Зимой особенно остро стоит проблема с бездомными животными. Из-за шумных фейерверков и петард собаки срываются с поводка и теряются, а кошки выбегают из квартир из-за открытых дверей. Специалисты отмечают, что к декабрю 2023 многие городские пункты приема животных оказались переполнены.
В таких условиях некоторые зоозащитники идут на крайние меры — публикуют душераздирающие баннеры с фотографиями бездомных котят и щенят. Не все хозяева в силах справиться с эмоциями, а потому порой берут животных, даже не имея нужных условий. Позже выясняется, что милому питомцу недостаточно лишь еды и теплого крова. Многим из них нужны занятия с кинологом, а также дорогое лечение.
It’s My City собрал истории нескольких горожан о том, с какими проблемами им пришлось столкнуться, взяв животное из приюта. А директор фонда «ЗООзащита» Анна Вайман рассказала, как их правильно пристроить и приручить.
«Нужно было полностью удалять ухо». Мария, взяла кошку Капитолину с проблемами слуха
— Прошлая моя кошка жила со мной 16 лет, но умерла от рака. Только спустя четыре года я решила взять новое животное из приюта, чтобы подарить кому-то счастье. Мы с бывшим мужем нашли шикарного пушистого кота, но в приюте нам объяснили, что он очень вредный, да и размер у него огромный, совсем не для нашей квартиры. Предложили взять Капитолину. На фоне этого кота она выглядела настоящей чмоней — маленькой и побритой.
Выяснилось, что ее три дня пытались поймать на каком-то заводе, в итоге сделали это только с помощью котоловушки. Мы взяли с бывшим мужем ее на руки и влюбились.
Когда мы забирали животное домой, нам сказали, что у нее отит. Дали справку от ветеринара и капельки. Заболевание должно было пройти через неделю, но кошка все время прятала ухо. Пошли к другому ветеринару показать ее, а в итоге при осмотре выяснилось, что в ухе полно гноя. Доктор сказал, что обратись мы на неделю позже, ее пришлось бы усыплять. Нужно было полностью удалять ухо, но риск летального исхода был огромный. Мы решили рискнуть.
В итоге все прошло хорошо, дополнительно решили сделать пластику уха, чтобы животное выглядело красиво. Теперь она слышит только одним ухом.
«Если дома все было хорошо, то на улице он бросался на людей». Галина, взяла двух собак с проблемами в поведении
— Первую собаку из приюта я взяла 11 лет назад. Тогда мы только развелись с первым мужем. У меня была огромная боль, я хотела собаку, но не имела никакого представления о них.
Стала просматривать объявления, увидела худого метиса лайки и лабрадора и решила съездить к нему в приют. Приехала туда со своей мамой на знакомство с псом и сразу же поняла, что он неуправляем: тянет поводок, бегает, унося нас за собой. Мама просто в ужасе, начала меня отговаривать. Решили не брать.
Девушка-куратор из приюта сказала, что мы пятые, кто пришел к нему и отказался. Его отвели не в будку, где обычно живут собаки, а в другую комнату. Все потому, что он полностью разнес свою из-за стресса. Эта история попала мне в самое сердце. Потом я заметила, что он плачет, растрогалась еще больше и взяла его.
Мы назвали его Хэном. Первые дни выдались тяжелыми — он был совершенно неуправляемый, выйти на улицу было практически невозможно. В итоге срочно пошли на занятия с кинологом. Потом ситуация стала куда лучше, он стал спокойнее и реагировал только на какие-то исключительные раздражители — людей, занимающихся скандинавской ходьбой, и лыжников. Бывало, что пару раз срывался с поводка и сбегал, однако сразу приходил к дверям подъезда.
Честера я завела после второго расставания. Одна знакомая попросила посидеть с ним и другой собакой. Рассказывала, что Честер — приютский, очень неуправляемый, а в итоге мы с ним целую неделю в обнимку пролежали. Потом я посидела с ним еще раз, написала его хозяйке, мол, так понравился Честер, хочу взять похожую маленькую собаку из приюта.
Она мне отвечает: «А зачем брать?» Оказалось, что Честер был у нее на передержке. Его привезли с отлова в Челябинской области. Там он жил в стае собак, был предводителем, несмотря на свой небольшой размер.
Если дома все было хорошо, то на улице он бросался на людей, до сих пор может облаять кого-нибудь. Сейчас мы с ним тоже занимаемся дрессурой. Благо, мы уже научились некоторым приемам на Хэне. Кроме того, у Честера постоянно слезились глаза, в итоге оказалось, что проблема крылась в корме. Сейчас о жизни на улице напоминают зубы — часть из них начала гнить, поэтому в планах вылечить их.
«Сейчас собака почти лежачая». Елена, живет с четырьмя животными, одно из них парализовано
— Сейчас у меня живет две кошки и две собаки. Первая собака у меня была отказная, она не совсем из приюта, то есть я забрала ее от хозяев. В принципе, просто минуя приют.
Первый кот появился после расформирования приюта. Второй — после неприятной истории. Несколько лет назад умерла одна заводчица. Кошки в ее квартире расплодились, и их уже было более восьмидесяти. Из них я взяла одного кота на передержку. Через полгода нашла для него хозяев, однако через месяц его вернули. Животное четыре дня просто сидело в углу, на всех шипело. Не знаю, что с ним там делали. Я была в ужасе, мне стало жалко куда-либо его девать, пришлось оставить себе.
Потом решила взять еще одну собаку в приюте. Обратилась туда, потому что не все заводчики тщательно обследуют животных и проверяют, а тут наоборот. Тебя десять раз предупредят, если у пса есть серьезное заболевание, а если что-то пойдет не так, подскажут специалистов.
У меня оказался йоркширский терьер. Сначала все было хорошо, но пару-тройку месяцев назад его просто парализовало на ровном месте. Обратилась в приют, мы думали, там либо инсульт, либо еще что-то. Выяснилось, что дело в неврологии. Специалисты говорят, у мелких собак такое бывает.
Сейчас собака почти лежачая. Если учесть, что ей мало лет, грубо говоря, 10-12 лет у тебя будет лежачая собака. Конечно, есть большие проблемы и с туалетом, и с принятием пищи, но мы продолжаем делать все процедуры. Только на оплату МРТ у меня ушло 17 тысяч рублей.
«Кидался на чужих людей, сильно боялся других собак». Виолетта, перевоспитала агрессивного пса из приюта
— Первой нашей собакой стала Бет. Ее нашла моя дочь, животное просто выкинули из машины. Собака начала бросаться к другим машинам, была очень беспокойной. Дочка не нашла ни меток, ни адресников. Все тело было в колтунах. Сначала мы не собирались оставлять питомца, позвонили по приютам, но не нашли места.
Повели животное в ветеринарку, сделали обследование. Выяснилось, что у нее была кишечная инфекция. После всего пережитого мы уже не могли расстаться с животным.
Вторым нашим питомцем стал Брюс. Моя коллега просто листала сайт приюта, подбирала своей сестре собачку. Там было фото одного красивого пса. Мы обговорили все с семьей и решили, что готовы взять вторую собаку.
Поехали на знакомство всей семьей, вместе с Бэтой. В итоге собаки друг друга вообще не приняли. Решили найти другое животное. Я давно мечтала о таксе, а тут обнаружили таксу XXL. Они мирно пообщались с Бэтой, и мы привезли Брюса.
После обследования выяснилось, что Брюс пережил многое. Ветеринары обнаружили дробь в ноге от стрельбы, которую невозможно удалить. Кроме того, на теле нашли шрам от укуса других собак.
До приюта он жил в семье пьющих людей, поэтому у пса были большие проблемы с поведением: кидался на чужих людей, сильно боялся других собак. Без дрессировки было очень тяжело с ним гулять, животное не могло пройти и несколько метров спокойно, остро реагировало на прохожих и других псов. Водим его к кинологу уже полгода. У нас есть успехи, однако гулять мы выходим очень поздно, чтобы лишний раз его не провоцировать.
«Сербия считается страной, где распространено бешенство». Полина, взяла животное в сербском приюте
— Первую кошку из приюта мы с молодым человеком взяли еще в России. У нас уже жили две крысы, поэтому мы искали котенка, чтобы легко приучить его к грызунам. Потом я переехала в Сербию. Сразу после приезда было эмоционально тяжело, поэтому я начала волонтерить в приюте для кошек в Белграде.
В Сербии очень специфическое отношение к кошкам. Я думаю, это последствия противостояния культуре Османской империи. Если турки очень любят кошек, то в Сербии больше любят собак. Они хорошо к ним относятся, но у них кошка — это совсем не домашнее животное, она должна жить во дворе и ловить мышей.
Наш приют основали иностранцы. Из 20 человек волонтеров там только два-три серба. По опыту могу сказать, что иностранцы чаще берут кошек, чем местные.
Так получилось, что нам подбросили двух новорожденных котят. Они были в ужасном состоянии — с кровавым поносом и другими проблемами. Я как волонтер повезла их в лечебницу. Там они провели около месяца. Позднее выяснилось, что один котенок выжил, я решила оставить его себе.
Нам тяжело было справляться с глистами — у уличных кошек их вылечить практически невозможно. Хорошо, что от котенка не заразилась моя кошка из Екатеринбурга. Часто были ситуации, когда мне приходилось прям вручную вытаскивать этих живностей из кошки.
Вообще система пристроя животных работает почти так же, как и в России. Единственный момент — Сербия считается страной, где распространено бешенство. Как правило, это касается скота, который может контактировать с лисами, с какими-то другими дикими животными. Для вывоза животного из Сербии нужен титр-тест. Он дорого стоит по меркам Сербии, порядка 100 евро.
Кроме того, Сербия — это страна, где много частных домов. Поэтому мы делаем послабление и разрешаем хозяевам отпускать животных на выгул по участку.
«Возвращают 15-20% животных»
Но далеко не все, кто приютил животных, могут поделиться историями успеха. Директор екатеринбургского фонда «ЗООзащита» Анна Вайман отмечает, что из всех взятых животных в приют возвращают обратно порядка 15–20%. Многие оказываются не готовы к финансовой нагрузке, связанной с лечением и дрессировкой, а также изменению образа жизни.
— Это все равно лучше, нежели выбросить животное на улицу. Да, мы проводим тщательный отбор людей, но такие истории все равно встречаются. Мало кто понимает, что животное должно пройти процесс адаптации. Недавно был вопиющий случай, когда человек взял собаку, а потом через 40 минут вернул с жалобой на то, что пес накакал в машине. Конечно, бывают и другие случаи, когда животное просто не может прижиться, мы всегда принимаем обратно, — рассказывает специалист.
Как взять животное из приюта? Пошаговая инструкция
— Один из частых вопросов: готовы ли вы к занятиям с кинологом, если у вас нет опыта? Если люди на это не готовы, говорят, что им дорого, то тогда простите, зачем вам собака? Особенно это актуально для щенков. Еще один важный вопрос: согласны ли все члены семьи? — отмечает Анна.
— Мы должны понять, есть ли отклик у животного и хозяев? Часто бывает так, что приезжают к одной собаке, а выбирают другую. Если мы говорим о собаках, то обязательно нужно с ней погулять, чтобы понять, сможете ли вы физически удержать ее, — рассказывает директор фонда.
— Если мы приходим к мнению, что животное едет в эту семью, мы привозим своих подопечных сами. Проверяем условия и заполняем документы, подтверждающие факт передачи конкретного животного людям. Этого не стоит бояться, потому что взамен вы получаете полностью обследованных, кастрированных, стерилизованных, привитых животных. Мы никогда не скрываем нюансы в поведении и здоровье, для того чтобы люди не сталкивались потом с неприятными сюрпризами. Если что-то происходит потом, то предлагаем помощь.
— Фотоотчеты есть, но мы не просим это делать каждый день. Просто небольшие сообщения, чтобы мы знали, как приживается животное. Многие сами с удовольствием присылают нам фотографии уже подросших питомцев, очень приятно на это смотреть. Кроме того, мы всегда сможем проконсультировать хозяев, если животное столкнулось с какой-то проблемой: советуем ветеринарные клиники или отдельных специалистов.
Главное — спасти?
У многих людей есть ошибочное мнение, что главное — поскорее пристроить животное. А то, как оно приживется и что оно будет есть, не имеет значения. По мнению директора фонда, в глобальном плане это совсем не идет на пользу питомцам.
— Я не говорю, что все так делают, очень много зоозащитников совершенно безответственных, таких мы называем хелперы. Эти люди хотят пристроить животных абы кому, лишь бы забрать с улицы. Это неправильный подход. Многие из них снова возвращаются туда или же страдают из-за плохих условий жизни.
С ноября мы начали проект, посвященный правильной помощи животным. Вместе со специалистами мы разработали алгоритм действий, что делать, если ты нашел животное.
Под Новый год приюты оказываются сильно переполнены из-за того, что многие животные теряются. Сейчас в приюте «Зоозащиты» 250 собак и около 150 кошек. Все они ищут дом. Если вы хотите кого-то приютить или помочь финансово, узнать о каждом подопечном можно в соцсетях или на сайте проекта.
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.