземном храме планируют проводить службы и крещения. В нем уже установлена купель в виде ихтиса (символ в виде рыбы, который олицетворяет Иисуса). Внутри купели обещают сделать мозаику. На одной стене будут изображены апостолы в лодке, которые плывут по воде и провожают человека в новую христианскую жизнь. На другой сделают узор с землей обетованной, все вместе это будет означать, что после крещения человек переродится.
Искусственного света в подземном храме почти не будет, пространство осветит паникадило. В стенах под потолком спрячут светодиоды, чтобы тусклый, ненавязчивый свет создавал атмосферу таинства. Оттенок освещения будут менять в зависимости от церковного праздника. Например, на Пасху красный оттенок, а на Преображение Господне белый.
В подземном храме хранятся не только инструменты (на время ремонта на верхнем этаже), но и велосипед, который может взять любой прихожанин и поехать на нем по селу. Во время нашего разговора с отцом Арсением он часто упоминал, что они стараются сделать все, чтобы прихожанам было удобно и комфортно в храме, в шутку мы нарекли такой подход «спешелти храмом».
Керамический иконостас и пол из итальянского мрамора
Экскурсия продолжилась у керамического иконостаса в основном храме. По словам настоятеля, он уникален, потому что разноцветные иконостасы в храмах ставят весьма редко, обычно их делают одноцветными.
Пожертвовал его храму заводской инженер, имя которого не называется. Он три года откладывал деньги с зарплаты, и все это время иконостас поэтапно собирался в храме. Инженер платил семье керамистов, которые делали и раскрашивали детали для иконостаса вручную. Поэтому многие плитки отличаются по цвету или форме.
Рядом с иконостасом висит написанная во второй половине XIX века икона святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова, она сохранилась со времен основания храма. Ее нашли, когда в храме во время ремонта разбирали пол. Скорее всего, ее спрятали, спасая от советской власти.
По воспоминаниям местных жителей, когда в 1937 году храм закрывали, почти все иконы и церковную утварь разграбили. Настоятель храма Арсений рассказал, что некоторые иконы сельчанам удалось спрятать у себя, но в 1990-е годы приехали люди, которые пообещали отреставрировать их. Многие местные доверились и отдали образа незнакомцам, которые с тех пор их так и не вернули.
Кроме иконы при раскопках храма нашли фарфоровый сосуд монаха-водоноса. Он хранился в земле без упаковки и остался невредимым. Тогда настоятель и прихожане поняли, что реставрацию храма нужно продолжать и довести до конца.
Из нового в храме сделали мраморный пол. Мрамор для храма закупали в Италии, а уже в России его резали на части, чтобы сделать напольный узор, который прокладывает навигацию по храму. На полу изображены «ковры», по которым можно понять, куда идти, а изображения цветов помогают сориентироваться, куда встать во время службы или поставить церковную утварь. Например, цветок посередине означает, что на нем должен стоять аналой (подставка для икон и священного писания), который будто бы вырастает из пола.
Далее перемещаемся в самую высокую часть храма. На звонницу ведет кованая винтовая лестница, которую разрабатывали с инженерами. Чтобы по ней было легче подниматься, по пути есть место для отдыха, где планируют поставить диванчики.
В советские годы с храма сбросили колокол. Человека, который сделал это, потом убили, вряд ли это было связано с его поступком, но его жизнь закончилась трагически, говорит отец Арсений.
Пока в храме нет новых колоколов, но один из прихожан ведет сбор на 10 млн рублей, чтобы их купить. Для 13 будущих колоколов установили массивные балки из 280-летней лиственницы. Также отец Арсений обращает наше внимание на стены, которые покрыты прорезиненной штукатуркой, в отличие от обычной она не трескается при перепадах температур зимой.
С колокольни хорошо видны купола, их тоже восстановили по чертежам при реставрации. На крестах сделаны тонкие лески, чтобы птицы не могли на них садиться, но при этом не травмировались, как от шипов. По углам крыши сделаны водостоки в виде четырех апостолов: тельца, льва, орла и ангела.
На вопрос, сколько уже потратили на реставрацию и сколько еще нужно, отец Арсений не может ответить. Батюшка утверждает, что не притрагивается к деньгам. Если появляется человек, который хочет чем-то помочь храму, настоятель говорит ему, что нужно сделать и где это можно достать. Кроме того, спрогнозировать траты невозможно, так как цены постоянно меняются.
Как живет село, точкой притяжения которого стал храм
Село Ключи находится в 50 километрах от Екатеринбурга. Помимо храма здесь есть остановка, магазин, Дом культуры и детский сад. Через село протекает речка Ключик, которая придает местности холмистый рельеф. В Ключах есть целая вилла, которую можно арендовать, а на окраине небольшая база отдыха.
Сейчас село разрастается. С каждым годом все больше и больше людей приезжают в него, чтобы построить дом или дачу. Новые местные прокладывают асфальтированные дороги к своим участкам, хотя многие дороги и остаются проселочными. Единственная автобусная остановка разбита, а сельхозпредприятия закрыты, но есть фермерские хозяйства, которые продают молоко, сыр и мясо.
В селе есть единственный магазин. На нем красуется классическая красная вывеска «Продукты». Мимо него проходит мужчина, местные зовут его дядей Сашей. Смотря на рядом стоящую «Ниву», он что-то громко бормочет себе под нос. Он оборачивается на меня и спрашивает:
— Что говоришь?
Я молчу в ответ.
— Что ты сказал? — снова спрашивает он.
— Да ничего я не говорил, — отвечаю.
— Вот «Нива» (показывает он на машину). Отличная машина, наша! Я на такой по Афгану ездил, — громко говорит он и уходит к участковому, который стоит у храма.
Сейчас в Ключах прописано около 300 человек, но по селу так и не скажешь, кажется, что домов там очень много для 300 жителей — в селе очень много дачников. Кому-то дом или участок достался по наследству, кто-то купил землю и построил свой дом, поэтому картинка в селе довольно контрастная: заброшенные дома сменяются коттеджами.
Во время прогулки по селу если кто-то из местных и встречается, то это дачники. По словам одного из них, на его длинной улице, состоящей примерно из 20 домов, только в трех живут местные.
На другой улице встречаем компанию из пяти уже пьяных мужичков, сидящих во дворе дома, они местные, но разговаривать с нами не захотели, да и настроены были не очень дружелюбно. В храме уверяют, что далеко не все местные такие, а многие просто работают у себя на участках, поэтому мы их не видели.
Продавщица в магазине, которая родилась в Ключах, рассказала нам, что из мест работы в селе остались только магазин, детский сад, фельдшерский пункт и упомянутый выше ДК. Земли, на которых выращивали урожай, давно распродали, на них люди активно строят дачи. В храм продавщица не ходит, говорит, что выходной у нее в понедельник и она не попадает в часы, когда он открыт.
В приходе храма есть две местные сельчанки Надежда и Валентина. Надежда рассказывает, что их было 15 бабушек в приходе, а она была самой молодой из них. Сейчас их почти не осталось. Но она уверена, что население в селе прибавляется благодаря восстановлению храма. По ее словам, по большей части это дачники, люди бы тут жили, если бы село было полностью газифицировано, а так газ проведен не везде — до храма и чуть дальше.
— Мы живем здесь по прямой в 400 метрах от храма, у нас нет газа. Очень сильно мучаемся с печкой, дрова сейчас ужасно дорогие — 25 тысяч сосна стоит. Газификацию поставили на 2028 год, доживем мы до него или не доживем, кто его знает, — расстраивается Надежда.
На наш вопрос о пьяных местных Надежда и Валентина отвечают, что и правда в селе есть те, кто много выпивает. Работы у них нет, а храм не посещают, поэтому идут днем в магазин.
— Из предприятий остался только магазин с очень высокими ценами. Ну вот обещают «Пятерочку» построить, там будет дешевле. В тот магазин мы практически не ходим, если есть возможность съездить в город, то покупаем продукты там, — рассказывает прихожанка.
Трезвый досуг люди в Ключах проводят в ДК, но из-за недавнего теракта в «Крокусе» он на время закрыт, поэтому мы в него не попали. Прихожанки рассказали, что Домом культуры руководит Надежда Борисовна, она ведет детские кружки, делает спектакли и проводит кинопоказы. Ее очень хвалят — говорят, что любят проводить время в клубе.
После завершения реставрации храма отец Арсений планирует заняться развитием Ключей. Он хочет высадить новые деревья, сделать парк, спортивные площадки, открыть воскресную школу и даже гостиницу с православным уклоном. Люди смогут жить в ней бесплатно, но им нужно будет помогать храму благоустраивать территорию и по другим делам. Такой вид досуга иерей Арсений считает душеспасительным.
Также здесь планируют организовать кластерные зоны для мероприятий. Однажды настоятель пригласил музыкантов, которые играют на Плотинке в Екатеринбурге, дать на один из праздников концерт при храме. Один из прихожан тогда выложил видео с празднования в TikTok, которое собрало более 5 млн просмотров. Теперь в селе хотят сделать специальные площадки, чтобы устраивать больше подобных мероприятий.
На вопрос, что будет с храмом, если отца Арсения вдруг отправят в другое место (так периодически происходит в РПЦ), он со смирением отвечает, что примет это и поедет восстанавливать другой приход. Он считает, что сюда приедет другой священнослужитель и он продолжит восстановление. Хоть отец Арсений не может открыто рассказывать о своих достижениях, прихожане хвалят своего настоятеля и отзываются о нем, как о молодом и энергичном священнике, который делает очень много для храма.
Сергей и Александра в Ключах купили дачу и теперь практически живут там большую часть года. Они воцерковленные люди и ходили в храм в Екатеринбурге, а когда увидели дачный участок, с которого открывается вид на храм, решили остановиться на нем и построить дом, а теперь активно помогают храму.
— Нам нравится ремонт в храме, потому что все это делается с любовью. Понятно, что это недешево. Батюшка все с таким вниманием и со вкусом выбирает. Здесь еще много работы, и мы хотим помогать, чтобы поскорее храм обрел какую-то законченность, — рассказывает Александра.
Постепенно Ключи, которые мало чем отличаются от любой другой российской глубинки, обретают второе дыхание и развиваются параллельно храму. Остается надеяться, что жизнь в селе будет налаживаться и дальше, а у местных появится больше мест для проведения досуга и работы.
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.