Манифест любви и примирения

Как новая выставка в Ельцин Центре поможет починить и наладить семейные связи

26 марта, 17:50, 2024г.    Автор: Семён Хорохорица

В арт-галерее Ельцин Центра открыли новую выставку «Я люблю тебя. Ничего не бойся». Экспозиция рассказывает о разнице и схожести поколений мам и дочерей разных эпох, о восприятии ими родительства, памяти, субъектности и сепарации. А еще выставка дает возможность наладить контакт со своими родителями, особенно в нынешнее время, когда семейные узы рвутся, например, из-за разницы взглядов, переездов и других причин. Корреспонденты It’s My City побывали на презентации и рассказывают, что интересного увидят зрители.

Фото: Евгения Кобеева / It's My City

Матери и дети

Выставку открывает эмоциональная и резонансная работа уральской концептуальной художницы Анастасии Франц «Узы». На полотне изображены пальцы, которые переплетаются между собой, образуя узлы. Они символизируют, какой запутанной и болезненной может быть коммуникация между близкими людьми. Работу дополняют цитаты из диалогов мам и дочерей. Высказывания сопровождают зрителя на протяжении всей выставки, соединяя одну тему с другой.

Фото: Евгения Кобеева / It's My City

В этих разговорах мамы обсуждают с дочерьми первую любовь, путешествия, работу, роль мужчины в семье. Так зритель может проследить, как отличается картина мира в восприятии разных поколений.

— В основе выставки лежат интервью с женщинами двух поколений — на их материале было выделено 13 тем, вокруг которых подбирались цитаты, работы художников и фотографии из семейных архивов. Работы художников, подобранные к цитатам, не просто являются иллюстрациями к разделам — они раскрывают психологию героинь, — объясняет куратор Влада Позднякова.

Фото: Евгения Кобеева / It's My City

Ложные воспоминания

Мама (М): Она сказала… не мерзкая девчонка… не омерзительная, в общем, очень уничижительное, очень страшное слово по отношению к ребенку. Просто страшное слово. Вот с этим словом в душе я прожила практически всё лето.

Дочь (Д): Но у меня столько знакомых там появилось, в общем, очень комфортно себя чувствовала. И страна очень хорошая!

Эти цитаты, вырванные из диалога, раскрывают воспоминания матери и дочери о летних каникулах. Мать делится, как ее оскорбила женщина, когда она была ребенком. Став взрослой, она до сих пор прокручивает этот эпизод в голове.

Фото: Евгения Кобеева / It's My City

Дочь же вспоминает о своей поездке в Грузию, но в старшем возрасте. И очевидно, что ее опыт отличается от маминого детского. Девушка концентрируется на хорошем: вспоминает о новых знакомых и позитивных впечатлениях в новой стране.

Фото: Евгения Кобеева / It's My City

О памяти рассказывает еще одна работа — живопись «Панорама. Фрагменты» Ольги Чернышевой, яркой представительницы поколения московских художников, появившихся в 1990-е годы. 

— Она сделала себе имя в эпоху знаковых политических и культурных перемен — следствие распада СССР и экономического кризиса, которые затронули большую часть населения страны. Чернышева передает свои точные наблюдения за окружающей действительностью с помощью различных медиа, — рассказывают о художнице коллеги.

В рамках экспозиции Ельцин Центра художница будто монтирует пленочную киноленту, вырезая кадр из памяти, заменяет его другим или перемешивает между собой. Так, Ольга показывает, как в голове человека образуются ложные воспоминания, основанные на том, что произошло в самом деле.

Фото: Евгения Кобеева / It's My City

Хранительницы очага и работницы

Тему памяти сменяет не менее важный для женщины вопрос самореализации и работы. В этом героини выставки будто бы солидарны, хотя рассуждают по-разному. У матери аргумент выстраивается на доктрине «надо и должен», дочь же на карьеру смотрит как на способ самовыражения, ища в этом личную мотивацию.

Фото: Евгения Кобеева / It's My City

М: Человек обязательно должен работать. Человек…. должен… Нельзя не работать человеку.

Д: Да, для меня однозначно всегда работа являлась и будет являться способом моей самореализации.

Размышления женщин сопровождают картины пермского наивного художника Рудольфа Тюрина, написанные 70–80-х годах прошлого века. Глядя на «Колхозниц», мы видим отдыхающих на подоконнике работниц после смены.  

Фото: Евгения Кобеева / It's My City

Ниже картина «Две девушки с ребенком», где карьерная составляющая покидает сюжет и сменяется темой материнства. Художник показывает двух девушек в повседневной одежде, между которыми ютится младенец. Приходится только догадываться, работают девушки или все же выбрали быть домохозяйками. 

Фото: Евгения Кобеева / It's My City

Мужчина второго плана 

Значительная часть экспозиции посвящена вопросу о месте мужчины в семье и в жизни женщин. В картине «Сомнения» художник Николай Тюрин зафиксировал свидание, а Семён Белый на своей литографии «Регистрация брака» отпечатал жениха и невесту будто бы с типичной свадебной фотографии из родительского альбома.

Фото: Евгения Кобеева / It's My City
Фото: Евгения Кобеева / It's My City

Сергей Деникин написал на холсте идеальную семейную пару, которую могли бы изобразить на рекламном билборде в США 1950-х годов, если бы не сюрреалистическое насекомое, которое рушит всю идиллию. Так художник старается уйти от хрестоматийного образа «правильной семьи». 

Фото: Евгения Кобеева / It's My City

М: Папа… Он как бы более духовное составляющие нашей семьи.

Д: Пол не мыл?

М: Ну нет конечно. А мама, имеющая двух дочерей, хозяйственная сторона, забота…

Интересно, что в живописи экспозиции мужчины тоже, скорее, дополнение, чем полноценные участники сюжета. В ироничной картине «Один лишь раз сады цветут» Рудольфа Тюрина мать держит на руках маленького мальчика, в то время как отец справляет нужду на заднем плане. 

Фото: Семён Хорохорица / It's My City

Материнская любовь

Несмотря на разногласия и разные взгляды поколений, выставка заканчивается объединяющей поколения инсталляцией художницы Аси Маракулиной «Записка». На стеклянном столе лежит вышивка в виде записки с посланием «Я люблю тебя, ничего не бойся».  

Фото: Евгения Кобеева / It's My City

Работа Маракулиной будто закольцовывает экспозицию, которая началась с перепутанных между собой пальцев Насти Франц. Она показывает, что как бы ни была сложна коммуникация между родственниками или близкими людьми, сколько бы ни было проблем и разногласий, родственная связь прочна и дает опору следующим поколениям.

P.S.

На выходе с выставки для посетителей поставили стол, за которым они могут попытаться поговорить с родителями и наладить связь. Чтобы узнать друг друга получше, можно заполнить анкету с вопросами, которые организаторы выставки задавали респонденткам, или взять колоду карт Adult Kids. Вопросы на картах помогут вам поговорить о детстве и о том, как это влияет на настоящее.

Выставка продлится до 19 мая, стоимость билета от 75 до 300 рублей. Время посещения с 10:00 до 21:00. Возраст: 6+. 

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: