На экраны вышел фильм Civil War Алекса Гарленда, который в российском прокате назвали «Падением империи» — видимо, потому что действие разворачивается в США, а сама страна оказывается на грани исчезновения из-за новой гражданской войны (кто с кем воюет, правда, до конца неясно).
Это мрачное роуд-муви об отчаянных фоторепортерах, одну из которых сыграла Кирстен Данст. Журналисты едут через раздираемую обстрелами, взрывами и столкновениями страну в Вашингтон, чтобы взять интервью у президента, который пытается удержать все под контролем и заново сплотить нацию.
Кинообозреватель Егор Бобыкин посмотрел фильм и рассказывает, чем эта картина отсылает к легендарному «Апокалипсису сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы, почему кино можно упрекнуть в романтизации войны, но все равно заставит вас содрогнуться.
Со времен выхода в прокат «28 дней спустя» Дэнни Бойла прошло 22 года. Бегающие зомби давно перестали быть чем-то из ряда вон выходящим. Композиция Джона Мерфи In a heartbeat перестала играть из каждого утюга. А Киллиан Мерфи и Дэнни Бойл получили каждый по заветной золотой статуэтке — один за «Оппенгеймера», другой за «Миллионера из трущоб». Алексу Гарленду, написавшему сценарий к легендарному зомби-хоррору, пока еще оскаровская удача не перепала.
Зато ему посчастливилось оказаться среди голливудских сценаристов, воцарившихся в кресле режиссера, например, вместе с Чарли Кауфманом и Аароном Соркином. Сейчас на российские экраны вышла его четвертая полнометражная работа — Civil War («Гражданская война»), которую в российском прокате окрестили «Падением империи». Это самая высокобюджетная режиссерская работа Гарленда и студии А24 — бюджет составил 50 млн долларов. Масштаб творческих амбиций ему соответствует.
Фильм повествует о группе фотожурналистов, которая колесит по растерзанной гражданской войной Америке, чтобы взять интервью у самого президента США. Кто с кем воюет, понять трудно: Гарленд не дает развернутой экспозиции о противоборствующих сторонах.
Известно, что два крупнейших штата Техас и Калифорния объединяются, провозглашают себя «Силами запада» и выдвигаются к Белому дому. Президент (Ник Офферман) занимает свой пост уже третий срок и пытается сплотить страну. Нельзя и точно сказать, когда происходит действие — это либо ближайшее будущее, либо альтернативное настоящее.
Зрителю предлагается лицезреть последствия боевых действий: кладбище разбитых вдребезги автомобилей, висельники на автострадах, уничтоженные здания. Только это далеко не самое страшное, с чем столкнутся герои.
Одним из источников вдохновения для «Падения империи» оказалась классика военного кино — «Апокалипсис сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы. Впрочем, можно сказать, что львиная доля сценарных и режиссерских работ Гарленда вышла из шедевра Копполы. От «28 дней спустя» к «Пеклу», а оттуда в «Аннигиляцию» и «Падение империи» перекочевал копполовский/конрадовский сюжет о путешествии в глубь первобытной тьмы и о том, как тьма пересобирает человеческую душу, обнажая в ней дикое начало.
Почему стоит обратить внимание на «Падение империи»? Потому что Алекс Гарленд в рамках высокобюджетного жанрового кино сделал внятное и сильное высказывание о бремени профдеформации, посмотрев на это с точки зрения военного фотографа.
Две главные героини фильма Ли Смит (Кирстен Данст) и Джесси (Кейли Спэни) представляют собой две противоположности. Смит — прожженный «ветеран» фоторепортажей, побывавшая во множестве горячих точек. Джесси — молодая, неопытная, но храбрая девушка, рвущаяся в пекло при первой же возможности. Их оружие — фотоаппараты, с помощью которых они запечатлевают ужасы войны.
Камера — не только инструмент донесения информации, но еще и барьер между человеком и окружающим его кошмаром. Профессия военного фоторепортера заставляет его отгородиться от происходящего — если поддаться парализующему чувству страха, не сможешь сделать четкий снимок. Этот парадокс проходит через весь фильм, и раскрытие героев Данст и Спэни завязано на их профессиональной деформации в нечеловеческих условиях.
Эти условия, снятые постоянным оператором Гарленда Робом Харди, выглядят невероятно живописно. Особенно выделяются ночные пейзажи, озаренные светом от вспышек снарядов. У зрителей может возникнуть закономерный вопрос: а не диссонирует ли пышная глянцевая форма с жестоким содержанием? Кто-то может найти ответ в словах самого Гарленда: публично тот заявил, что «Апокалипсис сегодня» — не тот фильм, который он может назвать полностью антивоенным из-за его романтики и парадоксальной притягательности войны.
Самому Гарленду полностью избежать поэтизации войны не удалось, если судить по его же меркам, из-за упомянутой выше дьявольской живописности окружения. Но это не означает, что форма здесь полностью подменила содержание.
Наоборот, оперируя доступной массовому зрителю формой, Гарленд не стесняется бить этого же самого зрителя прикладом, когда действие доходит до кошмаров свихнувшегося мира.
Ведь американец, спрашивающий своего согражданина: «Какой конкретно ты американец» — существо гораздо более страшное, чем зомби и инопланетные мутанты. И фильм, поверьте, продемонстрирует это во всей красе (спасибо Джесси Племонсу).
«Падение империи», безусловно, стоит того, чтобы посмотреть его на большом экране. Это кино неглупое, красивое и обезоруживающее своей подчас неожиданно мизантропической интонацией. Не стоит однако рассчитывать на шедевр уровня Копполы или Кубрика — Гарленд будет калибром пониже. Но это ни разу не плохо, ведь перед зрителем откроется очень талантливо сделанное высокобюджетное жанровое кино, добавляющее красок в ландшафт голливудских блокбастеров, мутнеющий от засилия франшиз.
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.