В уральском филиале Пушкинского музея презентовали новую выставку «Городские эксплорации». Она рассказывает, как исследовать город с помощью психогеографии, когда вы опираетесь на свои эмоции и ощущения. Например, выходите из дома без определенного плана, маршрута и цели и отправляетесь в ту сторону, в которую никогда не ходили. А мимоходом подслушиваете разговоры прохожих, смотрите по сторонам в поисках интересных надписей, фасадов и замечаете что-то новое.
Такие прогулки называют дрейфами, и художники с выставки предлагают пуститься в дрейф по соседнему Челябинску, который местами похож на Екатеринбург. Создавая работы, авторы незапланированно выходили в город и его окрестности и искали вдохновение. It’s My City побывал на выставке и рассказывает, что интересного здесь можно увидеть.
Дом
Выставка «Городские эксплорации» понравится екатеринбургскому зрителю, потому что у Челябинска и Екатеринбурга есть множество пересечений: от похожих названий улиц до заброшенных зданий. Выставку делали кураторы из Челябинска Марина Денкевич, Анна Леготина и екатеринбургская художница Катя Червонных, которая часто в своих работах использует городское пространство.
Экспозицию разделили на две части «Дом» и «Улица». Первую открывает работа Марины Рохмистровой «Дом №X». Марина искала южно-уральскую домовую роспись, но выяснилось, что ее на самом деле не существует. При этом она все равно нашла отличительную черту интерьеров старых домов Южного Урала — вышивку крестиком, которой бабушки украшали свои дома.
Тогда Марина сделала свою вышивку на стене разрушающегося дома в Челябинске. В конце концов дом рухнул, а у работы художницы появился новый смысл — деконструкция памяти. Ведь вместе со старыми зданиями исчезает и память о традициях и привычках. Сама работа — это баннер с напечатанными на нем крестами, который Рохмистрова разместила на здании. Он скомкан в кучу и напоминает обломки, оставшиеся от дома.
Остальные работы в «Доме» тоже изучают память. Например, инсталляция Надежды Шаровой «Кайму рисовал» — это стеллаж с сервизом, который достался художнице в наследство от бабушки. Надежда долгое время изучала историю своей семьи, работавшей на Южноуральском фарфоровом заводе. Семейная реликвия передавалась из поколения в поколение. Пожалуй, каждый человек с постсоветского пространства может вспомнить похожий стеллаж у себя дома или в квартире своих родственников.
Кроме фарфора за стеклом стеллажа лежат семейные фотографии с написанными на них вопросами, которые бабушка задает своей внучке. Спустя годы эти обычные для бабушек и дедушек вопросы приобретают новый смысл. Фраза «тебя не обижают?» о том, все ли в порядке у внучки в садике, звучит не менее заботливо и тревожно во взрослом мире, полном опасности и конфликтов. Так Надежда пытается переосмыслить вопросы бабушки и продолжить с ней диалог.
Улица
Вторая часть выставки начинается с работы Ольги Наконечневой «Радость между злостью и отвращением». После дрейфа по Челябинску художница создала психологическую карту города. На полотне она очертила районы, в которых изучала, как пространство влияет на ее эмоциональное состояние. Вместо официальных названий она подписала их так, как их называют местные жители. Ленинский район подписан «Ленарем», а Северный — «Северком».
Рядом с каждым пространством Ольга пришила керамическую пуговицу. Цвет и подпись на керамике означают состояние художницы в момент, когда она находилась в каком-то из районов, что позволяет зрителям отследить ее ощущения. Например, на «Тропе пенсионеров» художница испытывала радость, а рядом с памятником Ленину — стыд и смущение.
Также на выставке можно увидеть инсталляцию «Покров» с элементами перформанса. Работа Ольги Антипиной рассказывает о том, что защищает городскую среду — художница сшила одеяло, которое напоминает фасадную сетку, закрывающую здания во время ремонта или когда никакого ремонта на самом деле не происходит, а дом просто ветшает под этим покрывалом.
Одеяло будто левитирует под потолком помещения, а над ним напечатан текст с ощущениями Антипиной от него. Художница провела под одеялом шесть дней, брала его с собой на работу и укрывалась им по ночам, чтобы понять, будет ли она под ним чувствовать себя безопасно, как здания, которые им накрывают.
«6 ночь. Спала хорошо, не считая того, что встала утром с трудом. Легла вовремя. Хорошо заснула. Одеяло теперь привычно смотрится, мне его не хватает, даже чувствуется, что под ним теплее, оно царапается и плохо драпируется, наползает на лицо. Можно привыкнуть. Выходит, что можно носить любые вещи, в быт можно пристроить даже такой объект», — пишет Ольга.
На выставке также есть иммерсивная инсталляция Ляйсан Азаматовой «Мы встретимся этой осенью». Работа выглядит как типичное пластиковое сердце с признанием в любви к родному месту, которое можно встретить на площадях многих российских городов.
Внутри сердца лежат записки с приглашениями на свидание. На них написан адрес челябинской улицы, который дублируется в Екатеринбурге. Взявший записку может опробовать себя в дрейфе, прогуляться до указанного адреса и почувствовать себя психогеографом.
В Челябинске к вам на свидание может заглянуть сама художница, но в правилах никто никому ничего не обещает.
«У человека, взявшего пригласительный, есть несколько вариантов развития событий. Он не приходит на встречу. Он приходит на встречу и встречается с городом. Он приходит на встречу и встречается со мной и с городом», — прописано в правилах инсталляции.
Подворотня
Заканчивается экспозиция подворотней, в которой представлено закулисье проекта. Там можно увидеть фото и видео с художниками в процессе создания произведений.
Фотографа Никиту Морозова позвали, чтобы задокументировать дрейфы челябинских художников. Он снимал их ночные вылазки и то, как они взаимодействовали с пространством. На одном из видео, снятых Никитой, художники раскрашивают бетонные сферы, которые не дают водителям припарковаться на тротуаре возле кафе «Уральские пельмени». Чтобы ненасильственно работать с городским пространством, ребята брали мелки и превращали красные отбойники в мухоморы.
— Я обнаружил себя в мае прошлого года в списке участников, в чатике с незнакомыми мне людьми, которые называют себя художниками и кураторами, и сам я себя так стал называть, и стал смотреть, что будет происходить. Я тяжело встраиваюсь в новый контекст: когда из двадцати человек я знаю полтора, требуется время, чтобы привыкнуть к людям, начать себя понемногу открывать. Больше всего из этого опыта я ценю время, которое проводил одновременно с вами, ребзя. Мне кажется, что это и есть современность — проживать общий опыт. А фотки и видосики с наших встреч остаются индексом от этого опыта, — отзывается Морозов о проекте.
Выставка продлится до 31 мая, вход свободный. Время посещения с 12:00 до 20:00.
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.