В Уральском филиале Пушкинского музея в Екатеринбурге открылась экспозиция «я всегда влюблялась в один и тот же знак зодиака» от художницы под псевдонимом (аришенька). Ее главными темами стали детский взгляд художницы на мир нулевых и то, какой она ощущает себя сейчас.
Выставка во многом построена на иронии и самоиронии, а в пространстве то и дело встречаются мелкие детали: флажки, бусины, бабочки и книжные закладки, возвращающие нас в детство. It’s My City побывал в музее рассказывает, что увидят здесь зрители.
Кто такая (аришенька)?
Арина Воробьева была известна екатеринбуржцам как кураторка выставочных проектов и программы поддержки молодых художников «Новость» в галерее «Синара Арт». Для работы в качестве художницы девушка выбрала себе псевдоним (аришенька).
— Я художница, пишущая тексты. Через маленькую букву я выражаю свою причастность к сообществу писательниц и поэтесс, которые отказались от большой буквы намеренно. Мне важно сохранить это в своей идентичности и в псевдониме (аришенька). Скобочки-ладошки — графическая составляющая последнего: за ними прячется уязвимая часть моего образа, — говорит Арина.
Название «я всегда влюблялась в один и тот же знак зодиака» — художественное заявление художницы, транслирующее идею «маленькости». Это вторая часть проекта-инверсии «Точка схода. Кураторский диптих». В нем кураторы и художники Алек Девятаев и Арина Воробьева, пришедшие в музей после масштабного обновления команды, меняются местами, чтобы по-новому взглянуть на свое творчество.
Первая часть диптиха называлась «От А до ЛЕК». Здесь Алек попытался осмыслить свое детство в маленьком городе Нягань в Ханты-Мансийском автономном округе, а курировала экспозицию Арина. Теперь же Арина пробует себя в роли художницы, а Алек — в роли куратора.
— Обычно, когда ты и художник, и куратор, реализуется какая-то одна сторона. В данном случае это кураторская сторона у меня и у Алека. Обычно это и менеджерство, и исследование, и помощь художникам, на себя времени нет, хотя идеи и запал есть. Для меня это стало моментом, когда наконец-то есть время заняться теми идеями, которые лежали у себя в сундучке. Это самая вдохновляющая часть диптиха, — рассказывает Арина.
«Дома в Асбесте у нас всегда по телевизору шли музыкальные каналы»
На входе гостей встречает белый балдахин, перекликающийся с записями из телеграм-канала художницы. Рядом с ними атласные закладки, служащие указателями по работам Арины.
В начале комнаты также можно увидеть накрытый стол. Любой посетитель может поучаствовать в моноспектакле, для этого нужно лишь сесть за стол и нажать на звонок. В тряпичных конвертах, которые можно найти на столе, спрятаны личные переживания художницы, воспоминания о жизни с пятью бабушками и мамой.
Следующая работа — синяя бабочка, существующая в нескольких вариантах: как на картине, так и в проекторе. Эта работа символизирует вдохновение, важное для сублимации эмоций в творчестве.
Внимание приковывает телевизор с кинескопом, который наверняка был дома у многих в нулевые. На экране Арина поет о лучшей жизни в стиле Шакиры или Мадонны. Художница записала песню с помощью нейросетей.
— У меня была детская мечта — оказаться по ту сторону экрана. Дома в Асбесте у нас всегда по телевизору шли музыкальные каналы, потому что моя мама хореограф, — рассказывает художница.
Фрик-шоу и «тревожный чемоданчик»
Яркий акцент в зале — розовая ванна с контурами женского тела, прототипом которого стала сама художница. Сначала Арина сделала свое фото в ванной, далее изменила то, что не нравилось в ее теле, и перенесла контур на ванну. Издалека его очертания кажутся идеальными, однако при близком рассмотрении фигура теряет человеческие черты и становится пугающей.
Рядом художница расположила импровизированный торт из бусин и маленьких игрушек, которые было жалко выкинуть. Работа напоминает слой земли, будто бы взятый для исследований.
На полу в хаотичном порядке и в разных позах лежат куклы-медиумы, на эту работу художницу вдохновила реклама. Арина заметила, что женщины в рекламе теряют свою субъектность и становятся медиумом, то есть просто способом для передачи информации. Шатер комнаты отсылает посетителей к цирку, и в этом случае куклы становятся участниками фрик-шоу.
Еще одна отсылка к детству — пятнашки, сделанные на фоне земли. Квадраты украшают картинки с кошками с обложек сканвордов. Чтобы передвинуть квадраты, надо надеть хозяйственные перчатки. Здесь гости могут вспомнить каникулы, проведенные на даче у бабушки.
Завершает выставку тревожный чемоданчик художницы. Он отсылает к детским наборам для игры в доктора. Среди вещей — таблетки, наполненные бусинами, зарядки для телефона и флешки. Посетители могут дополнить список вещей, перейдя по QR-коду на чемоданчике.
Посетить выставку «я всегда влюблялась в один и тот же знак зодиака» можно с 14 февраля по 31 марта. Билет стоит от 100 до 200 рублей. 16+
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.