«Чем ярче грезы, тем больнее возвращаться в реальность»

Почему стоит посмотреть анимационный фильм «Мечты Робота», который номинировали на «Оскар»

9 февраля, 18:13, 2024г.    Автор: Егор Бобыкин

Одним из номинантов на «Оскар» в категории «Лучший анимационный фильм» в этом году стал мультфильм «Мечты робота» режиссера Пабло Бергера. Это милая и сентиментальная драма о дружбе и внезапной болезненной разлуке, где главные герои Пес и Робот, живущие в двухмерном Нью-Йорке эпохи восьмидесятых и наделенные способностью чувствовать и переживать подобно человеку. 

Фильм лишен диалогов, ведь оба персонажа немы, но и без них режиссеру удается показать трогательную историю дружбы, где соседствуют смех и слезы. Критики называют его хорошей альтернативой для тех, кто устал от анимации Pixar. Чем еще интересны «Мечты робота» и почему они не зря оказались в одной номинации с «Мальчиком и птицей» Миядзаки, рассказывает кинокритик Егор Бобыкин.

Кадр из фильма «Мечты робота»

Анимация — не жанр. Цитируя Гильермо Дель Торо, эти слова скандировал испанский режиссер Пабло Бергер на вручении приза Европейской киноакадемии за свой мультипликационный дебют «Мечты робота». Действительно, анимация — прежде всего форма выражения. Часто именитые авторы, обращаясь к новому для себя способу создания кино, гнут ту же линию, что и в игровых фильмах.

Например, «Мечты робота» Бергера имеют много общих точек пересечения с его же «Белоснежкой» («Blancanieves»). Знакомый сказочный сюжет в обработке под немой кинематограф ощущается крайне свежо за счет взрослой подачи. Мир, который окружает Белоснежку, режиссер показывает циничным и подлым. Этот мир готов эксплуатировать образ храброго человека ради материальной выгоды и жадно взирать на то, как быки терзают тореадоров. 

Кадр из фильма «Мечты робота»

Горькая правда жизни, сбивающая сладость сказки, есть и в «Мечтах робота». Одинокий Пес сидит на диване, играет в приставку сам с собой и завидует веселящимся соседям из дома напротив. Однако достижения местного капитализма позволяют ему за определенную сумму … купить верного робота-друга и побороть одиночество! Пес берет свои сбережения, заказывает Робота с доставкой, активирует его — Робот оживает. 

Пес и Робот начинают проводить время вместе. Робот учится у своего хозяина плавать, есть вкусняшки и танцевать, а хозяин находит в дружбе с железным товарищем долгожданный миг счастья. Миг промчится стремительно, как только друзья порезвятся на пляже. У Робота постепенно начинает разряжаться аккумулятор, а батареек нигде поблизости нет. И Псу придется оставить Робота лежать одного на песке.

Кадр из фильма «Мечты робота»

То, что последует за уходом Пса с пляжа — далеко не типичная история о горькой дружеской разлуке и последующем воссоединении. Хотя «Мечты робота» — это семейный мультфильм, он рассказывает о чувстве разделенности так беспощадно, что это не снилось многим фестивальным инди-фильмам. Бергер делает смелый финт: рассказывает, как разлука со временем лишь углубляет внутренние раны.

Сюжетные линии Робота и Пса развиваются параллельно друг другу и показывают нам, как фантазии соотносятся с реальностью — теплые грезы о воссоединении против холодного течения жизни.

В оригинале мультфильм называется Robot Dreams, что переводится как «Робот мечтает». Мечтать Робот будет подолгу, поэтому мультипликаторам важно было изобразить пытливый характер железяки, которая, несмотря на «паралич», стремится познать мир. Но чем ярче оказываются грезы, тем больнее Роботу возвращаться в реальность. 

Кадр из фильма «Мечты робота»

Боль будет преследовать и Пса, когда он увидит напоминание о железном товарище. Не вдаваясь в спойлеры, можно сказать, что герои не только внешне схожи с человеком, но и похожи на людей тем, что ведут себя неидеально и в моменты перелома оказываются растерзанными сложными душевными переживаниями. И режиссер добивается этого, несмотря на то, что оба персонажа лишены голоса. 

На этом фоне бесспорно величие песни September группы Earth, Wind & Fire (вы точно ее слышали, даже если не знаете исполнителя), она играет в разных контекстах и вызывает диаметрально противоположные чувства — от радости до светлой грусти.

Нельзя не отметить и прекрасную 2D-анимацию, а именно старательную прорисовку города. Нью-Йорк 1990-х, населенный антропоморфными существами, выглядит вовсе не так как в диснеевском «Зверополисе». Дизайн гораздо более приземленный, почти что лишенный фантастических элементов, а узнаваемая архитектура в виде Манхэттенского моста и Башен-близнецов напоминают одновременно о шедевре Вуди Аллена 1979 года (в случае моста), и о чувстве давно утраченного времени (в случае башен).

Кадр из фильма «Мечты робота»

Пожалуй, лучшая похвала для работы Бергера — это то, что она самобытна и не теряется на фоне таких гигантов, как «Мальчик и птица» Миядзаки и «Человек Паук: Паутина вселенных». Это дорогого стоит.

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: