Тема пожаров и огня для жителей Свердловской области и Урала — одна из самых горячих в последние годы. Екатеринбург и другие города области все чаще накрывает смогом, огонь подбирается к городам и селам, уничтожая жилые дома, с весны по осень пожарные работают без отдыха, а на помощь им приходят добровольцы. За прошлый год огонь прошел более 300 тысяч гектаров в одной только Свердловской области.
Почему так получается, можно ли как-то предупредить эти пожары и поможет ли в этом нынешняя снежная зима, рассказал учредитель Центра профилактики ландшафтных пожаров Григорий Куксин. Его лекция открыла новый образовательный цикл Ельцин Центра «Идите лесом». It’s My City тоже побывал на лекции и приводит ее пересказ.
«Злодеев очень немного». Почему лес загорается?
— Существует очень расхожая фраза: пожар легче предупредить, чем потушить. Нет, не легче. Намного правильнее, намного лучше, но не легче. Потому что переубедить взрослых людей изменить свои привычки и укоренившиеся в сознании мифы — далеко не простая задача.
Абсолютное большинство пожаров весной начинается из-за людей. Причем это самые обычные люди, которые уверены, что поступают правильно и хотят хорошего, просто по-своему. Например, кто-то может говорить: «Я знаю, что жечь траву неправильно и опасно, но если этого не сделаю я, то сделает кто-то другой, и тогда без моего присмотра может сгореть моя банька».
Кто-то сжигает порубочные остатки, потому что боится получить большой штраф и надеется, что все обойдется. Ну и, конечно, есть наша вечная традиция жарить мясо.
Почти всегда мы находим начальную точку пожара, и почти всегда это кострище. Вполне возможно, что это кострище, где нормальные люди нормально себя вели, готовили еду и тщательно потушили свой костер, но потом кто-то бросил окурок, не считая это проблемой. А может быть, там оказалась заторфованная почва, огонь выбрался из-под камней и ушел в лес. Такие особенности местности встречаются очень часто, и не все могут их предусмотреть и учесть.
Злодеев, которые целенаправленно хотят сжечь лес, очень мало. Я работал на тысячах пожаров, и всего несколько раз мне доводилось встречать пироманов — людей с психическим расстройством, которые не могут объяснить, зачем устраивают поджог. Какой-то криминальный умысел — это тоже буквально доля процента. Но при этом «человеческих» пожаров все равно более 90% от общего числа — неумышленных, но существующих. И об этом полезно иногда вспоминать, чтобы потом не сделать чего-то такого, за что придется переживать.
«Наукообразная ерунда». Правда ли, что торф самовозгорается?
— Главный миф про торфяные пожары — то, что они разгораются сами собой. Можно услышать версии, что торф горит от солнца или неведомых бактерий, что все торфяные ямы связаны между собой под землей, что они очень глубокие и горят десятилетиями… Одним словом, про торф сказано и написано очень много ерунды, в том числе и ерунды наукообразной. Это можно понять. Когда человек обнаруживает в лесу яму, из которой идет дым, вокруг трава и никаких следов, непроизвольно возникает очень простое объяснение: оно как-то само загорелось.
А на самом деле, все намного проще. Например, когда-то весной мужчина с горелкой обжег вокруг своего участка траву и думать об этом забыл, а трава горела-горела, зашла на осушенное болото и там отдельными маленькими ямками загорелась почва. Эти ямки остались тихонько тлеть, их никто не замечает, к ним никто не ходит. А через несколько месяцев огонь разгорается, и начинается пожар.
Последние годы тлеющий торф все чаще уходит «на зимовку». Массово мы с этим столкнулись именно на Урале из-за почвенной засухи и дефицита осадков и грунтовой воды. Торфяной пожар создает своего рода землянку с печкой и переживает там холода. Крыша из снега и дерновины прекрасно изолирует уголь от воды и холода, новый торф из стенок тоже вовлекается в процесс горения, и постепенно очаг расползается. Весной этот пожар выйдет из-под снега и начнется открытое горение уже без всякого человеческого участия.
С этими пожарами надо что-то делать. И повезло, что именно в Свердловской области среди профессиональных пожарных нашлись люди, которые нестандартно мыслят и смогли придумать технологию зимнего тушения таких очагов.
Ее прямо сейчас применяют в области: выявляют и обследуют места, где торфяные пожары остались на зимовку, затем разламывают очаг бульдозером и раскидывают его тонким слоем по мерзлой поверхности. Печка больше не может поддерживать тепло, и торф остывает.
Работа непростая, важно, чтобы тракторист ее не боялся и понимал, что конкретно он делает. В таком случае удастся ликвидировать хотя бы часть таких зимующих очагов.
«Паводок нужно удержать». Будет ли в этом году меньше пожаров из-за снежной зимы
— Хорошие осадки, конечно, большая радость, это позволяет закрыть некоторые проблемы. Но далеко не все. Накопленный дефицит осадков, более сложные процессы с водосборами, которые влияют на подземные и грунтовые воды, не восстановить одним годом. Тем более что не от нас зависит, как пойдет снеготаяние. Бывает, осадков много, а весной они сходят очень неравномерно и мы не замечаем большого паводка. Но если паводок будет большой, его нужно удержать. Это трудно, но важно.
Этому должно помочь строительство плотин. Когда талая вода будет удержана, она немножко напитает грунт, и тогда возникнет чуть меньше очагов, мы сможем чуть-чуть мягче пройти весенний период.
При этом нужно помнить, что паводковая вода уйдет очень быстро и бесполезно рассчитывать, что воды все лето будет много и гореть мы не будем. Это не так.
Но пока природа создает нам подходящие условия, надо этим обязательно пользоваться. Ведь если мы не справимся в весенний период, нас ждет такое же тяжелое лето, как предыдущее.
«Реагировать как можно раньше». Как готовиться к новому сезону огня?
— 2023 год был общей бедой — никто не рассчитывал, что будет такая засуха и такие экстремальные условия. Мы прошли его небезупречно, но многому научились и вынесли много опыта. И сейчас очень важно, чтобы в следующий сезон мы вошли с учетом прежних ошибок.
Например, в прошлом году сезон очень быстро развивался: пока горел лес и населенные пункты, не успевали заняться торфом. Когда занялись торфом, вода уже ушла и тушить было нечем. Поэтому теперь опыт: на торфяные пожары надо реагировать как можно раньше.
Еще большими силами надо реагировать на горящую траву, потому что каждый вложенный рубль в тушение травы — это сэкономленные миллионы на тушение леса.
Еще один важный момент — удержание воды. Очень долго принимали решение по поводу строительства плотин, в итоге вода ушла. А ее надо удерживать, пока она есть. То есть многие вещи надо делать раньше.
Сейчас очень эффективно идет зимнее тушение. Для отдельных мест оно точно улучшило ситуацию. Солнечный и Зеленый дол (поселки в Березовском городском округе — прим. ред.) точно разгорелись бы зимой, а теперь этого, надеемся, удастся избежать.
Поэтому самое главное — не останавливаться. Впереди непростой сезон. Готовимся к весне, разговариваем с окружающими о профилактике пожаров, ждем и не расслабляемся.
«Надо немножко подучиться». Как помочь пожарным?
— Пожарный от добровольца отличается тем, что пожарный тушит пожар как явление, а неквалифицированный человек видит огонь и тушит огонь. А пожар — явление более сложное. На него влияет много факторов: лес и рельеф вокруг, топливо, погода. Профессиональный пожарный все эти факторы анализирует и составляет прогноз развития пожара, конкретную тактику его тушения.
Поэтому, когда ты видишь огонь, не нужно сразу бросаться заливать его водой, нужно подумать, как тушится весь пожар, кто руководит этим процессом. Если на этом пожаре есть руководитель тушения, его надо найти, чтобы он вас встроил в общую схему. Добровольцы, если они первыми прибыли на место, могут эту схему придумать и сами, но для этого надо немножко подучиться и понять, как пожар существует и развивается.
Если вы квалифицированно обучились, то не сильно отличаетесь от лесника или пожарного и можете грамотно работать на пожаре. А получить полезные рекомендации и пройти учебный курс можно на сайте Движения добровольных пожарных. Это независимый ресурс, который не привязан к какой-то конкретной организации — просто своего рода общая копилка знаний (там же можно присоединиться к добровольцам).
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.