Слово «инцел» стало постепенно выходить за пределы «нижнего интернета». Если несколько лет назад об инцелах можно было прочитать на «Дваче», то теперь благодаря множеству мемов про них узнает все больше людей.
Инцелы — это люди, считающие, что они находятся в вынужденном целибате. Они утверждают, что не могут найти партнера, несмотря на сильное желание. Многие из них обвиняют женщин в нежелании вступать с ними в отношения, так как те осознанно выбирают лишь обеспеченных и красивых мужчин. Раньше инцелов воспринимали как безобидных чудаков, но после нескольких терактов с их участием в США к ним стали относиться куда подозрительнее. Сами инцелы настаивают, что просто хотят найти отношения, и жалуются, что общество стремится их стигматизировать.
Постепенно проблема инцелов начинает волновать и российское общество, а в феврале один из них громко заявил о себе и в Екатеринбурге. Уральский преподаватель Павел Щербина рассказал, что его уволили из Свердловского областного педагогического колледжа из-за блога, в котором он рассказывал о жизни инцела, критиковал идеи феминизма и сетовал на меркантильность женщин.
It’s My City поговорил с инцелами из Екатеринбурга об их жизни и проблемах в поиске отношений, а также с психологами о том, почему молодые люди приходят к таким убеждениям и как можно решить их проблему.
Кто такие инцелы?
Слово «инцел» происходит от английского incels, словослияния involuntary celibates, что означает «невольно воздерживающиеся». Это не всегда девственники, многие сторонники движения имеют за спиной брак и даже воспитывают детей, но утверждают, что находятся в ситуации вынужденного одиночества. Преимущественно инцелами являются мужчины. Сторонники движения настаивают, что женщины могут быть вынужденно одинокими лишь на необитаемом острове.
— Не верю, что девушки могут быть инцелами, особенно в условиях большого города. Я убедился в этом на личном опыте. Встречался одно время с девушкой, честно, не оцениваю только лишь по внешности, но объективно, с точки зрения интереса среднего мужчины, у нее был лишний вес и неординарная внешность. Ей за год написали полторы тысячи мужчин, просто чтобы познакомиться. Если такое у нее, то можете себе представить, что происходит у девушек «10 из 10»?
Да, есть одинокие девушки, но стоит им кинуть клич, и они уже не будут одиноки. Одиночество может быть их выбором, но у меня такого выбора нет, — рассказывает Алексей, инцел из Екатеринбурга.
Тем не менее к зарождению движения инцелов причастна девушка. В 1997 году пользовательница из Канады Алана решила создать сайт для людей, которые страдают от одиночества Alana’s Involuntary Celibacy Project — «Проект невольного воздержания Аланы». Это было безопасное пространство, где одинокие люди могли получить поддержку. Позднее Алана нашла на своем сайте партнера и перестала его вести, но проект продолжил работу и даже разросся до новых форумов.
В 2010-х годах сторонники движения инцелибата или связанные с ними люди совершили несколько массовых убийств. В 2014 году инцел Эллиот Роджер устроил теракт в студенческом городке Айла-Виста в Калифорнии. В 2017 году выпускник школы в Нью-Мексико Уильям Атчисон устроил стрельбу в школе, убив двух человек. В 2018 году житель Торонто Алек Минасян задавил насмерть 10 человек и ранил 16, намеренно въехав в толпу людей на арендованном микроавтобусе.
Неудивительно, что часть общества быстро охарактеризовала инцелов как террористическую угрозу. Однако сами сторонники движения считают это оскорбительным, говорит Алексей.
— Притеснения на уровне власти нет, но оно есть на уровне общества. Мне кажется, это потому, что людям в России нужно новое пугало. Придумали байку, что все инцелы — террористы, хотя терактов было не больше пяти. Я тоже осуждаю эти радикальные методы. Вместо взвешенного обсуждения проблем инцелов мы получаем лишь хейт, — считает сторонник движения из Екатеринбурга.
От православия до «вагинокапитализма»
В России одним из самых популярных движений инцелов стало сообщество «Антифеминистский левый фронт». Его создатель — Алексей Поднебесный, скандальный блогер из Нижнего Новгорода. В прошлом он был православным активистом, правозащитником и сотрудником прокуратуры, но после развода с супругой начал транслировать идеи «вынужденного воздержания».
Самая известная идея Поднебесного — это концепция «вагинокапитализма». По его мнению, девушки соглашаются на секс только после денежных вложений со стороны партнера, поэтому менее обеспеченные мужчины всегда остаются без отношений. Он рассматривает отношения через левую оптику, при этом в угнетенном положении оказываются не женщины (как, например, считают феминистки), а мужчины.
Также в России существует «Первое движение инцелов». В сообществе озвучиваются те же тезисы, что и в «Антифеминистском левом фронте».
— Абсолютно вся индустрия кафе, ресторанов основана на недоступности секса для мужчин. Ни один мужчина не пошел бы есть в кафе или ресторан по конским ценам непонятную и часто вредную еду, а лучше поел бы дома или в обычной столовой сытную еду, много и «за дешево». Только необходимость уламывать «вагинокапиталисток» дать секс заставляет мужчин ходить в эти душные обрыгаловки и уныло сидеть там с тупыми девками, пока они нажрутся, напозируют, насладятся своим мнимым величием и соблаговолят после дорогостоящей и несытной кормежки дать секс угнетенному ими мужчине, — пишут авторы проекта.
Такие радикальные взгляды разделяют не все российские инцелы. Например, наш герой Алексей из Екатеринбурга уверен, что Поднебесный резок в своих высказываниях и просто не уважает женщин.
— Проблема Алексея в его резкости. Если он пишет вещи в духе «бабы, ненавижу их», понятно, почему у него не складывается с девушками. Хотя, с другой стороны, есть масса случаев, когда с женщинами обращаются куда хуже, но они никуда не уходят от своих мужей.
Еще одна проблема Поднебесного — то, что он строит из себя великого мученика, хотя по факту им не является. Есть политики, есть деятели и журналисты, кто страдает больше, чем он. К тому же у него есть девушка, и его посты про то, что у него нет близости и он самый одинокий человек в мире, мне непонятны, — говорит Алексей из Екатеринбурга. Но одновременно соглашается тезисом Поднебесного, что секс много значит для мужчин и его отсутствие плохо влияет на человека.
— Я на себе ощутил его тезис об энергии секса. Когда у меня с этим было все окей, я прочитал больше книг, чем за последующие два года жизни. Именно тогда я начал задумываться о чем-то возвышенном. А когда у тебя все мысли ниже пояса… Не зря ведь инцелов обвиняют в зацикленности на теме секса. Потому что не удовлетворяется их базовая потребность.
Я не сторонник того, что незнакомые женщины должны заниматься сексом с мужчиной по первому требованию. Но честно говоря, у меня нет ответа на вопрос, как исправить эту ситуацию. Каждый случай индивидуален, но, конечно, хочется, чтобы девушки более охотно соглашались на секс, в том числе и с инцелами, — делится Алексей.
«Я считаю, что современные девушки меркантильные. Мужчины разбаловали»
Алексею из Екатеринбурга 21, он учится в медицинском вузе. На его приход к идеям инцелибата повлияли как его личный опыт отношений с девушками, так и знаменитый манифест Эллиота Роджера, в котором молодой человек рассказывает, почему стал инцелом и решился на массовое убийство.
— Началось все в 2015 году, когда мне было 13 лет. В школе познакомился с девушкой, которая училась старше меня на класс. Мы начали общаться, я в нее влюбился. Это было как в американских фильмах: я был ботаником, дружил с ней и попал во френдзону. Кульминация истории случилась спустя год, как я признался — она нашла парня-плохиша. Потом я съездил за границу и меня отпустило.
Следующая история была, когда мне было 15. Тоже школьная влюбленность, признался ей в чувствах, но она отшила, через месяц меня отпустило. Затем понял, что отношения — фигня, которая лишает свободы. В тот период жизни я искал девушку только для развлечений. С переменным успехом мне удавалось это сделать.
В 18 я узнал о существовании инцелов. Читал форум, где описывали, почему девушкам нравятся плохие парни, а на хороших они забивают. Узнал о книге Роджера, прочитал манифест. Конечно, я не поддерживаю то, что он сделал, убивать людей неправильно вне зависимости от того, что у тебя происходит в личной жизни. Но тем не менее после прочтения я понял, кто я есть, — рассказывает Алексей.
У молодого человека было еще несколько неудачных отношений, в одних его бросила девушка, а в других возлюбленная изменила ему с бывшим. Затем у Алексея был недолгий роман, после которого у совсем юного парня появился ребенок.
— Вначале она восприняла мои убеждения нейтрально. Но как ребенок родился, прекратила со мной отношения. Я, конечно, человек ответственный, ухаживаю за ребенком и обеспечиваю его. Но как бы я ни пытался ее образумить, предложить продолжить строить семью, она не хочет выходить за меня замуж. Считает жизнь со мной некомфортной. Понятное дело, девушка не может прямо сказать, что все это потому, что я инцел, — уверен Алексей.
По словам Алексея, если раньше он искал лишь секса, то теперь ищет отношений и хочет наконец обрести семью.
— Можно предложить такому, как я, лайкать девушек на сайтах знакомств, откликаться на анкеты. Да, когда-нибудь, может, и будет секс, но отношений, что как по мне важнее, так не найти. По крайней мере, в моем положении студента без работы и денег. Я человек консервативных взглядов и моногамен. Хочу найти партнера на всю жизнь, — говорит он.
По мнению Алексея, главная проблема современных отношений — то, что многие мужчины и женщины не способны сохранять их в течение долгого времени. Кроме того, по его мнению, многие девушки меркантильны и выбирают мужчин, основываясь только лишь на финансовой составляющей.
— Я лично считаю, что современные девушки меркантильные, да, но я бы не хотел 100% это явление сваливать на них. Мужчины сами разбаловали.
Зачем выбирать парня, который не дарит цветы на свиданиях, если есть тот, кто дарит? Это вина системы, которая навязывает девушкам потребительскую модель поведения. Главное здесь уже не семья, дети, отношения и гармония с собой, а деньги. Конечно, я не хочу говорить, что такая ситуация со всеми, но, увы, это тот мир, в котором мы живем, — заявляет Алексей.
«Инцелов выставляют маргиналами и отщепенцами»
Екатеринбуржец Павел Щербина (Пьер Вагонский) ведет личный блог, в котором рассказывает о трудностях жизни инцела. Его риторика немного отличается от того, что можно увидеть в других инцельских сообществах: он предлагает сфокусироваться не на отсутствии секса как такового, а на особенностях мужского одиночества.
— Инцелибат в моем понимании — это социальная ситуация, в которой живет до половины взрослого мужского населения страны. И не всегда это какие-то страшные плохие женоненавистники. Возможно, ложный образ инцелов складывается из-за странных публичных блогеров, пытающихся хайпить на громких лозунгах, или людей, которые из-за ментальных проблем берутся за оружие.
В контексте инцелов мы прежде всего говорим о сексе, потому что мужчинам проще говорить о чем-то, что можно измерить. Секс — это конкретная измеримая величина, в отличие от абстрактной любви. В своих ранних «инцельских» видео я говорил о потребности в сексе, но на самом деле, это всегда была потребность в любви и принятии. Нам мужчинам сложно говорить про чувства, нас этому не учат. Так что мне понадобилось немало времени, чтобы осознать, что мне нужен не собственно механический секс, а нужна любовь и близкий человек со взаимными чувствами, — объясняет Павел.
Павел осознал себя как инцела в начале 2010-х годов. Тогда он поступил в университет в Нижнем Тагиле и ждал бурных вечеринок как в фильме «Американский пирог».
— Я учился в педагогическом институте, где было много девушек, при этом у меня не складывались отношения из-за разных проблем. Было безумно обидно, ведь этом возрасте особенно хочешь отношений. С моим нынешним опытом я уже не склонен все валить на девушек. То есть я понимаю, что где-то вел себя некорректно. Бакалавриат я окончил, будучи девственником, — рассказывает он.
После этого Павел работал журналистом, а также сотрудником пресс-службы одного из заводов. Потом он решил поступить в магистратуру в Екатеринбурге, надеясь встретить девушку в университете.
— Я был удаленщиком еще до того, как это стало мейнстримом, и очень соскучился по людям. Кроме того, у меня было несколько незакрытых гештальтов: продолжить обучение, пожить в общежитии отдельно от родителей, а также завести отношения, — вспоминает Павел.
Во время учебы он заводил знакомства с девушками, однако многие из них прекращали общение после знакомства с его блогом. Обиженный отсутствием внимания женщин, он написал книгу «Мысли Джокера в студенческой общаге», в которой, к примеру, сравнивал залипание женщин в телефон с прилюдной мастурбацией.
— Я был зол на очередное отторжение. Меня раздражало, что девушки постоянно залипают в смартфоны в общежитии, где мы периодически встречаемся, вместо смол-тока и смотрят в телефон.
В моем инцельском сознании это было так: если девушка смотрит туда, значит, она обязательно переписывается с богачами и красавчиками. Тем самым тешит чувство собственной важности, стимулируя определенные зоны души. Девушка тем самым показывает пренебрежение, но я не могу на это отреагировать. Сейчас я уже так не думаю, понимаю, что залипание в смартфон — общий тренд, — отмечает Павел.
В некоторых его текстах можно встретить неоднозначные высказывания в адрес девушек, а также сексуализированные описания их внешности. Читательница It’s My City обратила внимание на один из текстов Пьера Вагонского, в котором лирический герой рассказывает историю своего знакомства с 17–18 летними первокурсницами в общежитии, подробно описывая их внешние данные и называя это «чуть ли не самым ярким сексуальным переживанием в его жизни».
Сам Павел заявил It’s My City, что это отрывок из его книги «П-п-привет», которую он написал несколько лет назад, когда ему как лирическому герою было 28 лет, и рассматривает как художественную литературу. По его словам, все персонажи вымышлены, достигли возраста согласия, а в сюжете нет описаний интимной близости.
В блоге Павла также можно найти пост, где он рассказывает, как писал магистерскую работу, ради которой изучал феминистские книги. Их чтение герой довольно резко сравнивал с изучением гитлеровского «Майн Кампфа» (признана экстремистской литературой и запрещена в России).
— Тогда мне пришлось читать о положении женщины в современном мире. О том, сколько они зарабатывают, какие у них права и возможности и так далее. Сначала от чтения феминистской литературы меня натурально тошнило, а потом как в анекдоте: «У нас кошка тоже сначала боялась пылесоса, а потом ничего, втянулась». Вот и я втянулся.
Я прямо как еврей в Германии, которому в 1936 году дали бы почитать «Майн Кампф». Чтиво малоприятное, тяжелое, но способное спасти жизнь, если этим знанием правильно распорядиться. Ведь это не какое-то оторванное от реальности чтиво.
Живой пример сидел передо мной в этой учебной комнате несколько минут назад. 18-летняя соплячка Юля за полгода нашла себе в университете мужика. Она за полгода решила вопрос личной жизни, который я, мужчина, не решил до тридцати лет, — писал Павел.
После очередного неудачного случая знакомства он решил подчистить информацию о себе в блоге, а через две недели нашел девушку в студенческом чате. Он уже почти два года находится в отношениях, больше не считает себя инцелом и говорит, что начал смотреть на проблему иначе.
— Для меня как для автора важно видеть развитие: от истеричного чувака, требующего секса, в человека, который смотрит на проблему одиночества более глобально. Со многими прошлыми постами я был не согласен, но хотел оставить их для себя. Не все девушки меня понимали и думали, что я какой-то странный, поэтому я удалил все посты, до которых смог дотянуться.
С моей будущей девушкой мы жили вместе в общежитии, были шапочно знакомы. Эта девушка помогала мне чаще других, в один момент предложила вместе ходить на танцы, так и завертелось. Она узнала про мой блог через несколько месяцев после начала отношений. Было время, когда я советовался с ней по поводу сложных постов, но теперь так не делаю, — вспоминает герой.
Хотя Щербина больше не считает себя инцелом, идеи, которые он высказывал в блоге, сработали против него. Мужчина работал в Свердловском областном педагогическом колледже, в котором преобладают девушки, и преподавал студентам историю и философию. Сначала все шло хорошо, студенты были довольны лекциями, но некоторые узнали о творчестве преподавателя и пожаловались на это руководству колледжа. После этого Павла уволили из колледжа.
«От лица всей нашей группы хотим сказать, что мы рады, что вас уволили. Вы не умеете принимать критику, знаний мы не получали. Мы за традиционные ценности нашей великой страны! Если человек не может выстроить отношения с людьми, о какой педагогической пригодности идет речь?» — писали студенты в комментариях на официальной странице колледжа во «ВКонтакте».
В учебном заведении утверждают, что просто не продлили Павлу контракт.
— Как такового увольнения не было. Он действительно преподавал у нас две недели по договору. Мы посмотрели на его работу и не стали продлевать контракт. Про причины решения не могу вам прокомментировать, — заявила It’s My City завуч колледжа Алена Сосновских.
— Мне очень грустно от того, что инцелов посредством интернета и телевидения выставляют маргиналами и отщепенцами. Причем это общий тренд, касающийся не только и не столько России, сколько мира в целом. Вместо признания проблемы мужского одиночества и работы по ее решению общество обвиняет мужчин в их одиночестве, в результате некоторые из них действительно радикализируется и становятся инцелами из криминальных сводок. В основе любого решения проблемы — ее признание. Пока я вижу только охоту на ведьм. Меня уже «сожгли на костре», уволив с любимой работы. Что дальше? — задается вопросом Павел.
«В основе всегда личные травмы»
Психолог Мария Заикина считает, что многие молодые люди становятся инцелами в основном из-за личных травм, а не из-за того, что об этом движении все чаще говорят в медиа. Хотя объединение инцелов в сообщества, транслирующие особое отношение к противоположному полу, тоже имеет свое влияние.
— В основе всегда личные травмы. Что это может быть? Травма при взаимодействии с мамой, бабушкой или сестрой. Женщина могла быть холодной и не любить его. Посыл инцелов ко всем женщинам — посыл к своему родственнику. Естественно, я не хочу обвинить чьих-то родителей. Многих из нас недолюбили мамы, с этой травмой можно работать.
Сообщества тоже влияют. Если у меня есть особенности психики и я вижу людей, которые одобряют такие взгляды, это не то что развязывает мне руки, но дает ложное понимание, что со мной все нормально, а также снимает с меня долю ответственности, — говорит Заикина.
Также на мужчин-инцелов может повлиять их собственный тип привязанности и уровень самооценки, говорит психолог.
— У некоторых может быть избегающий тип привязанности, они боятся близости и близких отношений, поэтому выбирают стратегию избегания отношений. При этом переносят ответственность за неудачу на женщин. Многие думают, что они какие-то не такие: мало зарабатывают, не так выглядят, поэтому их не выбирают. Хотя по факту дело может быть вообще не в этом, — отмечает Мария.
По мнению психолога, одиночество — общий тренд как для мужчин, так и для женщин, поэтому разделять это явление по половым признакам не совсем верно.
— Есть гипотеза, что на это влияют информационные технологии. В соцсетях я могу быть кем угодно: хоть Шреком, хоть принцессой, разместить любую фотографию и отфотошопить. У современных людей появилась возможность оставаться в социуме, но предъявляя себя ненастоящим.
Это спорный момент. По идее, социофобия рождается раньше и идет из детства. Но интернет и соцсети это подкрепляют, потому что если у меня есть способы не взаимодействовать с другими людьми, нет возможности научиться и преодолеть страх. Новые технологии способствуют изоляции, у меня нет даже шанса взаимодействовать с людьми. Изоляция для психики очень вредна, человек — социальное существо, мы только в контакте с людьми можем развиваться, — уверена психолог.
Лучший исход событий для таких людей, по мнению Марии, это терапия с последующей проработкой травм.
Психолог Анастасия Беренова считает, что на инцелов могли повлиять и сохраняющиеся гендерные установки, которые не идут на пользу ни мужчинам, ни женщинам.
— Такое проявление — суть не современной культуры, а того, что патриархальные установки никуда не исчезают из нашей головы. Если женщина не отвечает взаимностью, если ведет себя иначе, чем хочется, если сама выбирает партнеров — можно додумать самим, что за этим еще стоит. На формирование такого внутреннего протеста, агрессии на мир, где невозможно найти пару, также влияют установки о том, какой должен быть мужчина — сильный, безэмоциональный, ведущий в паре.
В таких условиях нет необходимости работать над собой и отношениями, они создаются раз и навсегда, с условиями и правилами для каждого. Суть культуры патриархата и гендерных установок: что положено мужчине — не положено женщине. А когда мир меняется, возникает протест. Мы живем в некотором постпатриархальном мире, где часть мужчин понимают, что по-старому уже нельзя, а по-новому они еще не могут. И такая агрессия отчасти может стать ответом на освобождение женщин, как материальное, так и психологическое, — считает Беренова.
Психолог допускает, что в ближайшее время может случиться радикализация явления. По ее словам, лучшее решение для этого — призвать инцелов взять ответственность за свою жизнь.
— Когда происходит исцеление от старых патриархальных установок, выход из коллективной травмы патриархата, происходит некоторая «ломка». Важно не то, что инцелы могут радикализоваться, а то, как общество это воспримет. Если не потакать их обидам, а вернуть ответственность за свое поведение, вернуть ответственность за неумение выстраивать отношения, радикализация сойдет на нет, — заключает специалист.
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.