16 февраля УФСИН по Ямало-Ненецкому автономному округу сообщило о смерти политика Алексея Навального в колонии в поселке Харп. До этого Навального суммарно 27 раз отправляли в штрафной изолятор с тяжелыми условиями содержания, которые могли сильно подорвать его здоровье.
Соратники и члены семьи Навального воздерживаются от официальных комментариев по поводу этих новостей и говорят, что не верят в возможность произошедшего. Для подтверждения информации в колонию вылетел адвокат политика.
Тем не менее, во многих городах России уже появляются стихийные мемориалы, к которым несут цветы в память о политике. В соцсетях россияне публикуют некрологи со словами скорби и поддержки семьи Навального. It’s My City приводит некрологи, написанные екатеринбуржцами — оставшимися и уехавшими из города.
Владислав Постников, главред «Вечерних ведомостей»
— Какой-то беспросветный ужас… Раньше говорили об августе как трагическом месяце для России. Но постепенно таким месяцем становится февраль…
Алексей Мосин, глава «Уральского мемориала»*
— Три года и тридцать дней назад, 17 января 2021 года, в московском аэропорту Шереметьево был задержан вернувшийся на родину Алексей Навальный. Задержание и последующее осуждение Навального есть не что иное, как правовой беспредел, совершенный вопреки международным обязательствам РФ. Этот счетчик призван каждый день напоминать нам о том, что Алексей Навальный лишен свободы незаконно. Он будет вести отсчет времени до тех пор, пока Навальный вновь не окажется на свободе.
Итак, сегодня, 16 февраля 2024 года — три года и тридцать дней.
Он прожил жизнь, как свободный человек.
Георгий Краснов, адвокат
— В момент мы остались одни, без подстраховки и опоры. Теперь остается надеяться только на самих себя и быть такими же, как он — никогда не бояться и бороться за свое будущее. Это будет лучшей благодарностью и уважением его памяти.
Полина Грейсман, бывшая сотрудница команды Навального в Екатеринбурге
— Хоть бы это была ошибка … Может, я излишне оптимистична, но я жду официального подтверждения от семьи и коллег Алексея Навального. Но если его смерть подтвердится, то это убийство (комментарий сокращен из соображений безопасности — ред.).
Если Алексей действительно умер, то нам остается только продолжать его дело и бороться за свободную Россию.
Алексей Гресько, бывший координатор соратников Навального в Екатеринбурге
— Российским властям и всем, конечно же, верить нельзя. И в данной ситуации у меня все еще остается надежда, что это злая провокация со стороны тюремных властей. Для меня лично помощь, а потом и непосредственное участие в работе штабов Навального** — одно из самых главных и важных событий в жизни. И естественно это кардинально изменило мою жизнь. Уверен, что история все рассудит и мне никогда не будет стыдно за то, что я вовремя встал на сторону истины и справедливости.
Ярослав Ширшиков, пиарщик, политтехнолог
— Навальный был веселый, смелый, умный и добрый мужик. А время требует, чтобы в России остались только грустные, трусливые, глупые и злые люди. Поэтому он и умер. К моему огромному сожалению. Я его уважал.
Ольга Колпакова, писательница
— Человек в тюрьме был последней надеждой. Если кто-то поймет, что дальше делать, поделитесь. Пока плачем, отчаиваемся и смотрим в потолок.
Максим Петлин, руководитель свердловского отделения партии «Яблоко»
— Будем помнить… Самые глубокие соболезнования родным Алексея, прежде всего Юлии и детям. То, что произошло, это и шок и боль одновременно.
После ареста Алексея Навального 27 раз отправляли в штрафной изолятор, суммарно он провел в ШИЗО 308 дней. Последний раз в изоляторе он был 14 февраля.
Верю, что время расставит все на свои места…
Дмитрий Калинин, городской активист
— Скорбный день. Навальный вписал в себя историю нашей страны. Признаю вес и масштаб фигуры, преклоняюсь перед его мужеством и волей. Великий человек. Земля пухом. Сочувствие его семье.
П.С.: Я ж 3 года был в ОНК и всего повидал в системе «исправления» и наказания России. Медицина из рук вон плохая, мытарства в ШИЗО способны сильно подорвать любое здоровье, плюс особое отношение начальства.
Алексей Кофман, городской активист
— ФСИН сообщает, что Навальный мертв. Как избавиться от политического конкурента: нелепое дело Кировлеса, отравление, еще более нелепое и секретное дело об экстремизме, два года мучаешь человека ШИЗО, а потом всякое может случиться.
Федор Крашенинников*, политолог
— Я сегодня помолчу в память об Алексее. У нас у всех будет целая жизнь на поговорить, куда теперь спешить.
Михаил Климарев*, руководитель «Общества защиты интернета»
— Мы пока не знаем точно… Точно узнаем в течение суток-двух, пока адвокаты доберутся до Харпа. Но даже если умер, это не значит, что его дело как-то остановится. Мы знаем, что нужно делать. Я знаю. И буду это делать дальше.
Елена Шукаева*, активистка, журналистка
— Проклятый месяц какой-то. 16 февраля, 24 февраля, 27 февраля…
*Власти считают их «иностранными агентами»
**Штабы Навального признаны экстремистскими и запрещены в России
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.